Малодушие. Медитация. Ч. 2: Нужна ли медитация в системе образования? Почему дети затопляются когнитивным хаосом?
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.05.2022.



Человеку необходимы навыки, помогающие избежать затопления. Навыки, не отключающие от реальности, а помогающие действовать, искать и находить выход. Именно Вера, Христианская парадигма, а не медитация помогают осознать, что в экстремальных ситуациях не нужно забывать о ближнем. Думать не только о себе, но и о другом.

Как было сказано, в интернете появилось сообщение, что дети, заваленные в пещере, выжили так как были обучены медитации. О чем речь? В экстремальной ситуации сознание человека затопляется отчаянием. Многие жертвы катастроф погибают не столько в связи (как можно предположить) с условиями механическими (охлаждение, голод и так далее), сколько в следствие ужаса. К этому выводу пришел известный французский врач Ален Бомбар. Он установил, что в результате кораблекрушения люди гибнут гораздо ранее того, чем обычно из-за обезвоживания и голода. Он привел удивительные данные. После крушения Титаника спасательные судна подошли достаточно быстро. Но в шлюпках, где находились «спасшиеся», люди были уже мертвы. Ален Бомбар считает, что в подобной ситуации людей губят не столько сами катастрофические условия, а специфика восприятия, когда земля уходит из-под ног, а сознание затопляется паникой и отчаянием.

(Им было предпринято одиночное путешествие в океане и описано в книге «За бортом по собственной воле»). Сколь – тяжело именно психологически. К условиям нехватки воды и пищи он как-то адаптировался, а вот к состоянию одиночества и ужаса не совсем. Книга Алена Бомбара рассмотрена в тексе «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» часть 3 в главе «Три (четыре?) мореплавателя и их отношение к травматическому опыту».

Почему – четыре? Ефросиния Керсновская, верующая женщина, которая практически без еды и специальной одежды прошла невероятное расстояние по Сибири. Она сбежала из лагерного пункта. В годы тотальных гонений репрессирована без всякой вины. Уже будучи умирающей от истощения, она понимает, что другого выхода нет. Ефросиния Керсновская пересекла океан тайги и поэтому включена в данную главу. Как прошла этот путь не понятно. Примечательно, ей не было страшно. Можно представить какой ужас должен охватывать человека. Отсутствие ориентиров. Гать (выгоревший участок леса, превратившийся в болото). Муки голода. Дикие звери вокруг. Вера. Вера и помогала ей.

В этой же части приведены выдержки из книги священника Федора Конюхова «Сила веры». Он пересек Тихий океан. Видны некие параллели с книгой Алена Бомбара. Оба отмечали, что потеря визуальных ориентиров (очертания берегов) переносится крайне тяжело. Примечательно, у о. Феодора не было паники, ужаса. Он делал гребки с Иисусовой молитвой. Вспоминал времена Великого потопа. Скрип уключины напоминал ему звук церковного кадила. Себя он помещал в некое, если сказать современным языком, пространство культурно-исторического контекста. Эти трудности были для него средством активации связи с Богом.

Одиночные путешествия – состояние полной невозможности. Человеческие резервы подходят к нулю. По всей видимости, именно тогда человек и встречается с Богом. Это можно предположить, если книгу рассмотреть чрез призму проповеди Патриарха Кирилла, сказанной во время посещение Соловков. Основатели Соловецкого монастыря уходили в дикие леса необитаемого острова, чтобы поставить себя в такие условия, где ничто человеческое не сможет им помочь. В этих обстоятельствах начинала действовать сила Божия.

И вот современный школьник из условно благополучной семьи. Можно предположить, что он не имеет навыков труда, регуляции собственных эмоций. Он не обладает картиной мира, в которую мог бы встраивать свои знания. Причем тут труд? Человек, пока учится строить шкаф, например, сколько раз понервничает, бросит молоток, ударит себя по пальцам. Все подобные ситуации будут учить его искать ответы, справляться со своими желаниями. Очень помогает период трудничества.

