Аутизм. Детский аутизм
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.01.2023.



У твоих детей аутизм: они кусаются, могут кричать на службе. Священник на приходе стал называть их бесноватыми. Вторя ему, прихожанки, которые раньше хорошо относились к твоим детям, стали косо на них поглядывать. Тебе становится горько, но ходить в другой храм не хочется – хочется оставаться в этом.

Вкратце прокомментирую этот вопрос. В одной из бесед митр. Антония (Сурожского) говорится об иконописце, который однажды стал чувствовать запах серы. Его отчитывали, кропили святой водой, но его состояние не улучшалось. Тогда митрополит Антоний, будучи в то время врачом, посоветовал ему лечение. После лечения состояние иконописца изменилось. Кстати, после болезни он стал зрелым, хотя до болезни таким не являлся. Владыка Антоний говорит, что лечение не возбраняется Священным Писанием.

Что-то подобное есть в ответе Девушке, считающей, что её восприятие мира механистично

Жан Клод Ларше в книге «Исцеление психических болезней» разделяет те формы поведения, которые воспринимаются как безумие, на три категории, среди которых:
– возникающие вследствие поломок телесных механизмов;
– возникающие вследствие действия страстей (вроде печали или уныния);
– возникающие вследствие инфернального воздействия.

Разбирая причины первой категории, он приводит и выдержки из творений святых отцов, которые стояли на высоте науки своего времени.

Он приводит православную концепцию личности: внутри больного тела может жить здоровое ядро. Но вследствие поломок телесных механизмов, которые отвечают за связь между ядром личности и окружающей реальности, человек не может достучаться до людей.

В данном случае страдающего человека сравнивают с пианистом, который пытается играть на сломанном рояле: пианист есть, но инструмент сломан.

Другой вопрос: почему он ломается? Почему возникают те или иные нарушения? Владыка Антоний считает, что иногда Бог вешает завесу между человеком и миром, чтобы сохранить человека от мира. Ведь на людей действует агрессивная информация, деформирует, заражает страстями. Для нас болезнь ребёнка иногда воспринимается как горе. Если посмотреть документальный фильм «Луч», можно увидеть, что это не единственная точка зрения. Это замечательный фильм о священнике Антонии Смирнове и его матушке Ольге. У них родились мальчик и девочка с нарушениями в работе мозга. Отец Антоний говорил: глядя на детей можно увидеть, что такое безгрешность. Они чистые, несут в себе любовь. Если читать истории родителей, у которых родились особые дети, можно увидеть: за полосой первоначального протеста рождается другое чувство. Родители начинают меняться к лучшему. Имея здоровых детей, в светском понимании слова, родители могут оставаться в фазе деградации – сидеть у телевизора, погружаться в свои страсти. А когда рождаются особые дети, приходит понимание, что единственная возможность их понять – любить их. А чтобы таких детей полюбить, нужно начать меняться самому.

Вернёмся к вопросу. Позиция священника, что дети бесноватые, спорна. Некоторые формы поведения, которые воспринимаются как необычные, могут возникать вследствие поломок телесных механизмов.

Могут помочь беседы об Особых детях – хотя тема безгранична и там охвачены не все вопросы. Можно обратиться к книге Ж.К. Ларше «Исцеление психических болезней» и к беседам митр. Антония Сурожского, посмотреть фильм «Луч».

Когда я задал твой вопрос духовнику, он ответил: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех», – и ещё – «Блаженны вы, егда поносят вас».

Если пройти эту ситуацию по-христиански, не ожесточаясь на священника и прихожанок, ты сохранишь мир. Впоследствии всё может сложиться так, что Господь выявит правду. Может произойти что-то такое, что с очевидностью для всех укажет, что дела обстоят не так, как им казалось. В истории происходило много подобного: когда человек проходил ситуацию по-христиански, без злобы и раздражения, потом Господь являл его правду.

На ум пришёл ответ, который не совсем вписывается сюда и уже относится к теме развода. Развод – всегда боль, но так сложилось, что они случаются.

Один мужчина, входящий в стадию развода со своей супругой, написал сообщение тёще, что она была самой лучшей тёщей, и она всегда будет в его молитвах, – факт развода не вычеркнет тёщу из жизни этого мужчины. Она проплакала весь день, а супруга этого мужчины, занявшая несколько ожесточённую позицию, с негодованием написала ему: зачем он написал её маме письмо, от которого она плакала целый день? Также написала, чтобы какое-то время он не общался с детьми, потому что иначе, по её мнению, он сломает им психику. В развод она вступала в ультимативной форме. Но через некоторое время ситуация проявилась: тёща написала ответное сообщение, из которого было понятно, что плакала она, потому что ей было очень жалко, что у неё больше нет зятя, которого она считала лучшим. Мужчина, когда получил агрессивное сообщение от жены, не стал вести себя агрессивно в ответ. Он просто переслал ей в ответ сообщение, которое отправил тёще, со своими комментариями – что он не имел желания обидеть. Потом наверняка эта женщина познакомилась с ответом своей мамы. Так правда вышла наружу.

