Пост. Пост. По поводу подготовки к Великому Посту. Часть 2
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  03.03.2022.



Великий Пост – мощный инструмент к самосовершенствованию, если он проходит в русле реализации нашей связи со Христом. Формирование новых навыков. Время осмотреться и задать настоящие, честные вопросы себе. Внутренняя свобода. Самонаблюдение. Трезвение. Молитвенное делание. А не только воздержание от пищи на уровне тела.

Продолжение в ответе – «Вера. Вера и социальная жизнь. Духовность, радость и предметный мир».

Начало – в ответе «Пост. Про Пост в общих чертах. Часть 1».

Ты спрашиваешь, как подготовиться к Великому Посту.

Наверное, я должен сказать о необходимости отсечения (по возможности) контакта с социальными сетями, о борьбе с доминирующими страстями. Конечно, об этом тоже надо говорить, но в начале о не совсем очевидном.

Первое с чем тебе придется столкнуться – уныние. Уныние, что лишилась привычного рациона, привычных утешений. Ты приходишь после работы, слоняешься по дому, не зная чем заняться. Возникает печаль, жалось к себе. На борьбу с унынием и хочу направить внимание. Первое, что нужно сделать – открыть книгу по кулинарии и почитать какие есть постные рецепты. Не думаю, что ты достигла того уровня, когда качество еды потеряло всякое значение. Возможно, не стоит пока настраиваться на программу максимум. Будет здорово, если ты вообще удержишься в русле следования уставу (хотя бы формально). Один человек мне рассказывал, что очень помогли два простых рецепта, которые ему подсказали (одним рецептом поделился знакомый монах, другой рассказала бабушка). Рецепты невероятно простые, но они помогли выдержать Великий Пост. Первое – луковая зажарка. Режется лук, высыпается на сковородку, поджаривается и если добавить его в любую кашу, то она становится вкусной. Второй рецепт – подливка. Пережариваются овощи, добавляется немного воды и присыпается мукой. Этой подливкой можно полить любую кашу. Сейчас, слава Богу, открылись магазины, в которых можно приобрести постные батончики, способные разнообразить и обогатить рацион. Даже думая о том какие и где купить батончики и постные продукты, ты настраиваешь свои мысли таким образом, чтобы и Пост выдержать в русле реализации своей связи со Христом. Разнообразие еды убережет тебя от уныния. Когда прп. Серафима Саровского сестры монастыря спросили, что им делать при унынии, он порекомендовал держать хлеб под подушкой. Мы не святые. Часто на голодный желудок вовсе не спится. А когда человек покушает (не объедаясь), то уныние отступает. Нужно время, чтобы понять, что такое кушать досыта, но не объедаться.

Второй момент заключается в преодолении страстей. Это происходит в том числе и через Ведение. Данная мысль нередко встречается на страницах книги «Добротолюбие». Под Ведением Отцы, как писал схиархимандрит Гавриил (Бунге), понимали целостную панораму бытия. Созерцая ее очами ума, чувствуя причинно-следственные связи, протянутые между явлениями, ум уже не так легко обольщается желаниями. Например, при наличии картины мира ослабевает то, что сейчас называют компульсивными стремлениями. Каким образом эта мысль относится к теме уныния? В малом мы учимся преодолевать большое. Конечно, человек при скудном рационе сталкивается с печалью, но если сумеет преодолеть уныние, если научится в эти минуты совладать со своей душой, то потом, когда в жизнь случится большая скорбь, сильная вспышка эмоций, способная помрачить ум, выбить пробки и сделать его невменяемым, этот человек справится, у этого человека будет внутренний ресурс, выработанный в дни Поста. Можно человека уподобить бойцу, который отрабатывает вместе с партнерами по спарингу приемы. Движения мозгом и телом запоминаются, а затем в экстремальной ситуации будут воспроизведены автоматически. Так и здесь. Тот навык, что получит душа, преодолевая некую малую печаль, поможет потом преодолеть печаль великую (мало ли ситуаций, способных лишить человека равновесия).

