Творчество. Творчество. Творчество и маниакальность
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.10.2022.



Творчество полновесное, истинное и глубокое не способно разрушить человека. Но стоит помнить – Творчество должно быть ориентировано к Богу, людям и любви, иначе оно вырождается.

Ты пишешь, что нереализованная творческая энергия становится разрушительной. На твое рассмотрение были предложены некоторые беседы из цикла «Преодолеть отчуждение (часть 2)», где разобраны некоторые случаи вхождение в биполярное расстройство личности.

7c. История девушки, желающей снять фильм. Нет берегов, решения на основе ощущений, мысль об особом деянии
7d. Мысли о собственной гениальности как возможная основа болезни. Внушенные идеи. Разум и чувства

Ты ответила, что настоящее творчество ничего не имеет общего с маниакальными идеями. Но, возможно, ты не до конца понимаешь, что такое вообще маниакальная идея. Ей может стать и хорошая мысль. Например, человека без целостной системы жизни и мировоззрения, без определенного ритма, охватывает некая идея. Он сутками работает, не прерывается на сон и еду. Но это еще полбеды. Весь мир для него перестает существовать. Человек проваливается в водоворот моноидеи. Это вторая половина «полбеды» (если можно так сказать), если сама по себе идея конструктивна. Если же она связана с проблемной ситуацией, с насилием или чем-то подобным, тогда человек перестает ориентироваться на реальность. Аддикцией ведь может стать абсолютно любой процесс – хождение в гости, покупки, игры и прочее. Игра не является злом сама по себе. Если человек играет с детьми и помогает им развиваться, это одна ситуация. Здесь зла нет. Проблема возникает, когда игровой процесс перестает быть связан со всей жизнью человека в целом, становится некой изолированной деятельностью. Такой человек перестает общаться с людьми. Конечно, ведь окружающие им воспринимаются, как нечто стоящее у него на пути. Постепенно при повторении ситуации формируются страсти. Страсть – устойчивый тип реакции на ту или иную ситуацию. При наличии такого очага в сознании малейшее прикосновение к человеку с критикой или малейшее препятствие вызывает у него шквал негодования. Страсть – преувеличенная добродетель.

Люди творческие замечены в замкнутости, в эгоистическом отношении к людям. Творчество должно быть очищено. Человеку необходимо заметить и постараться искоренить в себе страсть, тогда и творчество станет более активным, полновесным. Стремиться нужно, но стремясь сопоставлять свои желания и цели с обстоятельствами, людьми, временем, промыслом Божиим. Иногда нам не удается что-то сейчас реализовать, потому что не дозрели мы или нет подходящих условий. Человек, втянутый в водоворот, хочет идею выплеснуть, но зачастую путает выплескивание (или даже расплескивание) с реализацией. Глубокое и полновесное творчество не должно разрушать человека. Разрушают страсти. Значит к творческому процессу подмешались страстные реакции, желание во что бы то ни стало, при любых ситуационных раскладах настоять на своем. Плюс мысль о том, что не понимают и не принимают твоей гениальности.

Ты ощущаешь в себе некий дремлющий потенциал, который при нынешнем положении дел не раскрывается. Съемочная площадка становится для тебя адом не из-за отсутствия реализации потенциала, а как результат действия страстей. Ты пока этого не понимаешь. Святителю Феофану Затворнику принадлежит интересный образ ­– для гордого человека любое касание сопряжено с болью (словно по содранной коже), боль вызывает буквально все. Значит душа не очищена, не высветлена. И над этим стоит поработать. Не прятаться за мысль, что тебе просто не дают возможности реализовать творческие замыслы и оставляют в статусе второго режиссера. Любое препятствие может послужить новым источником печали. Так радости мира ты не найдешь, потому что преграды будут всегда. Всегда будет возможность сосредотачиваться не негативе, если творческая энергия не получает должного выхода. Вот если бы ты начала смиряться, может быть, тебе и стало полегче, пришло успокоение.

То, что было сказано в упомянутых выше беседах о маниакальном состоянии может быть отнесено к творчеству. Если у человека нет режима дня, если отсутствует внимание к ближним, если сформирована душевная склонность быть охваченным некой идеей (для творческого человека ролью, например), то со временем он все быстрее и быстрее в состояние маниакальности входит. Вот сегодня на поверхность сознания выходит идея фильма, и ты этой идеей живешь. Формируется склонность жить в потоке. А завтра тебя охватят печаль, ненависть, отчаяние, гнев и начнут управлять твоим сознанием. Это не призыв отказаться от творчества, скорее призыв научиться в своей душе наводить порядок (не управлять эмоциями, сам этот термин неверен; скорее при появлении контекста жизни эмоции упорядочиваются, становятся иными).

Подводя итог. Люди, склонные к состоянию охваченности идеями, близки к маниакальному состоянию. Достоевский научился эту маниакальность направлять в творчество. Но это достигается за счет обогащения личности культурными представлениями, пониманием происходящего, навыками борьбы со страстями, любовью к людям. Тогда появляется возможность бушующие и затопляющие силы души направить в конструктивное русло.

Была еще такая статья как «Талант – благословение или проклятие», где рассмотрены некоторые аспекты близкие к тому, о чем сейчас шла речь. Эта работа является продолжением цикла бесед «Горение сердца». Если творчество не приходит к любви, Богу, людям, то оно вырождается.

«Талант: благословение или проклятие?».
«Горение сердца».