Интернет. Интернет. Как пользоваться разумно, чтобы не увлекаться
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.04.2023.



Во время поста ты меньше пользовалась интернетом, и тебе понравилось достигнутое ощущение внутренней свободы. Тебе не хочется это ощущение терять, и ты просишь благословение ограничить интернет и вне поста.

См. также по теме:

«О НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЯХ: Интернет, игровые зависимости, аддикция отношений»
«Борьба с привычками, с которыми мы не в силах справиться»
«Бегство от реалий. Интернет-зависимость. Жак Лакан, постмодерн. Самопрезентация в соцсетях» (пункт 5.4. из цикла «Игра и неигра»).

Решение должно быть разумным, оно должно подкрепляться пониманием того, что мы делаем. Если решение принимается наобум, просто «я буду так делать» или «я не буду так делать», человек какое-то время будет тянуть лямку своего решения. Но так как внутреннего понимания, зачем он это делает, нет, - потом он может всё бросить и пойти во все тяжкие. В данном случае подразумевается, что начнётся бесконтрольное пользование интернетом: какое-то время человек будет крепиться, а потом махнёт рукой и зависнет на несколько суток.

Это было показано в фильме «Социальная дилемма». Хотя фильм направлен на то, чтобы пресечь манипуляцию, проводимую через социальные сети, сам же фильм манипулирует зрителями, во всех бедах Америки обвиняя Россию. Показан молодой человек, которому родители обещали какой-то аксессуар, если он воздержится от пользования телефоном. Он оставил телефон на кухне, но без него парню даже не спится. Не выдержав, он идёт на кухню, берёт телефон, и система выдаёт ему фото девушки, с которой он общался, - но уже с другим парнем. Теперь он как с цепи срывается, становится неразлучным с телефоном.

Итак, здесь желательно поставить определённые цели и к ним двигаться. Достичь их трудно, но сознание будет активно, даже если будет движение к ним. Как уже разбиралось во многих беседах, действие второй сигнальной системы (когда сознание активно) препятствует развитию условного рефлекса. Что в данном случае является условным рефлексом? Телефон пискнул, пришло сообщение, - человек испытывает неодолимую тягу оставить все дела и посмотреть, что пришло. Некоторые исследователи даже считают, что в данном случае технологии манипулируют дофаминовой системой вознаграждения. Возникает интрига, интерес: что же мне пришло? Не терпится узнать. Это называется импульсивностью: человек уже не может думать ни о чём другом, кроме как достать телефон и посмотреть. В каком-то случае здесь можно вспомнить академика Павлова и его собак, которые выдавали запрограммированные реакции при мигании лампочки.

Своя стратегия

Нужно бороться за то, чтобы просматривать сообщения тогда, когда ты сама решаешь. Если сравнить это с ситуацией узников, у них было правило: «Не верь, не бойся, не проси», и «Делай что-то отличное от других». «Не верь» не в принципе, а не верь администрации тюрьмы. Администрация концлагеря старалась переключить заключённого на транслируемый регламент. Для этого было необходимо подавить разумную деятельность. Это достигалось разными путями (об этом - в статье «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления»).

Некоторые пытались реализовать минимальную степень свободы, доступную для них. Если они были совсем загнаны, кто-то хотя бы чистил зубы не в положенное время. Но такие шаги имеют смысл тогда, когда у человека нет веры. Если у человека внутри есть вера, внутреннюю свободу он всегда может реализовать в молитве. Его ум всегда может следовать собственной стратегии.

Если духовная жизнь блокирована, то человек обрабатывает только внешние сигналы, а вокруг всё стандартизировано. Он не имеет зацепки в чём-то внешнем стандартизировать свои точки, его творческая деятельность угасает. Творчество – это вся жизнь, а не только творение художника… Человек перестаёт принимать самостоятельные решения.

Кто-то этому сопротивлялся, как уже было сказано. Олег Волков старался не ругаться матом и умываться по утрам. Хотя, казалось бы, это немного, но в условиях Соловецкого концлагеря, чтобы реализовать два эти момента, надо было пройти через большие трудности. Не ругающийся матом среди заключенных мог быть объявлен белой вороной - нужно было выдержать давление группы. А чтобы умыться утром, нужно было куда-то идти, искать воду, потому что не было никаких умывальных комнат. Но пока человек стремится хотя бы к таким целям, хотя бы внешне следит за собой, чтобы не опускаться, у него есть шанс не скатиться на ступеньку, где начинается деградация. Он находится в активном состоянии.

