-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 13.07.2022. |
Человек, с детства приученный к труду, не боится работы. Умение регулировать эмоции.
У тебя не получается доводить дела до конца, но проблема эта не только твоя. Это проблема всего поколения. Подобный навык достигается погружением в жизненный уклад. В частности, Федор Бородин (многодетный отец и священник) рассказывал, сколь важно наделить каждого ребенка в доме своими собственными обязанности. Дополняя и комментируя слова отца Феодора, можно сказать следующее. Ребенок знает, что некий процесс (например, мытье посуды) лежит на нем. Хочется погулять, а посуда не вымыта – договорись с братом или сестрой (скажем, она моет за тебя посуду, а ты пропылесосишь за нее пол). У человека с детства вырабатывается навык отслеживать процесс от начала и до самого конца. Формируется некая цепкость. При ее отсутствии, сидя за компьютером, например, человек сталкивается с письмом, на которое за 5 минут не ответишь. Письмо включает несколько пунктов. Над первым необходимо подумать. Информация по второму вопросу на рабочем месте хранится. По поводу третьего – требуется совет. А четвертый момент – купить книгу и отправить ее. Письмо рассыпается. Человек не может разом его охватить и поэтому откладывает. И при следующей встрече с этим письмом, он переложит его с одного места на другое. Оно так и будет курсировать по его рабочему столу. Речь не о том, чтобы последовательно выполнять все действия. Никакого времени не хватит. Но сейчас не об этом. Ниже упомяну о технологии решения подобных многозадачных дел и вопросов. Порой не хватает даже банального терпения. Выдержать психологический дискомфорт, который возникает при соприкосновении с таким посланием. Хочется его убрать из поля зрения.
Или всем нам знакомая история – подготовка к экзаменам. Надо бы сесть и напрячься, а обуревают мысли. Попью чайку и сяду. Посмотрю фильм и сяду. И вот так проходит день, два. Так студент доходит до последней ночи, на которую оставлена вся подготовка.
У человека, с детства привыкшего к труду, вырабатываются очень важные навыки. Во-первых, он не боится работы. Во-вторых, он учится справляться с теми самыми дискомфортными состояниями. Например, нужно копать огород. Вскопал первую грядку – устал. Человек борется с усталостью, чтобы продолжить. Копает вторую. Хочется побежать на речку. Он борется с этим желанием. Копает третью – хочется спать. Учится преодолевать сон. Реализуя подобную длительную процедуру, человек вырабатывает систему навыков, которая помогает ему своевременно регулировать свои эмоции.
У большинства современных людей подобного навыка нет. В школах опасаются эксплуатации детского труда и ничего детям не поручают. В семьях тоже дети растут «аки оранжерейные цветочки». На сайте Соловецкой Обители опубликована статья «Мировоззренческий сдвиг» часть 7.2, где рассмотрены причины возникновения экстремизма и основы и условия, на основании которых экстремизму можно было бы противодействовать.
«Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества». Часть 7.2. «Экстремизм – о некоторых причинах его появления и о некоторых путях его преодоления».
Молодое поколение ожидает некая «подстава» (выражаясь современным языком). Детей не приучают к труду. Тот самый навык, о котором ты говоришь, просто отсутствует. Инфантилизированных, не имеющих здоровых навыков девушек и юношей выбрасывают в жестокий мир, предъявляющий к ним колоссальные требования.
Да, на данный момент тебе будет тяжело воспитывать в себе навык усидчивости и способность доведения дела до конца. Но попробовать стоит. Заходить следует не через воспитание навыка самого по себе. Трудно понять и принять зачем и почему требуется выполнить определенный объем работы в указанный промежуток времени. Для тебя воспитание навыка может быть встроено в целеполагание (для детей, например, цель – сохранить связь с родителями).