Могу сказать еще и по себе. Вырос в городской обстановке. Не приучен к труду и, как следствие, не имеющий навыка притормаживать свои эмоции. Не можешь остановиться. Тебя несет. Ты рушишь свою жизнь, жизни других людей и ничего не можешь со этим поделать. Первый навык, который встал на пути этим разрушающим эмоциям, был получен в монастыре. Послушание. Ты устал. Тебе хочется кричать, ругаться. Начинаешь читать Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» и учишься себя преодолевать. Постепенно труд становится Благословением. Счастлив человек, который с детства приучен к труду. Глаза боятся, а руки делают. Человек, который видит перед собой гору дел и не боится. Он берется. У него нет стресса. Он ничего не вытесняет. Ни с кем не борется. У него есть опытное знание, что эта гора дел начнет таять, как только ты к ней подойдешь. Такой человек счастлив. Он может встать рано. Способен подготовиться к любому экзамену. Может построить что угодно, реализовать любой проект. У него выработана последовательность действий. Он представляет, как дела начинать, развивать и заканчивать.

Отец Федор Бородин призывает с детства приучать детей к труду. Например, ребенок знает, что за мытье посуды в доме отвечает именно он. Хочешь пойти гулять (мысли из статьи «Как воспитать счастливого ребенка» дополнены) – договорись с тем, кто тебя заменит. С одной стороны, это кажется негуманным. С другой, с самого детства ребенок привыкает дело доводить до конца. Когда он вырастет, у него будет готовый навык делегировать другим полномочия, планировать время. При отсутствии подобных умений, сознание ребенка начинает ходить ходуном. Сейчас труд выпал из жизни и воспитания. Изменился сам принцип общественного устройства. Исчезли хозяйства. В школе нельзя даже попросить вытереть мел с доски, потому что это эксплуатация. Двойственная позиция. Несовершеннолетнего ребенка нельзя и пальцем тронуть. Дождавшись же совершеннолетия, ребенка «выбрасывают» в жесткий мир. Человек ошарашен. Навыков, чтобы найти ориентацию просто нет. Я не призываю погружать ребенка в выгребную яму и так приучать. Нет. Давать конструктивные навыки преодоления упаднических настроений через труд, выезд загород, походы.

Кстати, на Соловки приезжают подопечные центра Василия Великого. Эти ребята вышли из самых неблагополучных семей. Без всякой медитации они меняют свою жизнь к лучшему. 80% из них не возвращаются в девиантному и преступному поведению. О чем речь? Центр Василия Великого – последний шанс на исправление перед колонией. Сознание человека, употребляющего наркотики, затопляется. Наверно, так же, как сознание ребенка, оказавшегося в пещере, наполняется ужасом. Нет возможности ничего этому состоянию противопоставить. В Центре каждый год группа из тех, кто проходит реабилитацию, отправляются в поход по северу России. Поход можно назвать экстремальным. Тяжёлые условия. Рюкзаки. Хочется присесть. Хочется ныть. Те, кто имел наркотический опыт, имею размягченную (в плохом смысле слова), лабильную психику. Человек легко входит в эмоциональные «качели». Здесь же ты идешь только вперед, вернуться назад не можешь. Постепенно психика выправляется.

В докторской диссертации психиатра, доктора медицинских наук, дефектолога поднималась тема близкая к так называемому синдрому гиперактивности. У некоторых подростков настолько много мыслей в голове, что они просто не знают какую из них выбрать. Их сознание затопляется. Хаотический выбор разных вариантов. Например, во время урока пришла мысль побежать – побежал. Что-то противопоставить этой мысли ребенок не может. Очень похоже на следствие медитативных практик. Глушится префронтальная кора, а человек впадает в плен темных и непонятных импульсов. Детям назначают препараты. Обозначенная работа показывает, что основа подобных расстройств – утрата личностной структуры, возникающая под на основе культуры. Автор вычленяет три аспекта – повторение, ритм, чередование. Мысль передам своими словами. Ребенок не знает, как кушать. Положил кусок пищи в рот. Утолил голод. Запомнил. Повторил. Появился ритм.

