Церковь. Церковь. Музыканту и общественному деятелю в ответ на его заявление о разрыве с Церковью (Ч. 1)
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.06.2022.



Истина бесконечна. Человек с целостным мышлением воспринимает (рассматривает, оценивает) группы фактов исходя из единых принципов и посылов. Предпочтение, отданное определенным фактам, освидетельствует о формировании линзы восприятия действительности.

Слово «разрыв» в заголовке не совсем точно отражает суть Вашей позиции, скорее использовано ради краткости. Заранее прошу прощения, если Ваша позиция была интерпретирована неверно.

Уже некоторое время слежу за Вашей деятельностью. Слежу не по аналогии с деятельностью следователя, а потому, что видел в Ваших песнях здоровое, конструктивное начало.

Один из видов деятельности, вверенной мне – работа с молодежью (деятельность этого плана четко не регламентирована, не определена и получается так, как получается). Читал лекции в некоторых реабилитационных Центрах. Встречаюсь с «трудными» подростками. Обсуждаем. В этом году при посещении группой ребят из Центра социальной адаптации подростков, находящихся в конфликте с законом (Центр имени святителя Василия Великого из Санкт-Петербурга) собирался поднять тему – что такое быть мужчиной. К запланированным беседам делал заготовки на основе Ваших песен. Брал некоторые мысли из текстов и старался обосновать их различными примерами, цитатами и так строил канву повествования. Прочел Вашу книгу «Читая стихи». Многое выделял, включая мысли в план будущих бесед. Глава «Религия и вера» вызвала некое недоумение. Она словно выделяется из общего контекста. Прошу прощение, если эта мысль Вас оскорбит, но складывается ощущение, что она написана не автором (то есть не Вами). Как в книге, так и в телеграмм-канале, Вы не раз обращаетесь к читателям и слушателям с призывом рассматривать любую ситуацию в целостности, с разных углов, не поддаваться всплывающим на поверхность эмоциям. Иными словами Вы призываете людей думать, не становиться заложниками сиюминутных впечатлений, строить свое мировоззрение. В упомянутой главе нет иных точек зрения. Вы описываете, как однажды пошли в Храм по просьбе мамы (она желала освятить квартиру). Пытаясь выяснить, каким образом пригласить священника для исполнения треб, столкнулись со следующей ситуацией – Вам предложили внести определенную сумму в качестве пожертвования. Вы ушли из Храма, увидев в Церкви лишь коммерческую структуру, занимающуюся выработкой капитала. При всем этом Вы подчеркиваете, что верите в Иисуса Христа, но Церковь не признаете, в Храмы не ходите. Здесь необходимо разделять Церковь, как некую общность верующих и Храм, как физическое строение из кирпича, дерева или бетона. Опускаю и параллельно возникающие мысли, что человек, верующий в Иисуса Христа, верит и в обетование Иисуса Христа «созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16. 18). Вы описываете свою позицию следующим образом – так как есть попы на «геликах» (то есть на Гелендвагенах), так как собираются пожертвования в Храм, то, не принимая такой постановки вопроса, Вы прекращаете свои отношения с Церковью. Естественно эта глава из книги вызывает массу вопросов. В сети опубликованы Ваши фотографии на фоне Храмов. Возникает вопрос (хоть мысль может показаться банальной) – Где же человек более честен? Когда писал главу? Когда фотографировался на фоне Храмов? В каком качестве человек, разорвавший отношения с Церковью, фотографировался на этом фоне? Хотел подчеркнуть свою идентификацию с Православием? Использовал Храмы только, как фон?

Возникла мысль о составлении данного письма. Причин тому несколько. Во-первых, искренне считаю, что Ваше творчество несет конструктивное начало. Учитывая активное желание использовать тексты Ваших песен для построения бесед с молодежью, данная мысль после прочтения книги ставится под сомнение.

Во-вторых, хотелось на столько, насколько эта идея может быть не признана дерзкой, попытаться помочь Вам. Подобная попытка, возможно, не является чем-то плохим, ведь в книге Вы обращаетесь к читателю: «Гордынька, гнев, постоянное стремление додумывать за других людей, взращивание своей обиды всегда ведут нас к фатальным ошибкам. Запомни это, мой уважаемый читатель. Я к тебе с заботой, а не с нравоучениями» (глава «С опазданием»). В каком-то смысле, обращаюсь к Вам с любовь и заботой и я (апеллируя к Вашей книге).

Не смотря на возникшие сомнения относительно ссылок на Ваши песни, тем не менее, не поспешил отписаться от Вашего канала, тем более не поспешил каким-то образом публично высказываться в отношении Вас. Голос одного подписчика условен. Один подписчик – символическая потеря. Учитывая, что и ко мне, хоть немного людей, но все же прислушиваются, мне не хотелось бы брать на себя такого рода ответственность и негативно влиять на Ваше «положение» (как Вы репрезентуетесь) в современном обществе. Видимо, Вас такая ответственность не обескураживает.

