Стресс. Стресс (Ч. 1). О разных взглядах на тему управления стрессом
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.05.2022.



Внешние условия действуют на человека не на прямую, а проходя через барьер внутренних его условий. Сформированное мировоззрение, картина мира, система навыков, являются препятствием уродующему, деформирующему их воздействию. Травматические переживания могут послужить источником мудрости и роста. Человек со сформированным культурным, духовным уровнем способен противостоять стрессовой ситуации.

Дам некоторые комментарии по поводу Вашего вопроса касательно методички, подготовленной ООН по управлению стрессом.

Авторы руководства дают пять советов. В основе мысль – человека обуревают тяжелые мысли (безработица, война и прочие катаклизмы), вызывающие чувство стресса.

Методичка предлагает в подобных ситуациях заземляться, то есть обращать внимание на то, что мы видим, чувствуем, сходить с крючка, фиксироваться на действия, происходящие во вне, уходить от неприятных мыслей. Эти первые два совета схожи и могут быть объединены в одну группу.

В третьих. Брошюра призывает придерживаться ценностей, а ценность – то, кем бы человек хотел быть. В критической ситуации, например, человек, потерявший работу, испытывает затруднения, но всегда может реализовать собственную ценность (поздороваться с кем-то, познакомиться, уделить время, если человек хочет стать более мирным и общительным).

Четвертый пункт. Человек в любой жизненной ситуации способен проявлять доброту.

Пятым пунктом авторы предлагают обратить внимание на походку, дыхание (психотехнику, связанную с дыханием), нечто во вне. Например, представить, как дыхание обволакивает боль внутри нас. Визуализация боли в виде некоего сгустка (дать место боли в себе).

И еще – саморефлексия, имеющая цель разделить себя и тревожную мысль. То есть человеку предложено сказать – я осознаю, что сейчас испытываю негативную мысль (но не я испытываю негативную мысль).

Человек, попав в критическую ситуацию, очень нуждается в тепле, сочувствии. Помогает даже простое прикосновение, заботливое участие, а не продуманные, заранее выверенные слова.

Возникает некий диссонанс. С одной стороны брошюра призвана помочь человеку в стрессе, но начинается она с длинного перечня правовых соглашений. Ведь чем стрессовая ситуация уничтожает? Обошлись бесчеловечно. Уволили с работы. Унизили человеческое достоинство. Отнеслись, как к вещи. Сухое рационалистическое вступление этой брошюры ничего не говорит о человеке, о значении отношений. Это механистический подход, где сам человек воспринимается как набор рычагов, «использовав» который можно добиться определённого эффекта.

В цикле «Внешняя жизнь и мир мыслей», и в более сжатом виде в тексте «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления» разобраны условия подавления человеческой личности и возможность сопротивления. Упомянуты источники, данные и имена авторов, комментирующие следующую точку зрения – внешние условия действуют на человека не на прямую, а проходя через барьер внутренних условий. Если выстроены мировоззрение, картина мира, система навыков, если есть совесть, то внешние импульсы не наносят уродливого, травмирующего отпечатка на человека. Эти мысли суммировал Брушлинский в работе «Психология субъекта». Он ссылался на академика Павлова, который описал действие не только 1-й сигнальной системы (основа для формирования рефлексов), но также действие 2-й сигнальной системы, чья деятельность препятствует формированию условных рефлексов. Например, паника при звуке сирены – действие 1-й сигнальной системы. Но вот другая ситуация – воет сирена, но этот самый человек кормит больного, который не способен за собой самостоятельно ухаживать, и не может его бросить. Вследствие разумной деятельности, человек разрывает цепочку, приводящую к формированию жесткого условного рефлекса. По сути, травматический опыт – это и есть формирование жесткого рефлекса. Академик Павлов под конец жизни отказался от названия «вторая сигнальная система», ведь она не является результатом автоматических процессов, но формируется нашей деятельностью.

