Обида. Обида. Гнев. По поводу вопроса о прощении обидчиков
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.07.2022.



Только взвешенная картина мира, выстроенная на Истине, духовное возрастание поможет подняться над ситуацией и не поступать по страстям. Перевоспитание себя, а не искусственный слом человека, ведь добродетель и страсть связаны между собой. Ищите мира. Стремитесь к нему.

Вы спрашиваете о прощении обидчиков и молитве о них. Но смотреть на вопрос следует шире. Речь скорее о перевоспитании себя. Не являюсь фанатом психологии, но предлагаю к рассмотрению термин «супернорма». Человек, обладающий «супернормой» относительно легко выходит из навязчивых мыслей. Помимо этой позиции есть в шкале и иные состояния, шкала изменений уходит вниз, опускается все глубже и глубже. По этой шкале человек становится менее способным сохранить равновесие при нахлынувших эмоциях. Все труднее остаться за гранью, отделяющей здоровье от нездоровья, где находится невроз и психоз. Человек столь охватывается, затопляется эмоциями, что не имеет уже возможности провести черту между своими эмоциями и реальностью. В момент вхождения в измененное состояние сознания, затопления негативными мыслями человеку трудно представить, что некто другой не является угрозой.

Появятся ли силы простить обидчика зависит от того на сколько поднимется Ваш духовный уровень, сколь Вы обогатились в целом, что прочли, чтобы в целом научиться поступать не по страстям. Здесь речь именно о перевоспитании, о формировании взвешенной картины мира. Например, человек, выстраивающий свою картину мира на психологии, сталкивается с такими противоречиями, как, например, вопрос соотношения разума и инстинктов (видится не вполне выясненным). Некоторые предполагают, что следует подавлять инстинкты, а кто-то призывает давать им полную свободу, чтобы не реализовался невроз. Существуют разные рекомендации, но пока только в Православии (говорю сейчас не столько как священник, а как сторонний наблюдатель) увидел самую из адекватных позиций. Иван Ильин говорил, что волк инстинкта должен покориться ангелу Духа. По мнению академика Ухтомского многим исследователям не дается учение об инстинктах (подавление их или развитие). Не сломать человека, а обогатить его на столько, чтобы инстинкты стали на службу человеку, его высоким целям.

О взглядах Ивана Ильина и академика Ухтомского на соотношение инстинктов и разумного начала см. в главе «Инстинкты и разум» из текста «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Сила Гнева была дана Богом, как сила напряжения для реализации целей, для стремления к конструктиву, для борьбы с дьяволом, с препятствиями, стоящими на пути к благу. Но будучи зараженный страстями, человек неверно определяет в чем это благо состоит и начинает бороться. Например, человек хочет стать известным блогером, как вдруг выясняет, что чьи-то видео собирают больше просмотров, чем его. Сила гнева обрушивается на «противника», как на препятствие. Возникает желание уничтожить, испепелить. Задача не сломать силу гнева, а перевоспитать и пустить во благо. Да, это требует усилия. Требует напряжение. Изменить свое понимание мира. Понять, что другой человек не является препятствием, стоящим на нашем пути. Осознать, что препятствия – наши слабости, недостатки, страсти. Тогда по мере изменения картины мира начинает отступать и обида.

По мнению святых отцов мы побеждаем страсти в том числе и через ведение. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) описывал ведение, как масштабную панораму.

Когда нам открывается суть промысла Божия, то открывается и то, что Господь избавил нас от какой-то беды через неприятную ситуацию. Пропадает ропот. Пропадает чувство ярости. Не стоит думать, что внутренние изменения – только труд. Да, придется потрудиться, но это будет радостная и созидательная жизнь. Человек должен подняться над своим теперешним состоянием, стать более великодушным, терпимым. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), страсти и добродетели связаны друг с другом. Невозможно в себе побеждать исключительно гнев. Например, человек, не способный подождать, неизбежно будет гневаться. Чтобы избежать этого, какие у нас должны быть характеристики? Требуется понимание, что другой человек то же является ценностью и дела его, которые нам кажутся ничтожными, для него ценны и важны.

В одной статье я писывал финансиста, который нецензурно бранился в пробках. Вкратце и здесь его упомяну. Дорогая машина. Большой заработок. Когда он куда-то ехал, ему казалась исключительно важной только его поездка, реализация лишь его цели. Конечно, впрямую он этого не рассказывал. Я анализирую его рассказ. И тут плебеи (с его точки зрения) на своих дешевых машинках перегородили дорогу, а он гениальный и великий не может реализовать свою гениальную и великую цель. От ярости он кричал. Когда же он крестился началось изменение отношения к людям. Он понял, что каждый человек является ценностью и образом Божиим. Пришло понимание, что он не один на этой планете.

См. историю в главе «Стремление к цели и учение святых отцов о трех силах» из текста «Три силы…»

Примечательно, что в сказке Экзюпери «Маленький принц» каждый из взрослых жил на своей планете. Уж не знаю, что имел в виду автор, но, может быть, это некая метафора, символизирующая эгоизм. Не было Другого (с большой буквы). Но финансист понял, что у людей есть свои планы и они тоже куда-то едут. Их дела так же важны. Он научился в дороге не пребывать в пассивном состоянии сознания. Стал слушать радио «Вера», духовные книги, молитвы в аудио формате. Ум был отныне занят. А когда ум направлен к конструктивным смыслам, то не так быстро развивается негативная реакция.

