Семья. Семья. Спрашивающей насчет сепарации от матери для ускорения замужества
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  28.08.2022.



При наличии масштабной цели человеку многое становится понятно само собой. Иначе разрыв с родителями носит характер искусственный, надуманный, травмирующий. Духовное и культурное развитие позволяет сформироваться системе мировоззрений и представлений, сквозь призму которых человек воспринимает внешние импульсы, трансформирует их и десенсибилизирует. Тогда разрыв с родителями может стать естественным и в некоем смысле атравматичным.

На консультации психолог настоятельно рекомендовал Вам так называемую сепарацию от родителей.

Прежде чем Вы решитесь на тот или иной шаг, который может нести глубокие изменения жизни (столь глубокие, что Вы можете оказаться к ним не готовы) предложу Вам несколько размышлений.

Во-первых, вследствие определенных причин современный взгляд на человека крайне обеднен. В свое время в науке произошел так называемый лингвистический поворот. Суть его в обращении к тексту. Научным признавалось только то, что может быть и было описано. Именно с текстом и предлагалось работать. Мы, как христиане знаем, что в отношении человека не все может быть описано. Словесно может быть «зафиксирован» индивид – размер обуви, характер и режим питания, взгляды на искусство и так далее. Естественно, чтобы составить даже весьма и весьма неполное описание индивида понадобится огромное количество страниц. Личность же неописуема. Не представляется возможным раскрыть в слове глубокие мотивы, лежащие в основе тех или иных серьезных поступков. Иногда, кстати, и сам человек до конца не может их осмыслить. Конечно, здесь возникает обширное поле для спекуляций. Например, человека заставляют поверить, что на самом деле глубинными его мотивами являлись сексуальные. Великие писатели создавали смысловую ткань произведения, подводили читателя к определенным мыслями и оставляли его наедине с ними, а человек выковал собственные умозаключения. Но на определенном этапе решили (как можно предположить), что подобные литературные произведения ни к чему. Роман Достоевского, например, можно втиснуть в несколько абзацев и далее, разбирая идеи, можно работать только с этим усеченным форматом произведения, выявляя его суть несколько математическим путем. 98% (цифра весьма условна, носит чисто гипотетический характер) человека «выпадает за борт». Все то, что человек должен прочувствовать, понять, возрастая как личность более не учитывается. Те понятия, к которым мы приходим взрослея, созревая. Естественно, выпадает и понимание причин, приводящих и подводящих человека к тем или иным кризисам. На поверхности описания остаются только упрощенные трактовки.

При такой парадигме, естественно, самой главной мишенью становится мама. При описательной схеме игнорируется процессы, происходящие в самом человеке, процессы в обществе и сам процесс взаимодействия общественного настроения с внутренним миром человека. Отрицаются и религиозные потребности, и влияние невидимого мира. Игнорируются факторы, которые и подводят к кризису, а раз на поверхности остается только самое заметное, то совершается переход – мама является главной и единственной причиной и внутренних проблем, и проблем, относящихся к вопросу взаимодействия индивида и социума. Эта гипотеза закрывает от человека, фиксированного на ней, понимание подлинных проблем, с которыми ему необходимо работать. Иногда, действительно, от мамы исходит нечто, ввергающее в страдание. Но патологические случаи на общем фоне не являются правилом. Пока еще в большей массе мамы стараются дать детям лучшее.

