Боевые действия. Боевые действия (Ч. 4): Об инициативе послать воинам на фронт открытки и об отказе учителя поддержать инициативу
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.05.2022.



Тот, кто не поддержит Истину в нужный момент, потерпит ущерб. Открыткой солдату или Георгиевской ленточкой, приколотой к одежде, ты поддерживаешь не боевые действия, а конкретного человека, помогаешь ему остаться психически здоровым.

Озвучу историю близкую к случаю с Георгиевской ленточкой (произошедшую во время указанных событий). В одной школе мама ученицы предложила провести следующую инициативу – Дети рисуют открытки и посылают воинам на фронт. Учитель отклонила предложение, объясняя различным отношением людей к боевым действиям. Ситуацию прокомментирую с учетом данных, представленных выше.

Мы видим несколько недифференцированный подход. Одно дело – боевые действия, решение об их начале или окончании, и дело другое – люди, ныне находящиеся на фронте. Все же воины являются гражданами РФ и при всех прочих трудностях, обсуждаемых в СМИ, страна несет ответственность за них. Например, МЧС предупреждает рыбаков, что на лед выходить в некоторые периоды не нужно, так как лед не устойчив. Но люди выходят, льдина откалывается, а пострадавших спасают, забирают на вертолете. На пачках сигарет есть предупреждение о вреде курения, но при этом заболевшим не отказывают в лечении.

Почему же тогда даже при разном отношении к боевым действиям открытки написать все-таки стоит? Те люди, находящиеся на фронте, если Бог даст и они останутся в живых, вернутся обратно и будут жить среди нас. От того, какими они вернутся, в каком состоянии, зависит и атмосфера в нашей стране.

Уместно здесь упомянуть книгу Джудит Герман «Травма и исцеление». Книга написана с феминистических позиций. В ней есть моменты, носящие дискуссионный характер (касается личных размышлений автора). В книге приведены данные многочисленных исследований, и эти факты очень интересны. Автор описывает боевую психическую травму, то есть ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) у солдат, попавших на войну. Изучался опыт ветеранов. Выяснено, что развитие ПТСР тесно связано с участием в зверствах. Если человек (выражаясь своими словами) утерял человеческий облик, включился в поток ненависти, то его сознание деформируется. Вернувшись такой человек испытывает трудности с адаптацией к жизни в гражданском обществе, да и вообще психологические сложности. Оценен опыт солдат, не испытавших ПТСР. Это люди, не участвовавшие в зверствах, даже если общий фон был соответствующим. Из ненависти можно выйти в разрушающий сознание поток. Но все же была часть ветеранов, которые в этот поток не влились. Они понимали, что несут ответственность за свои действия и там, где это было возможно, даже старались ситуацию улучшать.

Как это связано с открытками? Ты не можешь изменить ситуацию в целом (не ты принимал решение о начале боевых действий), но можешь подействовать в конструктивном ключе. Отправив открытку солдату, ты поддерживаешь не боевые действия, а конкретного человека, помогаешь ему остаться психически здоровым. К фактору субъектности можно отнести и понятие совести. Человек старался поступать согласно внутренним убеждениям, принципам, а не шел на поводу у эмоциональной атмосферы, соответствующей боевой обстановке. Ведь она могла призывать к бессмысленным убийствам, крови.

Еще один фактор. Способность поддерживать связь с сослуживцами и стремление проявить заботу о них. Ведь ветеранов, не имевших ПТСР, отличала забота о ближних. Зафиксированы ситуации, когда получив приказ (с точки зрения военнослужащих неправильный, тот приказ, который может повлечь за собой бессмысленные жертвы) солдаты, избежавшие в итоге ПТСР, могли этот приказ даже опротестовывать (не в виду упрямства, а руководствуясь заботой о ближних). Было выяснено, что мощным положительным фактором на пути адаптации солдат, вернувшихся из мест боевых действий, является социальный контакт с населением. Речь идет о теплом приеме, если сказать проще. Можно представить положение солдата, участвовавшего по долгу службы в боевых действиях. Он испытывал запредельные стрессовые нагрузки, а вернувшись домой чувствует отчуждение от своих соотечественников. Его осуждают, хотя он лишь выполнял приказ и следовал присяге.

Преподобный Марк Подвижник в своих творениях (приведены в книге «Добротолюбие») сформулировал некий духовный закон. Если пришло время выступить с защитой в пользу Истины, а человек промолчал, возможно, впоследствии ему придется пострадать. Иными словами, если сейчас люди отказали поддержать своих соотечественников, оказавшихся на поле брани в качестве солдат, даже в малом, даже открыткой, может так сложиться, что им придется пожалеть о своем решении.