Если ты будешь сейчас агрессивно себя вести, это поведение наложится на мнение людей, которые говорят, что твои дети бесноватые, что дети родились такими, потому что ты мало читала Евангелие. У них будет возможность сказать: «О! Как мама-то зло отвечает. Значит, и впрямь, наверно, бесноватые». Когда человека обвиняют, а он миролюбиво отвечает, сама его позиция без всякой аргументации разрушает позицию оппонента. Я видел это на примере одного духовника, которому говорили, что он равнодушный, не помогает людям. Все мы ошибаемся, и даже глядя на действительно хорошего человека, можем злиться на него вследствие каких-то своих причин. Этот духовник не отвечал на такие обвинения агрессивно, а выражал готовность помочь, обсудить с людьми их ситуацию. Сам его ответ, внешний вид, без всяких аргументов разрушал позицию обвинителей. Они обвиняли его в безразличии, в самозамкнутости, а он, даже находясь под обстрелом обвинений, вёл себя по-христиански. Они видели: то, в чём они обвиняют человека, – неправда.

Сложен вопрос о включении человека в духовный мир, о влиянии на человека мира «инфернального», о нейроструктурах человека. Это выступает за рамки вопроса, как реагировать на священника. Но эта ситуация не настолько однозначна, чтобы положиться на слова этого священника как на однозначные.

Один духовник говорил: понять, действуют ли в человеке инфернальные силы, или нет, может только духовно опытный человек. Эти слова принадлежат игумену Анатолию (Берестову), который в своё время был руководителем центра святого праведного Иоанна Кронштадтского. В этом центре оказывали помощь жертвам оккультизма, сатанизма.

Ещё один духовник говорил: понять, является ли немощь человека действием инфернальных сил, можно только тогда, когда сделаны разноплановые медицинские обследования, которые не показали никакой причины, вследствие которой могла бы возникать немощь. При отсутствии физической причины мы видим, что у человека возникают симптомы, характерные для людей, страдающих от инфернального воздействия.

Здесь необходимо учитывать и предысторию человека. В центре св. Иоанна Кронштадского, чтобы понять, инфернальное это воздействие или поломка структур мозга, проводится анкетирование. Выясняется предыстория вопроса: чем человек занимался, занимался ли оккультизмом, были ли смертные грехи, насколько его сознание заражено деструктивными идеями.

Поломка некоторых структур мозга может сопровождаться инфернальным воздействием, потому что с помощью этих нейроструктур мы защищаемся от воздействия извне, от внушения человеческого, и в том числе – от воздействия демонического. Ещё свт. Игнатий Брянчанинов упоминал: если человек не высыпается, ему тяжелее сопротивляться мыслям, транслируемым инфернальными силами. А что такое «не высыпаться»? По сути, это угнетение действия определённых нейроструктур. Вследствие своей угнетённости они не функционируют столь активно, чтобы обеспечить нам должное напряжение сознания, чтобы мы с его помощью могли отсеивать не принадлежащие нам мысли.

Здесь может быть полезным ответ «Может ли вирус вызывать духовную брань?», где разбирался вопрос о связи между вирусом и духовной бранью. Поломка определённых структур сознания может сопровождаться внутренней бранью, но виноват в этом не столько сам вирус, сколько то, что вследствие угнетения структур сознания человеку трудно контролировать свой внутренний мир. Но здесь есть важный момент: есть промысл Божий. И промысл Божий хранит человека. Известно, что при угнетении структур сознания, в частности в наркозе, некоторые люди испытывают очень неприятные ощущения, словно проваливаются в бездну. Эти ощущения настолько неприятны, что они не решаются ещё раз пройти процедуру полного наркоза. А некоторые не испытывают вообще никаких ощущений, хотя в данной процедуре их мозг полностью отключён. Поэтому перед операцией с полным наркозом важно исповедоваться, причаститься, а если есть возможность – и собороваться, – чтобы наше сознание было защищено в то время, когда мозг отключён. Если нет возможности исповедоваться и причаститься, то хотя бы помолиться, а как минимум – перекреститься, если не в самой операционной, то хотя бы перед покиданием палаты.

Если у родителей не было смертных грехов, из-за которых могли пострадать дети, то можно ли так сходу сказать, что дети одержимы инфернальными силами? Впрочем, бывает, что дети действительно могут страдать, если родители заражены каким-то грехом. Подобный случай описан в романе У.Блэтти «Изгоняющий дьявола». Хотя это и художественный роман, но, как говорил один духовник, в нём очень точно описан захват сознания падшим духом. Описано, как сознание девочки вытеснялось падшим духом, который начал руководить её телом. Вся эта история – следствие того, что мама девочки вступила в роман с одним режиссёром, и ещё она подарила дочке доску для вызывания духов. Та стала использовать доску как игрушку, но по сути вступила в спиритический сеанс. Можно предположить: в следствие того, что мама, не будучи в браке с режиссёром, имела с ним роман, её дочь стала открыта для воздействия падших духов.

Не перевожу эту мысль на тебя и на твоих детей. Как уже было сказано, надо разбираться в каждом конкретном случае. Пока все пункты не рассмотрены: история человека, медицинский анализ его состояния, духовная жизнь его родителей, прочее, – рано говорить, что он одержим инфернальными силами. Здесь необходимо глубокое проникновение в жизнь человека.

Зная, что есть промысл Божий, хранящий человека, можно надеяться, что само по себе отключение мозга не является захватом человека. Хотя при определённых условиях может этим сопровождаться.