За счет понимания структурности этого мира, человек способен адаптироваться. Приведу пример. Не из книги. Свой. Великий пост. Мы знаем, что он будет и к нему готовимся. Кстати, Церковь именно с этой целью и вводит подготовительные недели. Например, у нас не получилось провести этот Пост так, как нам хотелось. Мы были не на высоте. Но! Анализируем поведение. Выявляем ошибки. Предполагаем, что в следующий Пост обратим внимание на конкретные моменты. То есть повторяемость Великого Поста предоставляет нам возможность к нему адаптироваться и постоянно совершенствоваться. Подобным образом и мышление ребенка приобретает устойчивость. Но что происходит если этой структуры нет? Как адаптироваться к этому миру? Как относиться к той или иной проблеме?

Решает ли этот вопрос образование? В частности, один психиатр (не буду упоминать фамилию, так как в его трудах наряду с хорошими моментами есть и весьма спорные) говорил, что ребенок, попавший в первый класс, оказывается в схожей когнитивной ситуации, что и человек, впервые принявший ЛСД. На человека наваливаются образы. Он теряет в них ориентацию вплоть до диссоциации личности. Нет возможности даже определить среди этих образов «Я».

Раньше образование было несколько иным. По мнению протоиерея Валериана Кречетова ранее на первом месте стояла нравственность. Это правильно. Академик Ухтомский говорил, что доминанта (то есть состояние нервной системы) является маховым колесом, организующим наш опыт, избавляя его от пестроты. Доминанта вычленяет из всего многообразия то, что в данный момент относится к ней (доминанте). Протоиерей Анатолий Правдолюбов (он родился еще до революции и застал священников и людей старой формации) отмечал прежде присущую широту охвата. Раньше знания носили системный характер. Человек, размышляя над неким универсальным законом, мог привести параллели из разных областей науки. Люди осваивали новые области знания в чрезвычайно короткое время. Не вспомню точно с чьим жизнеописанием из наших церковных деятелей довелось познакомиться, кажется Хомяков. Сколь быстро он осваивал новую область, за которую брался. Человек достаточно быстро достигал глубины, потому что был метод. Вначале выстраивался «инструмент», которым он познает мир. Сознание. Мышление. Нравственность закрепляет все. Человек нравственно здоровый имеет и познание активное. Его ум не сломан. Он не напичкан разными разрушительными образами.

Попадалась такая информация (не абсолютизирую дореволюционную эпоху), что в семьях, которые могли себе это позволить, некоторое время люди путешествовали прежде, чем получить высшее образование. Человек смотрел на мир. Понятно, кто-то и развращался. В целом идея состояла в том, что человеку не мешало бы понять к чему лежит его душа. Многие сейчас получив первое высшее образование, просто убирают диплом на полку и обучаются дальше уже «по интересу» (если так можно сказать).

В связи с указанными причинами мышление ребенка входит в состояние раздрая. Но и в школе он не может получить внутренней собранности, цельности, потому что не понимает как знания связаны друг с другом. Не видит системности, последовательности. Директивные предложения по образованию («сверху») не учитывают, что у ребенка есть предел способности к восприятию. Психика небезгранична. Он может усвоить лишь определенный объем информации. Не видя системы, ребенок впадает в ступор. Происходит нежелание познавать и даже отчаяние в познании. Если человек понимает, что мир ему не постичь, то вообще зачем его постигать?

