Женщина. Женщина. Девушке, учащейся на регента, которую назначили старостой курса, об основании жизненного пути
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  25.09.2022.



Ты пишешь, что тебя назначили старостой курса, и в связи с твоей должностью тебе нужно отвечать на многочисленные вопросы сокурсниц об устройстве быта. Ты учишься в духовном заведении, и тебе хотелось бы поменьше говорить, но положение дел складывается так, что тебе приходится быть на виду, и ты спрашиваешь, можешь ли ты отказаться от возложенной должности, считая, что если возьмешься за дело, то все испортишь.

Должность старосты группы может дать очень большой жизненный опыт, благодаря которому у человека появится способность находить подход к самым разным людям. Такая школа общения поможет не разочароваться и в дальнейшей деятельности, ведь идеальных условий не бывает. Допустим, ты станешь петь на приходе, но сейчас только в единичных приходах клирос действительно выполняет свою первостепенную задачу – воцерковление людей. При хорошем клиросе лучше реализуется миссионерская задача церкви. Раньше не все люди умели читать, не было в доступе книг, но красота богослужения помогала вникнуть в высокие глубокие смыслы. Богослужение, если оно в своей красоте соответствует каноническому варианту, очень глубоко проникает в душу, успокаивая человека, но для этого пение должно быть предельно понятным, то есть, в идеале, все пришедшие должны понимать, о чем идет речь, за исключением слов незнакомых. Но если это скрадывается, то тогда пропадает и смысл происходящего. По выражению одного монаха, люди ходят в храм, чтобы получить внутренний мир, к которому они не могут прикоснуться в повседневной жизни, и, обретая его, могут стоять в храме и час, и два, и три, пока богослужение не закончится. Если бы действительно богослужение было нацелено на то, чтобы прихожане прикасались к внутреннему миру, то такой храм был бы всегда полон народа. Таких мест, к сожалению, не так много.

Получается, что регент действительно прямой помощник священника, в задаче обретения душевного умиротворения. Один человек рассказывал, как возвращаясь с группой из Греции, был очень тронут отношением к регенту маститого батюшки, который представлял эту молодую девушку не иначе, как «наш министр финансов». Однако сложно найти слаженный коллектив хора, всегда будут и недопонимания, и размолвки, и тебе, возможно, будет казаться, что продолжать больше невыносимо, но и уйти ты посчитаешь невозможным. Варианты решения задачи открываются тогда, когда мы смотрим на проблему не как на монолитную, а как на живую, в которой участвуют также живые люди, у каждого из которых свой характер. Подобный подход был описан в книге Солоневича «Россия в концлагере». Выживание в концлагере всегда связано с живыми людьми, к каждому их которых нужно находить свой подход. Здесь бессильные какие-то схемы. Например, благочинные в монастырях, казалось бы, имеют право взять и приказать, а на самом деле не всегда так можно сделать. Директивное указание может испортить отношения, и несмотря на то, что ты начальник, нужно уметь лавировать и находить подход, избегая лишнего напряжения. Если человек напряжен, не выспался, глаза сверкают в гневе, то, конечно, не стоит его трогать, а лучше дать ему отдохнуть, поручив дело кому-то другому. Но все это можно совершать, когда уже наработан жизненный опыт и знаешь, как подойти к каждому. Так и регент может легко испортить отношения, если будет авторитетно гнуть свою линию. Наличие властных полномочий не всегда работает. Опыт же старосты группы поможет тебе и в будущем не разочароваться, не бросить начатое. Потому что только опыт общения с людьми нам помогает понять, что громадная проблема, стоящая пред нами, вовсе не монолитная глыба, которую невозможно сдвинуть, а нечто живое, состоящее из людей с разным мировоззрением. И разобравшись, можно найти какой-то путь посреди различных характеров, взглядов, чтобы и не поссориться с людьми, и сделать дело.