В чем состоит общая идея спасения в Православии? В течение земной жизни мы формируем то состояние, которое заберем в вечность. Участвуя в Таинствах, живя по Заповедям мы преодолеваем свои страсти. Мы идем к тому, чтобы нашим внутреннем состоянием стал мир. Конечно, достичь этого очень трудно. Нужно хотя бы в какой-то степени преодолеть страсти гнева, объедения. Процесс преодоления страсти порой растягивается на годы. Для иллюстрации представим ситуацию – ты с кем-то поссорился. Чтобы исправить случившееся и примириться с человеком требуется усилие. Ты вошел в определенную ситуацию, но грамотно выйти из нее можно только исправив ее. Чтобы сохранить связь со Христом, нужно стараться прислушиваться к голосу совести. Даже такой шаг, как Причастие, требует порой немалых усилий. Например, большой объем работы, и чтобы просто высвободить время и выбраться в Храм, тебе потребуется совершить некое усилие. Ты на это сознательно идешь. Постепенно формируется определенный навык.
Завершить первую часть ответа можно мыслью о необходимости физического труда. Один человек рассказывал, что этот навык (о котором ты спрашиваешь) он приобрел как раз в Соловецком монастыре. Приехал трудником. Он столкнулся необходимостью выполнить большой объем работы. В городе он с такой ситуацией не встречался. В начале было тяжело. Постепенно с Божией помощью выработался навык, за который он очень благодарен Богу. «Глаза боятся, а руки делают». Сначала его брала оторопь. Казалось, что не справится. Но с молитвой, потихоньку все удавалось. Постепенно формировалось представление, что неисполнимый объем, сработанный с молитвой и потихонечку, можно выполнить. Объем начинает таять. Ты справляешься. Главное – не опускать руки, не унывать, не начинать себя жалеть. Навык этот применим в любой ситуации.
Преподобный авва Дорофей приводил пример на данную тему. Отец поручил сыну освободить поле от сорняков. Тот приехал на поле и увидел сколь оно велико. Его охватило уныние. Он подумал, что никогда не сможет справиться. Лег на поле и так лежал день, два, а за работу не брался. Приехал отец и увидел, что сын так ничего и не сделал. Родитель сказал, что если бы за день сын обрабатывал хотя бы тот объем, на котором умещается его тело, то через какое-то время выполнил бы и большой объем работы. В нюансах истории могу ошибаться, передаю суть.
Не зря раньше местные жители отправляли своих детей на год на Соловки. За год мальчик обретал в монастыре необходимые для жизни навыки, учился ремеслу. Может быть, и тебе стоило бы подумать, чтобы потрудиться в Обители.
К навыку доведения дела до конца можно подойти и с технической стороны. Не всегда удается одномоментно завершить процесс, если дело представляет собой конгломерат задач более мелкого порядка (на подобии случая с письмом, обозначенным выше). Требуется определенная система, которая позволяет нам в крупном деле выделить частные аспекты. Если мы обладаем системой, то можем часть перепоручить кому-то. Сложность не в том, чтобы делегировать. Нужно ведь еще проследить за выполнением. Даже сложность больше – помнить. Уметь не забывать, но при этом не загружать свою память. Если мы будем думать постоянно, что кто-то должен выполнить работу, то не сможем сосредоточиться на других вещах.
Дэвиду Аллену принадлежит авторство системы «GTD» то есть Getting Things Done (буквальный перевод – доведение дел до завершения). Она и дает те инструменты, с помощью которых большое дело можно разбить на составляющие и каждую выполнить. Не все так просто. Если бы у человека было только одно дело, и он бы решал его частями. Но сто больших дел ты просто не можешь делать одновременно. Тогда мы их разбиваем их на сегменты, а сегменты группируем в соответствии с контекстом. Понятно, что находясь в магазине целесообразно совершить все необходимые покупки сразу, а во время паузы совершить череду звонков.
В кратком ответе нет смысла подробно разбирать эту систему. Скажу вкратце – это просто инструкция к работе. Тот человек, кто захочет сделать ее жизненной философией, прогорит. Пока человек на эту систему не перестроился, он адаптирован к трудностям, привык с ними сживаться. Система же предполагает освобождение ума от информации о делах. Составляются списки, но это не список ежедневных дел. Задача в освобождении оперативной памяти. Через некоторое время человек состояние своего психического благополучия связывает с ощущением контроля над ситуацией. Он знает все свои актуальные дела. Как и когда они решаются. В каких списках информация о них присутствует. Но человек, ставящий свое психическое состояние в зависимость от ощущения контроля, встречается с проблемой другого уровня. В определенный момент приходит понимание, что есть вещи, которые он контролировать не может – движение глобальных рынков, падение курса валют. Если есть только эта система, но нет веры в промысл Божий, человек начинает сходить с ума. Он привык чувствовать себя комфортно при условии ощущения контроля, а этого чувства нет. Он охватывается беспокойством. Если есть вещи, не поддающиеся контролю, значит нет возможности освободиться от беспокойства.