Приведу историю человека, часто упоминаемого в беседах. Жизнь в мегаполисе. Интенсивная работа. Успех. Загруженность современными трендами. Быть в топе. Быть успешным. Быть востребованным. Реализоваться. Он посещал все тренинги, которые только можно посетить. Однажды попал к ученику Станислава Грофа и этот «специалист» (язык не поворачивается назвать его терапевтом) вверг молодого человека в извращенную сексуальность с использованием психоактивных веществ. Свою программу он обосновывал следующими соображениями – причиной неудовлетворенности молодого человека является кастрирующая мать (мать, действительно, сильная и целеустремленная женщина). Естественно, вопрос хаотизированного интима и ложных целей не рассматривался. Терапия строилась по линии развязывания отношений с матерью и со Христом. Причиной внутреннего конфликта данный «специалист» назвал социальное табу. Человек испытывает неудовлетворенность, ввергается в хаотизированный интим, потому что с детства слышал, что это нехорошо. А если бы он отбросил это табу, то испытывал бы чувство удовлетворения и не беспокоился ни о чем. Но Священное Писание не навязывает человеку нормы, скорее предупреждает – если человек ввергается в определённые процессы, то разрушается и как следствие начинает страдать. Крестик снят. Мама отброшена. Молодой человек принял участие в некой своеобразной инициации – сексуальный контакт с сильной властной женщиной, и поэтому отныне он может считать себя настоящим мужчиной. Несколько месяцев молодой человек ощущал себя всесильным. Энергия била ключом. Но однажды, придя на работу, он понял, что его тело и эмоциональный мир больше ему не подвластны. Например, в ответ на рядовой рабочий вопрос коллеги молодой человек закричал, перевернул стол, накинулся с ножом. В такие минуты человек наблюдает себя словно со стороны. Он с ужасом смотрит на кричащее, бьющее в конвульсиях тело и никак не может повлиять. Госпитализация. Долгий период суицидальной депрессии. Самоубийство рассматривалось, как единственный выход. Потом он прочитал статью на сайте Соловецкого монастыря «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)». Приехал на Соловки. Исповедь за всю жизнь. Причем исповедовался не особенно веря, скорее от безысходности. Обнаружил, что после Исповеди в его нутро словно кто-то бросил обезболивающую таблетку. Несколько дней без боли. Потом внутренний хаос начинал набирать обороты. Остался в Соловецком монастыре в качестве трудника. Стал Причащаться. После Таинства ему давалось 2-3 дня, в которые он мог ощущать себя более или менее благополучно. Примечательно, что этот молодой человек, высказывая вопросы, мог говорить 7-10 минут осмысленно, но затем переключался на свои тревожные пункты, а речь его приобретала хаотический характер. Один из главных пунктов этого хаоса – образ кастрирующей матери. Воспоминание о ней вызывало чувство ярости. Он не соглашался с идеей, что за маму необходимо молиться. Как только он отбросил от себя идею кастрирующей матери, как главную причину своих несчастий, то смог участвовать в длительном напряженном диалоге (не в конфликтном, а в смысле постоянного обмена мыслями на достаточно высокой скорости, ведь разговор был со священником) ни разу не сбившись. Он начал видеть перед собой реальные задачи. Так стала открываться перспектива выздоровления.

В текстах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенок) рассмотрен один пример из книги Фримена и Бека «Когнитивная психотерапия расстройств личности». Приведена история человека, у которого вследствие нервного перенапряжения «зажимало» спину (см. часть 2.2, глава «Ядро травматического опыта»).

Психоаналитик объяснил ему, что данные страдания связаны с властной матерью. У человека появилось объяснение, но что с этим делать? Он встретился с терапевтом, который поставил перед ним ряд вопросов. Человек перерабатывает. Почему? Оказалось, что он откладывал возложенную на него работу на неопределенный срок с надеждой в перспективе выполнить ее более совершенным образом. Выбивался из сроков. Переживал. Страдал от болей в спине. Молодому человеку предложено провести два эксперимента. Часть работы делать сразу, а втору откладывать (как он делал это раньше). Оказалось, что качество было одинаковым, то есть смысла откладывать работу не было. Так же молодой человек спросил коллег о наличии претензий к нему. Выяснилось, что единственная претензия начальника (остальные и вовсе их не имели) состояла в том, что он откладывает работу на неопределенный срок. А ведь он искренне считал, что за несовершенную работу презираем окружающими. Выяснилось, что модель была надуманной. Человек получил реальное подтверждение, что откладывать работу нет смысла. Работу он отныне выполнял сразу и вовремя. Перестал нервничать. А спина перестала его беспокоить.

Вам, может быть, стоит рассмотреть вопрос незамужества под несколько иным углом. В той концепции, что была Вами предложена, есть некая ошибка. Ситуация рассматривается, как наполненная мужчинами готовыми вступить в брак для истинных отношений, а Вы – гадкий утенок, незрелая девушка и незрелость Ваша от глубокой связи с матерью.