В работах упомянуто учение академика Ухтомского о доминанте. Травматическое переживание, доминирующая деятельность человека организует вокруг себя весь мыслительный процесс. Все размышления сводятся к этому травмирующему состоянию. Данная ситуация хорошо показана в сказке Салтыкова-Щедрина «Как один мужик, двух генералов прокормил». Как бы во время голода генералы не ухищрялись, мысли возвращались к еде. Так ведь задача и состоит в том, чтобы помочь человеку сформировать 2-ю доминанту, которая развиваясь, преодолеет 1-ю. Например, академик Лихачев рассказывал, что во время блокады его дети не ругались из-за еды, но обращали внимание, чтобы всем досталось поровну. А ели бывало то, что называлось «блокадным супом». Если тёплую воду поставит «бродить», то теоретически можно предположить, что в ней начнут размножаться бактерии и это будет уже не просто вода, а вода, так сказать, «с мясом».

Человек со сформированным культурным, духовным уровнем может что-либо противопоставить стрессовой ситуации (то, что поможет не превратиться в животное). Если мы говорим о том, что травматический импульс действует на человека, напрямую формируя в нем тяжёлый отпечаток, то скорее речь о той ситуации, где у людей отсутствует внутренняя культура, мировоззрение. Важна не столько сила импульса, сколько отсутствие у человека мотивации и картины мира.

Важно понять следующее, сила травматического переживания зависит от того, как человек интерпретирует данное событие. Например, безработица. Виктор Франкл утверждал в книге «Доктор и душа» (выдержки о безработице из данной книги приведены в тексте «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 3.2: Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком»), что люди, которые идентифицируют себя с работой, крайне тяжело переживают состояние безработицы. Они считают себя вычеркнутыми из жизни. Люди, которые способны вложить свою личность в функционал, потерю работы переживают легче. Что такое личное отношение в работе? Например, медсестра не просто исполняет свой функционал, а поправляет подушку пациента с любовью. Она способна сказать ласковое слово. Она, как человек живёт, даже выполняя свои профессиональные обязанности. Когда такой человек теряет работу, то личность за счет того, что была активированная ранее, продолжает жить в новых условиях. Их жизнь не теряет своей интенсивности (в хорошем смысле слова). Они способны адаптироваться к жизни и найти другую работу. Те же, кто вне работы себя не мыслит, приходят в такое тяжелое состояние, что даже во время собеседования (при потенциальном трудоустройстве) не способны показать себя в выгодном свете.

В целом все это руководство ориентировано на людей, абсолютно выключенных из любого духовно-культурного контекста. Приведу пример. В Голландии проходили массовые увольнения в одной крупной компании. Работники получали вместе с приказом 2-х годичную зарплату. Даже при условии, что сотрудники имели жилье, соцпакеты и прочие блага, уровень стресса был таков, что люди совершали самоубийство (выходили из окошка) прямо при получении уведомления об увольнении. У офиса буквально дежурили несколько карет скорой медицинской помощи. Работники перестали существовать, как отдельные индивидуумы. Такие люди мыслят себя только в контексте работы. Проблема состоит в крайней «бедности» человека,

В качестве примера фильм «Небо в небо». Специалист по терминации кадров. Компания нанимает его, чтобы он произвёл процедуру увольнения. Одновременно он проводит тренинги, которые называются «Пустой рюкзак». Смысл программы в следующем – чтобы тебе было легче идти по жизни не имей в рюкзаке ничего. Постепенно отношение героя к жизни меняется (вследствие событий, описанных в фильме). Он встречается с новой стороной реальности. Осознает, что в результате увольнения люди пережили стресс, и только поддержка близких им помогла. Сам сталкивается с увольнением. Герой фильма отличался инструментальным отношением к противоположному полу (ни к чему не обязывающие связи). Его очередная спутница оказалась замужней, и не предполагала дальнейших отношений. Ситуация и с работодателем, и с этой женщиной привели к переосмыслению жизни.

Во время кризиса рушится картина мира и необходимо ее восстановить. Нужно переосмыслить свою жизнь «до». Человеку требуется помощь, чтобы травматический опыт стал для него не поводом для печали, но моментом приобретения мудрости и силы. Например, боксер потерпел поражение. Тренер побуждает человека рассмотреть причины произошедшего, чтобы в дальнейшем усилить слабые стороны, показавшие себя во время боя. Тогда травматические переживания являются источником мудрости, и человек выходит из кризиса.

