Церковь. Церковь. Критикующему. Ч. 2: О том, как может вестись работа на приходах
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  07.03.2023.



См. начало – «Церковь. Критикующему. Ч. 1: Молодому человеку, обвиняющему Церковь в косности»

Ты справедливо отмечаешь ситуацию некоего разрыва между людьми и священством.

Эту проблему отмечал ещё отец Арсений, о котором прот. Владимиром Воробьёвым написана книга «Отец Арсений» (из предисловия видно, что это был реальный человек). Когда в концлагере, после многих лет репрессий и гонений на веру, между заключенными разгорелся спор о революции – «Кто виноват?» – отец Арсений сказал, что виновато было духовенство. Оно должно было воспитывать народ, но реализацией этой задачи не занималось. В Ветхом Завете есть слова: «Пастыри, которые пасли сами себя» (Иез. 34:2). Один из персонажей книги «Отец Арсений», Сазиков, был сыном дьякона. То, что он видел в семье своего отца, привело его к отвержению веры. Он видел, что отец эксплуатировал веру людей, смеялся над искренностью женщин. Как известно, многие революционеры вышли из семей священников, и сейчас в некоторых реабилитационных центров можно встретить, наверное, одних из самых тяжёлых ребят – это дети священников. Тому есть много причин, но сейчас вопрос не об акценте на недостатки, а о том, что же делать.

Один духовник сказал хорошие слова, суть которых: если бы священники занимались своей паствой – то они были бы счастливы, они бы реализовывали своё призвание, им было бы интересно жить. Но получается, что они бегут от людей, в итоге приходят домой пораньше. А чем заняться дома? Не у всех же 10 детей, зато есть интернет. В итоге начинаются разные увлечения, на душе тоска, а потом – алкоголь.

Как заниматься народом? На приходах есть встречи, но на них приходит всё меньше и меньше людей. Ситуация видится в следующем. Доцент священной Библейской истории, И.Ц. Миронович, говорил, что приходские встречи часто ограничиваются убогим пересказом дневного Евангельского чтения. Надо учитывать, что среди прихожан есть и люди, у которых 2-3 высших образования, большой опыт работы. Кто-то работает в крупной консалтинговой компании, кто-то в IT-корпорации, кто-то в сфере рекламы. У людей большой жизненный багаж.

Понятно, что Таинство питает дух, но важно напитать и ум человека. В данном контексте ум рассматривается не как орган общения с Богом, а как звено восприятия, как сила разума. Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил: ум человека не может остановиться, у него есть постоянное движение: мы можем дать ему направление благое или он будет развиваться в своём падении, пережёвывать какие-то страхи, эротические инстинкты и т.д. А чтобы дать уму конструктивно развиваться – нужно нечто большее, чем просто пересказ Евангельского чтения. В принципе, о чём говорилось в Евангелии, люди и сами поймут. Есть отличные ресурсы, например, толкование Библии на сайте Оптинского монастыря и другие… Каждый может сам открыть их на телефоне и прочитать.

Этого же духовника спросили, что делать, когда у человека есть неуправляемые состояния, например, эпизоды психоза.

Хотя бы в микродозах психоз есть у большинства из нас: это и приступы гнева, когда мы теряем контроль над собой – когда не можем отличить свои домыслы на человека, на которого мы гневаемся, от реального положения дел, принимая домыслы за чистую монету. В микродозе это уже и есть психоз.

Итак, духовник ответил: доверие своим помыслам, погружение в них – есть следствие гордыни. И если победить гордыню, воспитав в себе доминанту любви, доминанту на лицо другого – по Ухтомскому – можно избавиться от предрасположенности к вхождению в состояние психоза. Но также добавил, что это правильные слова, но для мирян они абсолютно невыполнимы. Если у монахов есть возможность заниматься внутренним деланием, то миряне работают до вечера, приходят домой уставшие, а дома тоже нужно делать какие-то дела, что-то готовить, убирать, у кого-то дети. И они принимают такой путь: принять таблетку и лечь спать.

А если человек просто начинает принимать таблетки, но внутренне над собой не работает – он потихоньку начинает сползать. Нам необходим некий уровень тревожности. Трудно представить девушку, которая, поставив кетчупом кляксу на платье, не переоденется. А если она принимает антидепрессанты – то пятно на платье перестаёт быть проблемой, не вызывает чувство дискомфорта, беспокойства. Принимать антидепрессанты сейчас очень модно, и некоторые девушки без диагноза, не будучи больны, сами придумывают себе диагноз, настаивают на приёме таблеток, а иногда даже не спрашивают врачей. Постепенно человек становится неряшливым, неаккуратным в словах.