Сейчас крайне тяжело стоит семейный вопрос. Мальчикам сейчас, так уж сложилось, никто не объясняет, что такое быть мужчиной, мужем, отцом. Часто они вырастают погруженные в некую инфантильную капсулу. При этом способны заниматься пауэрлифтингом, рукопашным боем, выкладывать в сеть эффектные фото. Для многих современных людей характерно чувство неуверенности, которое они пытаются спрятать за маской брутальности. Но под слоем мышц может жить внутренний страх смерти, страх нереализованности, страх не вписаться в тренд, страх оказаться сексуально несостоятельным. Многие после трудового дня погружаются в мир компьютерных игр. Время от времени смотрят порно или с кем-то встречаются для краткосрочных отношений.

В отношении мужского вопроса в Соловецком монастыре проведены беседы под названием «Мужская тема», где разбирался и использовался такой образ, как «удар с проносом». Опишу этот образ, чтобы и у Вас сложилось понимание. Подобный удар предполагает определение конечной точки не на поверхности тела противника, а дальше. Если, например, планируется удар в нос, то цель определяется в затылочной части черепа. Естественно, все, что находится между кулаком и затылочной частью сминается. Этот образ можно применить и к другим областям.

Следы универсального принципа можно найти везде. Хорошо, когда у нас есть смысл больше, чем самое действие. Если человек, например, борется с зависимостью от алкоголя или наркотиков, то скучно бороться с зависимостью ради борьбы с сомой зависимостью. Когда же человек чувствует связь со Христом, когда перед ним открывается красота мира, то он начинает понимать, что зависимость вырывает его из переживания полноты жизни. Когда человек начинает восходить на некую гору, идет к развитию, то понимает, что кирпич зависимости просто мешает ему подниматься. Возникает естественное желание сбросить этот груз. Если же перед человеком видение полноты мира еще не открылось, для него зависимость является всем. Он не может с ней распрощаться, потому что зависимость на фоне депрессивной жизни является тем психическим возбуждением, без которого он погружается в окончательный мрак. Зависимость воспринимается, как некое благо. Понять, что зависимость не является благом можно только в сравнении. Когда же перед ним откроется подлинная красота, он поймет, что чего он лишается. Человек словно тащит бревно и оно тянет вниз, рождая соответствующие желания поесть, потребить наркотики и так далее. Все тонкие переживания (в хорошем смысле) уходят. Уходит способность воспринять красоту. Уходит способность понять душевные переживания другого человека.

Как это связано с Вашим вопросом? При наличии масштабной цели человеку многое становится понятно само собой. Так происходит и отделение от родителей при создании семьи. Происходит законным способом и не несет в себе разрушительного аспекта. Как сказано в Священном Писании «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф 5. 31). Естественным образом акцент внимания человек переносит на собственную семью, детей. Меняется доминанта восприятия. Интенсивность контакта с родителями снижается, но сохраняется. Всегда есть возможность встречаться, обмениваться опытом, совместно встречать праздники. И родители не печалятся вследствие снижения интенсивности контакта с ребенком (если мы не рассматриваем патологию). Если глобальной цели у человека не появилось, то разрыв с родителями носит характер искусственный, надуманный, травмирующий. Происходит отвержение пятой Заповеди «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх 20. 12). По объяснению одного духовного автора – будет удача. Пока девушка имеет крепкий контакт с матерью, как бы ни случилось, было бы замужество или нет, но уже есть что-то.

Поделюсь историей, показывающей практический смысл Пятой Заповеди. Девушка. Пьющая мама. Но мать свою дочь не презирала. Разыскивала. Возвращала домой. И не смотря ни на что, относилась к маме очень трепетно. Выросла она особой пробивной, целеустремленной. Вступила в брак, но не по любви. Родился первый ребенок. И вот в ней включились те женские механизмы, что находились в дремлющем состоянии. Она вдруг осознала, что вышла замуж не по любви и честно сказала об этом супругу (не с целью развода, но исходя из желания быть честной). Муж после подобного заявления выгнал ее из дома. Девушке пришлось начать строить свою жизнь самостоятельно. Открыла несколько образовательных заведений. Продала их и открыла заведение иного уровня (не конкретизирую, чтобы человек не был узнан). И вот однажды встречаясь со знакомым, она увидела фото молодого человека. Возник интерес. На тот момент он был несвободен. Далее ситуация разворачивалась совершенно удивительным образом. Он расстался со своей девушкой. Об этом узнала героиня данного повествования. Девушка отважилась и поехала к нему в отпуск. Они поженились. Молодой человек принадлежал к состоятельному семейству. Пришло время передать бизнес кому-то из членов семьи, но ни кого кроме этой девушки преемником назначить не представлялось возможным. Эта история показывает справедливость сказанного в пятой Заповеди.