Он понял, что есть промысл Божий. Если ты опаздываешь, еще не значит, что ты теряешь. Может Господь отводит тебя от беды. Один человек ехал на «стрелку» и попал в пробку, тем временем людей из его бригады убили. И пример купца, которого прп. Амвросий задержал в Оптиной Пустыни. Этого купца слуга с подельниками ждал под мостом три дня, чтобы убить и забрать немалую сумму денег, полученную в оплату доставленного в Обитель иконостаса[1]. Разворачивающаяся картина мира дает понимание, что люди являются ценностью, а причинно-следственные связи не столь очевидны, как нам виделось. Наше опоздание казалось бедой. Потом же выясняется, что это к лучшему. Мы начинаем доверять Богу. Уровень напряжения спадает. Становится понятно, что люди, нанесшие обиду, возможно, притормозили нас в негативных проявлениях. Конечно, трудно назвать и считать их благодетелями (как призывали святые отцы). Это требует от нас определенной степени духовного совершенства. Хотя бы действовать по принципу одного аскета, которого однажды решили испытать – имеет ли он бесстрастие или нет. Отцы решили его немножко побить и посмотреть на его реакцию. Побили. А потом спросили – что ты чувствовал? Он ответил словами Псалма – «смятохся, но не глаголах» (Пс.76:5). Совершенства абсолютного бесстрастия он не достиг. Да, кипело, рвалось, но он не «глаголах».

Не надо бояться перехода данной ситуации в невроз. Светская психология говорит об этом, но чего она (светская психология) не замечает? Вот, например, человека оскорбили. Как же хочется в ответ оскорбить от обиды, но он боится и молчит. При этом продолжает негодовать. Эта ситуация не высказанная, наружу не выведенная, начинает его разрушать. Но когда человек не отвечает злом на злом, стремится к добродетели ради Бога, старается умолчать, потому понимает, что закричит и потеряет связь с Богом, потеряет благодать, тогда начинает меняться то, что академик Ухтомский называл доминантой, то есть психо-физиологический статус. Можно сказать, что те самые площади коры головного мозга, которые раньше участвовали в процессе разрушительном, теперь переключаются на иной процесс. Формируется новая доминанта и стягивает вокруг себя площади коры, подчиняя их своему ритму. Об этом в части 4.2 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2189/

Если у Вас много обидчиков, но на данный момент (именно сегодня) не беспокоит воспоминание о них, то можете один раз утром и один раз вечером прочитать молитву от неприязни. «Господи, крестом Твоим, удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». Когда на сердце тревожно – прочтите молитву семь раз. Но если сердце горит и сжимается от ярости, то занимаясь механической работой (ходите Вы или моете посуду, не имеет значения) в уме вращайте эту молитовку. Уже не считайте, молитесь пока не отступит. Ярость завинчивает в одну сторону, а Вы развинчивайте ее обратно. В каком-то смысле можно здесь употребить аналогию с рукопашным боем. У бойца контрприем должен быть развит на уровне навыка. Противник хочет провести удушающий прием, а он автоматически отступает. Один знакомый рассказывал случай. Был у него друг мастер спорта международного класса по дзюдо. Спортсмен научил его одной подсечке. Как-то на одном мероприятии мой знакомый попытался эту подсечку произвести. Ничего не вышло. Мастер спорта отступил и сказал, что с ним не получится и не потому, что он специально ждет атаки, а потому, что тело так настроено, что определенным образом реагирует на внешнюю обстановку. В определенном смысле и мы так должны себя настроить, что как только разрушительная мысль попадает в сознание, сразу же должно идти контрдействие. Авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» так объясняет слова Псалма «Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и» (Пс. 3315). Что значит «уклонися от зла»? Например, на нас нападают с ножом. От ножа трудно уклониться. Допустим, что это возможно. Ушли в линии атаки. Уклонились. Не стали с этой мыслью переплетаться. Не стали поддакивать этой мысли. «И сотвори благо» - провели контратаку. Но это еще не значит, что бой окончен. «Взыщи мира», то есть гонись за миром. «И пожени и» - достигай.

Если пришла гневная мысль, не просто от нее уклонитесь, не только помолитесь, но и попытайтесь страсть искоренить. Молитесь дальше за этого человека. Если будет такая возможность – сделайте ему добро. Совершайте нечто противоположное тому, к чему нас страсть призывает. Тогда мы вдруг начинаем видеть человека в новом свете, что он не так и плох. Иногда становятся понятны его причины. Может, он одинок. Может, он воспитан в детском доме. Может, он чего-то не понимает. По крайней мере мы успокаиваемся.

В качестве постскриптума. В мультике «Маугли» представлена аналогия на тему гнева. Маугли похищен. Пантере Багире и медведю Балу нужно как-то мотивировать питона скушать мартышек, чтобы освободить Маугли. А он такой созерцательный, никуда не хотел ползти. Они подошли и сказали, что мартышки называли его (питона) червяком. Раскочегарили его воображение, довели до состояния ярости. С большой скоростью он полз к мартышкам, и все им вторил – как они меня называли? Нечто подобное происходит и с нами, когда вдруг в голове появляется образ обидчика. Нас сажаю на крючок и тащат, как рыбу.

Ищите мира и стремитесь к нему.

P.S.Более подробно о том, как преодолевается гнев, злость, обида, см. «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».

[1] См. главу 11 «Особые проявления благодатной силы Божией в старце о. Амвросии» из книги иеросхимонаха Сергия (Четверикова) «Преподобный Амвросий».