Спорт. Спорт. Чемпионке, закончившей спортивную карьеру, думающей о дальнейшей жизни и открытии школы
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  23.01.2023.



В жизни человека наступает момент, когда он задаётся вопросом о том, как ему жить дальше, в каком направлении двигаться, к чему идти. Любознательность, интерес к миру, к людям, ко всему, что происходит в окружающей среде – это питание для духа и отличное подспорье для дальнейшего развития.

Ты говоришь, что достигла всего, чего можно было в твоём положении достичь в спорте. Сейчас пришло время тебе спортивную карьеру заканчивать. И вот ты смотришь в жизнь, думая о том, куда тебе дальше направить свои стопы. Пошла учиться. В месте твоей учёбы никто не знает, что имеет дело с именитой чемпионкой. У тебя также была мысль об открытии своей спортивной школы.

По поводу твоей ситуации могу дать несколько комментариев. Как-то мы с народом беседовали. Эти беседы были сохранены под названием «Внешняя жизнь и мир мыслей». И в частях 5.1, 5.2, 5.3 в том числе мы разбирали истории тех людей, которые без остатка пытались вложиться в спорт либо в какую-то деятельность. В каком-то смысле можно было сказать, что они остались отчасти эмоционально недозревшими. В такой гиперфиксации есть элемент пренебрежения человеческой личностью. Последствия такого пренебрежения иногда очень тяжелы.

5.1 Человек, призвание, работа | Вернуться домой, спасение. Цельность, не выгореть, мир. Призвание
5.2 Ответы на вопросы | О молитве, травматическом опыте, психологии,эзотерике, анонимных алкоголиках
5.3 Призвание и работа | О “здесь и сейчас”. Время. Только работа – катастрофа. Что-то помимо работы

Одна девушка, сама принимавшая участие в спортивных соревнованиях и также в организации международных соревнований, говорит, что есть спортсмены, которые жили в ореоле своего сияния. И когда им пришло время уходить из спорта либо в следствие травмы, либо по возрасту, они не могли себя найти. У тех спортсменов, которые были способны обратить внимание на другого человека, поддерживать какие-то человеческие контакты, после прекращения спортивной карьеры их жизнь как-то устраивалась. Речь даже не о том, что люди, с которыми они были знакомы, предлагали какие-то варианты работы или ещё что-то подобное. Дело в том, что, когда мы имеем, как говорят, значимые отношения с другими людьми, всё-таки мы внутренне обогащаемся: развиваются наши взгляды на мир, мир становится более понятным, мы видим его многообразие, строится какая-то картина происходящего. Становится более понятным, куда делать следующий шаг.

Человек самовлюблённый, вставший на рельсы эгоизма всегда видит мир сквозь призму своих представлений. А на фоне всего многообразия его представления могут оказаться достаточно узкими. Сможет ли этот человек найти себя или нет в каком-то смысле определяется тем внутренним вектором, который человек для себя изначально изберёт. А шествие по избранному пути уже сейчас может приносить какие-то свои результаты. Если же вектор был избран не тот, тогда сейчас настало самое время избрать вектор пути, ориентируясь на который ты можешь надеяться на положительные исходы.

Когда мы обсуждали с тобой твою ситуацию, встал вопрос об изучении некоторых идей и источников, и ты с готовностью откликнулась на предложение и сказала, что тебе ВСЁ интересно. По твоему подходу, который ты в этом ответе озвучила, стало понятно, что всё у тебя будет хорошо. Конечно, я не какой-то знающий человек, но я знал людей мудрых. Эти люди мне рассказали, что существуют закономерности мироздания. Соответственно, если видишь определённые признаки, то можно предположить, что процесс двинется в определённую сторону. И твоя позиция, на мой взгляд, говорит, что всё будет у тебя хорошо. Самое главное у тебя сохранилось: способность ставить вопросы, желание получать на них ответы, интерес к миру. И ты на пути преодоления своего чемпионства. Хорошо быть чемпионом, но важно, чтобы это не заслоняло от тебя ежедневно текущий опыт.