Отсутствие подобных размышлений в брошюре порождает некоторые сомнения. Конечно, авторов данных рекомендаций можно понять, они ориентированы на интернациональный контингент, на людей разных культур и прочее, прочее. Да, человеку потерявшему работу на определенном этапе помогут отвлечься от тягостных мыслей, технологии заземления. Но если человек не осмыслил ситуацию, мысли будут приходить снова и снова. Одно дело, человек, принявший определенную точку зрения, осмысливший ситуацию, признавший необходимость развития в определенном ключе. Даже если вдогонку травмирующей ситуации возникла осада, обида, то человек с ней борется. Другая совершенно ситуация возникает, когда «кран» мировоззрения не закрыт. Если человек выводов из ситуации не сделал, то мысли продолжают литься и отвлекаться нет смысла. Простая аналогия. В квартире этажом выше прорвало трубу. Если протечка ликвидирована, то можно попытаться каким-то образом отвлечься и не думать о случившемся. Труба наверху перекрыта. Вы планируете ремонт, не травмируя себя отслоившимися обоями. Ситуация иная – течь не устранена. Попытка отвлечься в данных обстоятельствах не совсем перспективная задача.

Пройдемся по пунктам.

Первый пункт – некое заземление, то есть в момент стресса попытаться переключиться на внешние впечатления (вкус кофе, положение стоп и т.д.). В этом определенный смысл усматривается. Например, человек переживает, что мировая экономика рушится. Следует сосредоточиться на текущей задаче. Делать то, что можешь. Многие подобные медитативные практики работают, но лишь когда уровень стресса невысок.

Второй момент – стремление провести некую демаркационную линию, некий водораздел между собой и мыслью (не говорить – я в ужасе, а признать – я сознаю, что ко мне приходит мысль, повергающая в ужас). Таким образом, человек может посмотреть на себя со стороны.

Обращает на себя внимание некий спорный момент. Книга предлагает изобилие иллюстраций, на некоторых из них изображен скорбящий человек со словами – «Я плохая мать» или «Я плохо поступил» и т.д. Конечно, при современном подходе принято повышать самооценку. Но! Возьмём мировой опыт, например, книгу «Принципы» Рэя Далио. Сейчас не обсуждаем первую часть книги, где автор рассуждает о теории эволюции, о мировоззрении (экономист, размышляющий о науке – не всегда удачный вариант). Но мнение экономиста о принципах построения компании, полученных экспериментально, выкованных годами и даже десятилетиями, достойно внимания и изучения. Один из важнейших пунктов в следующем – самое драгоценное знание, которое может дать начальник своему подчиненному – понимание ошибки. Знание собственных промахов необходимо. Человек, относящийся некритично к себе, может совершить катастрофическую ошибку. Мысль «я ошибся» в ряде случаев будет правдой, но призыв от этой идеи освобождаться, заглушать – неверный подход.

Бывает и гипертрофированная реакция. Бывает и мнительность. Случается, что люди буквально придумывают себе мнимые ошибки. Не поднимаю вопрос половых различий, но женщины в силу своей организации часто ориентируют ситуацию на себя. Например, мысль, что виновата сама женщина, ведь была недостаточно интересна, недостаточно красива и др., и поэтому с ней перестал мужчина общаться. Здесь нужно объяснить, что у человека могли быть свои причины, свои мотивы. Или чувство вины. Чтобы его разобрать, необходимо рассмотреть многие нюансы. Часто под чувством вины мы подразумеваем инстинкт самосохранения. Вот человек совершил ошибку, и мозг сигнализирует до тех пор, пока этот опыт не будет принят к сведению, пока не станет источником мудрости, развития. Мы формируем в себе навыки, противоположные тем, на основе которых к этой ошибке подошли.

