-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 19.09.2022. |
Основной механизм внешнего, манипулятивного воздействия – слом критического барьера. Тот, кто признал наличие мира духовного, кто в курсе аскетических принципов борьбы с инфернальными искушениями, трезвения, способен защитить себя от проникновения чуждых идей (инфернальных и человеческих).
Сталкиваясь с чем-то непознанным, есть соблазн все списать на злых духов. Себя к этой категории людей отнести не могу. В течение долгого времени изучаю встречающиеся феномены из духовной жизни различных культур и вовсе не склонен списывать все происходящее на бытие падших духов. Не в качестве честолюбия, а в подтверждение своей позиции могу предложить ознакомиться с работой «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества», опубликованной на сайте Соловецкой обители (надеемся, этот проект будет опубликован после некоторой доработки), где показано, как вследствие разрушения культурного контекста человек становится зависимым от некоего яркого образа. Действительно, бывает так.
«Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества». Часть 1
В цикле бесед и текстов «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты», а теперь еще и в книге «Депрессия и травма: как преодолеть?» (тексты изданы) рассмотрены разные формы травматического опыта (боевые психические травмы, посттравматический рост и др.). Возникающие вопросы регулярно обсуждаю с учеными людьми, специалистами в своих областях. В курсе современных тенденций психологии и нейрофизиологии.
Приведу даже некий контраргумент. История знает достаточно примеров, когда люди не замечали грядущие опасности, игнорировали предупреждения. В том числе распад СССР. В политбюро один специалист по информационным технологиям (если можно так казать) обратился с конкретным предложением – ввести определенные меры, что позволят избежать развала. Его исключили из партии. Высмеяли идею развала Союза. Но! Все рассыпалось.
Основная задача любого манипулятивного воздействия (в том числе и в сектах) – слом критического барьера, что может быть достигнуто шоком, избиениями, низкокалорийной пищей и длинными, бессонными, изматывающими сессиями. Иногда на тренингах для подобного слома, человеку дается большой объем логически неверной информации. Сначала нарушается способность информацию осмысливать, а затем «руины» критики наслаивается именно та информация, призванная проникнуть сквозь разрушенный защитный барьер.
Развитие синдрома множественных личностей часто связывают с травмой. Но есть одно НО! Плотно общаюсь со старшим научным сотрудником отделения нейрохирургии имени Склифосовского, одного из крупнейших институтов Европы данной области. Нами обсуждались подобные гипотезы – сколь некий материал может быть вытеснен в бессознательное, чтобы сформировать субличность? Мой собеседник сказал, что ни один серьезный ученый этой гипотезы поддержать не может, потому что ее невозможно подтвердить. Науке даже не очень понятно как работает наша (обычная) память. Конечно, на лекциях в университетах преподаватели все раскладывают по полочкам (магниевые пробки и так далее). Но науке не известен сам механизм возникновения памяти. Пока ученые видят в микроскоп одни нейроны. Как же можно на полном серьезе утверждать, что вследствие травмы личность человека раскололась на несколько автономных субличностей, способных автономно функционировать? Для подобных утверждений, необходимо описать модель, генезис, подтвердить его статистически. В науке утверждения гипотетические не приняты. Мне пока не попадалась модель, достаточно четко описывающая данное явление. Более адекватной моделью видится – разрушение критического барьера.
Признание факта существования помимо нейробиологических процессов еще и мира падших духов, приводит к следующему пониманию – при отсутствии в человеке описанного барьера, падшие духи могут вклиниться. Есть четкое учение Святых отцов о кожаных ризах. Нам от Бога дан некий иммунитет – наша телесность, наша структура сознания, в том числе и нейроструктура, защищающая от вторжения извне не только падших духов, но и злоумышленников, манипуляторов. В некотором смысле этот корсет может быть сломан самим человеком, когда, пользуясь свободой собственного выбора, он вступает на путь медитативных практик, например. Даже просто сильно уставшему, измотанному, не выспавшемуся человеку крайне тяжело сопротивляться деструктивным мыслям. Но находясь в своем естественном состоянии, этот же самый человек легко их отсеивает, не дает развиваться, Действительно, люди, пережившие шоковую ситуацию (да и в случае Билли Миллигана), становятся открытыми для подобного рода воздействия. Отказ принять что-то не смотря на факты – некий сигнал предубежденности, ригидности человека. Насим Талеб в книге «Черный лебедь» говорит, что человек, отказывающийся признавать существующую реальность, создает свои упрощённые модели, просто сознательно закрывает глаза, но «черный лебедь» все равно врывается в его картину. Стоит помнить, что опровергнуть собеседника – не только раскритиковать его точку зрения, но предложить наиболее адекватное объяснение. Пока все попытки объяснить синдром множественной личности мне показались крайне необъективными.
