-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 01.06.2023. |
Страхи бывают разные. Говоря о них, важно понимать их причины возникновения. Взгляд с разных сторон на ситуацию даст ясность того, есть ли в действительности причина для беспокойства или нет.
Первые три части ответа про страх упоминаются в тексте.
Первый вопрос, который вы задаёте, является ли это недоверием к Богу, если вы проверяете, как спят муж и дочь. Муж старше вас, и вы боитесь за его состояние здоровья. Вы просыпаетесь и смотрите, дышит ли муж. Когда была жива дочка, из-за тяжёлой формы эпилепсии приходилось не спать и смотреть – если не дышит, значит надевать маску кислорода ей.
Если вы просто переносите какие-то страхи, которые были связаны с дочерью, на мужа, а к тому нет каких-то объективных причин, то здесь скорее уже, не хотелось бы такое слово употреблять, чтобы не обесценить ваши переживания, сводя их до уровня биологии, но сформировался такой некий рефлекс. Как в недавнем набранном ответе о страхе садиться за руль.
«Травма. Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)».
Вообще, конечно, духовные авторы использовали следующий приём: подобрать в Псалтири какую-то мысль или фразу, которая одним концом указывает на проблему, а другим концом указывает на её решение, или на что-то, что могло бы помочь эту проблему перенести в иную плоскость. Этот приём, как говорил духовник, работает тогда, когда уровень страстного сигнала, который получаем, (тревоги или чревоугодия), не велик, не зашкаливает. Если, конечно, уровень сигнала зашкаливает, если страсть бушует, то здесь лучше не пытаться деятельностью разума снивелировать ситуацию. Здесь надо переключиться на молитву и на ней, как на камне, строить дальнейшие минуты своей жизни. В Псалтири есть фраза «поставил на камне ноги мои (Пс 39. 3)». Иначе, если использовать попытки разумом снивелировать ситуацию во время зашкаливающего действия страстей, то страсти могут снести наши потуги, и мы кверху тормашками полетим.
Авва Евагрий Понтийский создал даже такой труд – книгу – Противовещатель, –если так можно сказать, переводя на русский. Если человеку приходят различные помыслы, чревоугодие, или что-то типа такого, то из этой работы человек подбирает слова священного писания, которые противопоставляет помыслам. Не на его книгу опираясь, а из Священного Писания по этому принципу приведу мысль: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» ((Лк. 21, 34), – нас предупреждают, чтобы наши сердца не отягчались пьянством и житейскими печалями, чтобы в этом состоянии мы не встретили день Господний, то есть конец земной истории, когда Господь придёт судить землю. В этом состоянии же люди действительно бывает умирают, в состоянии какой-то греховной помраченности. То есть слова призывают нас к трезвению, и соответственно, в нас есть тёмное пятно нашей совести, чтобы сразу покаяться, чтобы счистить это пятно, если мы колеблемся такими житейскими печалями.
Бывает ведь, человек, когда потерял вещь, проклинает людей, из-за того, что это из-за них он эту вещь оставил. И он разрушает своё душевное настроение. А что если сейчас Господь призовёт его душу? К этой фразе надо относиться не магически. Это не какие-то там мантры. Эта фраза скорее активирует целый комплекс переживаний, знаний, которые мы почерпнули из священного писания, знания, которые мы имеем в нашем опыте. Просто всё это знание оно в концентрированной форме собрано в этой мысли. Эта мысль призывает нас опомниться, вот сейчас, в тот момент, когда мы, скажем, едим.
Когда мы хотим с кем-то поговорить, мы может помолиться словами: «Положи, Господи, хранению устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» (Пс 140. 3) – мы молимся, чтобы Господь охранял наши уста. Есть разные формы молчания. Один старец говорил, что есть те формы молчания, при которых человек вообще ничего не говорит, берёт на себя такой аскетический подвиг. Это неплохо само по себе. Но бывает молчание ради Бога, когда человек говорит, но говорит полезное. То есть он не произносит каких-то слов, которые могут другого оскорбить, или ввести в какую-то суету. Даже применительно к потерянной вещи (это я к словам старца от себя добавляю), человек не начинает соседям или в очереди в больнице рассказывать, какие кругом все злодеи, что его отвлекли, а он эту вещь потерял.