Здесь также речь идет всего лишь о первоначальных трудностях и вопросах, которые уйдут на следующих курсах. Конечно, для многих все в диковинку, не все студенты самостоятельные, кто-то впервые расстался с родительским кровом, выпорхнув из-под крыла родителей, и у таких возникают самые элементарные вопросы. Но через какое-то время многие вопросы станут отпадать сами собой, а у тебя появится определённый навык. Возможно, какие-то вещи ты просто подготовишь на будущее, построишь графики, дежурства, составишь расписание, таблички, и потом достаточно будет просто распечатывать и подставлять новые числа. Так нашему новому благочинному пришлось очень трудно первое время. Он весь годовой круг внимательно каждую неделю готовил расписание и тратил на него много времени. У него был принцип сделать один раз все по-настоящему, чтобы потом уже не отвлекаться. Он все внимательно изучал в соответствии с нашими престольным праздникам, а теперь он только корректирует уже наработанное. Готовые шаблоны и бланки действительно сокращают время – не нужно каждый раз прорисовывать график, есть уже готовая сетка, и, возможно, там уже даже заранее вписаны люди. Таким образом проще что-то упорядочивать, ничего не нужно не меняется.

Хотелось бы еще отметить, что у человека сформировавшегося, модного, столичного, с тенденциями к самостоятельности, с активным прошлым, может развиться определенный эгоцентризм. Мы так устроены, что ко многим чертам нашего характера, в принципе, вовсе не плохим, потом подмешиваются качества, которые мешают нам жить. Людям, с детства выросшим самостоятельно, очень трудно потом бывает принять точку зрения другого человека. Если с детства привыкаешь сам прокладывать себе дорогу, формируя некую доминанту прислушиваться только к себе, то советы других, даже не подумав, сразу отвергаешь. Также жизнь в культурной столице посреди различных тенденций искусства тоже накладывает некий отпечаток, если у человека нет подлинной, глубокой, внутренней духовной основы. Как писал священник Александр Ельчанинов, любой талант должен быть уравновешен подлинной глубокой духовностью. Если этого не происходит, то тогда талант начинает искажать человека, что очень хорошо описано в статье «Демонская твердыня. О гордости». Так молодой талантливый общительный человек со временем превращается в одинокого, замкнутого, разрывая связь с другими людьми и даже с Богом. «Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением, переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела». Благо, если на этом начальном этапе болезни человек столкнется с трудностями, либо встретит любовь, погрузится в заботы о семье, либо, встав на религиозный путь, увидит Божественную красоту и узрит собственное ничтожество.

При заботе о другом человеке появляется возможность корректировать собственные желания. Если же подобного не происходит, то желания, которые, казалось бы, по началу были где-то и справедливыми, заполняют все сознание. Человек постепенно теряет чуткость, контроль над ситуацией и полностью переключается на собственные вожделения. Учитывая, что у тебя был период в жизни, когда ты проявляла самостоятельность и творческую активность, причем не в каком-то духовном ключе, а в чисто светском, то как раз забота о других девочках поможет оторваться от того наносного, что на тебя налипло за эти годы. Тогда тенденция к замыканию в собственной системе убеждений не разовьется. Надо понимать, что существует большая разница между замыканием в собственной системе убеждений и тем, что называют «думать своей головой». Человек может принимать самостоятельные решения, но, ориентируясь на других, сопоставлять свое желание со многими другими факторами. А у кого-то эта способность совсем не развита. Здесь можно вспомнить пример одной девушки, которая прошла через эзотерический опыт, и к тому же обладала яркой внешностью, привлекающей внимание молодых людей. Эзотерический опыт фиксирует человека на собственном «я», хотя в подобных практиках и пропагандируется обратное – преодоление собственной самости, но по факту активно развивается гордыня. И она мучилась от собственной гордыни. Как проявляется это мучение гордыней? Тебя все раздражает, все приводит в бешенство, ты не можешь найти с людьми общий язык, слова другого тебя просто режут, а успех ближнего выводит из себя. В общем, нет ни покоя, ни внутреннего мира. А когда делаешь что-то для другого и смиряешься, то приходит облегчение. Ты отрываешься от своего болезненного состояния, и, может быть, забота об этих девочках тебе поможет действительно скорректировать происходящее. Речь не идет о том, чтобы вообще забыть о себе и броситься в омут чужих проблем, – это уже другая крайность, часто патологическая, когда люди убегают от собственных проблем в псевдодеятельность. Важно научиться любить и соразмерять свои желания с другими людьми. Это очень трудно, и на это нужны годы, а тебе Промысел Божий предоставляет шанс постигнуть это искусство.