Следующий пункт состоит в том, что Пост не является только лишь воздержанием от пищи на уровне тела. Так же выделяют и Пост на уровне воздержания чувств. У одного духовного автора было такое выражение – не насыщай своего сердца чужой красотой. Люди «питаются» образами (передаю мысль своими словами). Когда этих образов становится очень много, превышается некий допустимый удельный вес, они начинают трансформировать наше мышление, нашу картину мира, наше естество, заражая нас, инфицируя желаниями. Через отпечатки мыслей, по мнению духовных авторов, демоны воюют с человеком. Эта мысль понятна и с точки зрения физиологии. Вспомним слова Христа «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 28). То есть взгляд с вожделением активирует, приводит в движение нейронные сети, отвечающее за сексуальное возбуждение. Физиология, может быть, не в полной мере отреагировала (как во время сексуального акта), а лишь частично. Физиология трансформировалась немного в сторону хаоса. Может быть, и удельный вес не набран, и не перейден порог, отличающий «здоровье» от «нездоровья», но можно сказать, что человек уже на пути к патологии. Когда эти изменения накопятся, аккумулируются, то движение к разврату, реализуемое внутри, способно привести человека к утрате собственной идентичности (понятно, что термин слишком общий). Человек уже и не рад тому, что его сердце разрывается желаниями, но к этому состоянию он подвел себя сам.

Великий Пост – время осмотреться, что входит в окна (пять чувств) нашей души.  В течение года мы работаем, двигаемся, что-то реализуем. В идеале трезвение должно быть всегда с нами, но уж если трудно реализовывать практику самонаблюдения, сродниться с ней, то хотя бы выделить время в году, когда мы навык внимания тренируем. Что в душе происходит? Кто мы? Где мы? Куда мы?

Как раз в ответе о Великом Посте удобно дать комментарий и на другой вопрос, хоть ты его не задавала. Я его поставлю, так как его могут поставить другие. Чем Православная Церковь отличается от сект? Хотя бы Великим Постом. Задача секты не дать ни минуты на обращение человека к собственной душе. Человек всегда находится под контролем, под прессингом других адептов секты, идеологии.

В Соловецком монастыре на время первой недели Великого Поста отменяются все труды, за исключением самых необходимых (должна быть приготовлена скудна пища, кто-то находится на вахте и так далее). Но в целом все должны быть на службе, даже отменяются молитвенные правила. Человек должен войти в себя и задать себе все вопросы, на которые у него не было времени. Секта никогда не сможет себе позволить сделать подобного шага в сторону своих адептов. Если дать людям возможность честно задавать вопросы, они догадаются, что ими манипулируют и выйдут из секты. Хорошо, если мы такие вопросы будем ставить. То есть каким-то образом этот шлюз, через который в наш ум льются непрестанно впечатления, заглушающие самосознание, закрыть хотя бы на какое-то время.

В одном из песнопений, посвященных Великому Посту, говорится (если сказать своими словами), что мы разрываем неправильное рукописание, то есть какие-то соглашения, навязанные другим. Мы ищем милости от Бога себе, то эту милость должны явить другим. Очень важный момент. Сердце человека может быть связано чем-то (обидами, хищничеством по отношению к другим). Эти узы держат запертым наше сердце. Порой нам кажется, что это мы держим человека «под замком», но наша ненависть к нему, наша агрессия и стремление подавить, держит нас самих взаперти. Дело не в том, что нельзя зарабатывать деньги, нельзя иметь имущество. Речь не об этом. Вот мы вступаем в деловые отношения с другими, зарабатываем или приобретаем имущество. Эти сектора жизни не должны становиться доминирующими. То есть стараться по максимуму в этих областях не совершать ничего против совести, иначе подобный поступок станет шрамом на нашей душе. При наличии такого рубца мы лишимся способности прикоснуться с Божественной Благодатью. Как мозг человека, истощенный пьянством, становится нечувствительным к высокому слогу художественного произведения. Входя в Пост, мы по максимуму освобождаемся от этих уз.