Подобный подход может быть реализован и в отношении уведомлений на телефоне. Человек не животное, чтобы автоматически реагировать, как собачка Павлова, на любой звук, исходящий из телефона. Кто-то вообще выключает звуковые уведомления: когда ему будет удобно, когда он сам решит, - тогда и просмотрит сообщения. Если человек начинает реагировать на сообщения сразу, как только они приходят, получается та же самая ситуация, которая уничтожала узников в концлагере: человек подчиняется внешнему ритму и на него переключается. Конечно, мы должны реагировать на внешнюю жизнь, но всё равно при этом сохранять свою стратегию. Опыт выживших показывает: уважали тех, кто мог сохранить свою «игру». Человек понимает, для чего он вошёл в эту ситуацию, и понимает, каким он должен из неё выйти. Осмысляет ситуацию с иной точки, нежели с той, с которой её осмысляют люди, полностью в неё погрузившиеся. Для него остаётся зацепка, чтобы увидеть всё со стороны.

Можно бороться за право оставаться человеком. Если снова поддался уведомлениям на телефоне, мысленно покаяться. Конечно, мы будем постоянно срываться, снова залезать в телефон по поводу и без повода, но будем и снова каяться, - можно просто два слова «Господи, прости», или читать Иисусову молитву. И так покаяние будет нас возвращать к ещё неповреждённому состоянию, будет нейтрализовывать отпечаток, наложенный хаотичным действием.

Как человек распыляется

В фильме «Социальная дилемма» показана агитация через рекламу, её принципы работы, усугубляющие ситуацию. А в реальности ситуация ещё более тяжёлая. Господь в Евангелии говорил, что иудеи обходят море и землю, чтобы обратить кого-то в веру, но находят и делают его сыном геенны вдвое худшим их. Сейчас не надо обходить небо и землю. Как писал Игорь Шнуренко в книге «Человек взломанный», информацию о людях, склонных к принятию чужой точки зрения, можно получить из социальных сетей. Раньше этим занимались адепты из мировых сообществ, искали таких людей. Сейчас можно вычислить человека по меткам, которые он оставляет в соцсетях, и уже для него создавать определённое окружение. Ему будет казаться, что его окружают объективные новости, но на самом деле лента новостей подобрана специально для него особыми алгоритмами. Возможно, алгоритмы уже знают, каким образом склонить его к какому-то решению. Может, это очень пессимистичная точка зрения, но автор книги И. Шнуренко считает, что дела обстоят так.

Человек может надеяться на иммунитет, если он не смотрит по сторонам. Мы оказываемся в положении человека, который заходит на рынок с фиксированной суммой на яйца и молоко. Он идёт по рынку, а ему предлагают купить открытки, из которых вылетают бабочки, ручки со встроенными лампочками… На человека сыпется масса предложений, а его ресурсы ограничены. Временной ресурс – это и внимание. Время своей жизни, которое нам дано для достижения определённой цели, можно потратить на достижение ресурсов. В некоторых ситуациях мы часто переключаемся с задачи на задачу. Человек берётся за письмо, но надо посмотреть дополнительную информацию. В рамках одной стратегии ещё можно увязать эти переключения, но когда переключения связаны со ссылками, которые возникают на экране, то внимание разбивается. На каком-то этапе теряется способность цельно и здраво мыслить. Человек должен выработать привычку фокусировать внимание на той задаче, ради которой он попал в интернет. Как говорил один священник: как по рельсам заезжать в интернет и как по рельсам выезжать. Ещё один простой, но очень действенный совет: когда садишься за компьютер, всегда помни, ради чего ты сел. Иначе можно ткнуть одну ссылку, вторую. И забыть, зачем ты здесь.

Пост – время, когда мы более внимательно за этим следим. Что-то развлекательное стоит отсеять, но мы должны отвечать на какие-то письма. Активация человеческого разума, ума, сердцевины, устремлённой к Богу, позволит нам отделить одно от другого: чем стоит сейчас заниматься, а что лучше отложить на потом. Способность отложить на потом – тоже важный навык, в котором рождается высшее человеческое. У некоторых людей нет навыка отсрочивать исполнение своих желаний – хотят всё и сразу. А пост обучает нас отсроченному действию, которое в жизни оказывается необходимым очень часто. Приходит тревожная мысль – человек как бы откладывает её: «Я её рассмотрю, но не сейчас», - и может спокойно продолжать дела. Человек, у которого нет такого навыка, не может себя найти: загружается этой мыслью прямо сейчас, и посреди ночи, и во время молитвы, даже если сейчас нет возможности что-то проверить. Он вынужден заранее очень сильно переживать. Так же бывает при походе к врачу: человек ещё не получил никаких анализов, а уже переживает.