Говоря о светскости, мы говорим не об одежде, а о своеобразной замкнутости человека на себе, своих мыслях, когда он становится не способен увидеть необъятный, многогранный, многоуровневый мир, который вокруг нас существует, в котором всегда что-то происходит, что-то меняется, и в котором постоянно сохраняется образ Божественной красоты. И до тех пор, пока человек замкнут сам в себе, в своих мыслях, он не может ни почувствовать, ни увидеть осколки этой первозданной красоты. Однако не стоит путать подобную замкнутость с моментом сосредоточения, когда у человека действительно идет внутренняя духовная жизнь, смысл которой уничтожить все внутренние препятствия, стоящие между ним и Богом, между ним и ближними. Внутренняя жизнь не является самозамыканием, а когда человек замкнут сам в себе, он не может увидеть уникальности каждого. Люди ошибочно считают приобретение сконцентрированности только на себе своеобразной выгодой. Как писал Экзюпери в книге «Цитадель», жизнь царя была тяжела, потому что он смотрел на подданных и видел лишь только свое отражение. Каждый из них пытался угадать его желания, и он не мог нигде встретиться с принципиально новым, которое смог увидеть только в своем противнике. Он встречался с ним во время переговоров в шатре в пустыне, и эти минуты были для него минутами отрады, потому что он видел живого человека, который не подыгрывал ему.

Беда человека самовлюбленного заключается в том, что, как уже было сказано, он привык наделять людей своими оценками и склонен очень им доверять. И в результате видит не реальных людей, а только свои впечатления и, живя в кольце собственных представлений, не может через них прорваться. Академик Ухтомский назвал это двойником. Такая жизнь становится тошной, ты понимаешь, что живешь в каком-то болоте, но несмотря на то, что вроде бы есть и деньги, и возможности познавать мир и путешествовать, тебе все кажется уродским, плоским, безжизненным, и ты нигде не видишь смысла, потому что на самом деле не способен его заметить, наделяя других людей теми качествами, которые сам придумал.

Александр Ельчанинов говорил, что гордый видит не других людей, а только те оценки, которые им навязал. А прорваться к миру ближнего можно только тогда, когда мы учимся видеть уникальность человека. Так и роль старосты – это путь в этом направлении. Например, ты спешишь куда-то по коридору, и человека, который встал на твоем пути и что-то у тебя многословно и непонятно спрашивает, воспринимаешь как мелкую сошку, прервавшую твое «великое шествие», как препятствие, которое должно быть немедленно отброшено перед твоими великими задачами. И если так на него посмотреть, то он, конечно, непригляден, уродлив, шепеляв, ничего не может толком сказать, и возникает чувство бешенства. А если посмотреть на ситуацию другими глазами, то приходит понимание, что его маленькие проблемы очень для него важны. Пусть даже, например, он не знает, где найти чайник, но если он не попьет горячего чая, то не сможет учиться, и для него это является действительно проблемой. Или, например, он хочет позвонить маме и объясняет это минут десять, и нужно учиться принять человека таким, какой он есть. И когда вопрос ставится таким образом, то просыпается какое-то тепло, и человек становится родным, а ты для него в свою очередь – близким. Развитие подобного навыка наполняет этот большой мир близкими сердцу людьми. Это рождает способность, даже читая книги, с ходу понимать суть того, что хотел сказать автор, потому что навык внимания к ближнему также проецируется и на книгу, и на самого автора. Автор воспринимается как живая личность, как человек, который шел к осмыслению и хочет поделиться своим восприятием. Когда просыпается эмоциональная составляющая, то процесс обучения идет быстрее, и человеку проще все запоминать. Даже светские авторы утверждают, что информация из памяти быстро улетучивается при отсутствии эмоциональной вовлечённости во время процесса запоминания. То, в чем поучаствовало сердце, сохраняется очень долго. Поэтому искренний интерес к автору, его личности и переживаниям порождает естественное запечатление.