Данная система дает некоторые принципы, позволяющие понять суть рабочего процесса. Согласно этой технологии, ты не можешь переложить письмо с рабочего стола в ящик. Это запрещено. Если ты его взял, то должен принять по нему решение. Необходимо продумать следующий шаг. Постепенно человек обретает инструмент, позволяющий ворох из тысячи дел толкать в сторону реализации.
Подробнее о системе – в цикле бесед «Тирания мысли. Причины, которые толкают человека к алкоголю». Пункт 9б. «Менеджмент – и психотехнологии. Бизнесмен. Изменение жизни».
О проблемных аспектах системы – в ответе «Стресс. Женщине, сгорающей от транквилизаторов и антидепрессантов»
А проблема может быть в следующем – на определенном этапе система может начать управлять человеком. Если человек теряет понимание жизни, он сам становится ее придатком. Если задачи нужно решать сейчас, есть риск включиться в процесс вплоть до изнеможения.
На словах получается, что я только что сказал взаимоисключающие вещи. Как говорил Экзюпери «кусаются только слова». Необходим режим. Должно быть понимание, что несмотря ни на что, необходимо время помолиться, почитать. Ты можешь использовать систему, чтобы выделить это время. Но если она (система) будет тебе подсказывать, что время, отведенное для молитвы, нужно потратить на анализ списков дел, отклоняй этот посыл. Лучше рассматривать эту технологию по решению задач в русле христианской жизни. Отчасти система в контексте христианского мировоззрения рассмотрена в тексте «Горение сердца (часть 8)». http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1789/
Чтобы главная цель – связь со Христом – реализовалась, нужно достигнуть массу локальных целей. Прочитать сое молитвенное правило. Причащаться. Читать. Общаться с людьми без конфликтов. Тебе нужно научиться массу нитей вплетать в единую ткань и постоянно отслеживать (в хорошем смысле слова) процессы. Причем это отслеживание тебя не нагружает, а наоборот дает ощущение жизни, что ты живешь и двигаешься в правильном направлении. Человек, проведший ночь в клубе, возвращается домой прокуренный и уставший. Эта усталость изматывающая. Если же, например, человек делает земные поклоны, то его посещает усталость, но она бодрящая. Тело тебя благодарит даже за эту нагрузку. Эта усталость отличается и от той, что дают тренажеры. Тренажеры – ради мышц, а поклоны – ради Бога.
Вкладываясь в реализацию главной цели, ты одновременно укрепляешь и прочие процессы. Делая поклоны, ты не только тело взбадриваешь, но и молиться учишься (если поклоны совершаешь с Иисусовой молитвой). А сделав поклончики, чувствуешь себя более спокойным, можешь со свежей головой взяться за работу. Может быть, придет свежая мысль, которая позволит довести работу до конца и с воодушевлением.
Кстати, важно уметь отвлекаться от работы. Человек вне молитвы никак не переключается. Его ум входит в шаблонное видение проблемы и не способен посмотреть с другого угла. Мысли зашли в определенный коридор, из которого проблема не видна. А так человек отошел от работы, сделал поклончики, прочитал Псалтирь, например. Его сознание вышло из рабочей колеи и уже возвращаясь к работе, он может свежим взглядом увидеть то, что ему мешало. Кто-то посчитает, что тратить время на молитву и поклоны неконструктивно, но в молитве есть аспект, который заметен даже биологически. Когда человек помолился, его сознание освежилось, и он может с новыми силами продолжить свое занятие. У него больше шансов довести дело до конца.
P.S.См. также некоторые беседы цикла «Преодолеть отчуждение (часть 2)».
5a. ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Отношение к человеку как к вещи. Грубая информация. Оккультизм. Самоубийства
5b. ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Проблемы этики. Мораль заменяется на технологию
5c. ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Ответ на слова технического специалиста, сказавшего, что люди – это биороботы
5d. ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Три истории о математиках, столкнувшихся с проблемами психического характера