Есть школы нового типа (Базарного). Серьезно не изучал этот вопрос. Смотрел лишь интервью. Выглядит интересно. На данный момент школа есть в Азербайджане и несколько в Москве. Детская парадигма – движение. Кто же мог додуматься детей, в которых заложено движение, усаживать на целый день за парты? Кто предложил трехмерные фигуры (речь о геометрии) изображать на плоскости? Взрослый это приемлет, ведь у него уже развито абстрактное мышление. А детям важно трехмерные фигуры повертеть в руках. Можно сказать, что не во всех школах материальная база позволяет продемонстрировать все это в виде материальных объектов.

Что бы ни говорили представители различных движений, все же мозг мужчины и женщины различаются. Не в том речь, что один лучше, а другой хуже. Они просто разные. С точки зрения Христианства мужчина и женщина составляют полноту. Сейчас не об этом. Структура нынешней школы женская – порядок, аккуратность, разлинованные тетради (ближе к психологии девочек). Мальчикам же нужно экспериментировать, трогать руками, пробовать. Их распирает активность. Даже такой простой вопрос, как перемена. Замечено, что если дети во время перемены побегают, выпустят пар, то смогут какое-то время тихо посидеть. Иначе их избыточная активность будет выплескиваться на уроке.

Подытожим. Комплекс условий, в которых ребенок растет и включается в образовательный процесс, не дает сформироваться тем взглядам и тем навыкам, что могли бы помочь ему противостоять экстремальной ситуации. Дети разобщены. Изолированы. Потеряны (растеряны). Нет навыка совместной деятельности. Многие сейчас просто не «вылезают» из телефона. Как известно, экран стимулирует подкорковые структуры. Чем дольше по времени происходит стимуляция подкорковых структур, тем больше угнетается кора. Но ведь способность регулировать свои эмоции к экстремальной ситуации – это и есть функция коры. В итоге мы получаем инфантилизированное поколение, затопляемое любыми возникающими эмоциями. Их легко воодушевить, но еще проще напугать. Будучи воодушевленными, они без труда с этой линии могут уйти при первых трудностях и дискомфорте, ведь у них не выработано навыка преодоления себя.

Еще один нюанс к системе образования. Пошла некая западная мода на предмет использования образов. Факт просмотра видеоряда еще не означает изменения человека. Советская школа психиатрии в некоторых моментах согласуется со святоотеческой. Она настаивает на деятельном подходе. Только деятельность помогает интегрировать те данные, которые мы получаем через зрение, слух и так далее. Святые отцы говорят – пока ты не попытаешься Заповеди Божии исполнить на деле, ты и не поймешь их суть.

Вышеупомянутая профессор, д.м.н. рассказывала, что просматривала одну диссертационную работу по направлению образования. Предложена модель урока астрономии – показывать луноход, Марс и другие слайды. Но сколь ребенок может воспринимать информацию? Урок профессор видит иначе и отстаивает ценность совместной деятельности с детьми. Например, вышли на природу. Посмотрели звездное небо. Демонстрация приборов, с помощью которых мореплаватели раньше определяли свое положение в океане. Кстати, человек, который хоть раз этот инструмент увидит, приобретет иммунитет против идеи, что Земля плоская. Мореплаватели определяли свое местоположение с помощью достаточно простых инструментов, которые были ориентированы на гелиоцентрическую модель (Земля вращается вокруг Солнца). Методика работала. Возможно, за такой урок дети многого бы и не узнали, но эта была бы уже частичка мира, освоенная лично ими.

Вместе со школьной учительницей я веду занятия в воскресной школе. Был праздник Входа Господня в Иерусалим. Педагог говорит, что Господь вошел в Вифанию. Я остановил. А дети знают, что такое Вифания? Ей кажется это естественным. Но откуда дети знают? Необходимо объяснить, что это населенный пункт. Информация быстро выветривается, если не закреплена в деятельности.

Здесь можно сослаться на беседу Фурсова и военного психолога Захарова. Александр Захаров утверждает, что современное поколение лишено развития такого аспекта, как воли, преодоления. В экстремальных ситуациях люди ломаются, даже склонны проявлять запредельное насилие. Они не умеют себя сдерживать.