Академик Ухтомский писал, что происходит страшная трагедия, когда распадается «мы», и два человека, прежде составляющих одно целое, вследствие эгоизма, либо обоих, либо одного, расщепляются на два отдельных атома. Как писал Экзюпери, теперь вы больше не частички, складывающиеся в огромный сверкающий ледник, теперь вы просто отдельные сегменты, существующие изолированно друг от друга. Поэтому «мы» нельзя разбивать. И когда мы имеем дело с человеком медлительным и робким, нужно быть очень внимательным, чтобы такого человека не опечалить. Так однажды авва Иоанн Колов возвращался из скита с другими братиями, но наступали сумерки, и стало понятно, что проводник их ошибся дорогой. Не желая обидеть сбившегося с пути проводника, авва Иоанн Колов сказался больным, отказавшись от дальнейшего путешествия, чтобы переждать ночь. Они просидели на месте до утра, но брата не обличили, а тот с наступлением рассвета понял свою ошибку.

Если у тебя с человеком разные темпы, ты, например, быстрая, а он медленный, нужно учиться находить подход. Мы все разные, и я не очень поддерживаю психологическую концепцию разделения людей на интровертов и экстравертов. Сложно найти чистых экстравертов или интровертов, непонятно, существуют ли они вообще в природе. Если человек быстро что-то делает, и у него нет времени сосредотачиваться и как-то анализировать происходящее, он просто будет работать впустую и носиться не по делу. В таких ситуациях администратор, благочинный в монастырях, менеджер на предприятиях, должен просто распределять работу, связанную с планированием, поручая ее людям более вдумчивым, которые в течение нескольких лет могут сделать огромный объем работы, даже недоступный людям быстрым. Такой человек думает, куда положить кирпич, и кладет его уже на века. А человеку, которые привык суетиться, через пять минут положенный кирпич начинает мешать, он его пододвигает, и, в итоге, начинает все переставлять. Тут надо распределять, кому чистить серебряные ложки, а кому стелить в коридоре пол досками. И здесь важно для руководителя определить, кто есть кто. Вдумчивого не посылать стелить доски, потому что работа встанет: увидев, что одна доска на 3,5 мм короче другой, ему захочется все выровнять, вымерить, а время будет идти и, в результате, 10% работы не будет сделано, но зато ту работу, которую способен сделать такой человек, другой не сможет. У нас в монастыре был такой человек. Я видел достаточно удачный опыт, когда ответственный за послушание брал его с собой убирать храм, но тот, будучи очень робким, сам ничего не мог сделать, и мог полчаса ходить и думать: протирать стол или не протирать, а, сделав что-то, мог забыть. Если такому человеку доверить делать что-то самостоятельно, у него будет много переживаний, и дело так и не будет сделано. И здесь не стоит, может быть, человека переучивать, он, возможно, сам научится со временем. Не все люди знают, как надо работать, особенно, если не было самостоятельного опыта в жизни. И когда такой опыт появится, человек разберется, но пока ему надо просто помочь.

В ситуациях, напоминающих конфликт, нужно избегать прямого столкновения, нельзя печалить другого человека. Уходите от прямого столкновения. Если вы вместе сидите за столом и вам нужно идти, то можете, извинившись, сказать, что у вас есть какие-то дела. Не стоит говорить, что вы не ждете человека, потому что он очень медленный, лучше объяснить, что вам нужно было успеть определенные дела.

Есть люди робкие, и те ситуации, в которых нужно помочь, они видны. Но если явной нужды в помощи нет, а речь идет просто о том, чтобы пройти из точки А в точку Б, то необязательно идти вместе. Не нужно быть зависимым от другого человека. К тому же, если решить взять над человеком шефство, то это может оскорбить его каким-то образом, ведь он о помощи в данный момент не просит.