Однажды мне моя знакомая профессор, с которой я советуюсь иногда, рассказывала, что раньше она как дефектолог практиковала. (Сейчас она занимается подготовкой других специалистов). Когда она была Доме Малютки, ей мальчика принесли, очень тяжёлого. Даже в научной литературе не было ничего похожего. Разве что про детей-Маугли что-то похожее писалось. Родители в деревне жёстко пили, а он рос в каких-то тряпках. Никто им не занимался. Не понятно, как он вообще выжил. Дом их как-то загорелся. Его родители, братья, сёстры – все умерли, он единственный выжил. Прогнозы были самые неутешительные – имбецильность. Но несмотря на то, что с точки зрения теории сенситивный период уже прошёл, (тот период, когда человек способен к обучению), она говорит, когда ему в глаза посмотрела, она сразу поняла, что всё будет хорошо. В глаза не смысле эзотерического плана, типа чтения мыслей, а в том плане, что она увидела в его глазах интерес к миру. То есть малыш с интересом изучал окружающую реальность.

См. подробнее о примере и комментарии к нему в главе «Ядро травматического опыта» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

И если это есть, значит всё будет хорошо. Он пошёл в школу. Пусть с задержкой, но пошёл. Потом закончил. В общем если у человека есть познавательный интерес, то он со временем разберётся во всём. Поэтому я думаю, что у тебя всё впереди ещё.

У Ивана Ильина есть замечательная книга «Путь к очевидности». Иван Ильин – русский мыслитель, философ, глубоко верующий человек. Он мигрировал из России после революции 1917 года на так называемом «Философском пароходе». Большевики, захватив власть в России, некоторым известным людям предложили удалиться из страны. Если бы они расстреляли этих людей, им было бы трудно себя позиционировать для мировой общественности как государство, в котором живут свободные граждане. Если в отношении рядовых членов общества террор шёл полным ходом, то в отношении людей с мировой известностью они проявили некую осторожность.

В творчестве Ивана Ильина ценилась широта мысли о наследии православия, потому что он действительно дышит православием, а также невероятная немецкая точность мыслей. Когда широта соседствует с точностью мысли, пути взлёта духа описываются внятным, доступным языком.

В книге «Путь к очевидности» он подводит итог всему, о чём размышлял, итог своей жизни. В частности, в этой книге он пишет о Новой России. О Новой России речь идёт в том ключе, что когда-то, по мысли Ивана Ильина, русский человек должен осознать свои корни, вернуться к истокам. Возвращение к истокам – это означает не возвращение в средневековье, а возвращение к тем глубинам, которые питают человеческий дух. Тогда в этой полноводной реке дух человека становится, можно сказать, полнокровным. И человек, в котором зажглась духовная искра, чем бы он не занимался, будет двигаться, родит новые формы. Имеется ввиду не формы авангардизма, а то, что можно ассоциировать с чем-то конструктивным, здоровым, жизненным, жизнеутверждающим. Один из путей напитывания своего духа – быть в позиции вечного ученика, учиться у мира, внимать, накапливать, наблюдать. У человека, который становится вечным учеником, вопрошателем, формируется своего рода некая рукотворная прозорливость. Есть прозорливость, которая даётся от Бога, то есть прозрение. Здесь имеется ввиду рукотворная в том плане, что человек накапливает какое-то количество информации в следствие своего интереса к миру, к людям, причём эта информация усваивается без особого труда, опять же в следствие того же самого интереса.

Комментируя мысль И. Ильина, припомню академика Ухтомского. Его ученики удивлялись его безграничной памяти, удивлялись как он мог за столько лет столько всего передумать и узнать. Он говорил своим ученикам, что память – это любовь. Эту фразу можно понять и сквозь призму современной нейробиологии. Как известно, дофамин активно участвует в процессе образования памяти. То есть, если человеку эта информация интересна, то он её лучше запоминает. А если человеку, соответственно, интересен мир и другие люди, то его наблюдательность становится на порядок выше, и может стать выше, чем у других. При запоминании информации он может даже не прикладывать определённые усилия. Он приводит в пример Достоевского, говоря, что люди, читая Достоевского думают, что он пишет о них. И преподобный Иустин Попович назвал Достоевского пророком и апостолом славянства. У него есть отдельная книга, посвящённая Достоевскому. Можно предположить, что преподобный Иустин видел в Достоевском и прозорливость, исходящую от Бога. Ну и мысль Ивана Ильина кажется справедливой. Имело место быть и то, и то.

