-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 30.04.2023. |
Человеку семейному важно находить баланс между времяпрепровождением со своими близкими и службой на благо миру. Особенно если служба эта наполняет дух человека и озаряет смыслом его жизнь. Родным важно с пониманием отнестись к его деятельности, но в то же время напоминать и о себе, чтобы семья могла продолжить своё существование более или менее гармонично.
Ваш муж много времени проводит в храме, он помогает приходу. С одной стороны, вы понимаете, что в отдельности муж находит себя, но с другой стороны вас печалит, что он проводит не столь много времени в семье, как вам бы хотелось. Вы не знаете, почему муж не понимает, что раз дома есть дети, то нужно время проводить с ними, заниматься их обучением и так далее.
Для начала хотелось бы упомянуть о различиях в мышлении мужчин и женщин. Конечно, различные размышления на тему отличия в типе мышления мужчин и женщин скорее более носит характер гипотез, но всё-таки отличия существуют, несмотря на то, что сейчас в тренде заявление о том, что их нет, что гендер – это результат выбора самого человека, что гендер не связан с физиологией. Как сказал один исследователь, мужчина более ориентирован на познание универсальных законов мироздания. Чтобы выжить самому, чтобы помочь выжить своей семье, он должен чётко понимать окружающий мир. А реальность ошибок не прощает. Можно сколько угодно придумывать что-то насчёт реальности, но законы её такие, какими они являются в действительности.
Для женщин же более характерна ориентация на создание уюта в уже сложившейся семье. И также для них более характерна та позиция, при которой «приятное» – это хорошо. Если мужчина ориентирован на объективное познание добра и зла. Скажем, если есть вещь, которую нужно сделать, может быть даже неприятную, но её нужно сделать, он её будет делать. Если, например, боец должен тренироваться и во время тренировок пройти через трудности и боль, то это нужно сделать. А женщины, в силу специфики своей деятельности, (если речь идёт о создании семьи, она конечно где-то оправдана), она пытается создать атмосферу тепла и уюта, избегая каких-то острых углов и напряжённых ситуаций. Мужчины без наличия какой-то значимой цели потухают. Им важно куда-то двигаться. Иметь ввиду не только вопросы о зарабатывании денег для жизнеобеспечения, а понимать, для чего он занимается определённого рода деятельностью.
Здесь можно привести историю одного мужчины, который работает на подворье одного из монастырей. На подворье он проводит много времени. Когда его священник спросил, не ругает ли его жена за то, что он задерживается на подворье, мужчина ответил, что с тех пор как он пришёл туда работать, жена его уже ни за что не ругает. Раньше он занимался бизнесом, у него водились деньги, но он жёстко выпивал, потому что потерял ощущение смысла. То есть деньги зарабатываются, потом проедаются, потом снова зарабатываются. И смысла в своей деятельности этот мужчина не видел. Когда он пришёл на подворье, он понял, что есть какой-то масштабный процесс. Существует монастырь, в который приезжает много паломников, они получают помощь. В этот монастырь поставляются продукты питания, стройматериалы. Насельники монастыря (монастырь островной) выезжают на материк, проезжают через город, в котором находится подворье, где этот мужчина работает. Их нужно встретить, разместить, накормить. И во всём этом масштабном процессе мужчина является важным звеном. Он встречает, провожает, размещает на подворье насельников монастыря, занимается отправкой грузов, выполняет какие-то поручения. Он чувствует, что труд его потребен. И он говорил, когда он обрёл смысл, он перестал пить. Для пьющего человека крайне важно обрести какую-то социальную значимость. Не в смысле чиновника с толстым дипломатом, а в смысле человека, труд которого потребен для других.
У женщины несколько иной взгляд на жизнь. Хотя, опять же, всё это гипотеза, но не зря Газманов написал песню, в которую включил слова: «Я любимой объяснял, как лебёдка тянет трал, а она не хочет слушать, хочет, чтоб поцеловал. Я любимой говорил, как в моря свои ходил, а она не хочет слушать, хочет, крепче чтоб любил.»
