-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 29.10.2022. |
Продолжение – в ответе «Страх. Дополнение к ответу про страх.
Отсутствие страха патологическое и нормальное»
Основа страхов – утрата Веры. Внутреннее содержание человека (культура, мировоззрение) поможет переработать опыт прошлого, даже если этот опыт был негативным. Если мы связаны с Богом, то внешние потери могут привести нас по Промыслу Божию ко благу.
Вы спрашивали о страхе потерять то, что есть. Конечно, тема обширна и в рамках одного ответа малореально полноценно и разносторонне ее рассмотреть. Поэтому озвучу несколько позиций, приведу ссылки. Будет с чего начать, по крайней мере.
Так в книге «Духовное бессознательное» православный богослов Жан Клод Ларше очень емко, точно оценивает воззрения различных психологических школ на человека и дает православную интерпретацию тех проблем, о которых идет речь. Почему такое название? Имеется в виду та область, что лежит за пределами нашего бытового взгляда. Конечно, область бессознательного – область больших спекуляций. Оперируя этим термином, людей начинают «лечить» и скорее даже «залечивать» эзотерическими концепциями, утверждая, что в их бессознательном есть некая травма и ее необходимо «распаковать», проработать. При этом человек зачастую не ощущает в себе серьезных проблем.
Приведу некоторые общие взгляды из этой книги и основной вывод автора. Во-первых, решение проблем человек может увидеть только при появлении определенного взгляда. Утрачивая высшие представления о человеке, ломается иерархия идей, целостное представление о человеке разрушается. Вместе с этим страдает и возможность понимания причин, ведущих к появлению страхов. Например, в обществе, где практически полностью атрофированы религиозные интересы, где люди атомизированы уже не модно говорить о Вере и Любви. Человек лишается очень важных для своего существования опор (они современным секулярным обществом объявляются несуществующими). Соответственно, поставить вопрос об исцелении не представляется возможным. На виду остается страдающий человек, а, следовательно, возникает попытка объяснить его состояние, положение. На первый план выходит, конечно, родители. Они всегда были рядом.
Откуда же взялся страдающий школьник или студент вуза? Здесь очень важны последствия незнания основ православного миросозерцания. Мы знаем, что первые люди, согрешив, отпали от Бога в раю. Кто-то эту историю воспринимает, как миф. Этнографы – ученые, изучавшие истории народов, пришли к выводу, что у всех народов мира есть повествование об этой первоначальной катастрофе. Детали различны, но суть одна. Ученые пришли к выводам – если народы, исторически не связанные друг с другом, имеют одно и тоже предание, то, скорее всего, в нем (предании) отражено то, что было в действительности. Речь о некой исторической памяти. Природа людей, отвернувшихся от Бога, сотворенная в целостном варианте, претерпела трансформацию. И это поражение природы по закону наследственности передается потомкам. В том числе и нам.
С точки зрения современной психологии человек – существо свободное, автономное, не нуждающееся ни в ком и ни в чем. Каждый из нас предоставлен сам себе. Но ведь первородный грех – некая язва, разъедающая человека. Эта тема рассматривается в статье священника Александра Кремлевского «Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского». В работе изложена суть богословского учения о первородном грехе, а практическая суть отражена в книжечке иеромонаха Тихона (Барсукова) «Архиерей». Под видом рассказа приведено описание этой язвы. Она поражает не только физическое тело, но само человеческое естество – психику, ум. На уровне биологии эта язва ассоциируется с миазмами и болезнетворными бактериями, на уровне интеллекта – с маразмом. На уровне нравственно-этическом – с безнравственным поступком. Многие философы, писатели пытались бороться с ней, но только Христос сумел ее победить. И Своим последователям, верующим в Него, как в Сына Божия, Он дает возможность победить эту язву.