Приведу слова одного старца – если бдение (ночная молитва) не «получилось», то есть во время бдения человек не ощутил глубокой связи с Богом, то необходимо смотреть почему такое препятствие возникло. Может быть, ты совершил что-то против совести или возникла конфликтная ситуация. Если у тебя со всем братством (эту мысль старца можно применить и к мирянам) хорошие отношения, но с одним человеком плохие, он не даст тебе молиться. Дело не в том, что он будет приходить и стучаться в дверь, отвлекать, но при попытке погрузиться в молитву, на поверхность сознания всплывут образы, связанные с ним. Ведь во время молитвы человек думает о том же, о чем думал в течение дня. Если день прожит в состоянии хаоса (даже если он не всегда ощущается), в состоянии общего бесчувствия, то и на молитве всплывает мысленный беспорядок. Чтобы иметь возможность реализовывать молитвенное делание необходимо упорядочить и жизнь в течение дня. Поступать по совести. Стараться не конфликтовать. Конечно, будут люди агрессивно настроенные. Здесь важно, чтобы мы к ним не проявляли ненависти. Например, начальник должен сделать выговор подчиненным. Но важно сделав замечание не трястись от гнева самому. По делу. Спокойно. Так, чтобы сердце не пришло в хаотизированное движение. Срыв может воспрепятствовать молитве, встать стеной между тобой и Богом.

Еще к вопросу отпечатков. Те, кто читали святоотеческие творения о духовной брани узнают технологию маркетинга.

Излагаемая мысль упомянута в тексте «Остаться человеком: офисы, мегаполисы, концлагеря (часть 3)», в главе «О необходимости сохранения любови…». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1961/

Примечательно, что Святые отцы описали принципы манипуляции сознанием, но не в контексте человеческих отношений, но как демон воюет с человеком, используя мысленный материал. Активизируя те или иные образы в сознании человека, можно добиться включения определенных нейроцентров. Человек, который не думает о том, на что смотрит, какие образы в себя впускает, со временем становится зависимым от чужого мнения. Время Великого Поста – возможность проследить кнопки, нажимая на которые мы становимся внушаемыми (не важно кто их активизирует – демоны или другие люди, дух времени или масс-медиа). Проследив эти пути, мы можем прийти к внутренней свободе. В той глубине, где человек принимает решения, он не определяется ложными суждениями – это и есть свобода внутренняя. Появляется возможность принять максимально адекватное решение из всех возможных.

Тот опыт, который мы приобретем (воспитаем) во время Великого Поста, с нами останется в виде закрепленного навыка. В следующий Великий Пост мы сможем этот навык углубить и расширить. Постепенно эффект накапливается и Великий Пост становится мощным инструментом, помогающим нам идти к самосовершенствованию. Даже если Великий Пост пройдет очень «плохо», при определенном взгляде на ситуацию, негативная информация становится информацией положительной. Если мы безалаберно провели Великий Пост, но у нас есть мужество заглянуть в глаза происшедшему, то мы делаем выводы. Почему Великий Пост в нашем случае провалился? Что способствовало этому провалу? Какие шаги должны быть предприняты в последующем? И таким образом даже из провальной ситуации мы можем вынести конструктивные выводы.

В своей книге «Антихрупкость» Нассим Талеб упоминал средиземноморскую диету. Это рыба, овощи, зелень, кто-то говорит, что и вино. Считается, что такой рацион способствует увеличению продолжительности жизни. Нассим Талеб делает вывод не очевидный для диетологов, что люди, реализующие эту диету, здоровее не только потому, что употребляли конкретные продукты, а потому что это и есть Великий Пост. Да, некоторые диетологи восстают против идеи Великого Поста. Но Нассим Талеб высказывает совершенно справедливую идею – наши предки веками жили на определенных территориях и не питались согласно столь педантично рассчитанному с помощью электронных весов рациону. Если им удалось поймать добычу, то они употребляли мясо. Подходило время урожая и в рацион добавились сельскохозяйственные культуры. Некая переключаемость на разные режимы питания способствовала тому, что система жила, адаптировалась к изменениям, развивалась. Антихрукость предполагает, что стрессоры усиливают устойчивость системы. Они человека обучают, делают его более стойким, выносливым. Люди, которые живут без стрессоров, становятся хрупкими. Автор книги описывает масштабность заблуждения человечества. Люди пытаются полностью исключить стрессоры из своей жизни в надежде обрести покой, безопасность, в итоге их жизнь наполняется тревогой и непредсказуемостью. Люди хотят зарегламентировать себя во всех аспектах жизни, а в заключении порождают такие сложности, с которыми перестают справляться.

