Общение. Общение. Говорить ли взрослому племяннику, что не нравится его поведение
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  29.03.2022.



Необходимо сохранить связь с человеком в любых условиях и обстоятельствах. Критика вызывает защитную реакцию. Важно быть рядом и дождаться момента, когда человек готов раскрыться и услышать.

Ты спрашиваешь о своем родственнике, о сыне сестры. Тебе не нравится, как он живет, что он, будучи взрослым мужчиной, не работает, живет на деньги, которые получает от сдачи квартиры в аренду. Ты пытался (как тебе казалось) наставить его на путь истинный. Разговоры не складываются. Ты смущаешься.

Необходимо понять ведущий принцип – сохранить связь с человеком. Донести что-то важное человеку можно только в результате совместной деятельности. Такое мнение можно услышать от людей, занимающихся педагогикой. Ты не знаешь, когда человек раскроется перед тобой. Директор центра Василия Великого, где реабилитацию проходят трудные подростки, находящиеся в конфликте с законом, давала следующие советы и рекомендации мужчинам, желающим усыновить или взять опеку над подростком. Некоторые детские дома практикуют опекунство. То есть мужчина может стать взрослым другом воспитаннику, а впоследствии выпускнику детского дома, подсказывать по жизни. Можно просто приехать на природу и каждому заняться своим делом. Один ловит рыбу, другой читает газету. Вместе чистить картошку, чтобы ее пожарить. Просто чистить. Просто вместе. То есть приехать на природу не с целью проведения масштабного разговора. Бывает, что разговор возникает сам собой и вдруг получилось вложить одно слово какое-то и оно проросло. Таким образом контакт и происходит, когда человек может просто быть рядом. Наш собеседник не всегда находится в состоянии готовности слушать и воспринимать. Когда-то он открыт для общения, когда-то закрыт. Поэтому учитывать нужно степень готовности человека слышать, а не нашу степень желания поговорить.

Ты не несешь прямой ответственности за жизнь этого человека. Он не твой сын. Да, как родственника, ты хочешь видеть его сильным, самостоятельным. С другой стороны, надо понять, что упреки, даже справедливые, могут порождать реакцию защиты. Человеку захочется замкнуться, обосновать свою позицию (пусть даже ложную), ощетиниться.

Много рекомендаций собрано в текстах «Родители и дети». В них постарался изложить взгляды людей, у которых получалось помогать людям, подросткам в частности.

Есть такая фраза – не говори, как ненужно, говори – как нужно. Тот факт, что ситуация плоха – понимают все. Как из плохой ситуации можно сделать хорошую? Какой можно сделать вывод? Нужно не столько критиковать, сколько давать понимание человеку конструктивного исхода. Человек, возможно, и сам недоволен собой, что расслаблен, что находится дома и не работает. Но вот сформировались такие навыки, как апатия, вялость. От того, что мы человека будем критиковать, его доминанта не изменится. По крупицам, если так складывается, что мы имеем контакт с таким человеком, мы можем ему подсказывать следующий шаг.

Одна женщина говорила по поводу мужчин. Не знаю права она или нет, но слова ее мне понравились. Пожилая дама давала совет молодой замужней женщине на счет ее сетований, что муж не помогает по дому. Мужья часто не понимаю, чем они могут помочь женщине. Нельзя требовать от человека максимума сразу, чтобы он стал любящим, заботливым, предугадывающим все желания и учитывающим все нужды. Трудно что-то построить на критике. Можно давать небольшие задания (порционно) – понятные, простые, выполнимые, доступные. Постепенно начнет рождаться понимание, в чем нуждается семья. Если подойти с терпение, то может быть на каком-то этапе он сам начнет это делать. Конечно, здесь иная специфика.

Без помощи Божией трудно что-то говорить. Взрослые детям советуют и курсы хорошие, пытаются чем-то занять, но вот не рождается искры, а иногда помогает. Ищущий находит, а толкущему откроется.