В своем интервью современный исполнитель Саграда отмечает, что люди, делающие заявления подобные Вашим, не понимают всей меры ответственности перед Богом. Одно дело поделиться своими сомнениями любя другого (хоть мы говорим сейчас не о Церкви, а о любви к человеку), сопереживая в его проблемах. Тогда голос любви и сочувствия может быть услышан. Есть надежда, что адресат воспримет данное сообщение и попытается что-то изменить. Обличение в жесткой манере обычно никого в лучшую сторону не меняет. Не все люди, кто прислушивается к Вам, имеют столь ярко выраженную способность (как у Вас) критически воспринимать информацию. Они могут воспринять Ваш посыл достаточно плоско и лишить себя поддержки, которую Господь подает через Таинства.

Упомяну Артема Саграду (группа «Соль Земли») в данном контексте. В критические моменты жизни, когда и руки его уже были «перепилены» (попытки суицида), и история с зависимостью достаточно серьезно его пошатнула, он пришел к Храму, стал участвовать в Таинствах. Каким-то образом он стал «выгребать». В переломный период жизни он однажды в композиции группы «Юг», которая называется «Финал 2000», услышал слова: «Приими Причастие и начинай бороться за свое людское счастье». Какая-то сила заставляла его обращать внимание на слова о вере, которые крупицами были рассыпаны в современных песнях. Он стал интересоваться, что такое Причастие, и узнал, что у христиан есть практика принимать Причастие, – «больше похоже на правду и ближе куда-то там к свету». И он стал двигаться к вере, к свету[1].

В своей книге Вы не раз упоминаете Андрея Бледного и Анта из группы «25/17». Ант в прямую говорит, что в переломный период он вышел из кризиса с помощью Таинства Причащения[2]. Ант рассказывал, что через Церковные Таинства он стал обретать опору. Жизнь начала выравниваться. Андрею Бледному обращение ко Христу помогло решить проблемы с зависимостью, дало опору. Не очень понятно участвует ли он в Таинствах, но тот, кто, верит во Христа и верит Христу, не может пройти мимо слов Самого Христа «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный» (Ин 6. 54).

Это Христос говорит о Евхаристии, которую Он передал Своим ученикам. Те рукоположили епископов и священников, чтобы совершать Евхаристию и причащать верующих. Кстати, сщмч. Илларион (Троицкий) в своем труде «Христианства нет без Церкви» справедливо замечает, что Христос Сам ничего не писал. Писали Его ученики. Христос пришел не для того, что бы даль людям Учение. Заповеди о любви были известны людям еще до Христа. На вопрос о большей из Заповедей в Законе, один из современных ему людей, ответил – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 37–40). Сщмч. Илларион (Троицкий) отмечает, что эти две заповеди находятся в разных книгах Ветхого Завета. Тот факт, что человек смог вычленить их из всего массива и объединить, показывает, что он понимал Закон и знал о чем говорит. Но одно дело – знать о благотворности любви, другое – любить. Мы знаем, что хорошо и что плохо. Но как говорил апостол Павел – «Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю» (Рим. 7. 15). В нас действует грех. Христос пришел дать людям силу исцеляться от греха, преодолевать страсти. Приобщение к этой силе Христовой происходит именно через Евхаристию. Соответственно, человек, отпавший от Церкви, даже оставшись с именем Христовым на устах, сам удаляет себя от того, к чему Христос призывает.

Если церковные Таинства помогли Анту и Артему Саграде обрести опору, тот, кто выбивает из-под ног человека Веру, может стать в некоторой степени ответственным за его последующую гибель (не только в рамках здешней земной жизни).

Привлекают внимание слова на счет Вашего друга священника. С ним вопросы о Церкви Вы не обсуждаете, потому что не видите смысла. Трудно даже поверить, что эту фразу написали именно Вы, ведь во многих своих сообщениях (как и было сказано выше) призываете людей вдумываться, не поддаваться первым реакциям, смотреть на информацию не поверхностно, а глубоко, обсуждать, обмениваться мнениями. Но в данном вопросе иного мнения даже не предполагается. Вашу позицию можно понять так – все обсуждения отменяются, потому что прав Я.