Если в данном эпизоде вы вместе работаете в паре, можно предложить: «Вася, ты не против, если я поруковожу уборкой храма? Давай я сейчас займусь этой половиной, а ты возьми тазик воды, раствори чуть моющего средства, и начинай оттуда двигаться сюда. Нам нужно будет уходить через 20 минут, давай поделим все на секции, чтобы каждую секцию убрать за 2 минуты. Как сделаешь, так сделаешь». Когда таким людям четко ставится задача, они очень быстро и толково все делают. И даже, когда говоришь им делать быстрее, они готовы поторопиться. Сами же по себе они все делают очень в медленном темпе. С другой стороны, важно не становиться зависимым от того, чтобы давать человеку какие-то рекомендации. Это может происходить только в те моменты, когда в данный сегмент бытия ты с человеком непосредственно связан. Бывает, что некоторые берут шефство над такими робкими людьми. Это, конечно, крест, который тебе пока не нужен. Если так сложилось, что человек стоит в коридоре, но тебе не нужна помощь, тогда лишнее вмешиваться и выяснять, что он там делает. Если же человеку поручено помочь в твоей работе, тогда ставь перед ним конкретные задачи. А если это всего лишь единичный случай, то, может, где-то и потерпеть.

Похожие ситуации бывали у наших пономарей. Тогда мы служили в Филипповском храме, где раньше не было водопровода, и воду носили бочками, и этой водой священники мыли руки, а ее потом нужно было выносить в озеро. Самим выполнить эту задачу было очень тяжело: необходимо было несколько ходок с ведрами. И мы так приспосабливались, чтобы во время крестного хода на праздничные службы обратиться за помощью к приехавшим паломникам вынести на озеро ведра, в которых мыли ковшики или чайники и принести бочку воды. И все нужно было успеть быстро сделать: расставить иконы, тут же нагрузить людей водой, бочками, чтобы, пока читают благодарственные молитвы, все это движение прошло. И, хотя я был такой медлительный, в эти минуты деваться было некуда, иначе, если упустишь момент, потом самим придется сложно. И, если видел, что можно привлечь кого-то, то обращался и давал ценные указания.

Необходимо уходить от прямого столкновения. Если невозможно сейчас человека ждать, то лучше просто сказать ему, что тебе нужно идти, но без высокомерия, чтобы человек не чувствовал себя рядом с тобою неуютно и не прочитал в твоем тоне, что ты сверхактивная, а он – тормоз. Прямое столкновение можно использовать только в редких случаях, когда, например, кто-то не очень корректно сбросил на других свою работу и смотрит, как ты выбреешься. Здесь присутствует уже некое лукавство. На первый раз можно сделать вид, что ты не понял, и выполнить работу за другого в надежде, что эта ситуация его вразумит, или, вероятно, это произошло случайно. Возможно, один-два раза попытаться все привести к мирному разрешению ситуации. Но если видно, что наши уступки человека только расхолаживают, то стоит пояснить, что это действительно не ваша задача. Если же человек уже привык, что ты это делаешь и начинает настаивать, то обязательно нужно сказать «нет», но только мягко и без гнева.

Другие люди должны самим составить свое мнение о тебе. Тебя беспокоит, что одна из работниц учебного заведения сказала, что ты делаешь что-то не так. На эти слова ты ответила, что она может высказать свое мнение руководителю курса, чтобы тот принимал соответствующие меры. Нужно избегать прямого столкновения.

Избежать столкновения просто, сказав: «Простите, извините». Возможно, на тебя никто и не жаловался. Опытные духовники знают, что с женским коллективом нужно быть очень осторожным. Часто присутствует женская черта рассказывать друг про друга какие-то небылицы. А бывает так, что кто-то в сердцах высказался, а тебе передают уже, что все на тебя жалуются. Поэтому в реальной жизни все может быть вообще совершенно не так. К тому же время все ставит на свои места.

Я тоже, когда приехал на Соловки, был достаточно медлительным. Однажды, будучи еще трудником, я дежурил на вахте, и в монастырь позвонил батюшка с просьбой записать какой-то телефон. У меня в руках была ручка, и я, готовясь записывать, ответил: «Да, я слушаю», – а он подумал, что я отошел, и повисла продолжительная пауза, после которой раздался его ответ кому-то: «Да, паренек на вахте тормозит немножко». Потом он извинился, так что всякое бывает.