Вывод следующий – учить детей медитации (не обращая внимание на все сказанное), это попытка замазать симптом, игнорируя комплекс причин, вызвавших его к жизни.

В заключении отмечу книгу «Мученики ленинградской блокады». Авторами являются две женщины, которые во время блокады были детьми. Эта книга «перечеркивает» современные представления о психологии ребенка. Они пережили блокаду. По идее должны быть на всю жизнь травмированы. Конечно, блокада оставила свой отпечаток. Не без этого, но и не более того. В книге приведены некоторые данные, чем-то напоминающие медитацию, но авторы идут дальше и скорее даже в другую сторону. Во время бомбежки что происходит? Сознание человека фиксируется на звуке летящего снаряда. Он может сойти с ума. Мама девочки начинает с ней играть, то есть, по сути, переключает внимание. Либо разворачивает карту города и показывает, где идет обстрел. Пытается объяснить, что вероятность попадания снаряда в дом невелика. О чем речь? Включается деятельность разума, регулирующая действие подкорковых структур (инстинкты, состояние ужаса). Детей научила справляться с жизненной ситуаций Риточка Лосева. В детском доме, куда она поступила, многие детки уже умирали. В следствие ужаса и голода они входили в состояние апатии, теряли волю к жизни. Лежали столбиками. Их ничего уже не интересовало. У человека, находящегося под воздействием постоянных переживаний ужаса, подавляется вторая сигнальная система (разумная часть так сказать). Открывается возможность для формирования условного рефлекса. Риточка Лосева растормошила детей. Она увела детей от бомбежек в мир красоты, добра и бабушкиных сказок. Потом уже узнали, что Риточка была верующей девочкой. Вере научила ее бабушка. Девочка пережила трагедию и плакала по ночам. Ее папа, легендарный летчик-испытатель разбился. Авторы размышляют над тем, как им удалось выжить. Они жили на минимальном пределе. Специалист по питанию немецкой армии рекомендовал Гитлеру не тратить боеприпасов и не терять солдат, атакуя Ленинград, а просто дождаться, пока все люди умрут от голода. Выжить помогла им только Вера. Сейчас много говорят, что надо помогать друг другу. Для этого нужна серьезная мотивация. В экстремальной ситуации, когда сознание затопляется ужасом, включаются звериные инстинкты. При отсутствии развитой высшей нервной деятельности, человек способен думать лишь о себе. Вера дает мотивацию заботиться о другом. Кто-то скажет, что это мешает выживанию. Нет. Наоборот, помогает.

Военный психолог Александр Захаров рассказывал, что во французском регионе есть русский сектор (солдаты из Белорусии, Украины и России). Они помогают друг другу, тогда как европейцы индивидуалы. При столкновении эта взаимовыручка уменьшает боевые потери (то есть в русском секторе потерь меньше). Заботясь о другом, ты помогаешь и себе тоже. В упомянутом тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» в части 2.3 разбирался опыт блокады. Но, откуда человек черпает мотивацию для заботы о другом? Академик Ухтомский говорил, что жалкими словами не преодолеть той инерции, которую нигилистическая культура развивала веками. Христианская парадигма помогает осознать, что в экстремальных ситуациях не нужно забывать о ближнем. Эта память и дает человеку возможность не заполниться страхом, ужасом. Ты думаешь не только о себе, но и о другом.

В книге игумена Анатолия Берестова «Число зверя. На пороге третьего тысячелетия» приведены некоторые данные по поводу медитации. Он, кстати, доктор медицинских наук, профессор, невролог. О. Анатолий пришел к выводу, что во время медитации происходит наложение фазы сна на фазу бодрствования. То есть речь идет о некоем аномальном состоянии, не предусмотренном природой и это состояние истощает мозг.

