-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 03.08.2022. |
Лишь благодать Святого Духа способна дать полноту жизни, чтобы преодолевать тягу к пище (сладкому в том числе) не усилием воли, а естественным образом.
Несколько слов по поводу отказа от сладкого. Некоторые люди, начиная свой духовный путь, думают, что отказ от сладкого – быстрый способ получить духовный результат. Иногда священник может назначить своего рода епитимью (не вкушать сладкого). Такая епитимья может быть связана с тем, что человек никак не может с чем-то смириться или отказ от сладкого – ощутимое лишение, претерпевая внутреннюю борьбу, человек выковывает в себе новые конструктивные черты характера. Но такие истории решаются исключительно под руководством и с благословения духовника. Подобное решение без учета особенностей человека может привести к перенапряжению (даже такая, казалось, бы мелочь).
Желания человека понятны – я себе во всем откажу и почувствую духовную силу. Но духовные авторы отмечают, что отказаться от земных благ человек не сможет, если не возлюбит небесные. Эту мысль высказывал прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Прп. Иоанн Лествичник говорил, что если человек не вкусит сперва благодати Святого Духа, то не сможет отказаться от той сладости, которую обещает ему пища. Иными словами, человек, вкусивший благодать Святого Духа, не столько усилием отказывается от сладкого, а обильно присутствующее ощущение полноты жизни позволяет иначе относиться к еде.
Один духовник говорил, что желание подобного подвига происходит скорее из внутренней потребности. Отец Рафаил (Нойка) ученик отца Софрония (Сахарова), а Отец Софроний в свою очередь был учеником прп. Силуана Афонского. Так вот отец Рафаил говорил, что для святых, достигших определенного уровня духовного развития, подвиги естественны. Для них подвиг (передаю мысль своими словами) – метод удержания себя на духовной высоте общения с Богом. Так, например, чтобы чемпиону мира по бегу удержаться на этой высоте, ему и дальше предстоит соблюдать режим, спортивную диету, тренироваться. По уровню напряженности эти тренировки превышают тот уровень, на который обычные люди восходят для своих ежедневных пробежек. Понятно, это только земная аналогия. Любовь к Богу побуждала людей совершать подвиги, отказываться от еды. Трудно сказать – испытывали ли они те же самые переживания, что и мы? Для нас сладкое иногда единственное утешение. Мы благодать Святого Духа не вкусили. А они, может быть, были переполнены сладостью Божественной любви.
У духовных авторов есть мысль, что страсть необходимо побеждать именно противоположной добродетелью, а не абы какой. То есть если ты поссорился и не хочешь мириться, то тебя не исцелит (даже если и принесет пользу) милостыня. От этого рана, нанесенная гневом, не заживет. Эта рана требует соответствующее «лекарство» – помолиться за обидчика и попытаться с ним примириться. Понятно, он может тебя и не простить. Но если вы примиряетесь, то и рана с Божией помощью исцеляется. Поэтому, если у тебя семейные проблемы, то и исцелять себя надо соответствующим образом, а не лишением конфет.
Сам термин «семейная программа» показывает упор и фиксацию на психологию. Не говорю, что это плохо. Но многие авторы берут за основу одну идею и создают «фундаментальную» конструкцию. Вгоняют ее в человека. В каком-то смысле человеку «без позвоночника» лучше ходить хоть с какой-то палкой и опорой. Он чувствует себя комфортнее. Но, с другой стороны, с этими внедренными конструкциями человек и двигаться нормально не может. Предельное психологическое упрощение. Человек загоняет себя в эту рамку, а в итоге другие стороны жизни не дотягивает до уровня, на что-то иное перестает обращать внимания. То есть гармоничное развитие пресекается. Человек становится болезненно фиксированным на одной теме. Можно даже сказать остервенело фиксированным на единственной мысли. Естественно, это порождает внутреннее напряжение. Срывы могут быть не от семейный программ, а от того, что человек свои проблемы называет «семейными программами» и пытается их навязчиво преодолеть усилием ума.
P.S.:
1) См. о преодолении травматического опыта – «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)»
2) См. также беседы цикла «Влечение к еде и голоду».
В беседах, применительно к реальной жизни, рассматриваются не только явления, ассоциирующиеся с аскетической литературой (объедение). Рассматриваются и такие явления, как анорексия, влечение к голоду.
Беседы поддерживаются текстом «Объедение: Что делать, когда ничего не могу с собой поделать?»
1.1 Насыщение ума и сопротивление объедению, гордость и неспособность сопротивляться
1.2. От анорексии к булимии, выход – не столько самоконтроль, сколько переинтерпретация
1.3. Анорексия, фильм «Реквием по мечте», одиночество и выход через милосердие
2.1 АНОРЕКСИЯ. Схемы мышления. У всех своя история. Картина мира. Что есть грех? Аддикция, принципы
2.2 АНОРЕКСИЯ, БУЛИМИЯ. 5 навыков в помощь при разных аддикциях. Модели поведения. Ложные восприятия
2.3 АНОРЕКСИЯ, ОБЪЕДЕНИЕ. Заорганизованность. Прочие стороны не развиваются. Голод в местах заключения