Внимание

Внимание как бы запрограммировано на определённое количество переключений. У нас есть определённые механизмы, позволяющие сохранять концентрацию внимания. Человек работает над документом, вдруг что-то ударяет в стекло – он отвлекается, но тут же может вернуться к документу, не потеряв концентрацию. Но если таких ситуаций будет несколько, и каждая из них будет сопряжена с необходимостью погружения в неё, то будет тяжелее возвращаться к той работе.

Первый момент уже разобран – не реагировать на ссылки, которые всплывают на экране сами по себе и не связаны с той целью, которую мы сейчас имеем.

Второй момент: какие-то ссылки могут иметь отношение к делу. Человек идёт по сети в поисках информации, вдруг вспоминает, что параллельно с выполняемой работой есть ещё другая задача. И сейчас удобный момент, чтобы её решить. Пока решается эта задача, всплывает ещё одна ссылка – третья задача. В конце концов, теряется точка отсчёта, человек приходит в состояние изнеможения.

Если человек работает за компьютером, ему необходим некий перечень задач (это не план на день, который может меняться из-за внешних обстоятельств). Можно идти по пунктам, и даже если приходится быстро переходить по ссылкам, работать в темпе. Внимание не разбивается, потому что сознание воспринимает всю массу действий как кирпичики одного здания, как целостную картину.

Если план уже намечен, можно записать его на лист, обозначив каждый пункт одним словом (не нужно сразу составлять целый бизнес-план). Когда выполняется первая задача, и параллельно появляется возможность выполнить что-то из задачи №5, можно даже не прерывать внимание, потому что это действие в рамках одного плана. Но когда возникает желание сделать всё и сразу, нужно себя тормозить.

Мышление. Запуск рождения идей

Обращение к экрану стимулирует подкорковые структуры – инстинкты и эмоции. Длительная стимуляция подкорковых структур приводит к угнетению коры, а кора отвечает за целеполагание – планирование.

Возможно, есть люди, которые, обращаясь к экрану, не дестабилизируют кору – когда человек имеет чёткое понимание, что для чего он делает. Когда он выполняет только конкретную задачу за компьютером, его кора остаётся активна.

Если быть внимательным к себе, можно обнаружить, что бесконтрольное обращение к экрану наносит ущерб собранности, вниманию, наша личность начинает расплываться. Здесь нужно учесть и предыдущие обсужденные пункты. Если мы хаотично реагируем на сигналы телефона, тут же кидаемся на них, несколько таких хаотичных рывков к экрану, выбивающих из того режима, в котором мы сейчас находимся, - и мы теряемся.

В одном ответе на тему о наркозависимости приводились мысли о взаимодействии с экраном. Там была дана ссылка на один доклад. В мозге есть три системы:

1. Получение информации.
2. Ориентирование, физически и, возможно, духовно: правильно ли то, что я сейчас делаю?
3. Третья – собственно мышление, когда человек способен генерировать идеи.

В докладе озвучивалась идея мышления чистого листа: человеку нужно написать какую-то работу, он смотрит на лист бумаги, но никаких идей у него нет. Он начинает загружать в свою систему мышления образы того, что бы он хотел увидеть в итоге в своей работе, и непонятно откуда начинают рождаться идеи. Было подсчитано, что необходимо 23 минуты, чтобы этот процесс начался. Этот процесс может блокироваться: если поступают многочисленные звонки, условно – каждые 15 минут, человек постоянно отвлекается, и это не даёт системе запуститься.

У нас есть некоторые сиюминутные задачи: например, надо выяснить время записи к стоматологу. А есть масштабные задачи, которые необходимо обдумать, погрузиться в них. Свой режим дня, рабочую неделю нужно обдумывать таким образом, чтобы погружение не пресекалось хаотичными отвлечениями.

Неплохо почитать духовную книгу, например, вечером полчаса. И даже если нам надо приниматься за работу, во время чтения духовной литературы мы можем как раз запустить процесс рождения идей. Если в это время кто-то звонит или пишет, от того, что мы ответим на звонок, мы не выпадем из концентрации внимания – ответ на звонок будет связан с нашим христианским мировоззрением. И кора будет активирована. Если воспринимать ответ на звонок не просто как функциональное действие, а как выражение христианского отношения к жизни: мне сейчас звонят, неправильно просто проигнорировать звонок человека. Если в нас есть хоть грамм христианской любви, нужно ответить, даже если мы сейчас чем-то заняты (вопрос о молитве здесь не рассматривается – есть разные взгляды на то, как нужно поступать, отвечать ли во время молитвы).