Приведу один пример. Этот случай произошел в Израиле. Солдат получил ранение. Снайпер. Бесшумная винтовка. Выстрела не слышно. Пуля попала в шею. При получении такого ранения для спасения жизни дорога каждая секунда. Раненый был оперативно доставлен в госпиталь. Операция в экстренном порядке. Солдат жив. Родители выжившего солдата хотели найти благодетеля и каким-то образом отблагодарить. Тот был, по всей видимости, человеком скромным и сразу после того, как доставил раненого в госпиталь, удалился. Его искали и даже развесили объявление с просьбой откликнуться. На объявление отозвалась мама этого солдата. Она зашла в магазин по указанному адресу и узнала женщину за прилавком (маму раненого воина). Многие годы назад будущая мама солдата-благодетеля была беременна, но ввиду каких-то причин испытывала тяжелый кризис, и даже склонялась к мысли об аборте. Она плакала и зашла в таком состоянии в магазин. Продавец (мама раненого солдата), конечно, могла остаться безучастной и не проявить никакого сочувствия, но не осталась в стороне. Состоялся разговор. Поддержала. Убедила не делать аборт. Мы видим, каков результат этого разговора. Родился мальчик, который стал военнослужащим израильской армии и в критической ситуации, когда шея другого солдата была прострелена, он оказался рядом. А если бы мама раненого солдата тогда проигнорировала то движение совести, которое призвало помочь плачущей женщине? Конечно, в истории нет сослагательного наклонения, но ответ понятен.

Подобная история. На улице сбит мальчик. Его подобрал таксист. В приемном покое медицинской организации водитель безуспешно пытался объяснить, что срочно нужен врач. Больница платная. Расценки. Прейскуранты. А время идет и работает против мальчика. Водитель в качестве оплаты внес золотую цепочку (чтобы хоть как-то мотивировать сотрудников больницы на оказание помощи). Врач спустился, а пострадавший мальчик оказался его сыном. Ребенка можно было спасти, но его не спасли. Не успели.

Эти два примера комментируют короткую и емкую идею, выраженную прп. Марком Подвижником. Тот, кто не поддержит Истину в нужный момент, потерпит ущерб. Со временем та ситуация, при которой Истина осталась без поддержки, коснется самого человека.

Эти люди вернутся. Нам с ними жить. Какими они вернутся во многом зависит от нас. Какими они станут? Психически травмированными? Обиженными на весь мир? Ненавидящими людей? Не факт, что у них разовьется ПТСР! Еще раз подчеркну – мощным фактором на пути социализации ветеранов является поддержка окружающих. Ведь эту поддержку можно оказать малым, в том числе и открыткой. Конечно, для людей, живущих в относительном благополучии (при всех трудностях – задержка зарплаты, повышение цен и так далее), такие вещи, как теплая пища или открытка не воспринимаются, как некое благо. Для человека, который находится в критической ситуации, где возможна потеря человеческого облика, эта открытка может стать зацепкой за человечность.

В качестве примера фильм сценариста Оливера Стоуна «Полуночный экспресс», основанный на реальных событиях. Весь филь не нужно брать в «разработку». Ранее было сказано о необходимости дифференциации. Рассмотрим лишь один эпизод. Молодой человек сбежал из тюрьмы, убив при этом охранника. Упоминание фильма не является призывом к убийству. Турецкая тюрьма (при всем уважении к гражданам Турции) – жесть. Прежде чем перейти к описанию фильма упомяну воспоминания русских туристов, побывавших в турецкой тюрьме. Ребята вчетвером шли по улице и не знали, что рядом произошло ограбление. Полиция получила ориентировку на четырех грабителей. Туристы схвачены. Ситуация их встряхнула. Ничто не бывает случайным. Попали за решетку. Архитектура пространства участка выстроена таким образом, что все оно прослушиваемо. Слышно все, что происходит. И вот в кабинет начальника заводят женщину, которая, если сказать мягко, торговала своим телом. Милая беседа. Женщина воркует. Начальник смеется. И вдруг она начинает кричать. Один из заключенных русских туристов серьезно занимался боевыми практиками. Он и представить себе не мог, что нужно сделать с человеком, чтобы он так кричал. Этот крик продолжался и продолжался. Как считает рассказчик, имело место психологическое воздействие на людей, находящихся за решеткой. В момент этого крика люди проецируют ситуацию на себя. Представляют себя в кабинете начальника, словно с ними может произойти тоже, что происходит сейчас с той женщиной. Русские ребята поняли, что пора выбираться. Стали стучать. Требовать консула. Сигнализировали о себе. Прибыл представитель дипломатического ведомства. Ррусские ребята были освобождены.

Возвращаемся к фильму. Молодой человек в тюрьме. Психологический слом. Он стал ходить по кругу (как все). Потухли глаза. Он упал духом. В самый критический момент к нему в руки попадает фотография. Взгляд на нее активировал в нем ту часть личности, которая была связана с жизнью дочери.