Катастрофой можно считать остановку в этом процессе накопления, процессе развития. Остановка эта называется эгоизм. На каком-то этапе человеку может показаться, что он всё познал, что он самый умный человек на свете. Так одной женщине преподавателю подарили очень хорошую книгу, в которой рассказывалось о воспитании. Её написал священномученик Фаддей (Успенский), книга «Записки по дидактике». Во второй части содержатся рекомендации о том, как организовывать урок и закон Божий, но в первой части книги содержатся рекомендации, которые могут быть применены к любому учителю, к любому педагогу, даже к любому родителю. Вне зависимости от того, преподают они закон Божий или нет. Священномученик Фаддей писал, что учитель должен общаться с любовью, но эта любовь не должна приходить к панибратству. То есть он описывал какую-то одну сторону педагогики, и тут же, компенсируя эту сторону, описывал другую. То есть какие-то понятия у него идут в паре. Любовь, но без панибратства. Урок должен быть интересным, но этот интерес рождается не в следствие яркой подачи материала, а в следствие глубины раскрытия того или иного явления. Но учительница несколько оскорбилась, посчитав, что, раз ей дарят такую книгу, значит возможно считают, что она плохо преподаёт, и отказалась принять этот подарок.

Нассим Талеб, известный экономист, автор бестселлеров «Антихрупкость», «Чёрный лебедь», кстати, является образцовым христианином, держит великий пост, очень много писал в том числе и о развитии. Человек развивающийся становится антихрупким. То есть, если человек нацелился на развитие, в том плане, в котором было указано, то встречные препятствия обогащают его опытом. Такой человек становится огоньком, жаждущим ветра, чтобы стать пламенем. Сталкиваясь с препятствием, даже которое его несколько травмирует, он обдумывает, где он допустил ошибку, пересматривает своё отношение к жизни, выходит на какой-то следующий этап развития. Поэтому для такого человека встречные стрессоры служат лишь подпиткой. И он считал, что человек должен акцентировать своё внимание не на прочитанной библиотеке, а на непрочитанной. Возможно человек и прочитал какое-то количество книг, он может даже гордиться объёмами прочитанного. Но если бы человек посмотрел на то, что ещё не изучено, на то количество книг, которые ещё можно было бы прочитать, он бы увидел, что прочитанное им не то что ничтожно мало, а этот объём вообще стремится к нулю на фоне той полноты, которая доступна для изучения. У человека всегда соответственно возникает желание двигаться вперёд.

И такое положение дел можно сопоставить с тем явление, которое академик Ухтомский описал как доминанта юности. Доминанта юности – это такое состояние нервной системы, при которой человек на протяжение всей своей жизни, в том числе и в свои очень зрелые годы, которые ассоциируются со старостью, по-юному смотрит на реальность. По-юному – не в смысле «незрело», «глупо», а в хорошем смысле слова, с задором и живостью, какие были у него в годы юности. То есть человек не заражается меланхолией и снобизмом, дескать, всё уже пройдено, всё испытано. Люди, у которых развитие доминанты юности блокируется, начинают где-то в чём-то повторяться. Кстати, Достоевский писал, что писатели, на которых возлагали большие надежды, как-то исписывались, начинали повторяться, переставали реагировать, когда им кто-то говорил о том, что творчество их стало зацикленным. Люди входили в такое состояние, при котором уже были не способны видеть свои ошибки. Ну и естественно обижались на тех, кто им на эти ошибки указывал.