Если соединить несколько высказанных ранее мыслей – все видят рождение этой язвы, все имею некую склонность к страстям, но в своей личной истории конкретный человек не усматривает объективных причин, чтобы этот внутренний распад сформировался. Естественно, рождается вопрос – откуда эта язва взялась? Здесь легко обвинить родителей, которые всегда были рядом с ребенком. И даже если ничего «такого» не было совершено, то можно всегда предположить травму, нанесенную в очень юном возрасте. Например, мама не была с ребенком несколько часов (в годы младенчества мама составляет весь мир ребенка). Травма эта вытеснена в бессознательное. У ребенка не сформировалось базового доверия к миру. Отсюда недалеко и до идеи страха перед миром. Следует учесть, что язва эта прорастает, даже если у ребенка в детстве было идеальное воспитание.
Современная наука и серьезная психология всегда за Христианство (даже если ученые атеисты). Если у человека есть культура, мировоззрение, то с помощью внутреннего содержания он может переработать опыт прошлого, даже если этот опыт был негативным. Данная тема рассмотрена в материалах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)». Беседы и тексты не повторяют, а скорее дополняют друг друга. В частях 2.3 и 4.2-4.3 речь о том, что человек развиваясь, становится способным преодолеть опыт прошлого.
Если перейти непосредственно к Вашему вопросу, можно сказать, что решается он в русле христианской антропологии. Жан Клод Ларше писал, что человеку Богом дано чувство страха и чувство это конструктивно. Что такое страх Божий? Это страх потерять связь с Богом, но страх не перед Богом. Это боязнь потерять связь с Тем, Кого любишь. Естественно, у человека есть некий страх, как инстинкт самосохранения. Если есть понимание блага, то есть и некий страх потерять это благо. Естественно, тот, кто знает – в чем состоит истинное благо, не боится утраты материальных вещей. Как говорил Жженов (актер, побывавший в лагере в годы репрессии по абсурдному обвинению) – если потерял деньги и здоровье – отчасти потерял, если потерял Веру – все потерял (мысль передана своими словами). Люди, лишившиеся статуса, финансового положения, если в душе сохраняли связь с Богом, то могли выжить даже не смотря на погружение в обстановку лишения. Если человек в своем сознании утрачивает восприятие главного и на это место возводит некие идолы, он неизбежно начинает страшиться потери имущества, кризисов и так далее. Начинаются фобии.
Причин страха можно назвать множество. После занятия оккультизмом у человека могут быть гипертрофированные страхи. На сайте Соловецкой Обители в разделе «Пастырская страничка» опубликован аудиоответ «Фобии. Фобии и навязчивые вспышки страстей (боязнь глистов, трихотилломания и прочее)», где разбирался вопрос появления фобий, как результат оккультных занятий.
Жан Клод Ларше подчеркивает, что основа страхов – утрата Веры. Излечение страха состоит не только в том, чтобы его подавить, сколько восстановить подлинный страх – утратить потерять благо. По мысли автора (он приводит массу богословских ссылок и ссылок на Святых отцов), страсти являются извращенным состоянием тех качеств души, которые изначально даны были Богом для достижения блага. Когда человек начинает бояться согрешить перед Богом, то страх потери материальных вещей отходит на второй план.
Некоторые из духовных авторов считали, что страсти преодолеваются ведением. Ведение – восприятие панорамы бытия, понимание устройства мира и причинно-следственных связей, понимание Промысла Божия. Потеря того, что нам казалось драгоценным, на самом деле не является катастрофой. Теряя одно, человек приобретает другое. Эта мысль связана с идеей восстановления первоначального страха – страха лишиться связи с Богом. Если мы связаны с Богом, то внешние потери могут привести нас по Промыслу Божию ко благу. То, что человек потерял ради Бога, он обретет со временем.
Вопрос о страхе можно рассматривать и в контексте разговора о помыслах. К нам приходят разные мысли. Иногда мысли, загоняющие человека в состояние полного ничтожества, могут быть следствием погружения в оккультизм. Зачастую они являются следствием гордыни. Один человек рассказывал – во время гнева у него появлялся страх, что его ударят. Духовник посоветовал жить строже, строже хранить свою совесть. Если человек предается нехорошим мыслям (пришло на ум осуждать начальника – осуждает, пришли блудные мысли – развивает их), то постепенно он становится их заложником и привыкает идти им в след. Естественно, на каком-то этапе его может начать уничтожать и помыслы страха. Человек, руководствующийся совестью, во-первых, он трезвится и хранит свой ум в чистоте. Во-вторых, такому человеку Господь помогает. Он чувствует Божие присутствие и всем существом понимает, что и волос не упадет с его головы без попущения Божия. Тогда нелепые страхи уходят. Часто люди полностью доверяют собственным мыслям, погружаются в этот водоворот. Конечно, есть объективные страхи и нужно научиться отличать объективный страх от просто мыслей.