Для себя вы эту тему можете продумать, читая книгу из серии «Слова» преподобного Паисия Святогорца, речь идёт о пятом томе этой серии, который называется «Семейная жизнь». В этом томе он как раз говорил об отношении к духовной жизни мужчины и женщины, а также отмечал, что, когда супруга видит то, как муж её двигается на духовном пути, то она начинает переживать вплоть до того, что ей хочется стать ещё хуже, чем она была. То есть она иногда не может, как ей кажется, поспеть за своим мужем в каком-то духовном развитии. И, как ей кажется, отставая от него, она может таким специфическим образом на мужа повлиять. Опять же это часто мнимая концепция, которую может женщина сама себе придумала. Как раз он, преподобный Паисий, даже советовал мужчине, которого жена упрекает за частое посещение храма, начать говорить примерно следующим образом, (своими словами выскажу мысль от лица мужчины): «Пока я хожу в храм, то я чувствую какую-то возможность себя сдерживать. А когда я теряю это ниточку духовной жизни, эту связь, то мои страсти начинают развязываться, и я теряю контроль над собой. Вплоть до того, что я могу тебя, моя супруга, побить». Тогда жена сказала, мол, ходи в храм столько, сколько нужно.
С другой стороны, может и в ваших словах есть доля правды. Один известный духовник говорил, что священнику хочется и храм построить побыстрее, чтобы показать плоды своих трудов архиерею, но есть же и супруга его. Действительно бывает так, что молодой священник (речь здесь про молодого, но вы поймёте, как применить эти слова к вашему случаю) с головой уходит в дела, забывая о том, что у него есть дома живой человек. Матушка и, возможно, дети. Но бывает так, что матушка не выдерживает и уходит. Конечно, случаи бывают разные, не всегда они связаны с деятельностью священника. Но когда одного духовника спросили, как он смотрит на подобную семейную трагедию, возникающую по этому поводу, то он ответил примерно следующим образом: если бы батюшка трудился со смирением, то матушка бы поняла. Одно дело, когда человек что-то строит, понимая, что он должен, так поступая, а другое дело, когда он хочет именно вследствие своих каких-то придуманных моделей завершить стройку в некий определённый срок. Здесь уже примешивается своё какое-то желание. В данном случае человек исходит не из какой-то очевидности, а из собственных моделей.
Действительно, когда мы что-то делаем, нам хочется совершенствовать свои рабочие навыки, делать быстрее, точнее, прыгать выше, но здесь уже человек должен вырабатывать какую-то культуру осмысления собственного труда. Если он сделал необходимого достаточно, то даже при условии, что его хвалят за труды и другие ждут от него более высоких результатов, всё-таки нужно обернуться и понять, что настало время уделить внимание дому.
Наконец можно подойти к решению, которое может быть выполнено на практике. Со своей стороны, вы можете дать ему какое-то время на его деятельность, не трогая его призывами пораньше вернуться домой. Но потом, после того, как вы уже в течение какого-то времени шли ему навстречу, можете уже сказать ему с полным основанием: «Дорогой, я в эти три дня тебя не трогала, но у нас с детьми запланирована на выходные поездка загород. Они хотят всё-таки видеть своего папу». Если действительно он понимает, что вы его не трогали и «прикрывали тылы», то при нормальном раскладе мужчина должен понимать, что если ему пошли навстречу, то тогда и он должен пойти навстречу. В таком случае может сложиться нормальная рабочая ситуация, при которой вы даёте мужу возможность действовать. Он следует тому, что считает правильным, вследствие этого он не входит в состояние какого-то кризиса и нервозности, но при этом вы всё-таки его возвращаете и к другой стороне его жизни.
Один человек рассказывал, когда он занимался писательским трудом, он уходил на два дня в уединение. И вследствие того, что у него были эти два дня, он мог более или менее спокойно существовать в течение середины недели, в обстановке, когда к нему обращаются люди, когда с ним кто-то хочет поговорить. А когда он не уходил в уединение, пытался своими трудами заниматься в течение недели, то нередко, даже иногда против своего желания, он раздражался. Он только захочет продолжить писать, что наметил, как возникает ситуация, при которой он должен с кем-то начать что-то обсуждать. А так, когда он знает, что у него будет время, когда он сможет прийти и реализовать всё, что задумал, он может в более или менее спокойной обстановке делать всё, к чему его призывает текущая реальность и его долг.