Ошибка. Ошибка. Ошибка вызвала досаду
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.04.2022.



Ошибки возможны, но необходимо помнить следующее: наши планы корректируются промыслом Божиим; через адекватный вывод утихает и боль; важно смотреть на ситуацию сквозь призму картины мира, построенной на Истине, Вечности. Наш опыт киль, предотвращающий раскачивание от тщеславия до отчаяния.

Ты писала, что испытала глубокое чувство досады из-за совершенной ошибки. Она затмила важное событие.

Бывает, мы понимаем, что ошиблись. Возникает труднопереносимое чувство досады. Хочется просто выть, рвать на себе волосы. Но необходимо со временем учиться подобные моменты проживать. Проживать молитвенно, пытаясь себя взять в руки во время наката таких состояний. Проживать через созерцание картины мира.

У святых отцов есть слово «Ведение». Когда человек им (Ведением) обладает, то страсти могут не переходить в действия. Мысли, встречающиеся в Добротолюбии переданы своими словами. Подобные утверждения излагались многими авторами, здесь же скорее современная интерпретация. Человек причинно-следственные связи наслаивает на картину мира, основанную на Истине, и через эту призму рассматривает собственную ситуацию.

Какие выводы можно сделать. Во-первых. Часто случается, что мы хотим добиться какой-то славы или сверхпризнания через свой поступок, но ошибаемся и вот наша «Вавилонская» башня падает. У Марка Подвижника есть слова, что помысел, который тебе обещает прославление – готовит посрамление. Бывает, ум словно закрывается. Мы совершаем очевидные промахи, которые ум отказывается принять, ведь ошибка столь очевидна, просто лежит на поверхности. Но если сделан правильный вывод, то боль утихает. Человек может отнестись с добрым юмором к самому себе. Ему открывается понимание собственного тщеславия.

В частности, один монах рассказывал, как он был экскурсоводом. Ему льстило, что паломники обращались к нему с приставкой «Отец» (то есть «Отец» и называли его имя). Важно расхаживая по палубе, он не заметил лестницу, ведущую вниз. Кубарем скатился и влетел в комнату отдыха паломников и экипажа. Ему даже стало смешно. Только что он был очень важным, тщеславился (просто перестал замечать это за собой) и вот пришло вразумление. Экскурсовод смысл вразумления понял и не испытывал досады на счет глупого положения, в которое попал. Чувство досады родилось бы, если тщеславие не было бы опознано. Тогда переживаний не избежать, ведь произошел некий разрыв между тем образом, в котором он пытался себя презентовать и тем, что паломники увидели в действительности.

Другой пример. Один человек был назначен старшим паломнической группы, и эта «должность» ему льстила. Он рассчитал сумму необходимую на билеты до точки А и обратно. Но ошибся и получил средства, достаточные лишь на билеты в одну сторону. Он совершенно не мог понять, каким образом провел столь неверные расчёты, ведь пересчитывал несколько раз. Может быть, Господь просто закрыл глаза, дал ему почувствовать свою немощь.

Первый пункт – наши планы корректируются промыслом Божиим. Второй момент – чувство досады уходит, когда мы делаем адекватные выводы. Третий вывод состоит в том, чтобы смотреть на происходящее из позиции Вечности, Истины. Подобная призма позволяет увидеть, что события, вызывающие у нас досаду, не критичны. У нас сердце рвалось от горечи, но проходило время и оказывалось, что события эти не несли принципиального, существенного значения для всей жизни в целом. Память о подобном опыте удерживает нас от гипердеструктивных переживаний и в настоящем.

В частности, один человек рассказывал, что ему подарили два набора палочек для норвежской ходьбы разной комплектаций (одна из них включала насадки для хождения по асфальту). Один из комплектов был предложен знакомому (тот, что включал насадки). И тут ему стали приходить на ум мысли, что эти насадки могут потребоваться самому. Поднялась буря досады, которая слава Богу улеглась. Прошло несколько лет, он так ни разу и не воспользовался своим комплектом палок.

Ситуации, пройденные нами, не ограничиваются только лишь неиспользованными вещами. Например, мы спешим, переживаем, как сложится событие или досадуем, как будем выглядеть в глазах других. А окружающие нормально отреагировали, спокойно приняли и дальнейшее развитие ситуации не привело к глобальным катаклизмам.

У третьего пункта есть масса разновидностей и частных вариантов. Эти пункты вместе с молитвой помогают нам пережить ошибку.

В заключении можно привести мысль, часто в беседах используемую. Есть отчаяние гордых. Когда гордый ошибается, то досадует – как я мог допустить такой промах, ведь я все предусмотрел и просчитал. Человек в данном случае расстроен, что оказался не на той высоте, на какую сам себя в воображении возвел. Смиренный говорит так – А что от меня еще можно было ожидать? Да, у меня не получается. Господи, Ты же видишь, что я стараюсь. Успокаивается, смиренно попросит прощения у Бога и ближнего и попытается следующим шагом совершить нечто, что поможет ошибку устранить.

Спокойное отношение к ошибке, не так привлекает к ней внимание других. Когда же человек активно пытается ошибку затушевать объяснениями, то добивается обратного.

Ты не переживай, если совершила ошибку. Мы все люди и все ошибаемся. Улыбнись тем широким планам, выстроенным в голове и которые сейчас рассыпались, обнажая наши внутренние процессы. У каждого они свои. Когда такая ситуация происходит, то каждый понимает о чем идет речь, перед каждым обнажается то, что нужно ему увидеть. Во-вторых, не делай из этого гиперпроблему. Спокойно объясни людям. Самое главное выждать время. Время пройдет, эмоции улягутся. Ничего страшного не произошло. Конечно, делай выводы и приобретай опыт. Этот опыт позволит находить равновесие в ситуации. Он будет килем, будет предотвращать эмоциональное раскачивание от честолюбивых мыслей к их обратному антиподу – полному отчаянию.