Если подобная позиция в жизни человека укореняется, то на следующем «повороте» человек может и не разобраться. Последствия такого пути раскрыты в работе «Доминанта жизни и самоубийства. Ч. 1.3: «Я знаю все о мире и человеке» – опасная доктрина потенциального самоубийцы», где упоминается о гордости, как об одной из причин самоубийства. Гордый человек перестает со временем замечать грани бытия. Он видит лишь некую модель, которую и навязывает миру. Такой человек, по сути, отделен от внешней жизни полунепроницаемой стеной. В части 1.3 статьи приведен в качестве примера фильм «Вечерний экспресс». Человек, разуверившийся в жизни, решил броситься под поезд. В попытке отговорить его от этого шага, верующий человек с некоей иронией, сожалением и состраданием, предполагает, что очевидцы самоубийства в последствие скажут, что последними его словами были – «я прав». В частях 1.2 («Доминанта жизни и самоубийства. Ч. 1.2: Ситуация невозможности») и 1.3 приведён пример Джека Лондона. На определенном этапе он стал считать, что понял жизнь во всех ее проявлениях, но со временем утратил какую бы то ни было радость. В женщинах видел лишь самок. В словах о бессмертии – выдумку попов. Да, некоторые отрицают факт его самоубийства, но в книге «Джон ячменное зерно» (так называется виски) он впрямую размышляет о самоубийстве. Состояние, при котором человек считает себя правым во всем, видит реальность только сквозь срез, сформированный в собственном уме, Джек Лондон называл белой логикой. Со временем она стала его уничтожать, и ей нечего было противопоставить.

Хотел бы коснуться нескольких пунктов, которые Вы упоминаете, разобрать их (как Вы и советуете) в некой целостной системе.

Пункт первый. Машины. Все ли владельцы шикарных машин плохи? Пограничное расстройство и единство суждений.

Согласно Вашей концепции, попы ездят на «геликах» и это является законным поводом разорвать связь с Церковью. Следуя этой логике, человеку, госпитализированному в больницу, стоит покинуть стационар не завершив лечение, если заведующий отделением приехал на дорогой машине. Что делать студенту вуза, если ректор владеет иномаркой? Отчисляться? Слышал из Ваших уст (телеграмм-канал), что Вы любите машины и свое авто довели до ума. Многие Ваши сообщения записаны из салона автомобиля. Он не выглядит дешевым. В главе «Неплохие люди» Вашей книги описано[3], как в одном городе Вас принимал очень состоятельный человек. Прием по высшему разряду. Картеж из пяти Range Rover Sport. Все же Вы характеризуете мецената, как хорошего человека не смотря на то, что он в прошлом имел истории, которые общественным мнением трактовались, как сомнительные. То есть, не смотря на картеж дорогих машин, не смотря на сомнительные факты в биографии, человек он достойный. Ни в коем случае не хочется вдаваться в провокационные вопросы, но если следовать Вашей логике – не возникало желания выйти из этого картежа? Отменить концерт в данном городе?

Применимо ли в данном контексте некое утверждение из другой главы вашей книги (про Церковь)? Возможно, вывод сформулирован в крайней форме и не совсем соответствует законам логики, но звучит так: все, кто ездит на дорогих машинах – плохие люди. Как состыковать две главы одной и той же книги?

Человек с целостным мышлением рассматривает группы фактов, ситуации исходя из одних и тех же посылов. Если каким-то факторам в данной группе отдается предпочтение, можно предположить наличие у человека определенным образом сформированной линзы восприятия (упомяну об этом в рамках вопроса о психологии, ведь Вы утверждаете, что учились у одного из лучших психологов России). Следуя этой логике, правы все те, кто уехал из России после начала всем известных событий в Украине. Кстати, этих людей Вы порицаете. Одно из их программных заявлений – в России есть олигархи, которые много себе позволяют. В чем же тогда они неправы, если нужно разрывать отношения с той областью жизни, где есть человек на «гелике»?

Вспоминается Ваша песня «Я не уйду никуда, я не сдам позиции — За большие города и за провинцию» (песня «Мои правила»). Знаете, эта песня была мне очень близка. Я тоже вижу недостатки в Церкви, но Церковь воспринимаю Матерью, которая меня родила. Мне близки жизненные истории Андрея Бледного, Анте, Саграды. В каком-то смысле в моей жизни было нечто похожее. При всех тех недостатках, которые вижу и с чем не согласен, я тоже исповедую принцип «Я не уйду никуда, я не сдам позиции». Насколько это возможно вместе с теми, кого я считаю единомышленниками, мы пытаемся оздоравливать тот сегмент бытия, который Богом вверен нашему попечению. Соловецкие паломники. Ребята, с которыми возникают пересечения в реабилитационных центрах. Там, где это возможно. Там, где удается. Мы знаем, что у Адама было призвание возделывать сад. Нам тоже достается определенная часть пространства, которую мы пытаемся с Божией помощью превратить в Эдем. Изначально она может быть заросшей колючками. Но разве это повод взять и уйти?