Некоторые специалисты (в частных высказываниях, но если покопаться, то можно, наверное, найти и исследования, стоит только озадачиться вопросом) скептически настроены в отношении медитативных практик, с помощью которых человеку обещают стимуляцию креативного процесса. Так один полковник космических служб, изучавший различные виды воздействия на человека (различные виды, если так можно сказать, «непрямого оружия») рассказывал, что люди, пользующиеся такого рода практиками стимуляции к тридцати-тридцати пяти годам «сходят с дистанции». Мозг истощается (вследствие того, что мозг входит в полосу некой неестественной, избыточной активности).

О молитве получены другие данные (в отношении мозга[1]). Профессор Валерий Слезин н исходил из той мысли, что в организме все симметрично. Если есть две фазы сна, то, вероятно, есть и две фазы бодрствования. Вторую фазу бодрствования он и искал. К нему пришел в гости знакомый священник. Эксперимента ради усадили его в кресло. Подключили к батюшке датчики и попросили молиться. Видимо, он был опытен в молитве. Так вторая фаза бодрствования и была найдена. Речь о чем? Рассмотрим на примере страха. Как он возникает? Мы видим неприятный для нас сигнал, и этот триггер запускает подкорковые структуры – эмоции, переживания, инстинкты. Здесь же (во время молитвы) кора притормаживается и, соответственно, травматическое воздействие сигнала уменьшается. Входя в молитвенное состояние, отступают страхи и человек действует спокойно. В чем отличие от медитации? Медитация тормозит кору головного мозга. Во-первых, обращаю внимание молитва притормаживает, но не отключает. Во-вторых, человек обращается к Богу, благодать Божия человека хранит. Третий момент. Человек становится чувствующим, понимающим, видящим и не отключенным. Тогда как при глубоком погружении отключается сам орган различения этой реальности – наша разумная деятельность.

Более подробно об отличии медитации от Христианской духовной жизни, в частности от молитвы, рассказано в книге Льва Александровича Тихомирова «Религиозно-философские основы Истории». Обращают на себя внимание две главы. «Достоверны ли источники оккультного познания?» и «Христианская духовная жизнь». Об этих главах речь пойдет в третьем ответе.

А данный ответ продолжу ссылкой на книжечку священника Антония (Голынского) «О молитве Иисусовой». Этот трактат написан в 50гг 20 века, в годы гонений. Духовной литературы нет. В коротком трактате автор попытался описать всю суть молитвы. Почти на всех стадиях молитвы (кроме самой последней) речь идет о деятельности сознания. Человек предстоит перед Богом и возносит Ему молитвы. Только на последней созерцательной стадии человек зрит Бога лицом к лицу. Эта стадия (можно сказать) не совсем к нам относится, но о ней полезно знать. Ее достигает один человек из поколения или один в роду (редко, кто достигает). Силуан Афонский знал одного человека, достигшего высших ступеней молитвы. Тот в свою очередь знал еще только одного. В тех ступенях, которые нам доступны, речь идет не об отключении сознания. Молитвой мы возносим ум Богу. В медитации вопрос решается иначе. Человек пытается закрыть глаза, ум, опустить шоры, чтобы не видеть того образа, который его сейчас угнетает.

Чтобы выжить человеку необходимы навыки, помогающие избежать затопления, но в то же время, чтобы они не отключали его от реальности, а помогали действовать, искать и находить выход.

О пяти навыках и других подходах (помогающих человеку успокоиться, обрести контроль над собой) будет рассказано в отдельном ответе.

Может показаться странным, что вопрос о медитации вдруг раскрывается в контексте образования. Это и неплохо по двум причинам. Свойство манипулятивных текстов и состоит в том, что они не сопоставимы с реальной жизнью. Любой вопрос нужно рассматривать в области реальной жизни. Это принцип патриарха Сергия Страгородского и специалиста по противодействию манипуляции сознания профессора С.Г. Кара-Мурза. Не размышлять абстрактно, а на конкретном примере.

[1] Каклюгин Н. Трезвость и трезвение. Православная молитва – вход в иное состояние мозговой активности.