Действительно, в целом этот пункт неплохой. Данный момент прописан и в Православной аскетике. Например, отношения духовного чада и духовника. Важно говорить не от имени того тревожного помысла, который беспокоит. Чадо говорит, что пришел помысел (к примеру, помысел, что в монастыре происходят неверные вещи, что духовник говорит неправильные слова, и вот помысел призывает уйти). Эта позиция корректна. Здесь возможно развитие. Духовник может объяснить, как на самом деле обстоят дела, и чадо увидит, что информацию неверно интерпретировал, что-то не так понял. Может быть, духовник попросит прощения. И вот уже достигнуто примирение.

Каков промежуточный итог? Если бы человек изначально жил по Евангельским Заповедям, то все эти пункты имел в своем арсенале. Здесь уместно упомянуть эксперимент «Восемь часов наедине с самим собой» и его продолжение. Детям и подросткам в ходе исследования запретили использовать гаджеты и общаться. Успешно эксперимент прошли всего два мальчика: один собирал модель корабля, второй – пересаживал цветы. Многие 8 часов не выдержали, начались суицидальные мысли и различного рода физиологические реакции. Через некоторое время эксперимент был повторен в чуть упрощенном варианте (исключены гаджеты и телевизор при условии возможности общения). Дети к этому моменту выросли, создали семьи. Кто-то не выдержал, а некоторые приобрели уникальный опыт домашних занятий, игр с детьми, совместного общения.

Жизненные принципы, жизнь по любви, реализация Евангельских Заповедей, и есть первые пункты в действии (но не на уровне – почувствуй вкус кофе). В каком-то смысле это даже пошло. Гибнут люди, ситуация угнетает, и на этом фоне сосредоточенность на вкусе кофе – вызывает диссонанс.

В чём опасность всех аналогичных технологий? Реализация внешних техник, не связанных с личностью человека на глубинном уровне, приводит к автоматическому действию (так уничтожали людей в концлагерях). Через некоторое время такой человек утрачивает способность принимать самостоятельные решения. Об этом писал Бруно Беттельгейм в книге «Просвещённое сердце». Попытка некоторых людей защититься, отвлечься от ситуации автоматическими действиями, по сути, способна привести к тем же результатам.

В книге «Мученики Ленинградской блокады» описан подобный эпизод. Во время бомбежки мама начинала с дочкой играть, либо разворачивала на столе карту и показывала карту города, где происходили взрывы, а значит вероятность попадания бомбы в их дом минимальна. И все это происходит в контексте. В главе «Риточка Лосева» речь идет о девочке, которая помогала выжить детям в детском доме. Это было не техническое переключение. Речь шла о формировании 2-й конструктивной доминанты, действие которой тормозит доминанту патологическую. Не отвлечение само по себе, а движение с усилием к конструктиву.

Молитва – то же реализация первого пункта. Сосредоточение на словах молитвы позволяет отвлечься от тех негативных помыслов, входящих в сознание. Во время молитвы ум человека просвещается и становится способным с другой точки зрения посмотреть на ситуацию. А при простом переключении внимания нового видения не формируется.

В статье «Остаться человеком. Ч 4.1 Офисы, мегаполисы и лагеря: доминанта жизни и точка опоры» приведен в качестве примера рассказ об опыте старца Зосимы Сокур. Его поместили в «музыкальную шкатулку». Это комната пыток. Без дверей. Без окон. Она обита резиной (как «профилактика» суицида). Звучит одна и та же депрессивная мелодия. Сознание человека настраивается на нее. Формируется посттравматическая доминанта, подавляющая все прочие мысли. Старец Зосима говорил, что лишь Иисусова молитва помогла удержаться от сумасшествия.

Третий пункт – ценности, которые человек хотел бы реализовать. Проблема в том, что ценности представлены инструментально. В человеке, живущем с соответствие с ценностями, формируется некая способность стать выше кризиса, посттравматического переживая. Если человек использует ценности только, как психотерапевтическое средство, это перестаёт «работать». Здесь можно провести аналогию с терапевтами, которые упоминают Бога, лишь как один пункт среди прочих. Для них идея Бога – инструмент, система рычагов – пришли к тебе нехорошие мысли, а ты перепоручи их к Богу (сдвинулся рычаг, а ты освободился от своих мыслей). Но человек успокаивается, когда любит Бога, когда понимает, что Бог есть Спаситель и Промыслитель, не просто верит, а имеет подтверждения своей Вере в реальной жизни.