Скажу честно, хотя Вы можете меня оспорить, кто-то даже скажет, что я так говорю специально, но я ни разу не видел попа на «гелике». Конечно, где-то есть и такие. Я строю отношения с несколько другой категорией христиан. Так уж сложилось, что я поддерживаю отношения с Центром святителя Василия Великого для трудных подростков в Петербурге. В этом центре по приговору суда проходят реабилитацию ребята, находящиеся в конфликте с законом. Многие из них осуждены по 228 статье. Им дан последний шанс и выбор – либо реабилитация, либо колония. В этом Центре представлен уникальный опыт взаимодействия Православия и государственных структур. Центр является православным, но в нем проходят реабилитацию и люди светские, и люди других вероисповеданий. Православие никому не навязывается. В основе реабилитации не морализаторство (тем, кто не хочет слышать о Православии, а Православии не говорят), а православные принципы взаимодействия с людьми. Этому вопросу посвящен материал «Трудным подросткам о трудных подростках: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)». Восемьдесят процентов ребят, прошедших реабилитацию в этом Центре, не возвращаются к криминальному образу жизни. У них появляется свой путь. Они сознательно отходят от криминальной идеологии. Появляется альтернативный взгляд на реальность.

Так же взаимодействую с реабилитационным центром «Саперное». Руководителем является протоиерей Сергей Бельков. Восемьдесят процентов ребят и девушек преодолевают зависимость. Эту цифру желающие могут проверить. Есть контакты прошедших реабилитацию. Человек может бросить наркотик, но так не стать здоровым. Он может перейти в секту или уйти в перезависимость. Но здесь люди, действительно, социализируются. Восемьдесят процентов это очень много. Это очень много даже для мировой практики. Но никому не интересно говорить об этих Центрах. Функционируют они на безвозмездной основе. На этих же началах функционирует Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, с которым поддерживаю отношения не только в плане сотрудничества, но и дружеские. Основное направление деятельности – пострадавшие от сект и оккультизма. Есть определенный ряд организаций и священников, с которыми держу связь. Знаю людей из Синодального отдела по тюремному служению и Синодального отдела по церковной благотворительности. Они делают большое дело. Поддерживаю отношение с духовником, известным, как игумен N (схиигумен Гавриил). Он многим помогает. Пишет книги.

В чем смысл данного повествования о Центрах? В круге 360 градусов, но сфокусировавшись вниманием на 1 из них, можно не заметить оставшихся 359 делений в шкале.

Я не отрицаю, возможно, кто-то ездит на «геликах» и «все такое прочее», но в конструктивном взаимодействии с представителями некоторых упомянутых православных объединений, мы пытаемся строить (по нашим силам) нечто конструктивное, оздоравливать атмосферу Церкви. И как? Я все это должен бросить потому, что где-то в Москве или еще где-то кто-то ездит на «гелике»? Тогда надо уходить из системы образования, здравоохранения и армии. Бежать всем и ото всюду. Мне такая логика, если честно, не понятна. Да, проблема есть, но проблемы есть всегда и везде. Как же тогда быть со словами из Вашей песни «Я не уйду никуда, я не сдам позиции»?

Еще к вопросу о машинах. Лично у меня нет прав. Нет и машины. Возможно, Вас это удивит. У меня нет никакой собственности. Я являюсь монахом и на столько, насколько это возможно, следую принятому на себя обету нестяжания (это один из обетов), целью которого является освобождение ума от лишней информации. Любая вещь – определенная информация, отвлекающая от духовного. Кстати, смысл монашеских обетов (если интересно) рассмотрено мною в работе «Горение сердца», часть 8. Современные прогрессивные технологи, призванные помочь менеджерам сохранить ясность сознания при выполнении задач, перекликаются с монашескими принципами. Нынешние авторы пытаются хоть в каких-то сегментах создать нечто способное помочь людям сохранить ясность ума. В истории монашества эти принципы были выкристаллизованы и собраны в определенный целостный образ жизни. У меня есть книги и предметы, с помощью которых я записываю лекции. Есть еще одежда и предметы быта и их, случись что, я должен с легкостью оставить. Вот в принципе и все.

Если представить, что меня переведут с Соловков в другое место, нужно будет озаботиться покупкой автотранспорта. Какую машину Вы посоветуете приобрести (допустим, что будут финансы на эту покупку)? Посоветуйте то, что посоветовали бы сами себе. Вопрос не праздный. Отечественный автопром Вы не очень уважаете. Возможно, Вы высказываетесь об отечественном автопроме только применительно к определенным национальным группам (те, кто смотрят Ваш канал, поймут о чем я говорю). Сами ездите на Ленд Ровере. Чтобы Вы посоветовали приобрести батюшке, который вынужден служить в селе, которому нужно ездить от деревни к деревне по оврагам и пересеченной местности?