Тут важно подчеркнуть, что доминанта юности формируется не тогда, когда человек походил на какие-то мотивационные курсы и выучил слоганы типа «Вперёд и только вперёд!» Речь идёт не об эгоистическом самоутверждении, а о том пути, который вырастает из этого неподдельного искреннего интереса к миру и к тому, чем живёт и дышит этот мир. Понятно, здесь речь идёт не о цинизме, не об изучении запаха, идущего от канализационных стоков. Человек пытается выявить те искры, которые лежат в основе тех или иных процессов. Он накапливает то, что можно называть мудростью. Причём эта мудрость его не разрушает. Потому что люди, которые изучают только канализационные стоки, считая, что они познали жизнь во всех её проявлениях, приходят в состояние апатии.

Например, Джек Лондон в своей книге «Джон ячменное зерно» описывал ситуацию, которая подвела его к самоубийству. Кто-то считает, что Джек Лондон не совершал самоубийства, но в этой книге он пишет, что он думал о нём. И, при всём уважении к его творчеству, можно сказать, что он был простым моряком. Простым моряком, который, конечно, обладал большими задатками. Начитался книг, в том числе и научного содержания. И по итогу он в людях увидел только действие биологических законов, в женщинах – только самок. Он говорил, что его мнение не менялось, даже когда он видел улыбки, искры в глазах. Можно сказать, что всё-таки учения человека в США ассоциировалось с бихевиоризмом. Это такое направление, которое смотрело на человека, как на совокупность рефлексов. Очень долгое время в связи с этим направлением отказывали даже человеку в сознании. Естественно, при всём уважении к Джеку Лондону, моряк, который начинает читать книжки, у которого возник запрос погрузиться в науку, без каких-то рекомендаций и консультаций с серьёзными учёными вряд ли так сходу сможет выйти на серьёзную литературу. Возможно речь шла о какой-то популистской литературе, в которой человек предельно упрощается. И Д. Лондон описывал, что он вошёл в некое депрессивное состояние, стал захватываться биологикой. Биологика – это такой тип мышления, сквозь призму которого всё видится в каком-то упадническом свете. Женщины видятся самками. Даже когда он бежал, наконец, в своё огромное поместье, он не мог порадоваться тому, что он видел. Глядя на холмы и на природу, он видел только кровь, пролитую людьми, которые до него пытались это поместье заложить.

Может тебе ещё поможет что-то осмыслить статья Ивана Ильина о новом искусстве – «О художественном совершенстве». В этой статье он пишет и размышляет не только о литературном и художественном творчестве, но в том числе и о танце. Он описывает несколько стадий углубления в искусство. Я их сокращу до овладения формой. Новое искусство будущей России, к которому Иван Ильин обращал свой взор, возникнет тогда, когда люди станут способными погрузиться в глубину духа. Но чтобы в эту глубину погрузиться, она должна возникнуть. Как говорил один знакомый культуролог: современного человека сплющивает тогда, когда глубина духа пугает, потому что в ней могут родиться идеи, носящие непредсказуемый характер. И человека с одной стороны сплющивает страхом, с другой стороны – удовольствием. Когда у человека есть глубина духа, о способен накапливать внутренний свет, а он в свою очередь может разгораться всё ярче и ярче. А когда глубина духа не формируется, человек может испытывать какие-то сиюминутные временные эмоции по поводу покупки новых кроссовок или чего-то подобного. У человека нет внутреннего объёма, в котором он мог бы вместить свет. Скорее человек может вместить в себя какое-то внутреннее мерцание, сравни лампочке у холодильника. Загорелся – погас – загорелся – погас. Человек, у которого глубина духа есть, даже если он гаснет, он не теряет того, что было уже накоплено ранее. Погрузившись в глубину своего духа человек может найти жемчужину духовного опыта. И эту жемчужину он может воплотить уже в максимально доступное для него совершенство. В понимании форм, цветовых гамм и т.д.

На самом деле реальность подтверждает мысль И. Ильина. В наши дни самое главное в экономике и в других областях человеческой жизни приобретает именно идея. Ещё не так давно вопрос стоял, у кого станки мощнее и у кого заводов больше, а сейчас на первый план выходит именно необходимость генерирования какой-то идеи. Если один человек может выдать идею, то он может построить один завод, который перечеркнёт все сто заводов, построенных другим человеком. Ведь об этом писал и Нассим Талеб. Он писал, что раньше были достаточно усреднённые значения. Даже человек, выпускающий не очень качественную продукцию, он в своём городе мог на что-то рассчитывать. С теми изменениями, которые сейчас происходят в мире, победитель получает всё. То есть кто-то генерирует максимально конструктивную идею, в следствие проницаемости информационного пространства становится известным и получает всё. Но где эту идею взять?

Как раз были ещё тексты о творческом понимании, не в смысле художественного творчества, а о понимании жизни в творчестве. Это «Горение сердца» и «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма». В «Горении сердца» (части P.S.) приводились выдержки из книги профессора Короленко и академика Димитриева. Выскажу мысль этих авторов, переводя, так сказать, на христианский язык: человек, который теряет связь со своей совестью и акцентирует внимание только на рабочем процессе, он со временем начинает напоминать механического робота, выполняющего определённую программу. Он теряет связь со своей духовной сферой, теряет способность генерировать идеи. Чтобы у человека способность генерировать идеи оставалась, ему необходимо и также сохранить внимание к своей совести. О развитии в любви, о внимании к миру – об этом больше сказано в цикле бесед «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма». Этот цикл бесед поддерживается статьёй, одноимённым текстом. А о внимании к внутреннему миру рассказывается в цикле «Горение сердца», который также поддерживается одноимённой статьёй. Кстати, в восьмой части текста, которая более расширена по сравнению с аудио, приводится ряд принципов, которые помогают человеку генерировать идеи.

«Горение сердца»

В текстах про воспитание, которые я твоим знакомым посылал, в части 4.2 и 4.3 описан опыт центра социальной адаптацией во имя Василия Великого. Сейчас многие дети абсолютно деморализованы, потеряны.

«Родители и дети». Часть 4.2. «Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого»
«Родители и дети». Часть 4.3. «Опыт центра свт. Василия Великого, навыки и ядро педагогического процесса»

И было бы очень здорово, если спортивная школа помогла бы стать человеком в общем смысле. Не обязательно, чтобы он потом по линии спорта шёл. Но если он как человек закрепится в понимании жизни, то сможет потом переключиться и в другую область. Для него это не будет проблемой, потому что он будет понимать какие-то базовые принципы существования в реальности, базовые принципы взаимоотношения между людьми. И самое главное, научится управляться с собой.

В чём может быть проблема спортсмена, ну и не только спортсмена, но и любого другого человека, который действует в соответствии с какой-то жёсткой схемой? Он перестаёт прислушиваться к своей совести, к тому, что говорит ему его разум, его сердце. Со временем стираются какие-то тонкие структуры личности, и я здесь беру не эзотерические конструкции, астральное тело или что-то подобное, а те структуры и ум, которые нам позволяют понять уместность или неуместность высказывания в данной обстановке, которые дают понять, что сейчас, скажем, этот молчащий человек перед нами переживает горе, и что сейчас неуместно говорить ему штампованными фразами «я тебе так сочувствую». Потому что иногда штампованные фразы, выражающие сочувствие, вообще убивают человека, он чувствует, что к нему относятся, как к заводской детали, которую надо обточить в соответствии с какими-то стандартами.

Есть даже программы в колл-центрах, которые выносят рекомендации своим сотрудникам. То есть программы, которые учат живого человека эмпатийности. Программа анализирует речь сотрудника и время от времени рекомендует какие-то эмпатийные слова, дескать, я вас очень хорошо понимаю, и т.д. Но что происходит на другом конце провода? Человек чувствует, что сотрудник колл-центра слишком часто говорит «я понимаю», и он чувствует, что с ним не общаются как с живым человеком. Поэтому облегчения от горя не происходит. Не происходит процесса сопереживания. Когда человек сопереживает, можно просто помолчать. И в этом молчании соединиться душами.

