-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 26.04.2022. |
Псалтирь – книга пророческая, где таинственно, прикровенно, особым языком и духом изложены принципы духовной брани, духовные представления. Не стоит новозаветную этику применять к событиям Ветхого Завета.
У тех, кто читает Псалтирь, могут возникнуть некоторые недоумения. Христос призывает прощать врагов, более того – любить их. Сам Христос ссылается на Псалтирь, говоря «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк 24. 44). Тем не менее, мы читаем в Псалтири слова о врагах в совершенно ином ключе. Псалмопевец призывает Бога поразить врагов и говорит, что не вернется, пока не уничтожит их. Как сопоставить эти слова с новозаветной этикой?
На этот вопрос можно ответить в нескольких плоскостях. Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) в «Православном Катехизисе» утверждал, что нельзя новозаветную этику применять к событиям Ветхого Завета. Ведь новозаветная этика появилась не сразу. С течением времени она взращивалась в людях, а ее ядро было принесено самим Иисусом Христом, который дал меру любви – «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 16. 12). Представление о нравственности развивалось в людях постепенно, нравы заветных времен были грубы. Можно привести некую параллель с полемической церковной литературой, написанной не только в средние века, но и века последующие. Она изобилует изобличениями, ругательствами. Для современного уха подобный слог трудно воспринимается, но, возможно, тогда люди иначе не понимали. Это первая плоскость.
Вторая плоскость состоит в том, что книга Псалмов является книгой пророческой. В ней, по мнению духовных авторов, таинственно излагаются принципы духовной борьбы с врагами невидимыми, с врагами спасения. Под видом врагов, описанных в Псалтири (с острыми зубами и готовыми стрелами для убийства неповинных) изображаются демоны. Как у апостола Петра сказано, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет 5. 8). В Псалмах есть указания на львов, подстерегающих человека, и на врагов, строящих козни. В творения Святых отцов много ссылок на Псалтирь. Сквозь призму духовной брани, что описали отцы, можно адекватно понимать и слова Псалтири. В них прикровенно изображено то, что происходит в душе человека. Бывает, что душа затопляется бедствиями. Человек тонет в скорбях. Сознание рвут на части мысли, транслируемые демоном. Человека уничтожают страхи, сомнения. Он охвачен унынием, которое переходит в депрессию. Он взывает, чтобы Господь избавил его от всех этих врагов, от этой бури и вод, которые заполнили его душу.
В третьих, надо учитывать ту обстановку, в которой Давид написал многие из Псалмов. Он был помазан на царство пророком Самуилом, но этот факт некоторое время не был объявлен. Правил царь Саул, но Дух Святой за непослушание отступил от него. Саул стал испытывать приступы тоски. Злой дух мучил его после отшествия духа Божия. Давид же во время приступов играл Саулу на Псалтири (музыкальный инструмент, вроде наших гуслей) и царь успокаивался. Со временем Давид продвинулся по военной службе, стал военачальником и снискал славу у народа, что вызвало зависть царя. Саул желал Давиду смерти, а тот скрывался в горах. Давид пытался вразумить царя, проявляя к нему милосердие. Однажды он пробрался в лагерь, отрезал кусок плаща царя Саула. Потом с безопасного расстояния показал этой край плаща, давая тем самым понять, что ночью Саул был в его руках, но тем менее он неб убит. Давид скитается по горам. По пятам идут убийцы. Давид в молитвах изливает душу перед Господом, прося заступления и защиты от врагов.
Можно провести некую параллель со словами, которые во время великопостных служб поются в самом начале утрени после Шестопсалмия – «приложи им зла, Господи, приложи зла сильным земли». Некоторых людей эти слова могут смутить. Как так? Неужели мы просим Бога, чтобы на людей обрушилось зло?
Надо понимать, что Господь, спасая человека, погрязшего во зле, бывает, спасает его любя, но скорбями. Гордясь, унижая людей, кичась богатством, человек становится сам для себя идолом. Его заносчивость покоится на связях со знатными мира сего, на его банковских счетах и так далее. Такой человек «неприступен для покаяния». Это выражение святителя Игнатия (Брянчанинова), применимое к людям, находящимся в состоянии прелести, в крайнем помрачении, наступающем вследствие охваченности ума гордыней. Бывает, Господь, спасая человека, отнимает у него богатство, ввергает в полосу кризисных ситуаций. Когда эта выстроенная человеком «вавилонская башня» рушится, он приходит к осознанию, что необходимо менять свою жизнь.
См. статью профессора Ивана Николаевича Корсунского «Как понимать изречение Исаии XXVI, 15 «приложи им зла, Господи, приложи зла сильным земли», читаемое на великопостной утрени?».
