Воспитание. Воспитание. Сыну сказали вместо музыки заниматься техносом. В итоге – нервное расстройство
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.04.2023.



Каждый любящий родитель часто хочет для своего ребёнка всего самого лучшего. Однако если смотреть на «лучшее» взглядом ребёнка и взглядом взрослого, то можно обнаружить два разных образа. Несмотря на возрастные различия важно помнить, что ребёнок – это отдельная личность, и у него может быть свой особенный путь.

См. также:

«Родители – Дети – Воспитание». Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия)

Конечно, такое бывает, когда у ребёнка есть таланты в какой-то области, родители начинают препятствовать развитию в этой области. Например, есть художественный некий дар у человека, а родители говорят, что мол художеством много не заработаешь, давай-ка ты это дело бросай, и буквально заставляют дело оставить. Или препятствуют поступлению в вуз соответствующий.

Здесь мне видится несколько ошибок. Во многих случаях люди ведь потом не работают по своей первой специальности. До революции люди путешествовали по Европе, мир смотрели, прежде чем определиться с выбором. Выбрать свой будущий путь можно, когда уже есть какой-то жизненный опыт, человек что-то знает, что-то видел. А после 11-го класса у многих такого опыта ещё нет. Первое образование люди получают уже скорее в таком… мы верим, конечно, что случайностей в мире нет, но тут ещё можно сказать «в полуслучайном виде», то есть уже в зависимости от того, есть ли родственники в институте или просто балл проходной низкий. В общем причины поступления не те, которые связаны с горячим желанием именно в этой области двигаться. Но человек, когда учится в этом институте первом, он всё равно осваивает навыки работы с материалом, навыки общения, студенческие сообщества посещает, если мы не берём конечно те патологические случаи, когда студенты пьют напропалую. Если берём нормальную ситуацию, где студенты общаются, узнают, что оказывается Вася из этого города, вот тем-то занимается, а Арина из того-то города, тем-то занимается, то у него картина мира расширяется, новые углы обзора появляются. Бывает со временем он уже понимает, что можно было бы перевестись в другое место. Ведь действительно, кто-то может быть после нескольких курсов переводится в другое заведение, или после первого образования получает второе, уже осмысленно.

Родители почему-то считают, что человек прямо с самого начала должен избрать какой-то вариант, при котором он будет всю оставшуюся жизнь двигаться. Но так не бывает, потому что человеку трудно выбрать, не имея базы. Здесь уже надо учитывать, что если у человека есть музыкальный или художественный дар, то надо его развивать всеми силами. Не факт совершенно, что человек дальше будет связан с музыкой. Есть такое понятие, как функциональная система. Если сказать примитивно, функциональная система – это некий навык мозга, созданный для определённой задачи. Функциональную систему можно представить, как, например, серию ударов в рукопашном бою. Бойца бьют ножом, а у него уже выработана система, он уже уклоняется в сторону, наносит удар ребром ладони, потом делает бросок. То есть нейроны соединяются в определённую систему для выполнения именно этой задачи. Это я к тому, что человек, который любит своё дело, музыкальное или ещё какое-нибудь, например, когда он пишет, что-то сочиняет, то он учится такому навыку, как находить нужное слово или нужное решение. Учится навыку усидчивости, потому что трудно исполнить музыкальное произведение, не имея навыка усидчивости. Ребёнок осваивает массу навыков, и потом, когда он выходит на какой-то новый этап, его музыка уже перестаёт интересовать, перед ним какие-то новые горизонты открываются, но навыки усидчивости, навыки находить решение у него остаются. И эти навыки он может применить к какой-то другой области, например, к математической, или к той же самой технической.

Кстати, даже в древности музыка и математика были родственными областями знаний. Звучания ведь рассчитывали. Кто-то из древних делил струну пополам, потом ещё пополам, и так появились тона, полутона. Мы знаем, что в математике, есть геометрия. Мы сейчас не разбираем достоинства той или иной музыки, кто-то считает, что в настоящей музыки не должно быть всё геометрично. Тем не менее, если у ребёнка есть какой-то талант, он его развивает, его мозг развивается в направлении музыки или самодеятельности художественной и со временем этот развитый мозг будет способен усваивать и какие-то более серьёзные задачи. Интерес в усидчивости, в познании, который у ребёнка есть, надо двигать дальше. А когда родители этот процесс пресекают, получается, что это искра затаптывается. По отношению к нелюбимому делу у ребёнка нет ни усидчивости, ни желания к чему-то двигаться, постигать, всё как-то только испод палки получается. В итоге он вообще ломается.

