Отношения. Отношения. Женщине, прошедшей с мужем 12-шаговую программу. О семейных трудностях
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  30.06.2022.



Общение между людьми – многогранная сторона жизни, требующая не прямолинейных решений, а совместного развития и обогащения. Ответственность, данная нам Богом, остаться Человеком. Только в Боге возможна истинная свобода и исцеление от страстей.

Твой муж привел в дом человека, но этот «гость» замечен в сеянии раздора между тобой и супругом.

Подобные вопросы не решаются прямолинейно. Ты пытаешься найти однозначный ответ. Настоять на своем или промолчать. Проявить свою волю или отстраниться. Но решается данная ситуация скорее в ежедневном общении. Развиваясь через общение, обогащаясь в смысловом отношении, люди становятся способными отделить одно от другого: важное от неважного, первостепенное от второстепенного, доброе от злого. Ответить в линейном ключе (покоряйся и принимай все, что делает муж, например) здесь тоже не вполне уместно. Конечно, ради мира надо и уступать. Одна женщина говорила, что в браке решила быть счастливой, а не правой.

У твоего мужа есть некоторые нерешенные психологические проблемы. Не стоит наступать на «больное место». Углы обходи стороной. Но и тебе необходимо учиться более конструктивной позиции.

Ты спрашиваешь – Почему я не совсем поддерживаю учение 12-шаговой программы? Потому и не поддерживаю, что она пропагандирует прямолинейный ход мыслей (по типу рычагов). В человеческом сознании все устроено гораздо сложнее. Развиваясь разносторонне и разнонаправленно, человек учится видеть полноту мира. Становится способным понимать суть процессов.

Организм отчасти можно уподобить техническому механизму. Виктор Франкл признавал уместность выражения «мозг функционирует, как компьютер», но само утверждение будет ошибкой. На самом деле все гораздо сложнее.

Конечно, прямолинейные ходы импонируют. Они понятны. Они просты. У человека не возникает чувства вины, что он сделал что-то не так. Не возникает сомнения в правильности, правоте своих шагов. В собственных глазах он всегда прав. Это подкупает. Для выстраивания отношений необходимо приобретать мудрость. В качестве аналогии базовые удары и приемы рукопашного боя, но сработают они лишь при определенных условиях. Или другой пример. Со слов одного известного трейдера, в реальной жизни трейдинг не похож на то, как его описывают в книгах. Но чтобы подобное утверждать, эти книги необходимо сначала прочесть. Есть некоторые экономические теории, например, теория пересекающихся кривых (суть теории я не знаю, об этом говорил трейдер в интервью). В определенных условиях ставка расчета согласно этой гипотезы может принести прибыль, но в другом случае, пытаясь вести дело по этой теории, вы потеряете все.

И тебе, и мужу (то есть вам обоим) необходимо расти, развиваться, вступать во взрослые отношения друг с другом. Возможно, это звучит странно. Вы взрослые люди и как вам вступать во взрослые отношения? Мы должны понимать, что в определённый момент человек не способен усвоить то, что мы хотим донести, значит нужно дать ему время.

Здесь можно было бы сказать многое, но повторять не буду, так как недавно давал ответ девушке, спрашивающей об общении с сестрой из Львова при обсуждении той самой ситуации, что произошла на Украине («Боевые действия. Как объяснить сестре из Львова неочевидное для нее. Ч. 1»). Сошлюсь и на слова одной пожилой женщины, многое повидавшей на своем веку. Она утверждала, что невозможно мужчину приучить к ответственности линейно (мысль выражена своими словами). Нецелесообразно мужу в качестве претензии предъявлять отсутствие его участия в жизни семьи. Он просто не понимает – что такое участие в жизни семьи. В один день можно попросить его купить картошку. В другой – дать небольшое поручение, обратиться с просьбой. Со временем, может быть, он научится, возвращаясь домой заходить в магазин или интересоваться чем он может помочь. Сходу требовать от него быть сознательным, продуманным, все учитывающим – идея утопическая. Конечно, такая стратегия требует от супруги большого терпения, любви.

Вам обоим надо выходить из своего инкапсулированного состояния. В его точки зрения он прав, ведь прошел определенную психологическую программу. С другой стороны вследствие той же программы считаешь и ты, что имеешь право на свой голос в доме. Вот вы и столкнулись, как два водителя на узком мосту (как в грузинской короткометражке). Никто не сдает назад, чтобы пропустить другого. В итоге оба стоят и ругаются.