Тот духовник сказал: если у человека есть духовник, в течение 3х-4х лет он может обсуждать с ним всё, что касается его жизни, но не главную проблему в упор. Состояние психоза может быть итогом ряда происшествий: на работе с кем-то поругался, пришёл домой – с детьми не получилось пообщаться, прогневался на них, захотелось выпить, выпил – посмотрел что-то нехорошее. А если бы человек рассмотрел с духовником все эти пункты, выработал бы программу действий, противоядие от мыслей, которые толкают его на те или иные поступки, то со временем у него появилась бы некая основа для преодоления психоза. Один миссионер говорит, что на этот процесс надо дать 6-8 лет. Эта тема подробно разбирается в статье «Внешняя жизнь и мир мыслей, Часть 4. Преодоление игрового механизма».

Достоевский в романе «Бесы» устами епископа Тихона советовал Ставрогину 5-7 лет пробыть в послушании, уйдя в монастырь. Возможно, за этот срок перестраиваются нейронные сети, у человека появляется возможность выработать совокупность навыков, суждений, чтобы суметь изменить вектор жизни.

Как это связано с приходом? Всё это можно проводить с людьми на приходе. Не обсуждать только праздничные Евангельские чтения. Человек, который на приходе уже несколько лет, давно знает, что такое Сретение, что такое Вербное воскресенье. Ему хочется идти дальше. И здесь можно брать темы, которые всех интересуют: воспитание детей, общение с коллегами, конфликты на работе, можно ли вкладывать деньги в какой-то бизнес – и рассматривать их с позиции Евангелия. Разбирать по-честному, чтобы люди видели, что священник подходит к вопросу серьёзно, а не раздавать всем разрешения.

В центре св.прав. Иоанна Кронштадского есть такой опыт. Миссионер в этом центре собирается с общиной раз в неделю. Потихоньку люди, посещающие эти занятия, выходят из тяжелейших тупиков. Это называется «парадигмальный подход» – меняется парадигма, мировоззрение. Прежде чем выбирается тема, за чаем начинается общение, потом выявляется волнующая тема, люди высказываются. Чем это отличается от сообщества АА или 12-ти шаговой программы? Они просто рассказывают свою историю, а накидывают разные варианты. И в такой ситуации очень важно, чтобы опытный человек прокомментировал: что здесь встраивается в Евангельскую картину мира, что не встраивается, почему что-то подходит, а что-то – нет. И подвёл итог. Люди уходят с двумя-тремя решёнными вопросами, а таких вопросов у них, может, 200-300. Какое-то количество таких встреч – 100, 150, 200 – покрывает весь круг жизни человека.

Если у человека нет времени с каждым подробно обсуждать его жизнь – то можно делать это на таких приходских встречах. Тогда людям будет интересно. Но здесь важно держать регламент. Скатываться на человеческие вопросы нельзя – если дать людям волю, начнутся и совсем мелочные вопросы. И тот, кто достаточно давно ходит на приход, уйдёт с этих собраний, потому что неофиты будут спрашивать, можно ли ставить икону туда или туда. Тому, кто более-менее осведомлён, надоест из раза в раз слушать одно и то же. Нужна чуткость, чтобы суммировать и аккумулировать «больной нерв» и его обсуждать. Когда обсуждаются исключительно вопросы Священного Писания, люди затухают.

Свт. Иоанн Златоуст говорил, что людям трудно сходу спроецировать Священное Писание на свою ежедневную жизнь. Если и обсуждать Священное Писание – обязательно нужно и рассматривать, как это применимо к конкретной реальной жизни.

Одной девушке, которая занималась йогой, на вопрос «можно ли заниматься йогой?», священник сказал: «Читай Евангелие – там всё написано». И она стала листать Евангелие, искать, где там написано про йогу. И естественно, напрямую про йогу ничего не нашла. От момента, когда человек начнёт читать Евангелие, до момента, когда он сможет провести связь между Евангелием и занятиями йогой, и понять, что йога не рекомендуется Православному христианину, пройдёт не один год. И то время, когда человек пытается осмыслять Евангелие применительно к себе, наступает далеко не сразу. Не у всех людей есть такой опыт, навык проецирования Евангелия на свою личную жизнь…

Если же действовать таким образом, охватывая постепенно на встречах весь круг жизни человека – то и деятельность приходов была бы оживлена, тогда бы и сформировалась община, и люди бы возрастали. Когда такой работы не происходит, люди более-менее разобрались в Церковных праздниках, как читать Псалтирь, Евангелие… Но дальше они уже не идут.

И так как (по слову свт. Игнатия (Брянчанинова)) ум людей не может стоять на месте, головы их движутся в совсем другом ключе: светском, эзотерическом, полу-психологическом. Они как губки впитывают разные новости, заявления блогеров. Этим живут, этим и дышат. А пищи духовной не получают.

Понятно, всё это должно быть устроено серьёзно. Имитация таких встреч «наказуема»: можно простимулировать людей, «пропиарить» эту встречу. Но если придя раз, два, люди не найдут серьёзности и глубины – они больше не будут ходить.

Более подробно эту тему разбирали в беседе и статье «Миссионер. Его личный путь и его отношение к другим».
К беседе прилагает текстовое дополнение с одноименным названием.


Теги: