-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 20.12.2022. |
Любая ситуация может в корне измениться, если человек, охваченный в моменте гневом, злобой, раздражением, сохраняет связь с Богом и способен найти в себе внутренний мир и гармонию.
Ты работаешь на международном проекте и просишь дать тебе наставление в преддверии того события, ради которого ты и твои коллеги собрались. Ты видишь, что в проекте участвуют люди из многих страх мира, иногда даже не понятно, в какую сторону карты смотреть, когда вновь приезжий на проект человек рассказывает о том, из какой страны он прибыл. Люди, приехавшие на проект, разного темперамента, они приехали из стран с разной культурой и трудно даже прогнозировать реакцию, которая может возникнуть у человека в ответ на твои действия. Если, находясь в России ещё более или менее понятно, что ожидать от человека, если что-то ему сказать, то в интернациональной команде такие прогнозы труднее делать. Например, во время совещания взрослый человек может играть бутылкой и трудно сказать, стоит ему об этом сказать или не стоит. Ты правильно решила, что нужно идти путём поиска какого-то внутреннего мира, ведь пока не сорвёшься, есть ещё какая-то возможность с ними договориться.
По поводу некоторых моментов уже тебе отвечал, и эти ответы опубликованы.
Ты справедливо шла к мысли, что, конечно, к внутреннему миру идти, порой, бывает трудно. Святитель Феофан Затворник приводит такой образ: рай, до которого нужно добираться, идя сквозь колючки терновника.
Но если человек всё-таки достигает внутреннего мира, и исходя из этого состояния он говорит и действует, то эти поступки врастают в реальность. Да и ты сама замечала, что сложные цепочки каких-то производственных отношений, когда нужно делать какое-то большое дело из множества маленьких, они начинают гармонично срастаться. Если говоришь и действуешь исходя из внутреннего мира, то приходящий плод не размывается временем.
Ну, и в продолжении темы внутреннего мира, думал дать тебе некоторые образы к рассмотрению. В рамках цикла бесед «С чего начать христианскую жизнь» был ответ на вопрос: «Что делать, когда внутренний мир теряется?» Когда внутренний мир теряется, и человек встречается с внутренним хаосом, одно дело, если он день так провёл, а другое, если два, три, четыре, пять в этом состоянии фиксируется и начинает нарастать то, что ассоциируется с идеей выгорания. В четвертой беседе рассказывалось, как с этим хаосом можно было бы бороться, не доводя себя до какого-то масштабного кризиса.
4. Выгорание. Жизнь стала восприматься как неинтересная. Перенасыщенность инф-ией, общением
Один наместник монастыря, он спросил: что ему надо делать, чтобы у него были силы здесь оставаться? Хоть этот пример относится к теме монастырской, но он, наверное, и для твоей работы актуален, потому что у нас есть братство, сообщество, в котором ты существуешь. Он сказал: старайся жить так, чтобы в твоей голове не закручивались помыслы, то есть, открывай их.
Речь о том, что, когда в голове две-три каких-то тяжёлых мысли, мы ещё как-то можем с ними существовать, а когда их становится 4-5 и более, они уже завинчиваются в сложную систему, переплетаясь друг с другом, и в голове начинается такой кавардак, что какие-то посильные проблемы представляются некими громадами непреодолимыми. Хотя, конечно, акцент в этом наставлении делается на теме духовного руководства, но также в этом ответе наместника присутствует тема внутреннего мира, то есть, ты, теряя внутренний мир, не относись к этому как к какой-то заурядной ситуации, которой можно пренебречь, потому что, когда такие ситуации начнут повторяться, количество их переходит в качество, то есть из нескольких простых ситуаций, когда теряешь внутренний мир, формируется одна сложная, а потом с этой сложной уже не знаешь, как разобраться.
А по поводу наставлений, как тебе работать, выскажу две мысли, одну сейчас, другую – попозже. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя! Возложи упование на Бога и проси о помощи, да умей прощать ближних своих – и тебе дастся всё, о чём попросишь». На первый взгляд эти слова кажутся абстрактными, высказанными в каком-то общем ключе и не очень конкретными, но на самом деле они предельно конкретны. Если мы сталкиваемся с какой-то ситуацией, которая провоцирует нас на чувство гнева, но мы всё равно, стремясь сохранить связь со Христом, действуем по заповедям и уходим от страстей, то тогда мы находим путь к решению ситуации. Этот путь совершенно иной, чем нам казалось ещё секунду назад. То есть иногда думают, что путь состоит в подавлении оппонента, в жалобах, в обвинениях, в угрозах, в агрессии, а ситуация решается вообще в другом ключе.
