Зависть. Зависть
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.11.2022.



Зависть может появиться от незнания жизни и самих себя. Познание себя и таланта, данного Богом, не оставит времени и желания сравнивать себя с другими.

По поводу зависти много есть хороших наставлений. Но я сказал бы не в их русле. Мы ведь не знаем всех перипетий. Здесь помогает чтение мемуаров. В них мы наблюдаем, как меняются обстоятельства жизни и понимаем – то, что нам казалось прибытком, на самом деле вело к катастрофе, а то, что виделось бедой – оказывалось прибытком. В частности, я бы посоветовал прочесть книги людей, живших во времена гонений. На самом деле их больше, но хотя бы вот эти три. Протоиерей Михаил Труханов «Первые сорок лет моей жизни». Евфросиния Керсновская «Сколько стоит человек». Монахиня Елена Казимирчак-Полонская «О действии благодати Божией в современном мире». Много описано таких моментов, которые казались горем, но потом становится очевидным, что Господь таким образом строил освобождение, выстраивал жизнь. Был момент, когда отца Михаила (он был репрессирован, как человек верующий) бросили в мертвецкую, но так было Промыслом устроено, что туда зашел бухгалтер, который знал отца Михаила. Он хоть тоже был заключенным, но все же бухгалтером и походатайствовал за него. Люди в лагере к нему относились с уважением. Отцу Михаилу помогли.

Если понимать суды Божии, тогда и зависть проходит. Святые отцы говорят, что страсти преодолеваются через ведение. Ведение – некая полномасштабная картина бытия, которая формируется у человека. Он начинает понимать и причинно-следственные связи в мире. У Ивана Ильина есть такая работа «Красивая женщина. Некрасивая женщина». Да, она красива. Но никто не знает сколько ей приходится нести из-за этого. Соперничество. Зависть. Люди завидуют богатому человеку, но никто не знает, о чем болит его голова, с какими опасностями ему приходится сталкиваться. Один финансист отмечал, что его голова каждый день словно на плахе. Да, зарабатывает много. Но каждый день претерпевает большие переживания. В связи с последними событиями и вследствие колебания рынков он потерял почти все свои сбережения. Сейчас, может быть, и счета его будут арестованы. Он не вор, просто санкции.

Во многом зависть возникает в ситуации, когда мы не знаем жизни и когда мы не знаем сами себя. Мне очень понравилась мысль протоиерея Валериана Кречетова – если бы мы (люди) поняли в чем состоят наши таланты, данные Богом, и их развивали, то у нас не осталось бы времени на зависть (см. мысли протоиерея Валерия Кречетова в работе «Беседа о зависти»).

У каждого человека есть дар. Но обнаружить его можно только начав использовать этот талант для других. Если нам Господь дает, то не только для нас одних. Иначе дар начинает загнивать. «Все заплесневеет в стоячей воде» (это слова из песни «Поговорить» группы «Грот»), потому что люди не способны войти в контакт друг с другом. Учение Церкви говорит о том, что все мы частички в едином теле Церкви. Каждая клеточка вкладывает что-то в жизнь организма и получает соки, которые ее оживляют. Реализуя дар, мы от Бога получаем и то, что нам помогает жить и развиваться.

Возвращаюсь к мысли отца Валериана – если бы человек воистину так жил, то у него не осталось бы времени и желания сравнивать себя с другими.

По поводу зависти, что кто-то уехал. Мы не знаем будущего. Не знаем, по сути, и настоящего. Видим только обрывки ситуации. Например, Виктор Франкл (психиатр, который был в концлагере) рассказывал, что при объявлении окончания войны немцы решили обменяться пленными. У союзников получить немецких солдат в обмен на заключенных концентрационного лагеря. Заключенных стали грузить в машины. Для Виктора Франкла не хватило места. Он очень опечалился. Грузовики уехали. Ночью раздались выстрелы. Оказалось, что линия фронта неожиданно быстро приблизилась. Планы немцев поменялись. Обмен пленными был отменен. Тех, кто был вывезен из лагеря для обмена, расстреляли. Мы не знаем плохо или хорошо, что мы остались. Здесь только по совокупности данных можно делать выводы.

Кстати, в Обители состоялись беседы на данную тему в третьей части цикла «Остаться человеком». В блоке «Куда идти, когда не знаешь куда идти» (беседы 7b – 8e) разбирались в реагировании на опасность – кто-то идет в перед, а кто-то остается на месте.

Когда возникает неприязнь (хоть Вы говорите про зависть, но это вполне применимо) молитесь – «Господи, крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». Не важно – зависть или неприязнь. Как говорил Экзюпери – кусают только слова. И то, и другое можно выразить, как неприятное чувство, которое не дает нам жить спокойно. Значит его нужно не допускать до сердца, иначе оно исказить нас (и не важно, как оно называется). Позволив этой страсти завладеть нами даже при условии терпимой или хорошей ситуации – чистый воздух, солнце, хлеб, близкие рядом – нам всего этого будет недостаточно. Нас будет точить червь, что кто-то обидел, кто-то обошел, у кого-то больше и лучше.

Напоследок, две мысли из книги «Благолюбие» (том 3):

Авва Исаия: «Если тебя терзает зависть, вспомни, что все мы члены тела Христова и что почет или позор ближнего мы все вместе с ним разделяем, и тогда обретешь покой».

Святой Максим: «А свою собственную зависть ты можешь изжить, если будешь радоваться тому, чему радуется твой завистник, и печалиться вместе с ним о том, о чем он печалится».

Комментарии к одному из принципов, заключенных в этих словах, будут даны во второй части.