Следующий момент – Финансы. Пожертвование или вымогательство? «Свой карман».

Вы высказываете распространенную идею – Церковь плоха, потому что бабушки несут пожертвования. Но почему бабушки, признанные субъектами, то есть суверенными личностями, не могут делать то, что желают?

В одном из последних видео (оно и послужило последней каплей, наполнившей чашу, а данное письмо – это чаша, льющаяся через край) Вы пытаетесь сориентировать своих подписчиков в телеграмме в отношении донаций (пожертвований). Поясняете, что с появлением объединения «Северный человек». Вы вынуждены «из своего кармана» оплачивать юриста, бухгалтера, администраторов. Вы утверждаете, что пожертвования – нормально. Призываете своих подписчиков не смущаться. Почему же тогда пожертвования в организацию «Северный человек» приемлемо, а помощь монастырям – нет?

В частности, я был на семинаре, организованном Синодальным отделом по церковной благотворительности. С началом периода масштабных кризисов их деятельность поддерживается в основном небольшими пожертвованиями (100-200 рублей на момент проведения семинара, то есть несколько лет назад; возможно, сейчас люди понимают, что те 100-200 рублей, это нынешние 300-400 (соотношение весьма условно)). Но за счет их количества, Отдел может реализовать различные масштабные проекты. Отдел являет собой пример строгой отчетности. Опубликованы сканы всех счетов. Жертвователи могут быть полностью уверены, что их средства идут на благое дело.

Эти цифры и факты можно сопоставить с одним из сообщений Вашего канала – продажа билетов на мероприятие, приуроченное к открытию объединения «Северный человек». Почему же тогда билеты продаются, а не раздаются? Вы, наверняка ответите, что необходимо оплатить аренду помещения, оплатить работу занятых в подготовке людей. Точно такие ответы могут дать и настоятели некоторых приходов.

В некоторых зарубежных приходах ситуация обстоит следующим образом. Чтобы прихожане могли участвовать в Таинствах (исповедоваться, Причащаться), отдавать детей в воскресную школу, Приход должен ежемесячно отдавать государству определенную сумму в виде оплаты аренды, электричества и тому подобные взносы. Чтобы священник мог служить на Приходе, у него должна быть возможность выделить из своего жизненного пространства (если можно так сказать) достаточное количество времени. Естественно человек с плотным рабочим графиком не может часто служить. Соответственно, если возникает потребность у прихожан в частом служении, возникает вопрос об освобождении священника от светской работы (кто-то трудится в сфере здравоохранения, кто-то может быть просто таксистом). У священника есть супруга, дети со своими потребностями. Конечно, кто-то скажет, что некоторые священники выстраивают себе дворцы и ездят на шикарных машинах. Но ведь помимо центральных приходов города Москвы и Петербурга есть еще масса малых городов и поселений, где ситуация обстоит несколько иначе. Один знакомый священник говорил, что если бы мог влиять на какие-то процессы, он бы способствовал выработке определенного механизма в жизни Церкви, чтобы городские приходы помогали приходам сельским. Соответственно, священнику, освобожденному от светской работы, нужно помогать в обеспечении семьи всем необходимым. Так возникает определённая ежемесячная сумма, требующаяся для поддержания жизни прихода в этом земном пространстве. Эта сумма объявляется совету, а прихожане участвуют в равномерном распределении нагрузки. Конечно, кого-то это может возмутить. Человек пришел к Богу, какая тут нагрузка? Но ведь мука для просфор не падает с Неба.

Упомяну здесь разговор с один епископом. Был построен своими силами Храм. Прихожане попросили, чтобы был прислан священник для служения. Епископ был готов это осуществить, если жители населенного пункта возьмут на себя ответственность за обеспечение священника всем необходимым. У него есть семья. Переезжая в эту местность, для постоянного служения, он лишится иных источников дохода. Не смотря на слова о шикарно живущих священниках, ведь кто-то из них служит и на светской работе. Жителей такой ответ смутил. Последовали даже жалобы.

Вы считаете нормальным пожертвование в Вашу организацию, но и у нас есть работники, которым Отцы платят (выражаясь Вашим языком) «из своего кармана». Капитаны судов, перевозящие паломников. Есть повара. Есть юрист и бухгалтеры. Просто, чтобы отапливать монастырь, а на севере зимы суровые, нужно несколько миллионов рублей в год (чтобы завести солярку). Это без учета прочих нужд. Продукты. Можете представить сколь непроста логистика северного монастыря. За условно короткое лето необходимо завести на остров все то, что потребуется в остальное время года. Даже такая банальная житейская ситуация, как тяжелая болезнь одного из насельников. Необходимо лечение. Билеты на самолет или поезд. Питание. Эти расходы осуществляются за счет пожертвований.

