-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 16.04.2022. |
Не стоит брать на себя пророческую функцию. Уместно привести слова Писания, показать порядок вещей и законы мироздания, указать возможность последствий. Ведь Грех – искажение того, что было изначально задумано, как прекрасное.
Ты спрашиваешь на счет человека, поведение которого, если сказать совсем мягко, нецеломудренно (незаконные связи интимного характера). Во время разговора о спасении возник вопрос – можно ли сказать, что он не спасется, если и дальше будет пребывать в таком состоянии? С другой стороны тебя беспокоит – не думаешь ли ты за Бога и не говоришь от имени Бога?
Была похожая ситуация и со мной. Состоялся разговор с женщиной, которая хотя и «верила», но в то же время достаточно далеко отстояла от Церкви. Бывает, люди по-своему верят, но в Бога ли? Или люди, реализующие эзотерические практики. В их представлении есть нечто высшее, но как конкретизировать это высшее? Во что они верят? В красоту? В случай? Это может отстоять далеко от христианских представлений о Вере. Данная женщина состояла в отношениях с женатым мужчиной. После всех обсуждений она заявила, что эту связь грехом не считает. Если у мужчины с женой такие отношения, что он ходит «налево», то это их сложности, а не ее. Она не желает терять возможности данного контакта, потому что, как человек одинокий, находит то, что ищет. Было принято решение оставить без ответа этот вопрос. Очевидно, что человек занял выбранную позицию и диалог исключен. В противоположной ситуации (возможность конструктивного разговора) можно объяснить, что есть грех. Атеистические и социологические гипотезы о происхождении нравственности (договор людей) не верны. Бывает, люди договариваются, что убийства – норма. Так договорились в фашистской Германии, но тем не менее, несмотря на общественный договор в человеке было что-то, что препятствовало следованию по такому пути.
Очень хорошее определение греха дается в небольшой книжечке иеромонаха Тихона (Барсукова) «Архиерей». Богословие подается в ней в жизненном разрезе. Было показано, что именно после грехопадения природа человека была искажена, расколота. Этот раскол в плане физиологии представляется, как болезни. В плане социальном – насилие и войны. В плане эстетическом – безобразие форм и так далее. Этот раскол пытались врачевать мыслители, философы и только Иисус Христос исцелил человеческую природ. Он дал возможность людям, принимающим Его как Бога и Спасителя, уврачевать в своей собственной природе этот раскол. Грех, в каком-то смысле, это и лысеющая голова, и безобразие в формах, то есть искажение того, что было изначально задумано, как прекрасное. Когда в Священном Писании что-то классифицируют, как грех – это предупреждение человеку, а не предмет общественного договора: если будешь двигаться в этом направлении, ты исказишься, жизнь войдет в определенное русло, сформируется такое внутреннее состояние, которое при переходе в вечность и станет твоим адом.
Да, действительно, люди, ведущие такой специфический образ жизни в интимном отношении, часто страдают депрессией. Об этом свидетельствуют и светские ученые. Что-то гложет и не дает жить спокойно. Потом эта мука забирает в вечность.
Слова Священного Писания о греховности можно уподобить дорожным знакам на трассе – будь аккуратен, впереди крутой поворот и обрыв. Ты можешь ехать и дальше со скоростью 200 км/ч, это и есть свобода выбора. Весь вопрос в последствиях. Мы имеем свободу поступить вопреки Заповеди, но мы не имеем свободы избавиться от последствий своего шага.
Апостол Павел писал: «или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники … не прелюбодеи» (1 Кор. 6:9). Давая это объяснение патриарх Сергий (Страгородский) применительно к убийце, но эти же слова можно применить и к прелюбодеям, сказал – убийцы не имею жизни вечной, как своего внутреннего состояния. Есть такой термин «комплекс осужденного». Люди, совершив насильственное преступление, сталкиваются с мучительной невозможность освободиться от образов совершенного. Острота переживаний со временем притупляется, но благодаря снижению порога восприятия. Человек становится циничным, грубым. Он входит в такое состояние, при котором блаженное пребывание с Богом и людьми в Царствии Божием становится невозможным. Женщины после аборта становятся механизированными. Складывается ощущение, что женщина утратила какой-то очень важный сегмент и в женской природе, и в человеческой природе вообще. Я наблюдал одну такую женщину. Ее поведение запрограммировано, словно область души, ответственная за рефлексию, за фантазию, вырезана. Есть программа действий, применимая к любому объекту, не важно кто это и как зовут. Человек совершил аборт, переступил черту, посчитав этот шаг возможным для себя.
И в случае с незаконными связями интимного характера есть свой спектр последствий. История этого конкретного человека перед нами сокрыта. Если нам Господь не открыл что-то на счет него, брать на себя пророческие функции, наверное, не стоит. В таких разговорах свою личность лучше вывести за скобки, чтобы человек понимал, что ты его нагружаешь не своим субъективным представлением о гибели и спасении. Хорошо бы донести до него, что есть такие слова в Священном Писании, что есть такой порядок вещей. А ты смотри сам. Ты свободный человек. Ты совершаешь свой выбор.
Надо быть очень аккуратным. Если человек в выбранной позиции закреплен и себя оправдывает, чем больше мы пытаемся доказать его неправоту, тем больше он подбирает аргументов в свою пользу (даже если аргументы не состоятельны) и еще глубже закрепляется в своем мнении. Если твой собеседник спорит, отрицает, то стоит устраниться от дальнейших дискуссий. Надо посмотреть каковы основы отрицания. Бывает, человек спорит исходя из хороших побуждений. Он хочет сознательно прийти к выводам. Он подвергает твои слова сомнению, потому что ищет более твердого основания. Но мы видим, что такой человек способен пересмотреть свою позицию, если убедится в нашей правоте. Тогда можно и копья поломать, и потратить время на дискуссию. Бывает ситуация другая. Человек изначально закрыт, не хочет слышать мнений, которые могли помочь ему выбраться из скорлупы. В таком случае, если было уже совершено несколько попыток (по ситуации) и ты видишь, что дальнейший разговор бессмысленен, то не стоит что-то доказывать по данному вопросу.