Три примера, которые комментируют слова Преп. Серафима Саровского:
Один человек рассказывал, что он из-за рубежа хотел перевести свои активы (в том числе и ценные бумаги, у него есть какие-то компании за рубежом) в Россию, потому что сейчас из России очень трудно совершать какие-то процедуры, относящиеся к зарубежному финансовому рынку. И такая возможность всё-таки ему представилась. Уже много усилий было потрачено на это дело. И тут брокер говорит ему, что необходимо связаться с налоговой службой, чтобы она как-то рассмотрела этот вопрос. И рассказчик приуныл, услышав такой комментарий, и подумал, что если он ещё начнёт переписываться с налоговой службой, то ещё уйдёт уйма времени и неизвестно, какой будет результат, и в нём начала закипать злоба, потому что он столько времени потратил на это дело и он был не готов услышать такой ответ брокера. Ему показалось это нечестным.
Но потом всё-таки он по-христиански постарался к этой ситуации подойти и ему пришло на ум, что та финансовая структура, с которой он сейчас имеет дело, не просто так попросила пообщаться с налоговой службой, возможно, были какие-то прецеденты. И после прецедентов эта финансовая структура должна была вступать во взаимодействие с налоговой службой, то есть налоговая служба выставляла претензии уже не конкретным лицам, а самой структуре. Он успокоился. И тут же следом в разговоре брокер сказал, что он может рекомендовать налогового инспектора от имени своей компании. Рассказчик связался с налоговым инспектором, общение было достаточно быстрым. В течение пяти минут он нашёл все необходимые документы и вопрос закрылся.
Вторая история, она, конечно, менее масштабная, она не про большие финансовые активы, но про то, что случается с нами в повседневной жизни. Один человек рассказывал, что ему очень нравился его рюкзак, потому что он идеально вписывался в калибраторы, которые стоят в аэропортах. Бывают рюкзаки, которые берёшь в ручную кладь, напихаешь в них всякой всячины, потом они не помещаются в калибратор, и из них надо что-то доставать, перекомплектовывать вещи в рюкзаке, а тут рюкзак был такой, что как ты его не набивай, он влезает в калибратор, то есть он был сшит точно по мерке. И однажды, при получении багажа, рюкзак приехал с полу оторванной ручкой. Версия может быть, хоть она может быть и неправильной, что этот рюкзак находился среди других вещей и был тесно ими прижат, и, доставая его, кто-то дёрнул за ручку настолько сильно, что она почти вырвалась.
Увидев своё любимое детище в таком виде человек пришёл в состояние раздражения, причём раздражение временами просыпалось, когда он смотрел на свой рюкзак, и мысленно он кипел, горел желанием разобраться с тем, кто это сделал. Понятно, что этого человека не найти, но можно же как-то мысленно такого человека уничтожить, какую-то историю в уме сочинить, что вот дескать ты и он находятся в одной плоскости бытия, и у тебя есть ресурс, чтобы взять его и унизить, а он ещё и занимает такое положение, подчинённое по отношению к тебе, не может ничего возразить, (в твоих мечтах, конечно). Но человек как-то старался бороться с раздражением, хотя и рюкзак было жалко, но он старался эту историю будущего не разворачивать, решил, будет – как будет. Искать ли новый рюкзак или думать, что делать с этим, – эти вопросы маячили, но он их особо не рассматривал. И когда он вернулся к себе после поездки, он увидел человека, который хорошо шил обувь. И он его спросил про рюкзак. И тот сказал, что он может попробовать. И уже вечером этот рюкзак был отшит так, что, глядя на него трудно было сказать, что он когда-то был в другом состоянии.
Этот человек ещё рассказывал про Яндекс-диск, он им пользовался, там было много материалов. У него появился I-pad, и он с него хотел зайти на Яндекс-диск и, видимо, из-за того, что вход был с нового устройства, а это рассматривается как потенциальная угроза взлома, диск был заблокирован, а человеку пришёл запрос, чтобы он подтвердил свои права на этот ресурс, предоставил пароли. Он это сделал, но нужно было ещё ответить на контрольный вопрос, а он забыл ответ на контрольный вопрос, прошло несколько лет и ответ на вопрос за это время не всплывал. И человек потратил кучу времени, пытаясь восстановить доступ к диску, пробовал разные способы, рассматривал даже вариант нанять какого-то хакера, который вскроет ему диск, писал письмо в службу поддержки Яндекс, пришёл ответ от робота с ссылками, он попытался пройти по ним, но так ни к чему и не пришёл.