Большинство храмов в городах не имеют в собственности землю, на которой находятся. Земля арендована у государства. Аренда – это оплата. Электроэнергия. Вода. Все остальное. Заработная плата трудящимся. Во многих Храмах поют не прихожане, а приглашенные певчие. Нужны бухгалтеры, водители, сторож, преподаватели в воскресной школе. Для совершения Литургии необходимы мука и вино. Конечно, существуют и избыточные конструкции. Человек слаб и гнется под напором страстей. Есть люди, стимулирующие строительство (в том числе и Храмов), чтобы пропустить финансовые потоки и обогатиться. Всегда это было и всегда будет. Но сколь верно закрывать глаза на сами нужды монастырей и приходов? Сколь верно ради случаев злоупотребления перечеркивать все, что есть хорошее (например, некоторые Храмы организуют бесплатные обеды и так далее).

Следующий момент – Люди. Забвение истории. Восстановление традиции. Священство.

В Вашей позиции (и в позиции людей, высказывающих общие с Вами идеи) есть некая подмена. Церковь воспринимается, как некий замкнутый кастовый институт, некая «опричнина» (опричь – вокруг, за пределами). В данном случае речь идет об искажении реальности. В Церковь люди приходят из того самого общества, что есть за оградой Церкви. Их родили российские матери. Их воспитали российские школы и институты. Со всеми своими заблуждениями, перегибами и страстями. В ограде Церкви ведется работа по их оздоровлению на столько, насколько это возможно. У святителя Игнатия (Брянчанинова) была статья о монашестве. Он отмечает, что монахи не падают в монастыри с неба, они приходят из мира и уже отравленные миром. Со всеми пороками, недостатками, свойственными миру.

Возвращаясь в одной из предыдущих мыслей, можно сказать, что принцип «Я не уйду никуда, я не сдам позиции» и принцип «оздоровления атмосферы Церкви» и находит свое выражение в том, что матери, рожая детей и воспитывая их в благочестии, оздоравливают Церковь. Ребенок, выросший в благочестии, став священником, способен нести определенное добро, может способствовать возрастанию в людях Веры. Другое дело – ребенок, выросший не зная ничего о Вере, не имя духовных принципов, а к Вере пришедший потому, что просто «загибался» от наркотиков. Саграда, например, признался, что на момент интервью боролся с церковным инфантилизмом. Придя к Вере, он ощутил поддержку, но познал и гордыню (словно он знает больше остальных). Так жить трудно.

Отец Иоанн (Крестьянкин) отмечал, что после 90гг в Церковь ворвались молодые люди (передам своими словами мысль отца Иоанна), нежелающие считаться с принципами Церкви. Они все пытались переиначить на свой лад. Большинство людей все же движется в конструктивном направлении. Они ставят перед собой вопросы морали, нравственности. Считаю, что и сам я, как человек во многом был сформирован благодаря Церкви. Далеко не факт, что был бы жив и не стал бы сволочью, если бы не вошел в Церковь. Хотя у истории, конечно, нет сослагательного наклонения.

Еще одна коренная неправда в Вашей позиции (прошу прощения за прямоту и откровенность). Вопрос в забвении истории. Не все люди в курсе, что после революции 1917 года физически уничтожали любого, кто мог хоть каким-то образом нести в народ Православие и культуру, основанную на Вере. Социальный быт, например. Одно дело ходить на Литургию, а другое – воспитывать детей в православной традиции, выработать подход к тому, как праздновать Праздники, как играть с детьми (с ними надо играть, танцевать, петь, но в таком разрезе, чтобы это помогало им формироваться в гармоничном ключе).

Читая историю 20го века (бесчисленные произведения «Сколько стоит человек» Ефросиния Керсновская, Олег Волков «Погружение во тьму», Михаил Труханов «Первые сорок лет моей жизни», Алексей Арцебушев «Милосердия двери», Иван Солоневич «Россия в концлагере»), можно увидеть, что репрессировали и уничтожали любого, кто мог подать хоть какой-то голос разума. Если мнение человека не совпадало с идеей партии, его репрессировали. Речь шла не только о верующих людях. Попасть на заметку к карательным органам можно было просто высказав мыль антисоветского содержания. Например, академик Лихачев пошел по делу «Космической академии». Чтобы не быть подавленным транслируемой государством моноидеей, он и другие студенты собирались в организованные сообщества, шутливо названные «Космическая академия» и читали доклады. С точки зрения государства плохо было уже то, что люди пытались самостоятельно мыслить. За участие в такой организации Лихачев и попал на Соловки. Репрессии продолжались вплоть до времен Хрущева. Убивали не в прямую. Сослать могли. О своем жизненном пути рассказывал Николай Блохин. Его обвинили в антисоветской деятельности за то, что печатал молитвословы. Он попал в заключение в 1982 г. с директивой добавлять ему новый срок, как только назначенный будет подходить к концу. Был запрет на оказание ему медицинской помощи. То есть цель состояла в том, чтобы он в заключении скончался (находился в заключении по 1986 г.).

