Смерть. Смерть. Девушке, которая перестала встречаться с зависимым человеком. Он умер, и она себя винит
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.06.2022.



Бог прощает, но не прощает себя сам человек и это от гордости. Чувство вины, по сути, конструктивно, и позволяет человеку меняться к лучшему, понять и признать ошибку, принести покаяние (если это чувство объективно, но не избыточно). Исцеление происходит через духовное и культурное обогащение, претворение ядра чувства в утверждение. Услышать ответ Бога (скорее внутренний мир) позволит тишина и молитва.

Вы состояли в отношениях с молодым человеком. На определенном этапе обнаружили, что он зависим. Отношения прекращены, а молодой человек умер. Он стал являться во снах. Вы ощущаете себя очень тяжело и спрашиваете – Как относиться к ситуации и ко снам?

В самом начале сошлюсь на ответ, данный в связи со схожим вопросом «218. Проклятие. Женщине, чей брат проклял ее дочь и умер Скорбь о случившемся, страх за дочь». Суть ответа применима и к Вашей ситуации.

Во-первых, чувство вины. Утверждение «Ты ни в чем не виновата» не работает, но одновременно неверна и та ситуация, когда человек обвиняет себя во всем. Организаторы тренингов и групп по поводу зависимости, скажут, что Вы должны дать зависимому человеку упасть на дно, что нужно заниматься совей жизнью, а тревога о зависимом человеке – созависимость. Но душа почувствует, что в этих словах есть что-то не то. Данные теории родились в атомизированном западном обществе. Как говорит специалист по IT-технологиям Ашманов (кстати, верующий христианин), в западном обществе речь идет уже не об атомизированных людях, а скорее об ионах без оболочек. Речь о жизнеустройстве, в котором людей ничто не связывает кроме совместных игр и участия в реконструкциях (участники переодеваются в одежду прошлых веков и разыгрывают важное сражение, копируя его). При утрате обществом культурных механизмов (если позволено так сказать), у людей не хватает ни сил, ни понимания. Каким образом им адаптироваться к ситуации, когда близкий человек входит в состояние зависимости? Как на это смотреть? Как относиться к вопросу страдания? Если нет методов лечения, остается один прием – ампутация (речь идет об отсечении себя от другого). Но опять же «хирургия» не единственный метод.

Сошлюсь на материалы, подготовленные по данной теме. Они перечислены в посте «Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?) Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

В книге «Духовное бессознательное» православный богослов Жан-Клод Ларше размышляет о чувстве вины. Он выделяет необоснованное чувство и чувство вины конструктивное, позволяющее понять свою ошибку, принести в ней покаяние (а дополнив мысль, можно сказать, позволяющее человеку исправит свою ошибку). Чувство вины, по идее, конструктивно. Оно позволяет нам менять свое поведение к лучшему. Но бывает, что чувство это становится гипертрофированным, избыточным и тому масса причин. В частности Ларше говорит, что проблема начинается, когда естественная сила души, которая получает гармоничное развитие, когда устремлена к Богу, отрывается от Него, как от источника Блага. Так рождаются различные духовные болезни. У человека может быть чувство вины, связанное с некой неполнотой понимания им какого-то вопроса. Например, в отношении зависимого человека, можно себя винить, что не убедили его бросить наркотики. Только жизненный опыт даст понять, что убедить человека оставить зависимость практически невозможно, если он сам не захочет. Но опять же, из этого не следует, что нужно оставить любые разговоры на эту тему. Холодное отстранение, равнодушная позиция тоже не делают человека лучше.

Исцеление чувства вины начинается, когда человек начинает осознавать что в его чувстве является обоснованным, объективным, когда происходит дифференциация (человек отделяет то, из-за чего действительно его душа болит, от наносного, от фантазий). Обоснованное чувство находит разрешение в Таинстве покаяния, в Исповеди. Дополняя мысль Ларше, можно сказать, что человек может чувство вины разрешить в действии противоположном совершенной ошибке. Если Вы считаете, что не оказали помощь человеку зависимому, можете оказать содействие реабилитационному центру, то есть людям, кто умеет эту помощь оказывать.

Мысль православного богослова Ларше можно дополнить данными, заимствованными из книги Джудит Герман «Травма и исцеление. Последствия насилия от абьюза до политического террора». Автор пишет с феминистических позиций, и некоторые ее размышления являются дискуссионными. Но внимание привлекают те страницы, где приведены данные исследований и некоторые комментарии. Она отмечает, что формулировка «Ты не виноват» не помогает людям преодолеть травматический опыт. Выжившие (автор говорит о выживших в боевых действиях либо о женщинах, подвергшихся изнасилованию) нуждаются не в самооправдании, а в восстановлении справедливости. Приведен пример. Военные действия. Погибли люди. Одни человек остался жив и винит себя. С одной стороны (как говорит автор) его чувства могли показаться необоснованными, но при более внимательном изучении вопроса многое прояснилось. В то время, когда отдавался приказ на счет данной командировки, у него возникли определенные сомнения. Своих возражений он не высказал. Возможно, ситуация могла быть иной, озвучь он свою точку зрения. Джудит Герман утверждает, что исцеление достигается, в том числе и претворением выделенного, объективного ядра чувства вины в некое утверждение. Человек осознал свою ошибку. Признал ее. Принял решение. Попытался что-то сделать для ее устранения. Тогда чувство вины уходит.

Соловецкой Обителью издана книга «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни». В качестве дополнения к книге опубликована статья «Отчаяние: “Есть ли для меня надежда”?» Ч. 1: Об отчаянии и о людях, которые думают, что двигаться далее не имеет смысла». Вторая часть статьи еще не опубликована. В ее составе предусмотрена глава о прощении себя.