Когда человек говорит, он старается, чтобы его слова были «с солью». «Слова, приправленные солью», «осоляют Христом» (рассказывал в своих лекциях И.Ц. Миронович) – так говорят, когда человек в слова вкладывает что-то конструктивное, какие-то Евангельские смыслы. Не обязательно человек цитирует Евангелие, но его слова несут какие-то значимые смыслы. Он же говорит с верующими, но и неверующих надо утешать, в болезни, например. Он знает, что ссылка на какие-то священные тексты людьми не будут приняты, но старается, как может, хотя бы используя какой-то человеческий опыт, помочь людям в их скорби.
Вы можете соответственно подобрать тоже какую-то мысль из священного писания, которая указывает, что жизнь и смерть в руках Божьих. Например, «Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий», вот «всуе бде стрегий» – это значит, если Господь не сохранит города, всуе бдят «стригущие», то есть стражники. «Всуе вас есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон» – в русском переводе эти слова Псалтири значат: встаньте, хорошо отдохнув. Вы, которые едите болезни, как хлеб, потому что даст Господь своим возлюбленным сон. Это привожу примерный перевод по книге «Псалтирь учебная», там приводится литературный перевод псалмов. Соответственно, если речь идёт о каких-то ваших страхах, не имеющих обоснования. Если есть обоснования, если муж задыхается, например, то всё-таки наука идёт вперёд, есть устройства, которые человек, испытывая внезапную остановку дыхания, может использовать. Он засыпая надевает масочку, а прибор снабжён компьютером, который анализирует дыхание человека. Не то, чтобы этот прибор дышит за человека. Как я понял, когда у человека идёт сбой дыхания, компьютер анализирует именно дыхание, и в момент сбоя он начинает подавать кислород.
Конечно, надо помнить, что и жизнь, и смерть в руках Божьих. Даже где-то попалось воспоминание об одной праведной душе, к сожалению, уже не помню, шла речь о мужчине или о женщине, но душа была праведная. Этот человек хотел отойти, будучи наедине с Господом, но рядом с человеком постоянно кто-то находился, кто-то за ним присматривал. И в момент отшествия он попросил ухаживающего за чем-то сходить, выйти по какой-то надобности, что-то посмотреть. Когда ухаживающий вернулся, этот человек оказался почившим. Мы не знаем, по какой именно причине, хотел ли он наедине отойти к Господу, или он хотел избавить своего ухаживающего от необходимости созерцать это разлучение души с телом, может избавить от каких-то впечатлений. Но вот такой был эпизод.
Пошлю также ссылки на два ответа про страх, первую часть и приложение. В этих ответах говорится, что в принципе есть страхи где-то и обоснованные, инстинкт самосохранения Господь нам дал. Есть некий страх Божий, страх утратить связь с Богом, страх, который приводит нас не в оцепенение, а который нас побуждает избегать греха, потому что грех разрушает нашу связь с Богом, бояться надо только греха.
– Ответ «Страх. Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи»
– Ответ «Страх. Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное»
– Ответ «Страх. Тяжелые мысли – противопоставить пение»
Там сказано, что, когда у человека есть какой-то страх необоснованный, нужно не столько бороться с ним, пытаться его разрушить, хотя и это где-то нужно, когда человеку нужно показать необоснованность его страха, но бывает так, что патологический страх глубоко где-то укоренён, и не всегда помогают эти объяснения. Но Жан-Клод Ларше в своей книге «Духовное бессознательное» высказывает мысль, которая кажется справедливой, о том, что нужно восстановить страх в его конструктивном первоначальном значении, тогда нелепые фобии сами собой уйдут, потому что сам процесс, который в нас встроен, он выпрямится. Нужно вернуть страху его первоначальную функцию. Важно настроиться на то, чтобы бояться, в хорошем смысле слова, разорвать связь с Богом, с любимым человеком. Тогда на фоне этого конструктивного страха какие-то нелепые фобии теряют значение, потому что человек понимает, что не это главное. Рынки рушатся, не понятно, что будет с валютами завтра, но самое главное, что у тебя есть связь с Богом. Бруно Беттельгейм, неверующий психиатр, говорил, что те люди, которые в экстремальных обстоятельствах концентрационных лагерей оказывались, имея главное с собой, они могли сохранить какую-то устойчивость. У них была какая-то опора на ценности. А те, которые этой опоры не имели, они быстро терялись, ломались психологически. Нужно бояться потерять эту опору.
Надо напомнить, что страх может иметь инфернальные корни. Падший дух, которого психиатр активно пытается представить несуществующим, может просто банально вдолбить в голову какую-нибудь фразу, например, «твой муж сегодня умрёт» – и человек, который не знает о существовании падших духов, оказываясь в такой ситуации, условно может начать воспринимать эти слова как свою собственную мысль. Вернее, как предчувствие. И потому постоянно пробуждается, проверяет, жив ли муж или нет. Получается некий вариант компульсивных мыслей, расстройства личности.