Ты ждала, что тиран устанет. В каких-то случаях тиран, действительно, истощается. Уместно здесь вспомнить известный рассказ «Немая проповедь» о супруге военного. Он смеялся над Верой, а она кротко переносила все его насмешки. В итоге у супруга появилось желание пойти в Храм вместе с женой. Тиран не столько устает, сколько глядя на пример перед своими глазами, видит альтернативу и меняется. В одной стороны – его позиция жесткая, человеконенавистническая, но есть другая жизнь и другая позиция, наполненная смыслом, ценностями, любовью. Тиран не столько устает, сколько хочет начать жить так, как живет тот человек, которого он когда-то гнал.

Ирина Медведева во время одного из обсуждений, посвященных теме отношений психологии и религии, рассказывала о своем визите в Германию[1]. В одном из институтов ей демонстрировали «технику» психотерапии (не помню какому конкретно направлению она принадлежала). Наблюдатели располагаются за стеклом, которое для находящихся в комнате и проходящих терапию, кажется зеркалом. Пациент – мальчик с агрессивным поведением. Терапевт – пожилая благородного вида дама в красивом платье. Он ударил ее в живот. Далее он пожелал облить ее водой. Потом захотел ползать вместе с доктором по полу, как улитки. Медведева не могла этого видеть и ушла. Она назвала этого мальчика непоротым. Видимо, он никогда не знал наказания. О чем идет речь? Терапия строилась на ошибочном утверждении, что на определенном этапе агрессия мальчика истощится. Ситуация показала, что тиран не истощался. Возможно, мальчик, первоначально замеченный в агрессивном поведении, вследствие такой спорной терапии, становился все более и более агрессивным и развязанным.

Вопрос конструктивной терапии отчасти упомянут в озвученном выше ответе. Речь о Центре имени святителя Василия Великого в Петербурге. Терапия в данном Центре стоится на обогащении воспитанников конструктивными смыслами. Ребят учат понимать себя, а не только преодолевать свои агрессивные посылы. Когда ребята осознают, чего они хотят, когда появляется любовь к делу, когда перед их глазами появляется альтернатива (куда бы они могли направить свои силы), то они обретают прочную основу для самостоятельного выстраивания своей жизни.

Прокомментирую твои слова. Ты говоришь, что учишься брать ответственность за свои чувства и не обвинять мужа (ведь такая позиция является постоянным триггером с твоей точки зрения). Возможно, ты и твой муж после прохождения определенной психологической программы несколько механистически рассматриваете такую глубокую и неоднозначную тему, как человеческое общение. Есть и другие подобные темы. Общение с Богом. Восприятие мира. Вы пытаетесь реализовывать какую-то стратегию, но этого не достаточно для построения отношений. Да, эта технология на первом этапе кому-то поможет. Например, человек, который всю жизнь пил, мыкался по помойкам. И вот к нему вновь стал возвращаться человеческий облик. В рамках курса ему дают простые, понятные ему утверждения, пусть спорные (не говорю сейчас, что я с этими убеждениями согласен). Когда же человек выберется из явного минуса, ему необходимо начать развиваться, строить свое мировоззрение. Не только уйти от негатива, но и прийти к конструктиву. Вот кто-то дал ему совет – когда пристанут собутыльники с предложением, противоречащим твоей трезвости, скажи им нет. Когда же этот человек входит в общество другое, та стратегия, реализуемая им при прежнем образе жизни, может быть ошибочной. Дело не в том, что бы идти на компромиссы с совестью. Я говорю не про отступление от своих принципов. Но необходимо дифференцировано подходить к словам, обращенным к нам. Так же и с детьми. Понятно, что детей необходимо направлять к конструктиву, но постоянно направлять и наставлять нельзя. Бывает момент, когда нужно отпустить вожжи, дать детям поиграть, отдохнуть от уроков. У них могут быть свои желания, которые в строгом смысле этого слова, нам кажутся не очень верными. В определенных моментах мы попускаем им следовать собственным желаниям, так как не можем постоянно держать их на контроле, потому что их психика тогда истощится, и они просто взорвутся от перенапряжения. Необходимо такие моменты именно чувствовать.

Если наш оппонент находится в измененном состоянии сознания, даже если мы будем себя вести очень хорошо, очень правильно и очень продуманно, все равно вряд ли сможем с ним договориться.

В ситуации, когда в арсенале человека есть только эта стратегия, он может прийти к такому самообвинению, из которого и не выбраться. Да, вину свою нужно чувствовать и осознавать свои ошибки, но бывает и иначе. В определенных ситуациях человек должен признать, что помочь другому не может при всем желании.

Расширить представления помогает чтение. Нужно больше читать. Например, посмотри книга Жан-Клод Ларше «Исцеление духовных болезней» и увидишь сколь внутренняя жизнь человека многогранна. Она не укладывается в прямолинейные схемы.