Фаддей Витовницкий говорил, что Бог прощает человека, но не прощает себя сам человек и это от гордости. Эти слова могут быть восприняты по-разному. Прощение себя (в сухом остатке) не означает утверждения «я не виноват» и «я себя прощаю». Эти слова ничего не дадут, если человек знает, что виноват. Другая ситуация, если сделаны соответствующие выводы, преодолены те предпосылки, на основании которых человек вошел в травматическую ситуацию. Например, кто-то мог отказать другому в помощи по жестокосердию, из-за презрения или поверив слухам. И вот что-то случилось. Чтобы испытать внутреннее освобождение, человек не только исповедуется, просит прощения у Боженьки, что отверг другого, но в данном случае речь идет и об изменении тех навыков, тех убеждений, на основании которых была совершена ошибка. То есть человек, отвергнувший другого, например, доверившись слухам, принимает решение на будущее не верить клевете, пока не получит 100% доказательств.

Один человек изменял супруге. Потом принял решение больше этого не делать. Покаялся. Исповедовался. Даже не один раз. Но успокоения не получил. Состоялся разговор со священником. В качестве причины измены этот мужчина назвал недостаточную эмоциональность супруги. Именно эмоциональности в других женщинах (при наличии любви к супруге) он и искал. Человек исповедовался в измене, но не осознал заблуждения, что судит о людях исходя из субъективных впечатлений. Опять же, что значит недостаточная эмоциональность? Чтобы человеку успокоиться, необходимо признать, что все мы разные. Одни эмоциональны, другие – нет, и у каждого есть право быть таким, какой он есть. Он, если хочет успокоиться, должен научиться принимать людей, а не пытаться навязывать свою точку зрения. Мужчина понял эту идею и успокоился.

Как Вам увидеть то самое ядро вины (обоснованное и объективное), в котором была Ваша ошибка? Это можно сделать только в состоянии тишины. Отрешиться от бесконечных сообщений, рассылок. Углубиться в молитву и чтение Псалтири. В состоянии тишины, когда ум успокоиться, произойдет то, о чем писал иероманах Рафаил (Нойка). Он упоминал видение пророка Исайи, которому Господь явился во гласе хлада тонка (3Цар 19:12). Отер Рафаил (ученик о. Софрония (Сахарова), а он в свою очередь был учеником прп. Силуана Афонского; речь идет о достаточно сильной духовной традиции, которая передавалась от прп. Силуана, достигшего святости к о. Софронию, а от него понимание духовной жизни передалось о. Рафаилу) говорил, что чрез рев страстей не услышать Божиего ответа. Этот ответ не в словах. Святые отцы говорят, что тот, кто пытается услышать слова – запутается. Ответ Божий выражается скорее в мире сердца. Святые отцы призывают не поддаваться действию голосов, потому что человек может принять вражие наваждение за Божественное откровение. Этой теме посвящён ответ «Интуиция. Интуиция. Голос внутри говорит, что будет и – сбывается».

В отношении снов можно сказать следующее. Не то, чтобы Церковь не признает сны, скорее констатирует факт, что сны – вещь достаточно смутная. Конечно, различные психоаналитики создают каталоги значений сновидений, но не думаю, что серьезные ученые способны признавать подобного рода «труды». Чтобы на полном серьезе утверждать, что увиденное во сне имеет строго определенное значение, нужны исследования, статистические данные и прочее.

Во снах могут подаваться обрывки впечатлений и причудливые комбинации их с абстрактными идеями. Те, кто следит за собой, наверняка, замечали, что звуки, услышанные в момент перехода от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну, могут претворяться в целые истории. Мозг пропускает эту аудио-информацию сквозь сито ассоциаций. Тезис, что таким образом часть сознания пытается общаться с нами, достаточно спорен. В Священном Писании высказана мысль, что гоняющийся за снами не избегает вреда (своими словами).

Чтобы не расширять ответ до бесконечности, сошлюсь на статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О сновидениях» из книги «Приношение современному монашеству». При желании можно так же ознакомиться с ответом «Сновидения (сны). Можно ли им верить». В тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.1: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта» есть глава «Переживание опыта смерти». Более подробно тема (предчувствие собственной смерть либо гибель ближнего) разобрана в одноименном цикле «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» в пунктах с 6 и по 9. В частности в беседах 9а и 9б отчасти разобрано чувство вины, а беседой 9к открывается тема (она еще не закончена) явления умерших живым и возможные риски в жизни людей, желающих «общаться» с умершими. Материалы опубликованы на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка», подразделе «Беседы о проблемах личности».

Человек преодолевает фиксацию на травматическом моменте через процесс его культурного и духовного обогащения. Он понимается не некий новый уровень, с которого открываются иные горизонты. В частности, смерть, на уровне атеистическом видится, как тотальная катастрофа, на уровне духовном – переход в жизнь вечную. Надо понимать, что концепция, излагаемая в многочисленных фильмах, тоже является спорной. Не факт, что умерший человек попадает в Светлые Обители. Согласно Православному учению то состояние, которое человек формировал в себе в жизни земной, станет его наследием в жизни вечной. Он продолжит развитие в русле того вектора, который добровольно избрал в жизни земной. Если человек еще здесь ненавидел, жил страстями, в зависимом поведении, то, конечно, его возможность испытать в загробной жизни Блаженство, остается под большим вопросом. Почивший нуждается не в горести и тоске живущих на земле, а в их молитве и помощи, которую можно оказать через милостыню (накормить бездомного в память о почившем, например).

Чтобы выйти из ступора, порожденного столкновением с темой смерти, желательно вообще понять – что такое смерть и жизнь вечная. Достойна внимания книга иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». Переживание опыта смерти можно причислить к травматическим. События людьми воспринимаются по-разному и составить «шкалу» травматических переживаний крайне трудно, если вообще возможно.