Сошлюсь на статью профессора Ф.Е.Василюка «Типы духовного совладания». Автор утверждает, что для некоторых неверующих терапевтов религиозные принципы являются просто инструментами. Для таких людей кризисная ситуация – проблема, через которую нужно перешагнуть, чтобы идти дальше, ничего не меняя в жизни. Для верующего человека все иначе. Религиозные принципы не являются инструментами. А проблемная ситуация – разлом, через которого проявляются те вопросы, которых раньше не было или боялся задать. Например, человек заболевший раком (мысль профессора Василюка дополнена и развита) задумается – Чем раньше жил? К тому ли стремился? Приводил в пример одного человека. Диагностирован рак. Он начал молиться за прихожан Храма, а те, в свою очередь, возносили молитвы за него. Возникло общение. Возникло желание переосмыслить свою жизнь. Возникло желание изменений в жизни.

Но если ценности человека основаны не на Истине, то их реализация не приведёт к исцелению. Например, человек в кризисной ситуации захочет стать хоккеистом. Кому-то это желание может показаться неплохим. Возможно, оно поможет отвлечься. Но поможет ли стать выше травматической ситуации?

Современная психотерапия считает человека автономным, то есть не нуждающимся ни в ком и ни в чём. Остается вне зоны рассмотрения проблема добра и зла, нравственного и не нравственного. В беседах «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» (https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/) в разделе «Посттравматический рост (ПТСР-РОСТ)» разбирали пример одной девушки. Она пошла навстречу с несколькими мужчинами. Изнасилование. ПТСР. Она избегала близких отношений, были лишь скоротечные связи. Работа в стрип-баре. Алкоголь. Примечательно, что терапевт ей ни слова не сказал о переосмыслении жизни. Нет, не надо кидать в человека камень, но как-то осторожно намекнуть, что вначале жизнь шла в том направлении, по пути которого столкновение с проблемой видится закономерным. Люди, пережившие опыт насилия, выходят из ситуации не потому, что отвлекаются от этих мыслей, а потому, что в корне меняют жизнь.

Еще один пример из текста, основанного на беседах. Девушка работала в модельном бизнесе, но приняла сознательное решение уйти. Вступила в брак по любви. Родила четырёх детей. Она вышла из травматического переживания через конструктив. Её изначальные ценности были не эффективными, но она шла к конструктиву и сформировала 2-ю доминанту.

Опыт узников концлагерей показывает, что человек должен сохранить хоть минимальную, но свободу в условиях тотального давления. Некоторые заключённые старались хотя бы чистить зубы не в установленное время, а по собственному усмотрению. Сохранение даже минимальной свободы создает условие для работы сознания (чтобы не стать зомби). Подробнее в статье «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления».

В отношении доброты – пункт четвертый. Чтобы проявлять доброту необходимо устойчивое мировоззрение. На основании чего мы будем доброту проявлять, если самому плохо, если мысли захлёстывают, если сам угнетен? Здесь и необходима опора. В статье «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты. Ч. 2.3. Вера и любовь как иммунитет, защищающий от «сползания» в «воронку» паталогической доминанты» упомянут опыт блокадников. Выживали те, кто был способен обратить внимание на другого. Любовь помогала встать. У человека, пораженного голодом, не хватало сил и мотиваций, тогда он вставал ради кого-то. Приведен в тексте следующий пример. Мама и две дочери. Они умирали. Перестали даже отоваривать хлебные карточки, так как не имели сил встать. Настал день рождения одной из дочерей. Мама сказала, что нехорошо умирать в этот день. Решили отпраздновать. Вышли на улицу. Приняли участие в разборе завалов. Так постепенно пробудилась воля к жизни. Или другой очень трогательный пример. Этапировали евреев. Холодный вагон. Один человек пожалел замерзающего пожилого человека и всю ночь растирал его руками, чтобы согреть. А утром выяснилось, что в вагоне на смерть замерзли все кроме них. Если бы он не проявил доброту к этому пожилому человеку, то замёрз и сам. Чтобы поступить так, человеку нужна мотивация.