На эту тему, кстати, и фильмы были. «Дирижёр» – известный фильм, где мальчик занялся живописью, а папа стал его учить жизни, дескать живопись – это труд. Он стал на него давить. В итоге сын ушёл из дома, связался с какой-то компанией, наркотиками, в итоге потом покончил с собой. Мне кажется, что папа мог бы, если уж так был обеспокоен сыном, всё-таки не препятствовать развитию этого направления, но попытаться сына как-то духовно и культурно обогащать, чтобы деятельность сына не приняла патологические формы, познакомить с хорошими художниками, или, если папа был состоятельным, снять помещение или ателье недалеко от себя. Идея в том, что когда мы духовный и культурный уровень человека повышаем, то в последствии он способен своим талантом распорядиться наилучшим образом. В фильме этот сын свои таланты пустил в авангардную живопись, связался не с той компанией, но если бы папа помогал ему повышать духовно-культурный уровень, то возможно у него появилась бы другая компания, другой круг общения, другие интересы художественные. А может он и вовсе перестал бы заниматься живописью. И конечно это некое вмешательство вызывает серьёзные последствия.

Я не говорю, что не надо вмешиваться в жизнь детей. Как говорят учёные, что лобные доли у детей встают в 20 лет. Лобные доли – это отдел мозга, который, если по-простому, ответственен за планирование и целеполагание. У современных детей вообще в 25 лет встают. Одна знакомая невролог говорила, что использование планшетов тормозит развитие этих лобных долей. И пока они не развиты, человеку трудно выбрать наиболее актуальное для него действие. То есть сейчас ему нравится что-то делать, но он не может взять и поставить вопрос: «А поможет ли мне это в будущем?» Потому что, чтобы совершить взгляд в будущее, необходимо как раз напряжение лобных долей. Они бывают у человека не всегда развиты. Поэтому человеку до 20–25 лет трудно выбрать что-то из двух дел. Одно дело яркое, сиюминутное, оно может быть для всей жизни и не полезное, то есть оно может и не вредное, но и не несёт очевидной пользы, и ребёнок не может как взрослый человек взять и где-то даже претерпеть какое-то лишение ради того достижения, которое он в будущем сможет совершить, потому что у него ещё нет физиологических предпосылок. Поэтому даже в педагогике есть такой термин «зона ближайшего развития». Трудно ребёнку сказать «делай то-то и то-то и в будущем у тебя теоретически будет такой-то результат». Как раз до 20 – 25 лет нужно человека вести по ступенькам, дать ему что-то посильное. Он это сделал – дать следующее.

По идее родители говорят, что «тебе это не поможет в будущем», «в будущем будет то, да сё», «тебе нужно зарабатывать деньги», но область будущего ещё для подростка не существует. Ему физиологически трудно этот образ будущего построить. Поэтому из этой истории вообще мало что может получиться. Оно может получиться только когда есть какая-то культура у семьи, картина мира или династия, из рода в род передаётся какое-то искусство, или навык, или профессия. Но опять же, она даётся ребёнку не навязчиво, а скорее увлекает его своей красотой. Он видит всех своих родственников-врачей и тоже больше читает о медицине, ему тоже хочется влиться в эту династию. Но когда мы ребёнку говорим, что все его интересы – это просто ничто, а он должен, грубо говоря, «рубить бабло» и поэтому стать математиком, мы перечёркиваем личность, просто обесцениваем весь его опыт, низводя его до уровня робота. Как это было в концлагерях, на людей вешали номер и личность человека была вообще не интересна. Естественно в результате этого возникает полная апатия.