Излечение страха возможно только лишь при восстановлении картины мира. Если она изначально существовала, то человек приходит к ней снова. Человек, зараженный страстями, становится неспособным усваивать Божественную благодать и неизбежно сталкивается со страданиями. Не Бог его впрямую мучает. Человек сталкивается с последствиями своего выбора. Бывает, чтобы спасти человека, вошедшего в состояние невменяемости и неадеквата, Господь попускает прийти страданиям, чтобы отрезвить его.
Человека, понявшего – что, а точнее Кто в этом мире является истинным Благом, перестают пугать те вещи и явления, которые страшили его раньше. Он не боится бедности, нездоровья. Он понимает, что только грех отделяет его от подлинного блага. Надо бояться только греха, как говорят многие духовные авторы.
Приведу рассказ одного молодого человека. Однажды у него заболела челюсть, прооперированная в его родном городе ранее. Он созвонился с лечащим доктором. По телефону разобраться в ситуации не представляется возможным. Было решено обратиться к специалисту. Мысли по пути на прием его просто разрывали – это рак и не иначе как последняя стадия, в скором времени будет удалена челюсть. Он был совершенно не готов к тому, что компьютерное исследование не обнаружит никаких оснований для беспокойства. По какой причине возникли эти неприятные ощущения – сказать трудно. Кстати, они прошли после приема врача. Молодой человек воспринял эту ситуацию, как некий урок сколь мысли могут обманывать.
Притекающие в сознание мысли страха побеждаются через ведение, понимание. Один духовный автор говорил: если тебе угрожает человек – не бойся. Он не сможет сделать с тобой более того, чем будет попущено Богом.
С другой стороны страхи мы так же побеждаем через внутреннюю дисциплину, через аскетическую практику борьбы с помыслами. Есть помыслы разные: одни стимулируют в человеке неадекватные его потребностям посылы к еде (даже к обжорству), другие – приступы гнева. Некоторые мысли наводняют сознание образами ужаса, неблагоприятным развитием обстоятельств. Здесь важно помимо погружения в книги, где описаны пути Промысла Божия, учиться дисциплине внутренней.
Так лекция Тростникова Н.В. «Бог в русской истории» показывает, как катастрофические события русской истории были связаны с Божественным планом по сохранению Евангельской Веры на территории России. Книжечка святителя Николая Сербского «Царев завет» описывает духовный смысл катастрофы, в результате которой Сербия попала на многие годы в рабство турецкому султанату. И смысл этот в очищении сербского народа.
Святые отцы (если вернуться к теме дисциплины ума) описывали пленение ума помыслами. Вначале в сознании человека возникает некая мысль. Она может быть порождена его предыдущими беспокойствами. Возможно, сформировалась некая доминанта – очаг в коре головного мозга, сквозь призму которого интерпретируются все, входящие в сознание импульсы. Если человек переживал на тему страха, то, естественно, звук мыши за стеной в момент возбуждения текущего очага может интерпретироваться, как нечто угрожающее. Более подробно об этом в тексте «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.1: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолеваемая доминанта» в главе «Травматический опыт, доминанта и панические атаки». Сформирован некий очаг, провоцирующий возникновение наплывов ужаса. Причиной может послужить предшествующий эзотерический опыт. Космо- или биоэнергетика. Йога. Медитация. Человек привыкает быть открытым. Поначалу в этом состоянии комфортно. Говорят, что демоны, когда человек начинает эти практики, отступают и погружают его в состояние комфорта и безмятежия. Механизмы адаптации к трудностям регрессируют. А потом падшие духи наваливаются на человека страшной массой, разрывая сознания и доводя до самоубийства (бывает и так). Через некоторое время в открытые ворота восприятия после эйфористических мыслей начинают закрадываться черные депрессивные мысли. Схиигумен Гавриил (Виноградов – Лакербая) называл это явление «имплантацией ощущений». Например, одна девушка, практиковавшая ченнелинг, рассказывала, что во время управления автомобилем мысли призывали ее въехать в столб или съехать с моста. Негативные мысли в сознании могут появиться и при просмотре новостей (сейчас все плохо и прогнозы аналитиков неблагоприятны). В этом случае помогает чтение (буквально «начитывание») мемуаров. В них мы видим, сколь меняется траектория жизненного пути. То, что казалось вчера ужасным, гибельным, плохим – меняется и ведет человека ко спасению. В данном контексте интересны воспоминания протоиерея Михаила Труханова «Первые сорок лет моей жизни». Он был репрессирован на Веру. 5555 дней провел в заключении в лагерях. Называл себя четырежды отличником. В этой книге со всей очевидностью показано, что Господь был рядом. Всегда. Когда его гибель была неминуема, Промысл Божий разворачивал ситуацию, и все складывалось таким образом, что отец Михаил остался в живых.