Последний пункт очень спорный. Подобные игры с разумом добром не заканчиваются. Авторы методички предлагают представить своё переживание в виде объекта внутри нас. Этот объект мы обволакиваем дыхание. Кладём руку и таким образом устраняем его. Есть в этом какая-то доля эзотерических практик.

Двигаться нужно всегда к конструктиву (мысль одного психиатра). Не стоит начинать «игры» с пациентом. Например, человек убеждён, что в его теле живут паразиты (глисты). И вот терапевт решил ему «подыграть», дал ему таблетку, провёл процедуры. Человек вздохнул с облегчением, но пришла мысль – что если в организме оставили яйца или личинки? Всё началось сначала. Если доминанта владеет человеком, нужно строить другую доминанту. Лев Выготский утверждал: «Если можешь – не опровергай. Создавай другую, параллельную картину действительности».

Заигрывание с травматическим опытом может привести к страшным последствиям. Варианты различны. Человек, например, может представлять боль в виде кирпичика внутри. А вдруг этот кирпичик начнёт душить? Опыта общения с такими людьми не имею. Опираюсь на идею внутреннего ребенка. Существуют техники, которые предлагают представить в себе внутреннего ребёнка, которого мы обнимаем, успокаиваем. Проблема в том, что образ, который мы представили, начинает жить самостоятельно. Карл Юнг писал об этом и объекты, ведущие самостоятельную жизнь, называл субличностями. Карл Юнг писал, что напрямую общался с демоном по имени Филимон, и тот учил его. Брошюрка может данного инфернального аспекта и не учитывать, но демоны от того, что их существование проигнорировано, не исчезают. Инфернальные силы могут использовать тот объект, что построило воображение человека (особенно, если психика человека разрушена).

Для людей, у которых вообще нет сформированного мировоззрения (те, кто ничего не знают о мировой культуре, мировой истории и так далее), возможно, эти приёмы поддержку и окажут. Но человека, имеющего опору на образование, культуру, историю, нужно ориентировать конструктив (хотя бы на указанные выше примеры).

Субъективная точка зрения по поводу оформления. Очень подробное описание ситуаций с использованием иллюстраций, ориентированных на весьма специфический уровень понимания (не хочется называть его сниженным). Возможно, разработчики исходили из того, что человек в шоковом состоянии способен воспринять только картинки. Но кого-то может даже оскорбить такая форма подачи информации. Весьма простая мысль разворачивается на многих страницах, а человеку предложено остановится в чтении и несколько дней практиковать эту мысль.

Вернемся к началу. Человек во время кризиса нуждается в тепле. Требуется больше сердца, больше души. Одна капля человечности заменит многое. Здесь же в рафинированных фразах человеку предложено всё затормозить, практиковаться в ценностях и добре, прослушать аудио-курс лекций.

Основы аддикции – инструментальное отношение к человеку. Виктор Франкл отмечал, что проблема психотерапии в том, что она человека представляет в виде поля, на котором сражаются различные силы «я», «оно» и так далее. И когда человек утрачивает представление о себе, как о целостной личности, начинает относиться к себе, как к арене действия неких сил, то возникает риск саморазрушения и даже самоубийства. В критических ситуациях в человеке необходимо активировать ядро личности, совесть. Необходимо воскресить, оживить в человеке человека.

По сути, все предложенные принципы (только в конструктивном изложении) читаются в книге «Мученики ленинградской блокады». Ее написали две женщины, которые блокаду пережили детьми. Примечательно, они не стали жертвами ПТСР. Именно Христианские ценности помогли им выжить в годы блокады.

В эфире «Ситуация на грани: Не справляюсь или возрождаюсь из пепла (часть 1)?» вкратце упомянута данная брошюра. Рассмотрены и другие данные, которые позволили бы человеку объемно увидеть ту ситуацию, что его сейчас угнетает.

Даже светские авторы признают, что уровень переживаний и стресса зависит от того, как мы интерпретируем для себя происходящее. Чрезвычайно важна сформированная картина мира, с позиции которой человек смотрит на действительность.