Пост. Пост. Вредит ли здоровью? Можно ли приравнять пост к диете?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  23.04.2022.



Пост – инструмент для зарождения и укрепления связи с Богом. Человеку, совершающему делания (пост, молитва и др.) ради Бога, Господь помогает, утешает, поддерживает. Христианский пост – не проблема, скорее облегчение.

Ваш племянник хотел стать вегетарианцем и повредил своему организму. Считает теперь пост ударом для здоровья. Вы ознакомились с рекомендациями православных диетологов и пришли к выводу, что пост – сложная штука (занимает много времени, увеличивает материальные затраты, ведь покупка ингредиентов обходится дороже и так далее).

Ваш племянник не постился, а решил стать вегетарианцем (с Ваших слов). Векторы совершенно разные. Одно дело, человек по любви к Богу следуя рекомендациям Церкви старается обуздать свои желания и воспринимает Пост, как инструмент для укрепления связи с Богом. На этом пути он получает и утешение, у Божественную поддержку. Совсем другая ситуация – человек ввиду своего здоровья, жажды красивой фигуры, желаний «настроить» свой метаболизм или сжечь лишние жиры, употребляет усилия, нацеленные на эгоистическое осмысление собственной персоны. Будет ли такому человеку оказана Божественная помощь?

Православный пост не вегетарианство. В этом нет равенства. Разные подходы к бытию. Отказ от некоторых родов пищи еще не означает пост. Насим Талеб утверждает, что любое явление можно описать в бредовом ключе. Эти рассуждения будут иметь вид логической достоверности, но при этом оторваны от жизни. Люди, изучающие диетологию, занимающиеся спортом, сначала отказываются от одного класса продуктов, потом от второго, затем рискуют и вовсе попасть в больницу с анорексией.

В словах племянника есть логическая ошибка. Он не начал реализовывать Пост, как чадо Церкви. Цель Поста – любовь к Богу. Именно ради любви к Богу мы обуздываем свои желания. В дальнейшем навык поста помогает нам справляться с депрессией, гневом.

На сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Ответы пастыря (аудио)» есть несколько ответов о Посте. О смысле Поста хорошо сказал архиепископ Нафанаил (Львов). В книге «Ключ к сокровищнице» есть две статьи «Великий пост» и «Великий пост нашего времени».

Следует быть острожными и на счет диетологов. Если слушать все рекомендации врачей, то это надо жить в санатории, спать 12 часов в сутки… Понятно, что сигналов, направленных в наш адрес, гораздо больше, чем наша способность на них реагировать. Есть масса взглядов, оценок и из всего массива мы выбирает то, что нам посильно, что согласуется с ядром нашей личности. Выбираем немногое ради многого. У каждого человека вырабатывается свой режим, свое понимание происходящего. Конечно, рекомендации нужны, но рекомендаций масса.

В реальной жизни все иначе. Я разговаривал с женщиной, жительницей деревни Архангельской области. Не было такого изобилия, как сейчас в магазинах. Люди кушали то, что выращивали сами. Картошка, лук и треска. Эти три основных продукта комбинировались в разных видах. Она не помнит, чтобы кто-то болел, чтобы у кого-то страдал от авитаминоза. Летом добавлялась в рацион зелень. Но и все. Не испытывали нехватку.

Во многом ситуация зависит от настроя. Следует еще учесть такую болезнь, как ипохондрия здоровья – противовес ипохондрии болезни (человек крайне заботится о своем состоянии). Один профессор в лекциях о проблемах в области питания говорил, что при ипохондрии здоровья человек на точных весах взвешивают кусочек сыра перед приемом пищи. И если есть отклонение даже в несколько грамм (калорий), то возникает сильная тревожность по этому поводу. Не должна утрачиваться разумная мера. Человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть.

Лично мне помогают витаминные постные батончики, орешки. Ссыпаешь разные орешки в кружечку, заливаешь кипяточком, чтобы они распарились, ложку медку, иногда халвы. Со временем организм втягивается в режим и пост перестает быть проблемой. Наоборот, пост воспринимается, как облегчение. У нас братия всегда вздыхает с облегчение с началом Великого поста. Ну наконец то. Иногда обилие пищи начинает нагружать организм. Хочется легкости.

Человек, не осознающий, что в Церкви мы все совершаем ради укрепления связи со Христом, не поймет смысл поста. Будет видеть в посте диету. Проблема состоит в том, что люди совершают поступки, нацеленные (как они думают) на духовную жизнь, то забывают о промысле Божием. Если человек делает что-то ради Бога, то Господь промышляет о таком человеке. Как говорил авва Дорофей, если человек хочет исполнить волю Божию, Господь найдет, как его вразумить. Накапливается информация. Человек делает все с Богом. И посты хранит с Богом, и молитвенное Правило в ту же область направляет. Если главная цель исчезает (понимание зачем и для чего), тогда на этом пути возможны всякие искажения. Кто-то начинает поститься, чтобы стать совершенным. Кто-то, не понимая, как ему вести духовную жизнь, видит в Посте быстрый и надежный способ повышения статуса в собственных глазах. Сошлюсь на ответ, который дал одной знакомой, которая просила благословения на Рождественский пост – «Пост. О хранении искры – попросившей дать наставление на Рождественский пост» (ожидается публикация).

Кто-то может сказать, что имел определенные проблемы со здоровьем, когда только начинал свое воцерковление. Редко кто их избегает. Главная причина не в Посте, а в том, что мы не советуемся. Часто мы пост воспринимаем сквозь призму своего эгоизма. Мы жаждем видеть себя преуспевшими, выросшими в собственных глазах. Расти в духовном отношении трудно. Результат не подлежит измерению. В посте все очевидно и наглядно. Человек убавляет количество съедаемых продуктов и кичится тем, словно чего-то достиг. На самом деле не достиг ничего.

Один старец говорил – наши уста смердят от поста, Священное Писание мы знаем наизусть, но мы не имеем главного – смирения. Кстати, в романе «Братья Карамазовы» Достоевский показал образ подвижника, находящегося в прелести. Он осуждает старца Зосиму за то, что тот есть сладкое. Сам он постится строго, но при этом находится в страшном помрачении ума.

Дух постящегося бодр, светел, радостен. При таком состоянии Духа и болезни начинают отступать. Многие говорят, что состояние нашего организма задается мозгом (своего рода камертон). Не отождествляю мозг и сознание. Ученые утверждают, что это разные понятия. Некоторые воспринимают мозг, как инструмент сознания. Что такое сознание никто не знает. Если внутри человек спокоен и уравновешен, то все его телесные отправления начинают умиротворяться. Об этом говорил старец Фаддей Витовницкий. Он рассуждал о смирении. Со смирением наступает психическое и физическое здоровье. Пост – инструмент для достижения психического здоровья. По любви к Богу мы учимся перехватывать то движение, что реализуем, когда накидываемся на еду. Когда это же движение возникает по другому поводу (например, желание высказать яростную позицию в разговоре), то мы и его останавливаем. При желании можете ознакомиться с ответом «Пост. Женщине о протесте по поводу поста, христианских книг, разных “правил” и прочего». Если не понимаем смысл реализации тех или иных духовных деланий, конечно, возникает протест. Человек видит уничижение собственной личности, забывая о том, что цель – зарождение и укрепление искры связи с Богом.