Данный вопрос разбирал священник Валерий Духанин в своей статье «”Господи, приложи зла славным земли”: О чем же мы молимся в храме Великим Постом?». https://pravoslavie.ru/129806.html
Он ссылает на повесть, которая приводится во второй части книги «Отечник» св. Игнатия (Брянчанинова). Во второй части этой книги содержатся повести, заимствованные из жизнеописаний старцев, преимущественно египетских. Однажды авва Даниил шел с учеником мимо одного селения, где их принял в свой дом камнесечец. Он омыл им ноги. На Востоке такой обычай. Люди идут в жару по пескам. Их ноги утруждаются и покрываются пылью. Путникам омывают ноги прохладной водой, что приносит заметное облегчение. Ученик увидел, что камнесечец общается с аввой, словно давно с ним знаком. В ответ на мольбы ученика, авва Даниил рассказал историю этого камнесечца по имени Евлогий. Он был «успешным» в своем деле (выражаясь современным языком), молотом разбивал скалы. Трудно понять, о чем идет речь, то ли он добывал из скал строительный материал (плиты), то ли добывал руду, которая перерабатывалась с целью поиска полезных ископаемых. Евлогий справлялся со своей работой, получая за день приличную сумму. Часть он тратил на странноприимцев, то есть принимал путешественников, кормил их и давал им кров. Однажды авва Даниил был принят Евлогием и видя доброту его, стал молиться Богу, чтобы Тот даровал камнесечцу богатство. Авва думал, что если у Евлогия будет больше финансовых ресурсов, то он сможет больше заниматься благотворительностью. Господь на молитву ответил, что богатство Евлогию не полезно, но авва Даниил настаивал в своей молитве. Тогда Господь поставил условие – Он даст просимое, сели авва Даниил поручится и тот поручился. Через некоторое время Евлогий во время работ в горах нашел клад. Он перебрался в Константинополь (столицу Византийской империи) и стал вельможей. Евлогий забыл о благотворительности, стал бесчеловечен и немилосерд. Узнав об этом авва Даниил опечалился. Приехал в Константинополь, но поговорить с Евлогием так и не смог (слуги жестоко избили, но до господина не допустили). Тогда в крайней печали авва Даниил стал молиться Божией Матери, чтобы она избавила его от данного им поручительства. По молитвам авва получил помощь. Поручительство было снято. А против Евлогия была начата интрига. Скрываясь от царской опалы, он бежал из Константинополя, бросив все свое имущество. В родном селении Евлогий скрывал правду о себе. Он вновь вернулся к своему ремеслу, зарабатывал ту же сумму денег и часть снова тратил на благотворительность. Таким образом, душа Евлогия была спасена через перенесение им злых моментов. Но если на них смотреть сквозь призму помысла Божия, эти скорби были нацелены на спасение.
Возвращаясь к царю Давиду, стоит сказать, что партизанский опыт пригодился ему, когда он стал царем «официально». Филистимляне порабощали его народ, и с ними царь Давид вступил в борьбу. Стало очевидно, что не без Промысла Божия ему пришлось претерпеть тяжелые дни изгнанничества, спасаясь от рук идущих по его пятам убийц. Тот опыт, что он накопил в партизанской борьбе, пригодился ему и в войне с Филистимлянами. В условиях, когда он был лишен человеческой помощи и надежды на избавление из рук врагов, царь Давид и писал Псалмы. Здесь не очень хотелось бы входить в размышления о нравах тех времен. Речь шла о его народе, о конкретных человеческих жизнях, о людях, которые могли бы пострадать, если бы царь Давид не стал на их защиту.
Необходимо так же учесть, что Писание мы читаем глазами Святых отцов. В Священном Писании (по мысли Святых отцов) изложены духовные представления. Например, описанное в Ветхом Завете пребывание евреев в Египте означает душу в рабстве страстям. Исход из Египта – выход из страны рабства. Многолетнее путешествие в пустыни – подвижнические труды, которые душа несет, борясь со своими страстями. Когда евреи вошли в Землю обетованную, то они встретили народы, которые приносили в жертву младенцев, у которых была ритуальная проституция, которые занимались магией. Под этими народами подразумеваются страсти. Земля обетованная – цель в борьбе со грехом. Чтобы войти в нее необходимо уничтожить все страсти, что находятся в душе. Еврейский народ был предупрежден, что если он не уничтожит народы, живущие в Земле обетованной, то научится от них идолопоклонству и др. Действительно, еврейский народ начал борьбу, но не довел ее до конца и в последствии научился магии и прочим мерзостям. Так же и человек, когда борется со грехом, должен решительно, без поблажек отнестись к этому делу. Если, например, человек борется с наркоманией, то должен борьбу вести до конца, не оставляя в живых ни одного из врагов. Если человек победит наркотики, но оставит за собой возможность просто иногда покурить сигарету, то через курение может вернуться и к другим порокам (которые вроде бы уже победил). Выпил в компании пива. Захотелось покурить. Душа размягчилась. Захотелось большего. Я знал человека, который боролся со грехом и, казалось, вышел на плато стабильной жизни. Однажды ему предложили покурить. Включились кнопки, запустились процессы. Началось безумие. Очнулся в Индии. Он вышел из этого пике. Жизнь нормализовалась. Все хорошо. Читает молитвы. Исполнил епитимью. Исповедается. Причащается. Устроился на работу. Коллега предложил нечестные деяния, чтобы иметь прибыль. Человек согласился. Следом стал выпивать. Хаос мыслей. Все понеслось по прежней схеме. В этом смысле нужно понимать и слова о том, что врагов нужно побеждать до конца, не оставляя и самой малости.