А бывает так, что люди подчинены какой-то жёсткой схеме. Есть даже такой термин «обсессивно-компульсивная психическая организация», когда человек охвачен компульсивным увлечением, когда у него есть какая-то схема: «Я к 20 годам должен стать тем-то», «У меня должна быть жена такая-то». То есть человек, исходя из каких-то моделей получил те или иные представления и всеми силами хочет их реализовать, но не ставя вопрос, соответствует это его личности или нет. И получается, когда тонкая структура личности не развивается, тогда при какой-то эмоциональной вспышке человек не имеет возможности как-то вспышку эту от себя отклонить, каким-то образом перестроить своё поведение, и так начинает развиваться компульсивное влечение. Не знаю, что писалось в тех книжках, которые ты читала, но одно из логичных объяснений обсессивно-компульсивного влечения видится в этом. То есть у эгоистов не развивается способность чувствовать, способность реагировать спонтанно на ситуацию. Спонтанно – не в смысле эзотерическом, то есть действовать так, как тебе подскажет твоя левая нога, а в том смысле, что ты видишь человека и понимаешь, что сейчас у него горе, и даже не зная его лично, можешь просто подойти к нему, без какого-то чёткого плана, можешь подумать, что ему нужен кто-то. Может быть завяжется какое-то общение, может быть не завяжется. Но иногда бывает, что такая возможность не пройти мимо она и является иногда основой для зарождения каких-то серьёзных отношений.

Соответственно, если бы детям в спортивных школах прививались бы не только спортивные навыки, но ещё и способность принимать реальность и себя, то вырастая они становились бы не узко заточенными на определённые модели спортсменами, иногда и с трагической судьбой. Ведь что если что-то в их жизни изменится, придёт какая-то травма или дисквалификация, что делать человеку, который заточен на одну задачу?

Для чего я послал тебе видео про дагестанскую школу боевых искусств[1]? Это к вопросу о том, что сейчас очень много всяких заведений «сверху» создаётся. Выделяются деньги и нужно делать проект. Но сейчас огромное количество безотцовщины. Девочки растут сами по себе, на каких-то Топ-моделях. То есть происходит полная катастрофа. Сейчас принимают девочек-беженок с Украины в службах психологической помощи, но там помощь оказывать некому. То есть у них даже не сформировалась психика, на основе которой эту помощь можно было бы оказать. Прежде чем какую-то помощь оказывать, им нужно определиться в жизни, себя понять. Как одна специалист говорила, их нужно просто на два года в лагерь детский отправить, ездить на велосипедах по горам, читать книжки, ходить на природу, разговаривать. Они два года у нас сидели на Ковиде и сидели на Донбассе, все в телефонах, в планшетах. У них, если сказать на уровне метафоры, не сформировалась психика.

Так вот, школ «сверху» построенных много. Кто-то возьмёт твоё имя, скажет: «Идите к нам!», и ты становишься каким-то трендом, а сама школа строится по лекалам уже имеющимся. А было бы здорово сделать как в этой дагестанской школе. Я не фанат Дагестана, не фанат Ушу и не фанат ислама, но важен сам принцип, что они стараются воспитать именно человека.

Когда человек развивается целостно более или менее, то чемпион вырастает сам собой. Не сам собой, конечно, воспитывать чемпиона просто абы как – это гибель. Я знаю одного музыкального педагога, он против даже музыкальных конкурсов, потому что ребёнок должен научиться слушать музыку, откликаться на красоту. В этом задача музыкального образования. А тут, к примеру, ребёнка с детства таскают на конкурсы, он выучивает одно произведение, просто бездумно играет его. И что в итоге? Гениальный мальчик, жалко его. В общем, как говорят, дали ли ему несправедливо второе место в мировом конкурсе. Так ли это было или нет, но его в итоге парализовало. А насколько он был заточен, какая была подоплёка психологическая? Может быть такой уровень переживания был, так человек шёл к этой победе, к первому месту, что он просто не перенёс того, что получил второе.