Не буду повторять, что было сказано в другом ответе на эту тему, просто пошлю ссылку. Это был ответ девушке, у которой был в своё время эзотерический опыт, сейчас она страдает от каких-то навязчивых мыслей, которые обещают ей что-то плохое, и она по этому поводу переживает. Там приводятся мысли о том, что даже светские авторы при таких историях советуют не вникать в эти мысли, переключаться на что-то другое. В нашем случае мы имеем возможность переключаться на молитву. В этом ответе привожу слова о том, что губительной может оказаться попытка глубокого исследования таких мыслей, потому что если мысль носит инфернальный характер, то человек, начавший глубоко исследовать, как бы свяжется с этими мыслями, и они начнут пропитывать его сознание и управлять им.
Вы говорите, что после смерти дочери у вас боязнь, что Господь может лишить вас близких людей. Предваряя этот ответ можно сказать, что всё-таки только со временем люди могут познать, что воля Божья, как говорил апостол Павел, благая и совершенная. Потому что, когда человек знает Бога только теоретически, может быть сами собой всплывают в уме параллели с земным правителем, который, имея возможность проявлять власть над своими подчинёнными, иногда поступает исходя из каких-то сиюминутных эмоций. Где-то речь может идти о каком-то самодурстве или тирании, из ощущения человека себя песчинкой в руках сильного властителя. Но всё-таки уже только с опытом человек приходит к пониманию, (не только священное писание об этом говорит, но и практика показывает), когда мы доверяемся Богу, то Господь ведёт нашу душу ко спасению. Что такое спасение? Патриарх Сергий (Страгородский) в своей книге «Православное учение о спасении» как раз показывает, что спасение должно зародиться ещё здесь, в земной жизни. То есть спасение выражается в том, что человек как бы начинает воспитывать в себе добродетель, и вследствие того, что добродетель становится укоренённой в его душе, он начинает испытывать блаженство. Можно сказать, на ровном месте, комментируя мысль патриарха Сергия. То есть «блаженны милостивы» – что значит? Если ты человеком станешь милостивым, если милосердие станет твоим качеством, тебя как личности, то ты будешь испытывать блаженство даже если внешние обстоятельства твоей жизни кому-то могут показаться и экстремальными, и совершенно не соответствующими. Например, преподобный исповедник Никон Оптинский пережил гонение за веру, умирал в ссылке, в очень тяжёлых условиях. Хозяйка, у которой он квартировал, поставила достаточно жёсткие условия, он умирал больным, кажется, даже голодным. Но он писал перед смертью «счастья моему нет предела», то есть Господь всё равно испытывал в нём что-то, чего нет во внешних условиях. Как раз нагорная проповедь Христа говорит о том, что если человек очищает своё сердце, если он стремится к милосердию, всегда же он гоним за правду, то он может быть блаженным ещё здесь.
Когда преподобного Варсонофия Оптинского спросили о том, что такое жизнь, он дал парадоксальный ответ, что жизнь – это блаженство, несмотря на то, что в жизни есть и скорби, и всё остальное. Если человек старается жить по заповедям, то он испытывает блаженство. Но на пути к блаженству иногда стоят какие-то наши идолы. Идолопоклонство может состоять не только в служении в рамках конкретных культов, но духовные авторы понимают идолопоклонство как фиксацию на каких-то движениях души, на страстях. Человек может поклоняться деньгам, в том смысле, что для него деньги – это центр, на котором он фиксируется, с которым он соотносит все свои стороны жизни. Человек может поклоняться в том числе и своему страху, ставя свой страх во главу всего. То есть когда человек принимает какие-то решения, не разбирает его, а его поступок не соответствует, который он хочет совершить, заповедям Божьим, а он задаёт первый вопрос, не принесёт ли этот поступок ему некое неудобство, из этого исходит.
Если у вас страх потерять кого-то из близких после смерти дочери, то надо понимать, что этот страх является тупиком. Потому что люди всё равно уходят, и всем нам надо будет предстать перед Христом, вопрос только в том, когда это произойдёт. И завтрашний день никому не обещан. Поэтому таким образом человек перед смертью уже себе готовит какую-то безвыходную ситуацию. Опять же, от этого страха исцеляет понимание, как устроен этот мир. Иногда некоторые страхи преодолеваются, как было сказано, в управлении самой функции страха. Некоторые страхи нужно просто отсекать, какие-то инфернальные, читать молитву «Крест Христов, на весь мир освящённый благодатью и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам оружием на всех врагов наших, видимых и невидимых, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». А некоторые страхи нужно преодолевать пониманием. У некоторых авторов «Добротолюбия» можно встретить такой совет, что страсти можно преодолевать через понимание. Силой нашего разума мы уходим из этого потока бушующих страстей, потому что мы понимаем смысл происходящего.