К вопросу о мыслях. Если человек склоняет свое внимание к появившейся мысли, то она начинает прорастать в сознание, порождать определенные ощущения, эмоциональные отклики, чувства. Затем происходит пленение. Человек уже не может не думать о том, что пришло в его голову. Скорее мысль думает человеком, а не человек мыслью. Духовные авторы отмечают, что если бы в самом начале развития этой цепочки человек начал читать Иисусову молитву, то эту цепочка может быть разрезана. Когда эта цепочка повторяется много раз, формируется страсть. Страсть – устойчивая реакция на происходящее. Человек что-то видит или слышит и вдруг в нем всплывает сформированная ранее реакция (слезы, ужас и др.).
В части 2.1. озвученной выше работы «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.1: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолеваемая доминанта» приводится учение академика Ухтомского. Оно хорошо сочетается со святоотеческим учением о страстях. Доминанта аккумулирует нервные импульсы – человек боится в течение нескольких лет каждый день по чуть-чуть и постепенно эти маленькие мысли слагает в единый конгломерат. Они не проходят бесследно. Они укрепляют текущую доминанту. Один из смыслов доминанты – мгновенно предоставить человеку весь прошлый опыт. Наблюдая за неким явлением, человек интерпретирует его, как угрожающее и всплывает все то, что годами он копил. Его сознание затопляется ощущением страха, ужаса, неуправляемыми реакциями. Здесь нужно учиться овладевать Иисусовой молитвой. На тему Иисусовой молитвы было проведено несколько бесед в рамках цикла «Зазеркалье» (см. среди последних бесед в последних беседах по оглавлению), где разбирался вопрос противостояния неуправляемым состояниям.
Зазеркалье. 57. Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой
Зазеркалье. 58a. О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли
Зазеркалье. 58b. О молитве Иисусовой (окончание)
Иисусова молитва – способ сохранить ум в состоянии стабильности. «Аскетический трактат. О молитве Иисусовой» написал священником Антонием (Голынским-Михайловским) в середине двадцатого века в условиях гонений. Духовные книги под запретом. Их просто не было. В рамках одного трактата автор попытался описать все, как есть. Прочесть его можно трижды с интервалом в полгода или год. Обращать внимание следует на суть, а не на количественные характеристики (автор советует в течение определенного времени читать Иисусову молитву или читать конкретное число раз, что малореально для современного человека). Нужно ухватить суть – во время молитвы сосредоточение на имени Иисусовом, а не на приходящих мыслях.