Учить проживать разочарование, учить жизни, когда приходят с разбитыми планшетами дети, которые выросли в неполных семьях, которые не знают, что им вообще делать по жизни. И здорово если в школе происходит что-то такое. Понятно, мы не сможем стать матерями и отцами, но можно сделать как в центре Василия Великого.

Кстати, если ты будешь что-то делать, я бы мог договориться, чтобы ты несколько дней посмотрела, как там всё происходит. Конечно, это не твоя задача, но там реально люди очень тяжёлые, ребята, девочки. И они там меняют жизнь к лучшему после центра. Там сам подход важен, если в живую не увидеть, его из головы не вынести. Уникальная практика. Помогло 80% – это невероятная статистика. Православный центр, кстати. По приговору здесь туда идут.

Обрати внимание, дагестанская школа боевых искусств была построена «снизу», то есть был один мужчина, который этим горел, и нашлись единомышленники, с которыми он стал тренироваться. Они начали потихоньку. Потом начали строиться корпуса. Сейчас у них уже большой конкурс, то есть просто так не попадёшь туда. Они нацелились изначально на что-то настоящее, а успех пришёл следом.

Данная тема рассматривалась в цикле бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей» (беседы с первую по четвертую переведены в текст). В части 5.2 и 5.3 разбирался вопрос о взаимоотношении профессиональной деятельности и развития человека в целом. В некоторых примерах суть сводилась к тому, что те, у кого были какие-то социальные взаимодействия с ближними, находил себя после того как прекращалась спортивная карьера. И речь шла в беседе не только о спорте. Человек должен развиваться не только в профессиональном отношении, но и как человек в целом. Если этого целостного развития не будет, то человек даже в каких-то своих спортивных успехах, успехах в бизнесе или в каких-то иных направлениях всё равно приходит к катастрофе. Возникает ощущение неудовлетворённости даже на фоне, казалось бы, обеспеченной материальной жизни. Об этом рассказывалось в тексте «Преодолеть отчуждение (в том числе, и о депрессии). Часть 1».

Ссылки на этот текст и на другие части данного текста, а также на другие материалы, в котором эта тема рассматривалась, можно найти в посте «“Три Д” – Депрессия, Деперсонализация, Дереализация». «Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»

Можно посмотреть документальный фильм «Батя» о тренере по самбо Николае Козлове. Тренер для мальчиков становится не просто человеком, который учит их сражаться и преодолевать трудности, но тем, кто помогает им понять, что такое быть мужчиной, что такое держать слово. Очень интересные показаны эпизодические приёмы, которые использует тренер. В частности, показано упражнение, в котором старшие ладошками бьют по лицу младших, а те в свою очередь должны не отводить взгляда от старших. Перед началом упражнения Николай Козлов, держа секундомер в руке, говорил, что понимает, что ребятам страшно, им больно, он на их стороне, но упражнение такое, какое оно есть. И нажал кнопку секундомера. Кто-то скажет, что это жестоко, но ведь на улице могут напасть на парня ребята гораздо более старшие, их может быть несколько. Тут важно не испугаться, не растеряться, не поддаться панике, суметь сохранить трезвость в любой критической ситуации. Ведь этот же мальчик может потом стать директором какого-то предприятия, рынок может начать рушиться и важно не потеряться в этих обстоятельствах. В фильме также показаны родители ребят. Они говорят, что ученики Николая Козлова все как-то нашли свой путь в жизни. Никто не замечен в истории связанным с наркотиками, ведь он дал им то, что называется стержнем.

Конечно, там есть один узкий момент в фильме. Сам Николай Козлов говорил, что, если мужчина не может сдержать своё слово, то у него есть один вариант, взять пистолет и застрелиться. Но всё-таки видно, что это была просто метафора. Когда он беседует с мальчиками, а те высказывают своё мнение о том, что такое «быть мужчиной», один из них говорит, что если мужчина не сдерживает своё слово, то ему нужно застрелиться. Козлов говорит, что нет, стреляться не надо. Но нужно держать своё слово.

[1] «Дагестанский Хогвартс». Специальный репортаж.