На тему смерти было проведено очень много бесед. В рамках цикла «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» был такой подраздел «Переживание опыта смерти». Как раз плейлист по этим беседам данного цикла выложен в «Вконтакте», под названием «Переживание опыта смерти» и ещё какие-то ответы присоединены.
Человек не то чтобы отвергает этот, как профессор Ф.Е. Василюк говорил, сам аффект, но аффект встраивается в какой-то контекст, основанный на истине. И мы знаем, что и Господь плакал, когда Лазарь умер. Но тем не менее, наша скорбь не является убийственной, потому что как люди мы испытываем, конечно, какие-то переживания, но мы понимаем, что любимый человек он никуда не ушёл, не ушёл из бытия, не распался на атомы, что он как личность жив и что ещё будет встреча. Самое главное, чтобы мы молились за него, чтобы Господь помиловал его, и чтобы мы, прожив жизнь в соответствии с Евангельскими заповедями, ещё здесь с Божьей помощью пережили раскрытие этого Царствия Божьего внутри нас. То есть пережили бы Царствие Божие как свою внутреннюю данность, как своё внутреннее состояние. Об этом, кстати, писал Сергий Страгородский в своей книге «Православное учение о спасении». Он как раз спасение так объяснял: мы приходим к Богу, к людям, и, если у нас появляется какая-то добродетель, какой-то Евангельский навык, милосердие, кротость, благостное состояние, которое мы испытываем здесь в земной жизни, то в этом состоянии переходим в вечность. Если действительно на этом уровне встреча произойдёт с любимыми людьми, тогда конечно никакой разлуки не будет. А беда будет, если мы или другой человек из этой любви выпадают. Об этом надо беспокоиться, чтобы нам остаться в этой любви, или прийти к этой любви. А то, что рано или поздно каждому из нас придётся совершить переход в вечность, этот факт несомненный.
На сайте Православие.Ru есть ещё статья «”СИЛЫ ДАЕТ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ”. Родители особых детей – про жизнь и опыт» про деток с особенностями развития и про их родителей. https://pravoslavie.ru/112288.html В третьей истории приводится история Жени. И мама Жени говорит, что в их доме никогда громко не включены телевизор или радио, потому что она должна всё время слышать, что Женька дышит. У неё были сложные приступы с остановкой дыхания. Надо было быстро реагировать, действовать. Но здесь всё-таки она правда прислушивается к дыханию ребёнка, потому что был опыт, были прецеденты остановки дыхания. То есть она не выдумывает это из головы. Потому что, если начать выдумывать из головы какие-то страхи, то им конца и края не будет.
Поэтому, уже упоминалось два ответа про страх.
Там проводится градация между страхами, и в дополнение к этим ответам можно привести слова одного психиатра. Он говорил о том, что, если человек идёт по лесу и впереди него ядовитая змея, и он боится, то это ещё нормально, потому что есть объективная причина. А если человек моется в ванной и начинает бояться змеи, то это уже патология. Конечно, тему страха трудно раскрыть в нескольких ответах. В беседах разбирали слова одного военнослужащего, он говорил, что в бой боец должен идти со всем своим мировоззрением, в том числе и со страхом. Он говорил, что у людей, которые лишались страха, (страх можно приглушить наркотиками, или медитациями, или ещё чем-то), их убивали сразу. Потому вообще страх – это друг воина. Страх подскажет, где пригнуться, как выжить. Просто страх не должен завладеть воином. Но в экстремальных ситуациях действительно Господь даёт, как в ответах было сказано, бесстрашие. Но оно носит другой характер, нежели то бесстрашие, что достигается путём приёма психоактивных веществ. Там приводится книга монахини Елены (Казимирчак-Полонской) «О действии благодати Божией в современном мире», если человек молится, то человек не боится, но при этом не отключается от окружающей обстановки. Он всё видит, всё понимает, всё анализирует, но при этом Господь даёт ему какое-то воодушевление. Человек чувствует какую-то опору и сердце его не колеблется.
О монахине Елене см. в цикле бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (часть 3):
4h. Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Куда идти, если не знаешь, куда. О интуитивном познании
4i. Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Ефросиния Керсновская