Признание существования мира духовного – реальный инструмент сохранения психического здоровья. Даже можно сказать больше – тот человек, кто в курсе аскетических принципов борьбы с инфернальными искушениями, трезвения, способен защитить себя от проникновения чуждых идей. Ведь инфернальные силы воюют через мысленные образы, отпечатанные в сознании. Что интересно – человек, понимающий суть трезвения, может противостоять и человеческой манипуляции.
На секунду забудем о падших духах. Сетевая технологии – официальная боевая доктрина. Это не информационная война (прямое введение в сознание человека некоей идеи). Суть этой технологии в следующем: некое конечное сообщение делится на сегменты и штрихи, и по разным каналам и сетям входят в сознание человека, формируя осмысленную модель поведения, которую человек считает своей собственной. В этом и опасность – от того, что человек признал своим собственным произведением, не так легко и отказаться. Сам механизм, который сейчас описывается, как сетевая война, описан в книгах первых веков Христианства. Человек, понимающий смысл этих трактатов, владеет реальным иммунитетом к подобным технологиям. Оказывается, системы продумываются и подготавливают человека к сознательному выбору. И место этому есть в жизни каждого из нас. Так при входе в магазин человека встречает хлебный запах, чтобы возбудить аппетит. Другой яркий пример. Елена Костюченко – скептически настроенный по отношению к тренингам журналист. Она решила принять участие в тренинге ради написания статьи. За 4 дня ее просто сломали. Госпитализация. Успех восстановления под вопросом. Механизм слома включает два момента. Первый – изматывание, прорыв через критический барьер восприятия, достигаемый через нарушение логики восприятия. Елена описала, что в течение первых шести часов она слышала только бессмысленную информацию и скептически пыталась на нее смотреть. Потом она начала говорить «не свои» слова. Их ей никто не навязывал. Отказ от контроля за своим сознанием (речь не о стремлении все контролировать, а о блокировании деятельности сознания) может повлечь непредсказуемые последствия. Опять же если на секунду забыть о мире падших духов. То, что с ней происходило методами обычной психологии необъяснимо. Второе – если лидер тренинга прошел инициацию и связан с инфернальными силами, то они действуют, тараня ослабленную изматывающими упражнениями психику человека. Примечательно, что никаких особо манипулятивных посылов в свой адрес Елена не зафиксировала, то есть она не описала идей, которые бы ей с пристрастием внушались[1].
Подробнее о опыте Елены К., беседа 18.1 из цикла «Мозаика идей…»
18.1. Фильм «Дух Времени», разбор: Взлом сознания, тренинги, разрушение логичн. мышления, резонерство.
О тренингах подобного плана также – в беседах 15, 16 цикла «Зазеркалье».
То есть на первом занятии ее ни в чем особо не убеждали. Конечно, есть масса книг и статей, в которых рассматриваются техники проламывания личности, в данных материалах описываются такие методы как контроль на разными сферами жизни и пр… Но вопрос проламывания личности можно поставить и в том ключе, что задача манипулятора состоит в изматывании второй сигнальной системы. Внедрение деструктивного контента происходит уже, когда преграды рухнули, причем не всегда силами самого манипулятора. Причем, за доли мгновения в человека может быть впечатан огромный массив информации, в психиатрии даже есть термин «шизофренистическое озарение». Как за доли мгновения в человека может быть впечатана целая картина мира? Может ли секулярное знание объяснить механизм появления в сознании такого объема извне пришедшей информации?
Подробнее см. главу «Игра и “шизофренистическое озарение”» из 3-ей части статьи «Преодоление игрового механизма».
О том рассказывает, например, женщина, цыганка не по крови, прошедшая инициацию. Конечно, есть «человеческие» практики так называемоего цыганского гипноза, нацеленные на перегруз зрительного и слухового канала, что должно вызвать отключение/блокировку второй сигнальной системы. В цветных платках кружатся, несут тарабарщину, в которой человек пытается разобраться; его система восприятия перегружается и отключается. В итоге внушенную ему мысль вынести из квартиры золото он принимает как свою собственную, идет в квартиру и сам без видимого принуждения выносит золото. Но эта цыганка говорит, что помимо человеческих приемов (которыми не объяснить всего) действует еще и инфернальный «момент». Если манипулятор прошел инициацию, то его задача – продержать возле себя жертву, а действует на жертву та сила, с которой манипулятор через инициацию соединился.
На эту тему см. видео монаха Иоанна (Адливанкина), он ведет прием в центре во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в Москве; в центре проходят реабилитацию люди, пострадавшие от сект и оккультизма. «Диалог с цыганкой… не по крови. О духовной всеядности».
Пока я не вижу в современной науке адекватные ответы на многие вопросы, но вижу не как священник, даже не как верующий человек, а как сторонний исследователь, что эти ответы есть в святоотеческих творениях.
[1] Костюченко Е. «“Помню только, что я лежу на полу зала и плачу” – и плачут рядом». Как бизнес-тренинги превращают людей в сектантов».