Как у человека городского, у меня была мания чистоты, и эта сверхтщательность, когда нужно было стелить коридор досками, очень мешала. У меня был такой подход, как к чистке серебряных ложек. Конечно, нападало уныние, потому что скорости были не те, но я не мог делать быстро в ущерб качеству. В этой ситуации меня поддержал один инок, который вырос в деревне и все мог делать: и обувь шить, и столярничать. Он подбодрил: «Не волнуйся, придет время, ты еще так наловчишься, еще такого темпа дашь, что братья все удивятся».

И действительно, и у тебя все будет. Здесь, главное, не доводить до прямого столкновения, а есть сказали, что ты тормозишь, ты можешь просто извиниться и добродушно улыбнуться. Иначе, снежный ком начинает раскручиваться и порождать дальнейшие проблемы. Если нужно будет, то человек и без твоей подачи пойдет и поговорит с руководством. Важно понять, что каждый шаг может сформировать либо напряженность в отношениях, которая будет потом мешать, либо, наоборот, поможет приобретать нам друзей, с которыми мы сможем делать общее дело.

Борис Солонеевич в книге «Молодежь и ГПУ» рассказывал, как они выживали в Соловецком концлагере. Человека могли расстрелять и что угодно с ним сделать. С первых дней лагерникам внушали: «Здесь вам власть не советская, а соловецкая». Саныч, в прошлом – офицер поручик, благодаря смешной случайности, попал под «высокое» покровительство командира полка местной охраны и был назначен инструктором спорта среди красноармейцев. «Как-то случайно этот командир мимоходом бросил Санычу какой-то вопрос. По старой военной привычке поручик мгновенно вытянулся в струнку и механически четко ответил: «Точно так, господин полковник!» Угрюмая, зверская рожа чекиста расплылась в довольной улыбке. Его, старого безграмотного фельдфебеля, назвали «полковником»!.. И назвал один из тех офицеров, перед которыми он сам столько раз стоял на-вытяжку… Как ласкает ухо такой почетный титул, пусть даже незаслуженный!..» Он снисходительно поправил: «товарищ командир», – но с тех пор его сердце было покорено.

Мы не должны специально оказывать какие-то знаки, лебезить, но дело в том, что человек, который приобрел доминанту на лицо другого, способен мгновенно устанавливать контакты с другими людьми. А это очень редкое качество и в светской системе управления. Его пытаются воспитывать тренингами, но отказываются понимать, что эгоисту, который видит только самого себя, не построить контакта с другими. Можно установить только денежные взаимоотношения, и то все это будет трудно, с большими затратами. Человек, который искренне интересуется другим, который старается не конфликтовать и жить по-христиански, по заповедям, может мгновенно установить неформальные отношения. Если человек стремится к заповедям, то все остальное ему дается. Как сказал Господь: «Прежде ищите Царствия Божьего, а все остальное вам приложится».

Просто огромное количество вопросов в неформальном ключе через личные взаимоотношения решается быстрее, чем на бумагах и в кабинетах. Как сказал один человек, если тебя здесь признают своим, то к тебе будут прислушиваться, и что-то будет двигаться. Если ты с улыбкой среагируешь на замечание, можно предположить, что преподаватель смягчится, услышав, что ты не вспылила, а, наоборот, восприняла добродушно. На самом деле, когда люди видят великодушие, им хочется подражать. Это редкое качество не хватает многим людям, но им хочется до него дотянуться.

В памяти осталась встреча со священником, который приехал на Соловки просто потрудничать. Он очень красиво читал, но дело было не в хорошо поставленном голосе, а в удивительном чувстве тишины и мира, которое приходило в сердце при этом чтении. От него исходил какой-то покой, но при этом он был очень коммуникабельный и активный, ладил со всеми и сразу покорял людей. Подлинное смирение сопровождается миром в сердце в отличии от раболепства. Он должен был помогать мне на послушании и обратился ко мне с глубоким уважением, мгновенно обезоружив и покорив: «Как ты скажешь, так мы и сделаем». И вот прошло сколько лет, а этот человек остался в памяти светлым воспоминанием.