Он был в ярости, был в гневе, рвал и метал внутри себя, строил козни… Но когда успокоился, он позвонил Яндекс-службу, поговорил с живым человеком, живой человек ему в течение нескольких секунд ответил, что если письмо, полученное от робота, не помогло, то нужно ответить на это письмо, объяснив, почему оно не помогло, и там напишет уже живой специалист. В итоге, когда он сел за компьютер, оказалось, что письмо от специалиста уже пришло. Там разъяснялась ситуация, объяснялось, каким путём можно пойти, были предложены ссылки. Человек уже в спокойном состоянии прошёл по этим ссылкам и уже в течении буквально пяти минут доступ к диску был восстановлен.
Причём, что интересно, в состоянии гнева он не понял, что ему уже предлагалось восстановить доступ к диску раньше, просто он, глядя на эти таблицы, которые нужно было заполнить, он не понял, что вот сейчас ему предлагается сменить контрольный вопрос, но, когда он уже был в состоянии спокойствия, что-то внутри его вело и сказало ему «вот, надо заполнить вот эту графу». И он тут же с благодарностью написал в службу поддержки ответное письмо, в котором он ставил высший балл девушке, которая написала ему письмо. Ему очень хотелось, чтобы рейтинг этой девушки был повышен.
И эту мысль можно взять на вооружение: если ты сталкиваешь с ситуацией, которая тебя обескураживает, и тебе хочется продавить её гневом и агрессией, нужно себя притормозить, помолиться за участника ситуации в том числе, и тогда со своим Промыслом Господь может вмешаться в эту ситуацию, решив её.
Но возникает ещё такой момент, и тут ещё необходимо отметить одну деталь, связанную с нашим умом. Наш ум имеет замечательную способность: он создан для общения с Богом, и он способен улавливать абстрактные идеи, то есть улавливать те идеи, которые лежат в основании определённого процесса, то есть способен улавливать духовные законы. Но эти законы наш ум улавливает только тогда, когда он не тревожится страстями – гневом, унынием, – а что такое уныние?
Как объяснил схиархимандрит Гавриил (Бунге), одна из форм уныния состоит в том, что человек активно стремится к своей цели, натыкается на некое непреодолимое препятствие. И сила его напряжения, с которой он эту цель пытается достичь, она бьётся в конвульсиях, и в человеке рождается паралич, то есть, уныние. Это одна из форм гнева, и в этом состоянии мрака и внутреннего духовного паралича человек может дойти даже до убийства, до самоубийства, но отсюда есть мгновенный путь к выходу, но, к сожалению, не все его находят. То есть, через обращение к Богу можно прорвать вот эту стену отчуждённости, (стена вокруг человека появляется, когда он капсулируется в унынии, проваливается в него), или человек приносит себя в дар ближнему, и через этот акт дарения себя ближнему прорывается стена отчуждённости. И в этот момент человек становится способным подняться на какую-то ступень, на которой его ум обретает сверх способность.
Она у нас иногда блокирована, потому что мы вращаемся в каких-то своих страстях, неудовольствиях и прочем, а в момент, когда душа охвачена мраком, нам нужно совершить большое усилие, чтобы вырваться из мрака, и мы вот в таком молитвенном подвиге поднимаемся до уровня, на котором мы не находимся в условиях повседневности, и тогда, через этот молитвенный подвиг, страсти отступают, и нашему уму на время возвращается способность к созерцанию. То есть, в эту минуту всё начинает становиться понятным, жизнь понятна, твой путь понятен, что происходит в тебе, в других – понятно. А потом по мере того, как мы погружаемся в страсти, опять всё, что было понятно, перемешивается, опять всё превращается в какую-то «Окрошку».
Но вот стоит человеку смириться, а я напомню, что та ситуация, которая казалась невыносимой минуту назад вдруг может стать абсолютно понятной, решаемой, сейчас, стоит только человеку смириться, тогда и Господь ему помогает, как сказано, «Господь гордым противится, а смиренным – благодать», и ум обретает замечательную способность, и человек в течении буквально нескольких минут может решить ту ситуацию, которая казалась неподъёмной громадой ещё минуту назад, и которую он мог решать годами, пытаясь проломить её упрёками и гневом и т.д. То есть он просто не видит вот этой дорожки, по которой ему надо пойти, вплоть до того, что не видит её, просматривая какие-то документы. То есть на ситуацию он смотрит с самой бесперспективной точки зрения.