-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 14.04.2022. |
Подлинное послушание взращивает добродетели и полезно лишь при устремлении человека к реализации Евангельских заповедей, выстраивании жизни вокруг Христа, но не вокруг лидера или достижения целей, состояний.
Ты приехала на время в один из монастырей и по силам своим трудишься, выполняя различные работы. И вот ты спрашиваешь о послушании. В чем смысл послушания?
Хорошо, что в твоей жизни появится такой опыт, как послушание. Поделюсь некоторыми мыслями.
Проходя послушание в монастыре, человек сталкивается с определенными опытами. Об этом писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Далее развивая и дополняя мысли, буду строить ход размышления. Человек сталкивался с теми или иными ситуациями, ищет из них выход, учится общаться с людьми в русле Евангельского мировоззрения, в том числе учиться преодолевать свои желания (хотения). В частности, было известно о епископе Василии (Кривошеине) и схиархимандрите Софроние (Сахарове), что они пришли на Афон каждый в поисках реализации своей духовной цели. Епископ Василий хотел заняться Богословием, о. Софроний – умной молитвой. На послушание одного из них направили на ферму, другого в огород (в деталях могу ошибаться). Конечно, есть ещё и нужда монастырская в выполнении работ. Есть смысл и в том, что человек будет преодолевать свои желания.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что египетские отцы, по сохранившимся данным наиболее преуспевшие в аскезе, свидетельствовали, что человек, не прошедший школу послушания, не способен победить ни гнева, ни вожделения, ни уныния. Речь о том, что страсти, мощным потоком вклинивающиеся в сознание, сметают в сознании всё и уводят человека в неконтролируемый «занос». Именно эту ситуацию в микродозе (если можно так выразиться) человек проходит во время послушания – учится преодолевать то, что не хочется, что вспыхнуло в тебе.
Конечно, нужно всегда смотреть на общий контекст. Бывает, в сектах извращают идею послушания, унижают человека, ломают его способность к критическому восприятию информации. Говорят, что если человек будет смиряться, во всём слушаться, то обретет силу и преуспеет. На самом же деле просто заставляют переступить через свою совесть. Идея послушания полезна при устремлении к реализации Евангельских заповедей, выстраивании жизни вокруг Христа, а не вокруг лидера или достижения целей, состояний (например, креативности, осознанности, как многие люди сейчас говорят).
Хорошо идея антипослушания была показана в фильме «Клятва». Фильм на основе реальных событий. Сетевая компания «NXIVM» позиционировала себя, как конгломерат тренингов. Тренинги были построены таким образом, чтобы у людей ломать критическое мышление, втянуть в секту. Людям давали какое-то задание и обещали, что по мере его выполнения участники тренинга будут развиваться, формировать необходимые навыки (не будем развивать эту тему). Часто голос совести подсказывал, что нужно бежать. Участники же шли против голоса совести, ломали себя и поддавались обаянию секты.
Подлинное послушание взращивает добродетели. Человек становится более спокойным, уравновешенным. Иоанн Лественчник говорил, что знал послушников, которые, закончив послушание и начиная молитву, мгновенно овладевали своим умом. Навык владения собой и развиваясь во время послушания, реализуется и в других жизненных ситуациях.
Духовный автор схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) говорил – найти себя, значит, научится владеть собой. Если тему послушания очертить кратко, то можно выделить и следующий принцип: «Ни на что не напрашивайся, ни от чего не отказывайся». Конечно, если это всё посильно. Если тебя направили на работы, которые в монастыре считаются легкими, не стоит возмущаться, пересматривать это решение, пытаться объяснить, что ты не выбирала эти работы – надо принять, как есть. Если будут труды, которые тебе не нравятся, но по силе физически – не отказывайся. Но если, например, болит спина, а работа предполагает подъем тяжестей, тогда нужно извиниться и сказать, что для тебя эта задача непосильна.
Ты спрашиваешь еще, стоит ли объяснять девушкам, которые трудятся с тобой, что ты сама этого послушания не выбирала, и что у тебя нет никаких сомнений насчет их благочестия и смирения.
Можно держаться такого правила – если есть смущение, то лучше ничего не говорить, (ни хорошего, ни плохого). Ум в момент смущения находится в измененном состоянии. Чтобы не пришлось раскаиваться за сказанное, нужно дождаться, пока ум успокоится. Этого правила стараться держаться всегда: если можешь сказать что-то доброе – скажи, если мира в сердце нет – не говори ничего.
Молись за тех, с кем трудишься: «Господи, крестом Твоим удали из меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». Кстати, так я учился молиться. Прибыл в монастырь ни коим образом с Церковью не связанный, кроме как Крещением. Мне дали послушание мыть посуду. И сами условия, и ценные указания со всех сторон вызывали приступы ярости. И вот тогда впервые я понял, что такое молитва. Когда всё в тебе рвется на части, ты начинаешь: «Господи, Иисусе Христе сыне Божий, помилуй, мя». И Господь Иисус Христос, призываемый через молитву, собирает во едино рассыпающие части твоего сознания, сердце, волю чувств, и появляется внутренняя сила и возможность дальше продолжать путь.