В момент, когда мы работаем непосредственно над проектом, мы не включаемся в сиюминутные задачи, даже если они кажутся очень важными. Речь идёт о навыке управления своим вниманием. Временами мы должны жить внимательной жизнью, хотя и бывают периоды, когда мы живём текущими задачами. Но очень важно, чтобы момент переключений выбирали мы. Конечно, нужно отвечать и на многочисленные сообщения, но мы можем выбрать, когда это делать.

Если у человека есть стремление к внутреннему миру, внутренний мир уже подскажет, когда человек входит в зону ущерба. Если же для человека интерес состоит в другом, быть эффективным, современным, - человек неизбежно запутывается. Неверно связывать личность с эффективностью. Верх эффективности – это стиральная машина. Она тарахтит без остановки, выполняет свою социальную задачу – стирает вещи. Но человек не стиральная машина. Если не следить за внутренним миром, невозможно и зафиксировать ту точку, с которой начинается потеря. Потом человек приходит в себя, когда потеря уже развилась до больших масштабов, душа уже разорвана на части, полночи прошло – а ты опять ничего не успел.

Пост. Внутренний мир

Невозможно оградить себя от всех сигналов. Один человек просил духовника благословения не есть сладкое, так как чувствовал зависимость и хотел от неё освободиться. Духовник ответил, что тот не осилит полного отказа, поэтому лучше выбрать определённую меру и держаться, не заступая за её пределы. Определиться, сколько есть сладкого и когда. Тогда человек не сходит с ума от отсутствия сладкого, но после определённого количества сказать – всё, на сегодня хватит. Я получил, сколько было необходимо.

Так же и с письмами, с интернетом. Мы не можем отсечь себя от всего, но можем встроить это в разумную систему. Если мы четко понимаем, что, когда и для чего мы делаем, то в каком-то смысле мы уже находимся в «пространстве поста». Ведь пост – это дисциплина для ума, как говорит свт. Игнатий Брянчанинов. В пост наиболее активировано всё, что относится к сфере божественного человеческого, - те действия, которые человека делают человеком. В пост мы больше обращаем внимание на эти моменты, вытягивающие нас с примитивного животного уровня наверх.

В каком-то смысле эти моменты могут сохранить мир, даже когда мы вовлечены в активные взаимодействия.

Как-то довелось беседовать с человеком, которому одно очень известное учреждение поручило составить некую памятку по технике информационной безопасности для бизнесменов. Сам специалист уже имел стойкую ярко выраженную зависимость: он компульсивно (когда человек не может ничего противопоставить своему влечению), чуть ли не каждые несколько секунд проверял почту. Однажды он приехал на Соловки и, будучи очень далеким от православного мировоззрения, был очень удивлён, когда познакомился с идеей поста. Эта идея была близка к тому, что он начал разрабатывать в плане безопасности, не столько информационной, сколько психологической. Он на своём примере понял: если нет какого-то поста, если постоянно быть онлайн, некоторые процессы начинают захватывать сознание, человек оказывается погребённым под этими процессами.

Если вспомнить нейрофизиологию, определённая доминанта развивается, когда мы учимся быстро решать вопросы, связанные с информационным пространством. Если не стимулировать другую, конкурирующую с этой, доминанту, со временем первая начинает автоматизироваться и брать руководство над управлением нашим организмом – человек становится заточен на выполнение этой функции, становится подневольным рабом. Если кажется, что сейчас надо ответить на какое-то сообщение, он уже не может ни о чём думать, заниматься другими делами. Условно будто по мозгам что-то елозит. В своё время так от стихов сгорел Владимир Маяковский: он стал постоянно бубнить какие-то рифмы, даже занялся карточной игрой, чтобы иметь возможность как-то переключиться. Но карточная игра также может стать аддикцией. Аддикцией аддикцию не исправишь.

Здесь важна цель: ради чего человек сочиняет стихи? Если он имеет некое сообщение для читателей, если пытается их вывести на новый уровень жизни, - это одно. Здесь уместны слова Ивана Ильина: если художник отрывает человека от пошлости[1], то такой художник – Божий слуга, знает он о том или не знает. Тогда творчество расширяет человека, учит его видеть новые грани мира, понимать людей. Но если в своём творчестве человек движим эпатажем, желанием славы, или, в том числе, если своим творчеством ставит задачу продвижения определенных трендов, воспринимает других людей с инструментальных позиций (ему нужны читатели, цитируемость, продажи его книг и т.д.), то в данном случае творчество может развиваться по принципу аддикции. (Более подробно об этом в статье «Талант: благословение или проклятие?)