Прп. Авва Дорофей объясняет слова Псалма «Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.» (Пс 136. 8–9). О чем здесь идет речь, если смотреть духовными очами? Вавилоняне поработили израильтян. Вавилонский воин ведь когда-то был младенцем. Под младенцем можно подразумевать и греховную мысль, которая появляется в нашем сознании, как слабая и нас не очень беспокоит. Но если мы не боремся и даем ей право на существование, то она постепенно растет, укрепляется и становится страстью, что из сознания мы вырвать уже не можем. Она начинает порабощать, подавлять, тиранить и господствовать. Как и тот, который когда-то был младенцем, со временем вырос и стал могущественным воином.
Имея дело со Священным Писанием, нужно себя приучать обращать внимание на то, как Писание объясняли духовные авторы. Ведь они читали Писание и по многу раз, и по долгу. Мы ориентируемся на Святых отцов не только потому, что они являются для нас авторитетом (современных людей пугает, что кто-то им декларирует личность и призывает слушаться во всем). К Святым отцам мы имеем уважение хотя бы потому, что они были компетентны, прочитали Священное Писание от корки и до корки и не один раз. Они всю жизнь посвятили его изучению. Всю жизнь (и социальную, и внутреннюю) пытались привести в соответствие со Священным Писанием. У них было больше шансов оказаться правыми, чем у человека, который просто взял Библию и вне всякой традиции стал ее читать, имя представления, сформированные в другой эпохе, в других социальных условиях и забывая о том, что язык Священного Писания – язык особый, прикровенный.
Апостол Петр в своем послании замечал, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет.1:20-21). Священное Писание можно понять, когда мы формируем линзу ума через определенный образ жизни. С призмой, сформированной во атеистической жизни, трудно понять смысл Священного Писания. Происходит трагедия.
Приведу пример, который, может быть, не совсем относится к теме. Человек жил в условиях «купи-продай» и, придя в монастырь, не способен понять принцип послушания. Назначили его выдавать со склада вещи. Но человек, который прошел советские условия, возможно, рассматривает ситуацию с такой стороны – я тебе выдам куртку, а ты мне дашь что-то вкусненькое, раз несешь послушание в трапезной. Для его понимания недоступна идея, что через послушание преодолеваются страсти. Цель послушания – дать человеку мирный дух. Человек в монастыре реализует свое послушание в рамках определенных представлений, а ум свободный от конъюнктурных моментов может воспринять в себя искру молитвы. Система послушания дает людям возможность молиться спокойно. Но человек, воспитанный в атеистической среде, войдя в монастырь, не желая себя подтянуть до понимания ситуации и воспринимая увиденное сквозь русло своих представлений, по сути, блокирует в себе проявление молитвенной искры.
P.S.: Можно в отношении темы, поднимающейся в ответе, привести выдержку из книги православного богослова Жана Клода Ларше «Исцеление духовных болезней». Он пишет:
«Борьба со страстями и дурными наклонностями ветхого человека принимает в основном форму внутренней борьбы с помыслами, которые внушаются бесами, форму борьбы с искушениями. Толкуя пятый стих четвертого псалма, преподобный Иоанн Кассиан пишет: “Нам было повелено ради нашего спасения гневаться на самих себя и дурные побуждения, которые восстают в нас, и не согрешать, то есть препятствовать им, чтобы они нам не навредили”. “Наш гнев должен оказывать нам услугу, и только по этой причине нам полезно и спасительно его принимать: так бывает, когда мы восстаем против сластолюбивых движений нашего сердца”, – добавляет он.
Эта борьба неотделима от борьбы с самим диаволом и бесами, которые побуждают человека ко злу, подстрекают к его совершению, хотят подчинить человека своей воле. Поэтому преподобный Исихий Иерусалимский пишет: “Мы должны использовать… раздражительную часть правильным образом, согласно с природой… против… сатаны, змия”. Евагрий говорит то же самое: “Природа раздражительной части заключается в том, чтобы бороться с бесами”. Святитель Григорий Нисский пишет в том же ключе: “Что же до раздражительности, гнева, ненависти, то им надлежит использовать свою естественную силу против вора, врага, который вкрадывается внутрь, чтобы разорить Божественное сокровище, и приходит, чтобы украсть, убить и погубить (Ин 10. 10). Святитель Василий Великий напоминает по этому поводу слова Бога к людям о том, что Он положит вражду между ними и змием. Здесь можно было бы привести многочисленные отрывки из псалмов, которые содержат призывы к верующему проявлять вслед за Псалмопевцем ненависть по отношению к бесам, [что выражается в] символизации бесов и именовании их “нечестивыми”, “грешниками”, “злыми”, “врагами”, “полками чужих”, “иными народами”, “князьями”, а также призывы просить у Бога употребления против них Его собственного гнева, чтобы удалить их, сделать бессильными или уничтожить».