Здесь можно привести историю одного человека. Он некоторое время находился в скиту. Зима. Север. Темнота наступает рано. Электричества в скиту не было. Лишь небольшая керосиновая лампа. Этот скит после революции переходил из рук в руки. В нем пытались открыть санаторий. Им завладевали мирские люди и превращали его в базу отдыха с алкогольными возлияниями и прочими подобными делами. Были некоторые слухи, что в этом скиту есть полтергейст (по сути, демонические игрища). Сложно сказать были эти рассказы правдивыми или нет, но молодой человек отличался впечатлительностью. Он эти рассказы усвоил. Можно представить состояние человека, который две недели жил в состоянии некоего мрака. Сознание проецирует страхи в темноту. Этот феномен подробно описан схиигуменом Авраамом Рейдманом в труде «Беседы о духовной жизни». Человеку начинает мерещиться. Ужас затопляет. Он не мог спать. Засыпал под утро, когда тело уставало дрожать. Он истекал потом. Ему не помогали молитвы. Он пытался крестить себя. Он кропил себя Святой водой. Но и это мало помогало. Ему советовали не обращать внимания. Но как? Ему помог духовник. Он посоветовал петь. Петь Божией Матери. Петь как гимн. Он стал петь «Взбранной Воеводе победительная». Эту мысль приводит и прп. Паисий Святогорец. Слова духовника можно дополнить следующими рассуждениями – когда ум затопляется ужасом, бывает трудно молиться даже Иисусовой молитвой. Если навыка молитвы нет, то сознание трудно собрать в молитвенные слова. Они просто выветриваются. Когда молитва пропевается, то мотив ведет сознание и подсказывает следующее слово. Молодой человек обнаружил, что во время этих песнопений некто стал в его сознании обращаться к нему напрямую, требуя в матерной брани прекратить молиться. Духовник ответил – раньше враг действовал изнутри, а молитва Божией Матери опаляет врага и он уже может действовать только снаружи. Так же духовник говорил, что подобные наплывы ужаса могут быть связаны с гордостью. Гордый человек не способен усваивать Божественную благодать. «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6). Можно дать и второй комментарий. Гордый человек надеется только на себя. В ситуации, когда собственные силы не могут защитить, естественно, человек теряет надежду. А так как на Бога уповать он не привык, то предается в руки собственным страхам.
Можно посоветовать и Вам, когда накатывает состояние ужаса – пойте. Конечно, во время песнопений нам предстательствует Божия Матерь. Но так же можно привести и исследования. Во время пения деактивируется отдел мозга, ответственный за продуцирование страхов. Когда люди шли в лес – пели. Кстати, в Соловецком монастыре эта «традиция» сохранилась. В день Святого Крещения и последующие дни до отдания Праздника, братия поет, когда идет в Иордань для принятия омовения. Вода покрыта льдом. Нужно погрузиться в ледяную воду. Почему поют? Можно предположить, что по пути к источнику (или проруби) человек невольно думает. Мысли могут так опутать, что будет утерян настрой. Братия (все вместе) поет тропарь Крещению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Пение добавляет воодушевление и помогает человеку не фиксироваться на мыслях, связанных со страхом.
В заключении можно привести совет святителя Феофана Затворника – если человек испытывает недостаток веры в отношении какого-то вопроса, он может самостоятельно составить коротенькую молитовку и включить в нее то, в чем испытывает дефицит (мысль изложена своими словами). Например, так. «Господи, сказавший Своим апостолам, что и волос человеческий не упадет с головы, бывший с отцом Михаилом Трухановым в ссылке и заключении и не оставивший его в бедствиях, бывший со Святым Иосифом Прекрасным в Египте и помогающий ему не погибнуть …» и далее еще несколько предложений относительно собственной ситуации. Можно вспомнить события из истории Писания или жизни праведников, с которыми Господь был рядом. Те события, которые тронули сердце. И в эту ткань вплести и собственную ситуацию.
Вместе с этой молитвой можно читать молитву святителя Филарета: «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему – чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить – ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое – отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! – и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания – исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись». Эта молитва читается от имени человека, который не знает, чего просить у Бога. Он просит воли Божией. Он просит поразить и исцелить, низложить и возвести. Молитву эту можно читать после Правила или прикладываясь к святым мощам. Постепенно те смыслы, что мы вложили в молитву, входят в нашу плоть и кровь. Это нельзя назвать программированием (часто предполагает внедрение ложных идей). В молитву мы включаем только то, во что мы верим изначально. Мы верим, что Иосиф был в Египте. Мы знаем, что был Михаил Труханов. Знаем, что Господь был с праведниками. Но у нас не хватает веры, что Господь будет и с нами. Мы просто напоминаем себе о том знании, которое под воздействием мыслей, внешней агрессивной информации, духа времени из нашего сознания выкрадывается.