Вернёмся к информационно-психологической безопасности. Если мы не активируем свою ведущую доминанту, мы оказываемся захваченными доминантой быстрого эффективного реагирования на сигналы сети. Становимся эффективны как роботы, но перестаём быть людьми. Теряем черты человеческой личности. Воспринимаем жизнь только с позиции, которую Иван Ильин обозначил как пошлость. Время от времени нам, как воздух, необходима «конкурирующая сеть». Для нас это молитва, исповедь, Причастие. Конечно, мы делаем это не только в результате желания запустить конкурирующую сеть – здесь мы общаемся с Богом. И в этом общении мы обретаем внутренний мир.

В книге проф. Ц.П. Короленко и академика Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» говорится, что религиозное чувство является мощным иммунитетом, выставляющим барьер против ургентной зависимости. Ургентную зависимость можно сопоставить с интернет-зависимостью. Она заключается в том, что человек погружается в постоянную гонку за временем, стремится выполнять всё больше задач во всё меньшем промежутке времени. Его мышление становится более плоским, он перестаёт понимать книги со смыслом, музыку – она кажется слишком затянутой. Он может читать только что-то динамичное типа комиксов. Перестаёт понимать оттенки бытия. Разрушаются отношения с ближними. Погружается в некое тошнотворное состояние: становится невыносимо оставаться наедине с самим собой, и поэтому он включается во всё новый поток дел. Он может жаловаться на нехватку времени, но если его освободить от каких-то дел, он тут же возьмёт на себя новые дела.

Когда человек вступает в эту гонку, у него формируется определённая доминанта: состояние нервной системы заточено на решение большого количества дел в короткие промежутки времени. Иногда такая опция нам нужна, когда случаются авральные ситуации, или, к примеру, операция у хирурга – нужно всё бросить и спасать какого-то человека. Но мы способны на такие авральные моменты, потому что у нас есть время собраться, а потом вернуться к своему человеческому. Если человек будет жить только в режиме аврала, на каком-то этапе адаптация станет дезадаптацией, как говорят врачи. Человек адаптируется к авральному режиму, начнёт уплощаться.

Конечно, у каждого из нас разный ритм жизни. Одни могут себе позволить на пост отключить все гаджеты, другие – нет. И каждый человек должен решать, какие ему необходимы действия, чтобы не потерять из виду внутренний мир. Когда внутренний мир теряется, человек перестаёт замечать ту грань, за которой начинается деформация психики. Постепенно он входит в какой-то процесс, а спохватится, только когда превратится в груду фарша…

Многодневный пост как раз возвращает нам человеческий статус. Человек становится человеком в подлинном смысле слова, когда в нём проявляется образ Божий. Вне Бога человек – очень неприглядное существо, с человеческими отправлениями, обманами, предательствами. Только когда он стремится стать лучше, тянется к Небу, тогда он может подняться с приземлённого уровня существования.

Пост может быть и несколько часов, когда идёшь на службу, читаешь правило ко Причастию, после службы вечером стараешься несколько часов не погружаться ни в какие звонки, а утром – Причастие. Вечер и время до обеда на следующий день. И после мы лучше соображаем, быстрее реагируем. Мышление очищено, становится более живым. Мы чётче чувствуем грань между сигналами, на которые стоит реагировать и на которые не стоит.

Когда у человека активна эта бодрая доминанта, он может и на сообщение реагировать бодро. Когда же внутреннего мира нет, человек тупо сидит, выискивает, на какое бы сообщение ему отреагировать, буквально выискивая повод в своей переписке, теряет конструктивное понимание, на что нужно реагировать по-настоящему. Если есть внутренний мир, то, даже отвечая на письма, ты начинаешь их «щёлкать» одно за другим, есть чёткое понимание последовательности, понимание, когда нужно остановиться, когда начинается действие убывающей полезности. Основной массив сделан, человек уже подустал, внимание работает не так остро, нет смысла домучивать работу, тратить на каждую единицу действия гораздо больше энергии, чем если бы он находился в конструктивном духовном состоянии.

[1] В терминах Ивана Ильина пошлость – уровень мышления, при котором человек мыслит так, будто духовного просто не существует.