В беседах нередко упоминается учение Ухтомского о доминанте. Кстати, учение подробно разбирается в текстах и беседах цикла «Преодоление психологического опыта: христианские и психологические аспекты». В тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.2: Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет» (отчасти в тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.1: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта») идея доминанты упомянута в контексте вопроса преодоления боевой психологической травмы. Травматический опыт описан, как некое «скукоживание» личности. А социальный контакт, способность обратится к конструктивным смыслам, выводит человека из спячки, из некоего обожженного состояния. Эта фотография пробудила его из состояния «анабоиза». Он начал действовать. Мы сейчас не даем моральную оценку действиям этого человека. Почему он оказался в тюрьме? Этично или неэтично совершать побег? Речь не об этом. Но эффект, спровоцированный фотокарточкой, может быть воспроизведен и с помощью другого «объекта»  детского рисунка, простого пожелания. Эта малость может помочь в критической ситуации остаться человеком.

Стоит научиться задавать вопросы. Если человек не может отделить одно от другого, сумеет ли понять суть исторического процесса? Как объединить миллиарды сигналов в концепцию адекватную тому, что происходит? Может ли человек, который решил уехать из России только потому, что 9 мая учитель приколола Георгиевскую ленточку к одежде его дочки, понять суть происходящего? Неужели одной ленточки достаточно, чтобы перевесить все то, что он имел с рождения в России, все культурное наследие и все впечатления? Что будет с этим человеком? Если он не научился ценить ничего здесь, сможет ли научиться этому там? Будут ли уважать люди человека, который перечеркнул все? Смогут ли разобраться в реальности те люди, которые разорвали отношения со священником, призвавшим приколоть Георгиевскую ленточку прихожан в честь 9 мая? Вопрос вот в чем: смогут люди в целом понять реальность? Людей, не сумевших постичь этого, просто вынесет с трассы жизни на очередном повороте.

Еще одна история, как комментарий вопроса, поднятого в рассказе про военнослужащего. Один мальчик был очень голоден. Денег не было. Он решил попытать счастья и постучался в дверь дома. Ему открыла женщина и спросила о причинах его визита. Он очень стеснялся и попросил стакан воды. Хозяйка дома поняла, что мальчишка голодный и дала ему булочку и стакан молока. Этот акт человеческой доброты его воодушевил. Укрепилась вера в людей. Он стал лучше учиться. Появилась мечта стать доктором и эта мечта осуществилась. Однажды ему сообщили о пациентке. Глядя в историю болезни врач увидел, что она родом из того же населенного пункта, что и он. Вошел в палату. Это была та самая женщина, когда-то накормившая его. Хотя она постарела, но была все так же красива, как и в дни молодости. Ее состояние было тяжелым. Жизнь в ней поддерживалась за счет работы аппаратуры. Кома. Речь шла об отключении ее от аппаратов жизнеобеспечения. Ее ситуация была признана безнадежной. Тогда молодой врач попросил руководство дать ему шанс помочь этой женщине. Какое-то время казалось, что борьба за ее жизнь не принесет плодов. Произошло чудо. Женщина пришла в себя. Когда ей принесли счет за лечение, она боялась и посмотреть на него. Понимала, что таких средств у нее нет. На бумагах она увидела надпись – оплачено стаканом молока и булочкой. Вдумчивый человек сам сделает выводы, что могло произойти, если бы она отказала тому мальчугану в помощи.

Что человек посеет, как говорят в народе, то и пожнет. После начала боевых действий, участники одного известного музыкального коллектива создали песню, в которой порицали те самые боевые действия. Примечательно, что за некоторое время до этой ситуации они открыто заявили, что сняли с себя крестики, ведь Церковь не дала ответы на их вопросы, а только призвала к Любви. Конечно, местный батюшка, может быть и не в курсе вопросов, что их беспокоят. Возможно, он и не сумел аргументированно ответить. Но направление в целом было задано верно. И святоотеческая аскетическая мысль, и психология, и нейрофизиология говорят о том, что через социальные отношения с ближними развивается наша психическая жизнь – система понятий, картина мира (более подробно в беседе «Актуальностью милосердия» и в цикле бесед «Искра жизни: свет, сумерки, тьма»). Наверно, ребята не поняли, что им предлагается не конечный ответ на вопрос, а путь, идя по которому они могут эти ответы найти. Они ушли из Православия (хотя в целом их тексты согласуются с Христианством).

Как эта история связана с последним примером? Когда происходит оскудение любви, начинается ненависть, вражда. У апостола Павла есть замечательные слова, что тем, кто откажется от истинной любви, попустят дух заблуждения, и они станут верить лжи («И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес 2. 11)).

Это случай частный. Как реальность складывается в отношении каждого человека – вопрос. Академик А. А. Ухтомский говорил, что реальность разворачивается той стороной, которой человек повернулся к реальности.

Странно, что ребята не сопоставили сам факт начала боевых действий с оскудением любви. Сейчас людей призывают к единству. Но на основании чего мы будем объединяться? Любовь, как принцип утрачен. Люди входят в измененное состояние сознания.

Об этом уже в следующей части ответа.