К чему это? Статистику можно посмотреть – сколько было священников до революции и сколько осталось к 1943 году. Традиция пресеклась. Соловецкий монастырь основан в 1497 году. Здесь был сформирован «метод» преображения человека. Это определенная цель. Идеальная. Но чтобы эта цель реализовалась в земной жизни, нужно совершить ряд шагов. Постепенно, с годами, с веками формировался определенный уклад, в котором опытно обнаружены конструктивные принципы реализации Евангельских заповедей. Попробовали так – не получилось. Попробовали иначе – вышло, значит, будем смотреть в этом направлении. Такой уклад не сформировать одномоментно. Так вот физически были уничтожены те, кто Православие понимал глубоко. Если человек не перенял традиции Православия от носителя, он остается только с текстом, а любое слово можно интерпретировать по-разному.

Остались только «ручейки» традиций. Например, отец Иоанн (Крестьянкин). Через него люди, ставшие его духовными чадами, могли увидеть тот опыт, в котором сформировался отец Иоанн. Смотреть на тот уклад жизни, который воспитал такого человека, как отец Иоанн. Он воспитал определенное количество человек. Каждый из них с Божией помощью воспитал еще нескольких и так далее. Пройдет немалое время, пока этот ручеек традиции станет маленькой речкой.

В 90гг, когда открылись храмы, в Церковь пришли люди. Люди разные. Люди, одичавшие в перестроечные годы. Зависимые от наркотиков. Со своими проблемами. С оккультными точками зрения. Эта масса людей через тех духовников, кто остались (кстати, в нашем монастыре есть только 2 человека из нескольких десятков, кто принял Православие с детства) стали пытаться на основе Евангелия и церковных Таинств себя обустраивать. В нашем монастыре мы еще можем наблюдать дух Православного предания в действии, видя жизнь человека, которого это мировоззрение воспитало. В других общинах и монастырях, возможно, нет ни одного такого человека.

Удивляться стоит не тому, что среди священников появляются хамы, а тому, что среди населения, в котором был уничтожен генофонд, в котором физически устраняли каждого здравомыслящего человека, появляется хоть кто-то, кто ставит перед собой духовные задачи и те, кто готов стать священником. Эта ситуация для нас каждого является уроком. Входя в Церковь, мы должны дотягиваться до уровня тех представлений, который нам предлагается. Иногда, когда страсти в человеке сильны, возникает соблазн воспринимать учение Церкви сквозь призму собственных представлений, секулярных подходов, воспитанных до прихода в Православие. Например, в 90гг заместитель директора завода по режиму мог искренне прийти к Вере, закончить семинарию. Его рукоположили. Он искренне живет Верой и дышит ею, но навыки и подходы остались светские. На приходе он действует подобно тому, как работал с персоналом на заводе.

Упомяну еще важный момент (коснусь его и в дальнейшем). Формируется определенная линза восприятия, сквозь которую человек смотрит на мир. Во-первых, мы можем не увидеть красоты даже там, где она есть, если взор наш направлен в сторону уродства. Человечный художник и корову изобразит с человечными глазами. А бесчеловечны и человека оскотинит. Второй момент – мы иногда не учимся у Церкви, а навязываем ей свои психические проблемы, дестабилизируем жизнь прихода вместо того, чтобы оздоравливать.

Следующий пункт – сама Церковь.

В позиции человека, обличающего Церковь, если честно, я вижу некую нелогичность. Например, наркозависимые. Вот человек принимал наркотики, ругался матом на своих родителей, совершал безумные поступки. Плохо, но в целом, понятно. И вот он стал верующим человеком, перестал принимать наркотики и отныне выражается цензурно. Все вокруг бьют тревогу. Пытаются «спасти». Череда иррациональных действий. Невольно приходит мысль, что князь мира сего (дух падший) действует в чьих-то головах. Логически объяснить действия родственников невозможно. Они должны быть благодарны Церкви, ведь Она помогла их ребенку измениться. Но нет.

Вы говорите, что никогда не признаете Святых, прославленных в 1960 г. Не знаю, почему Вы выбрали именно эту цифру. Интернет на этот запрос ничего не выдал (я не стал копать дальше). В советские годы человек, принявший священный сан, понимал все последствия своего шага. Он служил несколько месяцев, а потом ехал на 20 лет в лагеря Колымы, где, может быть, и погибал. Эти люди передали нам цепочку преемственности, чтобы могли совершаться Таинства в Храмах. Именно те Таинства, которые помогли Анту, Артему Саграде.