Я не люблю выражение «психологизация проблемы», но у человека может существовать некий стереотип отчужденности: лучше куда-нибудь скрыться, удалиться с глаз, чтобы люди не видели мою паническую фигуру и не общались с таким плохим человеком, как я. Опять же этот некий принцип, внедрившийся в сознание, может являться следствием исключительной сосредоточенности на собственной персоне. Она может формироваться как нечто положительное, и подобную самовлюбленность человек считает правильной, а последствия на самом деле – ужасные. Если в поле зрения такого человека попадает какая-то ложная идея, а он уже привык мыслить некритично, считая что, все, рождающееся в его голове, – правильно, то человек становится зависим и от этой ложной идеи в том числе. Здесь нужно другим людям предоставлять свободу решать самим, какое отношение к тебе выбирать, потому что ты заранее за всех людей решила, что ты никчемная, ничтожная, и все люди должны эту твою точку зрения принять. Хотя в этой ситуации ты внешне вроде бы самоуничижаешься, но по сути речь идет о дальнейшем развитии гордости. Гордость – это не только самовозвеличивание, она может выражаться и в самоуничижении. Например, в какой-нибудь неприятной ситуации человек начинает себя за все казнить. Конечно, мы должны понимать, когда другому неправильно что-то сказали или сделали, но, когда человек весь мир нагружает на свои плечи, это тоже является оборотной стороной некой гордости. Ты людям не даешь свободу определиться в отношении к тебе – это синдром «Настасьи Филипповны», которая себя убедила, что она загубит жизнь князю Мышкину. И, когда он предлагает ей руку и сердце, она, движимая мыслью о невозможности этого брака, уверенная, что он начнет относиться к ней с презрением, уезжает с Рогожиным, и, в результате, губит обе жизни и свою собственную. Черта следовать с беспощадностью своим желаниям, как бы фантастически они не были, привела ее к гибели. Если бы у нее была хоть доля смирения, которое проявляется в том числе как способность вникнуть в мысль другого человека, она оказалась бы способной понять, что князь Мышкин принимает ее такой, какая она есть, и готов о ней заботится.

Бывает, у человека присутствует некая мания, что он скажет что-то не то или что-то не так сделает. Некоторые считают женскую стеснительность оборотной стороной тщеславия. Такой девушке кажется, что если на носу вскочил прыщик, то весь мир ни чем другим не занят, как только рассматриванием этого прыщика. Если человек в своих мечтах себя идеализирует, а в реальности понимает, что не достигает своего идеала, он начинает тушеваться. Даже православный психолог Михаил Хасьминский (хотя я скептически отношусь к православным психологам) как раз говорил об одной из причин социальной изоляции. Человек рисует себе идеальную картинку в социальных сетях, и, боясь разрушить ее, в реальной жизни начинает избегать людей, испытывая страх, что его разоблачат. Кроме того, то время, которое он мог бы потратить на обогащение своей личности, он теряет в процессе выкладывания фоток для создания придуманного имиджа, никак не развиваясь.

Один знакомый инженер, пройдя период бурной молодости, решил, чтобы не попасть окончательно в яму, отправиться служить в армию. Когда он вернулся, то все друзья уже закончили университеты, занимались своими проектами, он же остался без образования. И тогда ему пришла идея собирать у себя застолья и приглашать знающих людей. Подбрасывая тему для разговора и задавая интересные вопросы, он слушал разгорающиеся дискуссии и через это приобретал необходимые знания. И за какой-то период времени достиг достаточной квалификации, чтобы начать работать, и впоследствии открыл проектное бюро. Он уже был очень уважаемым в городе человеком, но каждый раз, когда беседовал с новым заказчиком, у него мелькала мысль, что его раскусят и поймут, что он ничего не знает. Вот эта мысль была от смирения, потому что он ставил очень высокую планку, каким на самом деле должен быть специалист. И сам он был убежден, что пока это чувство держится, то продукт, который человек с таким ощущением создает, будет очень качественным.

У другого же подобные мысли могут быть не столько признаком смирения, сколько болезненной манией вследствие исключительного внимания к собственной персоне. И мысли, что «у меня ничего не получится», могут происходить от некой зависимости от собственных убеждений. Подобная черта свойственна в определенной степени мужчинам, так как они мыслят рационально и, сталкиваясь с какой-либо трудностью и начиная производить логические расчеты, приходят к выводу, что выхода нет. В реальной же жизни, войдя в ситуацию, мы встречаемся со множеством факторов, которые изначально логически просчитать просто невозможно. Например, Борис Солоневич в книге «Молодежь и ГПУ» описывал встречу в лагере со знакомыми из скаутской организации, которую никак не мог предположить, но благодаря которой у него теперь был шанс выжить.