Самая главная ответственность, какую мы должны принять на себя – ответственность быть Человеком. Это ответственность принимать решения исходя из той глубины, которая может раскрыться Божиим мановением в человеке. О какой глубине идет речь? Профессор И. Ц. Миронович в своих лекциях по Священной Библейской Истории отмечал, что Священное Писание не оперирует расхожими терминами «по воле масс» или «массы решили». Оно говорит о личности. Один верующий психиатр говорил, что до пришествия Христа люди опирались в своих решениях на волю племени и иные факты, но Христос научил людей ответственности в своей совести, в решении перед Богом. С одной стороны это дает свободу, освобождает от диктата племени, от диктата исторических оценок, от авторитета историков, политиков. С другой стороны – ответственность трезво, вдумчиво, в молитве принимать решение. В шагах и поступках человека, прочитавшего психологическую литературу и на основе данных схем выстраивающего решение (даже если в этих решениях присутствует формулировка «брать на себя ответственность» за совершенный выбор), мало видится подлинной ответственности. В каком-то смысле человек свою свободу перепоручает треугольникам Карпмана, психологическим схемам и так далее.

Повторю мысль. Да, если человек сидит в глубоком болоте, если он с детства не слышал слова Божия и не знал Истины, не видел перед глазами примеры красоты, которая может увлечь и дать понимание альтернативного пути, а испытывал только унижения и негативные состояния, то на каком-то этапе могут сработать даже такие сугубо секулярные человеческие методы. В каком-то смысле эти техники могут стать первыми грубыми ступеньками, способными вывести его из болота на твердую землю. Но то, что он вышел из трясины еще не значит, что он совершил свой жизненный путь. Вот теперь как раз ему путь и надо начинать. Перед ним открытое пространство и куда направить стопы – надо решать. Человек не может всю жизнь за собой перетаскивать сколоченную деревянную лестницу, облепленную тиной. Твоя ответственность, как человека и состоит в том, что бы разобрать эту лестницу, которую таскаешь по жизни, сквозь призму которой оцениваешь свои отношения с окружающими.

Речь идет скорее о том, что называют пограничным состоянием. Есть разные взгляды на этот термин. В данном контексте применяю его не в психиатрическом смысле (сумеречное состояние), а скорее ассоциирую с той ситуацией, когда человек склонен посчитать коллегу, опоздавшего на 15 минут, злодеем. Тем, кто любит читать психологические книжки, рекомендую обратить внимание на работу А. Фримена и А. Бека «Когнитивная психотерапия расстройств личности». Пограничному расстройству посвящена отдельная глава. Терапия и состоит в расширении представлений человека о мире. Мысли авторов хорошо ложатся на Православную картину мира. Да, когнитивно-поведенческая терапия в чем-то тоже усекает полноту человека, но основана она на идее, что ложная мысль порождает искаженное поведение. В начале человек утверждается в какой-то идее, которую он принимает за истину (идея при этом истинной не является). Он строит на этой основе свою модель поведения, учитывая лишь очень узкий сектор реальности.

Необходимо научиться отделять критические ситуации от тех, которые таковыми не являются. Эту мысль и хотел донести до тебя. Сейчас бы посоветовал тебе вчитываться, вчитываться и вчитываться, но не столько в психологическую литературу, сколько в опыт живых людей, в опыт христиан, прошедших гонения. Они страдали, верили, любили, молились. Они переживали, искали путь в этом сложном меняющемся мире. Они испытывали психологическое давление, моральное давление. Тем не менее, искали возможность поступить по совести, остаться людьми, не потерять высокое звание быть Человеком. Ведь возникает соблазн перестать быть человеком, отдать свою свободу на откуп политической партии, психологической доктрине, кому и чему угодно, лишь бы не испытывать чувство ответственности перед своей свободой.

Да и сам термин «ответственность» часто замыливается. Например, один психолог рекомендовал людям определять четкие границы при общении (с близкими в том числе), если что-то не нравится, а при несоблюдении этих условий – ограничивать или вовсе обрывать контакт. Люди, слушая этого специалиста, прекращали общаться с родственниками, разводились. Этот категоричный шаг казался им прямой дорогой к счастью. На практике счастливыми они не становились. А на претензии своих клиентов, психолог призывал брать ответственность на себя. Но в такой ответственности правды нет. Как говорил Экзюпери – если человека хромого поместить в замок, то хромота не пройдет.

Один командир в годы гражданской войны без суда и следствия принял решение о расстреле жителей деревни. На вопрос о правомочности его действий, он сказал, что всю ответственность берет на себя. Его ответственность фиктивна. Жизни других людей – не та ответственность, к которой призывает нас Господь, не та, которая может в итоге исцелить человека от страстей и дать ему подлинную свободу в Боге.

[1] Вторая открытая конференция православных психологов на тему «Место практической психологии и психотерапии в пастырском и душепопечительском служении Православной Церкви» (часть 1). Студия «Обитель» Троице-Сергиевой Лавры.