Необходимо эту мысль уравновесь другой (хоть не касается темы Великого Поста). Сейчас очень модно говорить о революционном взгляде, отвергать стереотипы, искать новое. Действительно, есть общественные стереотипы, сформированные без веских оснований. Есть предрассудки, которые мы впитываем, являясь частью общества. Например, предубеждение, что с человеком, обладающим физическим отличием, не стоит дружить.  С течением жизни, развиваясь в любви, мы понимаем, что это предрассудок. У человека могут быть проблемы со здоровьем, но это не делает его недостойным жизни и нашей любви. Но есть общественные нормы, которые предрассудками не являются. Они в виде точной формулировки впитали в себя опыт тысячелетий. В эти формы отлилась масштабная культура и глобальное знание человечества о выживании. Нассим Талеб называет такие формы эвристическими принципами. Великий Пост тоже в каком-то смысле является эвристическим принципом. Приведу в качестве примера историю одного человека. Он тяжело заболел. Был прикован к инвалидному креслу. По совету врача было необходимо придерживаться очень строгой диеты (полное воздержание от продуктов животного происхождения). Человек круглогодично питался практически по уставу Великого Поста. Он выздоровел, встал с инвалидного кресла. Сын этого человека верующий, как сейчас принято говорить, «в душе». Но даже ему стало понятно, что живя раз в год по уставу Великого Поста отпадает нужда следовать по этому уставу целый год, а может быть и больше.

Еще штрих. Автор книги «Как привести дела в порядок» Дэвид Аллен (современное руководство по менеджменту) утверждает, что у человека должны быть списки, по которым он пересматривает свою готовность, свой профессионализм. Причем должны быть списки с различными уровнями перспектив. Дела на неделю. Цели на год. Планы на десять лет. Перспективы на всю жизнь. У нас тоже есть контрольные списки. В частности, ежегодная повторяемость Великого Поста является инструментом, чтобы человек не сошел с пути.  С точки зрения Дэвида Аллена списки нужны, чтобы не сбиться. Есть цели стратегические, но вовлекаясь в процесс реализации ежедневных дел, про эти глобальные цели человек может забыть. Список на день – купить сыр, яйца, молоко (вне поста). На неделю – подготовить стол, чтобы встретиться с близкими и отпраздновать событие. Перспектива на год – выучить язык. Изучение языка встраивается в более масштабную цель. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) для написания книгу «Дух, душа и тело» вынужден был подтянуть знание иностранных языков, потому что нужная медицинская литература издана на иных языках. Чтобы человек, реализуя дела близкого уровня не забыл о более масштабных целях эти списки и нужны.

Великий Пост – время активации памяти о глобальной цели, находящейся за пределами земной жизни. Говоря о жизни вечной, некоторые люди делают высказывания дискуссионного характера – при жизни надо страдать и мучиться, а воздаяние ждет там. Нет. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:22). Если Царство Божие раскрывается в человеке, он еще при жизни он становится способным к радости, в нем появляется устойчивость. Еще здесь жизнь начинает становиться иной, как полноводная река. Кстати, люди, приходящие в Православие, начинают оживать после того, как были опалены грехом, практически первое, что замечают – к ним вернулась способность радоваться (причем радоваться вещам, которые раньше казались незначительными). Великий Пост – средство оживить нашу душу. Не зря его называют весной души. Это время вспомнить кто мы. Куда идем? Для чего это делаем?

В качестве постскриптума. Некоторые люди, входя в Великий Пост, первую неделю не вкушают и Страстную седмицу не вкушают тоже. Здесь надо учесть, что для такого рода воздержания необходим навык. Один человек поделился своим личным мнением по этому вопросу. Организм, не получая пищи, перестраивается на «аутофагию» и начинает использовать собственные ресурсы. Может произойти некое отравление. В этом случае первые дни Великого Поста человек может быть выключен из напряженной молитвенной деятельности, поэтому здесь необходимо рассуждение.

Свои представления о Великом Посте можно расширить, прочитав две статьи архиепископа Нафанаила (Львова) «Великий Пост» и «Великий Пост нашего времени». Они включены в сборник его статей «Ключ к сокровищнице». Сохраняя рамки представлений о Посте и одновременно не реализуя круглосуточное невкушение пищи, многие люди выбирают посильный для себя объем.       

P.S.Хорошая подборка о Великом посте на сайте «азбука» вышла, вдруг пригодится. «ВЕЛИКИЙ ПОСТ. 25 советов постящемуся».