Здесь можно упомянуть и еще об одной неправде. Она имеет вид справедливого утверждения, но в целом правдой не является. Вы в своей песне отмечаете, что Вера большинства убита религией. Получается (с Вашей точки зрения), что некое общество красивых православных людей было убито ужасной деятельностью Церкви. Но не было этой прекрасной общности верующих. Веру большинства начали убивать еще с 1917 года. Например, в своей книге «Погружение во тьму» Олег Волков, как очевидец событий, рассказывал об уничтожении крестьянства. Крестьяне – христиане. То сословие, в котором был велик процент верующих людей. Как считал один историк (не буду называть фамилию, ведь речь идет об общих принципах), большевики понимали, что если не уничтожить всех верующих людей, то через какое-то время из крестьянского сословия родится новое поколение верующих, воспитанных в Евангельских принципах. Чтобы искоренить Веру, необходимо искоренить самих крестьян.

Люди прочно забыли, что такое Вера. Люди пожилые (кто застал Советский Союз) искренне желают тянуться к Вере, но им трудно многое понять и принять. Непросто вычеркнуть все то, что в тебя «вдалбливали» несколько десятков лет. Не было большинства верующих. Уклад жизни, основанный на Вере, формировавшийся столетиями, был разрушен. Сейчас мы начинает практически заново.

Повторюсь, родители, желающие блага Церкви, воспитывают в Вере своих чад, вносят в жизнь прихода нечто конструктивное. А что сделали для оздоровления Церкви те, кто ругает Ее сейчас? Чему учили своих детей? Кого родители воспитали, те ныне и являются членами Церкви.

[1] Поиск пути. Артем Саграда (гр. Соль земли).

[2] Поиск пути. Ант.

[3] «Меня привозят в ресторан, он тоже не простой, а как говорилось в сказке, “золотой”. И там я знакомлюсь с мужчиной лет пятидесяти. Опрятный, крепкий, одетый с иголочки и со вкусом. У него был очень спокойный взгляд и такая же спокойная, даже вкрадчивая речь. Каждое его слово будто четко подобрано - то есть человек очень следит за тем, что он изрекает. Назовем его Юрий, как моего любимого режиссера Юрия Быкова (спасибо ему, кстати, за его труды).

Юрий расплылся в сдержанной, но искренней улыбке. Обнял меня, будто мы давние друзья. Видимо, действительно сильно ждал. Мы разговорились. Не стану я, наверное, в форме диалогов вести повествование о нашей встрече, очень затянется. Расскажу суть.

В общем, Юрий в далеком, далеком прошлом был, так сказать, «авторитетом». Без убийств, без взрывов и стрельбы. Но в городе его знали все. Там и воры, и менты - в общем, все, как в те старые, смутные и нехорошие времена. Потом, в конце 1990-х, его перевернуло. Что- то произошло - может, из-за веры, может, вмешалась Вселенная или еще что-то… Но Юрий завязал.

Сразу отмечу: его история не из серии “тип завалил в 90-х 15 человек, оставил без крова 20 семей, а потом вдруг к Богу пришел”. Знаю я таких историй немало, когда мне сидит и про Бога рассказывает бык, говорящий через “бля” и по фене. Нет, история Юры другая.

Он образованный, начитанный, очень опытный мужчина. Разговаривает со всеми одинаково уважительно. Что со мной, что с водителем, что с официантом. Вы спросите: откуда я знаю суть этого человека? Да я остался в гостях у него на три дня. Я дал концерт, на котором было реально много людей. Город был просто завешан афишами с моим лицом: баннеры, растяжки, видеореклама. Мне даже непривычно было видеть такой уровень организации.

Концерт прошел, и я остался погостить: очень просил Юрий, хотел побеседовать еще и показать свои труды. В общем, он с начала нулевых принялся строить хорошие детские дома у себя в городе и по области. Мы съездили в пять таких. Уровень - супер. А еще он построил несколько бесплатных спортзалов, регулярно привозил туда звезд спорта - для мотивации детей, юношей и взрослых. Мы побывали в одном из таких залов - меня там феерически встретили, просто чуть на руках не носили, аж неудобно было, ей-богу. И вот с чем я еще тогда не сталкивался в плане деятельности благотворителей: Юра оплачивал учебу перспективным ребятам, не имеющим возможности на такой уровень образования. То есть он им даже давал некое пособие на жизнь, дополнительную стипендию. И таких студентов от него было сто с лишним человек! Я обалдел».