Так родители одно молодого человека, зависимого от наркотиков, консультировались у специалистов, и его отец впал в панику – статистика светских медучреждений давала очень маленький шанс, выздоравливало 1-3%. Супруга же, больше доверяя сердцу, чем разуму, не оставила надежду даже в этой безнадёжной ситуации. И будущее показало, что она была права. Господь вмешался и предпринимаемые попытки стали давать результаты, в том числе поменялось мировоззрение и у них, и у сына.

Как-то среди трудников возник разговор про берсеков, воинов древнескандинавской мифологии, которые отличались неистовством в сражениях, и, облачённые в медвежьи шкуры, одержимо рычали и кусали в ярости край своего щита. Один же трудник на реплику, что такие недруги наверняка наполняли ужасом воинов, возразил: «В драке все по-другому. Когда в первый раз получаешь по лицу, на это уже внимание не обращаешь, там включаются совсем другие механизмы, и уже вообще ни на что не смотришь». Пока еще не начал действовать, кажется трудно и страшно, а когда процесс пошел, то мыслишь совсем по-другому. Так и люди, когда постепенно заходят в холодноватую воду и еще не привыкли, вздрагивают, дрожат, даже подпрыгивают от накатывающей волны, чтобы она не захватила новые участки кожи. А если разбежаться и прыгнуть, то можешь спокойно плавать.

Нужно предоставить другим людям самим составить о тебе свое впечатление. Если они скажут тебе, что ты – никчемная, никудышная, то примешь к сведению, но если они тебе этого не говорят, то и не надо себя изводить. Так авва Дорофей спрашивал совета у своего наставника, потому что помысел говорил ему, что он смущает брата своими действиями. Наставник же отвечал, что если брат скажет ему об этом, то тогда, может быть, что-то и переделай, но до тех пор, пока никто ничего не говорит, не обращай внимание на эти помыслы. Одна девушка, приехав на Соловки, хотела прислать какую-то интересную информацию, но так ничего и не отправила. Когда же получилось с ней увидеться год спустя, она рассказала, что не успела отправить вовремя и решила, что батюшка, должно быть, теперь в такой обиде, что не дерзнула больше ничего писать. В лекции цикла «Зазеркалье» был описан уже совсем патологический случай, когда помыслы полностью взяли контроль над сознанием одной женщины. Занятия эзотерикой, эзотерические книги, лекции Ошо сделали ее открытой и помыслы тотально заполнили мышление, что привело еще и к постановке диагноза биполярное расстройство. У нее даже не получилось подойти на исповедь, потому что батюшка показался недовольным и грозно смотрел. Причем, когда удалось поговорить с батюшкой, выяснилось, что он человек подслеповатый и не различает лиц, и даже его близкие на него обижаются, потому что он на расстоянии метра ничего практически не видит, да и сердиться у него в тот день не было никакого повода. Так что помыслам доверять опасно, они могут обмануть.

М. Хасьминский также пишет, что ошибочно прививать человеку чувство, что он самый великий грешник, так как это становится у него самой болезненной темой. Здесь необходима встреча опытного духовника, который помог бы сместить акцент на иное. Александр Ельчанинов описывал в одной из своих статей, что некоторые люди даже в собственном горе пытаются найти услаждение. Даже горе может стать почвой для развития гордости, когда ты целиком замыкаешься в себе, и весь мир меркнет. И беда, если такому человеку кто-то скажет: «Да, ты самый грешнейший». Происходит болезненное обостренное самозамыкания на собственной персоне, когда человек считает, что весь мир смотрит на каждый его шаг, оценивает и анализируют. Один батюшка дал очень хороший совет пономарям: даже если ты вышел на пять секунд раньше или сделал что-то неправильно, стой с благоговением, не дергайся и не вводи людей в смущение. Многие из прихожан, возможно, первый раз на службе и не знают, что пономарь ошибся. Этот совет стоит и тебе взять на вооружение.