А те девушки, кто отделяются от родителей, не совсем понимают, что их собственные дети увидят такое отношение мамы к своим родителям, и воспримут как некую модель поведения.

Академик Ухтомский говорил о двух цепочках в отношении родителей и детей. Одна – последовательное восхождение, как показывает родословие в Евангелии. Каждое новое поколение является продолжением и развивает в себе идеалы, что были основой в жизнеустройстве поколения предыдущего. Дело отцов в каждом новом витке улучшается. И есть другая – дети пожирают своих родителей. По мысли Ухтомского это видно в родословии римских Кесарей (правителей) и крыс (автор просит прощения за такое сравнение). Каждый сам выбирает – в какую цепочку включается.

Действительно, у девушек есть инстинкт гнезда. Вступить в брак. Создать что-то свое. Но если человек не обогащен духовно и культурно, если не имеет благословения Божия, то инстинкт может принять уродливые формы. Девушка запрещает мужу встречаться с родителями. Никого к ребенку не подпускает (ни бабушек, ни дедушек). Эта тема требует отдельного обсуждения. Ребенок растет в крайне изолированной среде, в условиях общения с матерью, но ведь человеку нужно развиваться. Понятно, что есть разные патологические формы общения, когда люди маленькому ребенку несут свои искаженные представления о жизни. Мы берем все же конструктивное измерение вопроса. Человек развивается при многообразии взглядов (не разбирается вопрос о многообразии, есть и добрые идеи, и взгляды, пропагандирующие садизм или мазохизм). Если речь о литературе, то ребенок знает не только тех авторов, которых любит мама, но и тех, о которых ему рассказали другие люди. В его сознании возникает понимание разнообразия взглядов, героев. И из этого спектра человек может строить и собственные суждения. Конечно, есть разные матери. Если мать приобщена к Истине, целостной культуре, она может передать ребенку то, чего будет достаточно для построения цельного мировоззрения. Мать может обладать этой культурой, когда сама связана со своими родителями, с лучшими людьми совей культуры, своей страны. Мать будет жить, как это описано в статье священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня (О гордости)». Он пишет, что не замкнется в собственной гордыне тот человек, который оказывает послушание по ступенькам – лучшим людям своей страны, всему лучшему и прекрасному, что он видит, Уставам Церкви. Если мама замыкается на некие психологические доктрины, то (возможно) ничего не сможет дать своему ребенку.

Вам говорили, что Ваш взгляд на целомудрие (сохранение чистоты до брака) является неким пережитком, мешающим вступить в брак. Является ли необходимым элементом для построения супружеской жизни добрачные сексуальные отношения? Конечно, отдельного обсуждения требует этот вопрос.

Различные концепции, гипотезы о влиянии мамы, как основной причины травматического опыта, рассмотрены в лекциях, беседах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Начиная с 20й беседы в множестве подпунктов обсуждалась спорность этой гипотезы. Конечно, в некоторых случаях можно наблюдать негативное влияние, идущее к ребенку от мамы. Но не стоит забывать о следующем – Если человек духовно и культурно развивается, то в нем формируется система мировоззрений, система представлений, сквозь призму которых он воспринимает идущие от внешнего мира импульсы. При наличии данной системы человек может трансформировать, видоизменить характер импульса и десенсибилизировать его (то есть лишить травматического жала). Об этом в одноименных текстах (в конце 1 части приведен рассказ женщины, которая пыталась решить собственные проблемы погружением в гипотезу о вине мамы, как о главной причине всех несчастий; ее путь к мысли о ложности данной гипотезы и отказе от нее).