Когда у меня была сестра, она долго меня просила вместе с ней порисовать. На всю жизнь запомнил это. Она маленькая была тогда. Купили лист ватмана с ней, хотели нарисовать игру, где кидаешь кубики, ходишь на столько-то ходов, и, например, попадаешь в болото и ход пропускаешь. Такого плана игра. Она предложила вначале нарисовать всякие ловушки, а потом нарисовать маршрут, по которому игроки будут ходить. А я сказал, что это нелогично, и предложил нарисовать сначала маршрут, а потом всякие ловушки. Она тут же этот лист отодвинула и сказала: «Я не хочу рисовать». И потом, сколько бы я не упрашивал, ничего уже не получилось. И как раз иногда нужно увидеть, чем ребёнок дышит, чтобы уже в последствии на это нанизывать новые навыки.

Если уж папа так хотел, чтобы сын занимался математикой, то мог бы посмотреть, как в истории воспринималась музыка, если сын занимается музыкой. Какие-то математики были музыкантами. Раньше всё-таки музыка воспринималась как гармония небесных сил, то есть даже в некоторых взглядах на мироздание музыка где-то приравнивалась к астрономии. Считалось, что у планет тоже есть свои звучания. То есть нужно тянуть ребёнка вверх через интерес, а не через подавление и обесценивание всего того, что ему сейчас на данный момент интересно.

В первую очередь важно ваше осознание, что здесь была совершена ошибка. Какая-то всесторонняя помощь должна быть в интересах сына. Даже если вам не нравится то, что он играет, это может какая-то дикая, как вам кажется, музыка, но и здесь возможно всё-таки не перечёркивая само это увлечение попытаться, насколько это возможно, показать, что есть и другая музыка. Или, если он сейчас не хочет слушать другую музыку, то общий принцип такой: мы повышаем общий культурный уровень человека и даже может быть не говорим, не обсуждаем его заблуждения, (если его заблуждения не критичные), и надеемся на то, что когда мы повышаем его духовно-культурный уровень, помогаем ему идти в каком-то конструктивном векторе жизни, то, если какое-то заблуждение было, оно выравнивается со временем. Всё-таки, когда вокруг человека выстраивается более или менее нормальный конструктивный образ жизни, он уходит от каких-то своих диких увлечений. Так бы я ответил на этот вопрос.

А если уже дошло до нервных каких-то проблем, можно псалом за него почитать. Я вам пришлю список, который составил один святой, Нектарий Эгинский. Можно читать чин пения 12-ти псалмов. Бывает, когда в жизни большие скорби, то действительно в жизни начинает что-то сдвигаться. Как раз одна женщина говорила, что у неё дочка подсела на интернет, на какие-то игры, перестала ходить в школу, лежала, ничего по дому не делала, с мамой ругалась. Вообще никак ни на что не реагировала. И мама стала читать чин пения 12-ти псалмов. (Там несколько псалмов и несколько молитв.) Девочка через некоторое время стала с мамой разговаривать, как-то уже можно было общаться с ней. Другая мама тоже отмечала, что, когда начала читать, в первые 40 дней ушло отчаяние.

Был случай, когда один мальчик, который употреблял наркотики, торговал, мама его начала читать чин 12 псалмов. Через 40 дней ушло отчаяние. А её сын год сидел, ни с кем не общался, учил как раз те же самые точные науки, иногда в храм выходил. Потом поступил в одно учебное заведение, где углублённое нужно знание по физике и математике. Сам! Никто его не заставлял. То есть у человека, который многие годы просто тусовался в клубах, в том числе употребляя наркотики, никак интеллектуально себя не напрягая, вдруг у него (казалось бы, откуда) появилось очень большое желание поступить именно в это конкретное заведение, не абы куда. И тоже мама молилась. Я сам 2 года чин читал, когда у меня были какие-то неразрешимые проблемы, и потихоньку стало всё решаться, внутри, во мне, и потихоньку я как-то успокоился.

Но если есть какое-то нервное заболевание, то нужно конечно разговаривать непосредственно с самим молодым человеком.

P.S.В некоторых беседах цикла «Игра и неигра: Взаимопроникновение и грань» более подробно рассматривалась тема – способности, сформированные в одной деятельности, могут быть потом конструктивно применены к другой деятельности.

0.1 Игра как средство выравнивания детских нарушений. Норма и патология. Ранний интеллект, апатия
0.2 Как игра учит общему языку, помогая в реальной жизни. Детская депрессия, трудности – иммунитет
0.3 Игра и обучение. Акцент только на пользе – убивает. Игра, общение и иммунитет перед трудностями