Можно так же посоветовать фильм о святителе Луке (Войно-Ясенецком) «Излечить страх». В фильме идет речь о жизни святителя Луки в годы гонений. Он имеет отношение к теме страха, как видится названия. Так же можно вспомнить слова прп. Паисия Святогорца о том, что страх побеждается духовной отвагой мужеством (см. том 2 серии «Слова»; «Духовное пробуждение», главу «Отвага рождается от доверия Богу»).
Тема страха рассматривалась в эфирах «Имея веру – не боишься. В чём причины неуверенности в себе?» и «Эмоции и страхи», проведенные совместно с каналом инстаграм «Православная семья» (до запрета инстаграма на территории РФ). Записи доступны на других площадках.
Основная мысль – не вникать в тревожные мысли, не входить в этот поток. По сути, современные светские авторы повторяют то, что святые отцы говорили давно – переключаться на молитву (в более расширенном варианте). С помощью молитвы, составленной по совету святителя Феофана Затворника, можно пойти еще дальше. Можно перестроить саму тревожную доминанту (некое состояние нервной системы). Либо она может быть преодолена действием другой доминанты. Человек приобретает то духовное мужество, о чем и писал прп. Паисий Святогорец. Эта вторая доминанта затормозит первую. Доминанта страха может быть перевоспитана, переинтегрирована (как говорил академик Ухтомский). Молитва такая включает в себя тему страха и одновременно идею надежды.
Будучи переинтегрированной доминанта может прейти в движение. Да, начнется она с темы страха, но одновременно затронет и тему надежды, и тему упования. Этот момент перевоспитания тревожной доминанты хорошо виден в Псалтири. Многие Псалмы начинаются с описания состояния чувства безнадежия. Цепи смертные опутывают царя Давида, но в скорби он призывает Бога. Многие Псалмы он писал в состоянии смертельной опасности. От темы страха и безнадежия царь Давид переходит к идее надежды и воодушевления, радости, возникшей вследствие общения с Богом. Постепенно эти идеи аккумулируются. Доминанта перестраивается. В следующий раз, когда мы будем находиться в состоянии ужаса – сам ужас подскажет тему надежды, потому что мы ранее читали Псалмы в подобных обстоятельствах. А как уже было сказано выше – смысл доминанты – предоставить человеку весь прошлый опыт. Конечно, следует отметить, что в Псалмах речь идет не только о поэтическом обрамлении. Псалтирь была написана под воздействием наития Святого Духа. Читая Псалмы, даже если мы не понимаем о чем они говорят, мы приобщаемся к благодати Святого Духа, и уже Святой Дух исцеляет душу от страхов. Некоторые из старцев советовали читать 26 Псалом «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?».
Если помыслы человека затопляют, то в течение какого-то времени (40 дней или больше) можно читать «Чин пения 12 избранных Псалмов». Он читается, когда человек испытывает большие скорби. Когда ужас отойдет от души, можно будет оставить чтение. Чин допустимо несколько сократить – опустить «Трисвятое по Отче Наш» и «Господи помилуй» по 30 раз после каждого блока Псалмов. Тогда чтение Чина занимает не боле 20-25 минут. Человек, читающий Чин, почувствует, что в тех ситуациях, в которых он раньше затоплялся негативными эмоциями, сейчас остается спокойным. Один человек описал это как «бронежилет» – пуля попадает, но не пробивает на вылет. Возникает ощущение стабильности. Мысли негативные не проникают глубоко, словно есть им преграда.
Можно посмотреть список Псалмов, которые наставник прп. Паисия Святогорца прп. Арсений приурочил к тем или иным ситуациям. Совершая требы, он столкнулся с тем, что не на все ситуации есть определенные молитвы.
Например, на тему страха, среди списка, составленного прп. Арсением, есть такие пункты:
- 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
- 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
- 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
- 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
- 96. Да рассеются чары.
- 97. Да утешит Господь удрученных горем.
- 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
- 130. Да подаст Господь людям покаяние и утешит их надеждой, чтобы спастись им.
- 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.