Эзотерика. Эзотерика. После выхода (часть 1) из эзотерики не имеет покоя. Злость. Кажется, что все кругом плохо
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  04.06.2023.



Злость, гордыня ума, непробиваемость – все это характеристики, применимые к эзотерикам. Научиться слышать и слушать тех, кто обладает опытом жизни во Христе. Построить систему мышления, основанную на Истине. И через это выйти из паттернов, сформированных годами пребывания в эзотерике. Перед тем, кто принимает Христа, раскрывается жизненный путь, появляется перспектива.

Ты выбросила все, относящееся к эзотерике, но это еще не значит, что все закончилось. Ведь паттерны, усвоенные во время занятия эзотерикой, с человеком остаются на многие годы. Не знаю, прочла ли ты тот ответ, что я тебе послал или нет. Если ты сделала вывод, исходя только из названия ответа – это, конечно, прискорбно. Значит мало, что изменилось. Как раз одно из последствий эзотерики в том и заключается, что людям кажется, что они знают все (буквально). Эта черта была заметна у тебя.

Не могу сказать про себя, что занимался эзотерикой. В каком-то смысле можно сказать, что имел к ней отношение. Если эзотерику рассматривать не как конкретное учение, а как определенное настроение ума человека, который хочет жить по-своему. Он живет так, словно к нему было обращено искушение дьявола с предложением съесть плод с обещанием – «вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 5). Что мне помогло выкарабкаться из этого состояния? Именно желание научиться у тех, кто обладает опытом жизни во Христе. Собственные домыслы, собственные рефлексии постоянно заслоняют ту жизнь, которая перед тобой открывается. Требуется дисциплина ума, чтобы не давать этим механизмам власти над собой. Как пример – пьющий человек. У него рушится жизнь. Но любая попытка диалога безрезультатна. Ему все понятно. У него есть все ответы на вопросы. Он все знает лучше тебя. Но почему тогда пьешь? И для эзотериков характерна непробиваемость. Выстроены бастионы, за которые критической мысли не пробиться. На все припасен заранее готовый ответ.

В ответе «Эзотерика. Пришедшей из эзотерики к храму, но не ощущающей утешения», что если у человека есть усвоенные им эзотерические идеи, которые остались на уровне паттернов мышления, он не может ощутить Божественную благодать, к которой приобщаются люди через Таинства (в частности Причастие).

Был еще и такой ответ, вдруг пригодится – «Эзотерика. Пришедшей из эзотерики»

Реабилитация человека, прошедшего эзотерику (а ты серьезно была погружена), занимает время. Человек постепенно очищает свой ум от гордыни. Обращение сатаны – «будете, как боги» – адресовано каждому эзотерику. На нем лежит печать гордыни духа. Характерна некая мысль (тайная или явная) – я не такой как все. Если человек не будет бороться с гордыней ума (вырваться очень тяжело), он не сможет понять радости во Христе. Он ищет помощи. Получает советы, но все отрицает, потому что ему больно. Ему кажется, что происходит насилие над его личностью. Он яростно защищает свою точку зрения. Начинается борьба со страстями и человеку кажется, что он что-то теряет (страсти прикипают и становятся «вторым Я»). Если у человека есть способность прислушиваться, если есть в нем хотя бы зацепка для смирения, ему проще. Гордость – некритичность к собственным мыслям.

Реабилитация выражается, в том числе и в борьбе с гордыней. Человек пытается понять, что с ним произошло. По сути, он заново выстраивает систему восприятия, механизмы мышления. Оккультная инициация, как молния пробивает этажи нашей личности, деформируя взгляд на жизнь, на самого себя. Нужно время, чтобы выстроить систему восприятия, основанную на Истине. «Аз есмь Путь и Истина и Жизнь» сказал Христос. Перед тем, кто принимает Христа, раскрывается жизненный путь, появляется перспектива. Такой человек ощущает жизнь в себе.

Третьим пунктом можно назвать злость, выражающуюся в яростном отрицании советов. Она не дает человеку ощутить новой жизни во Христе, благодатное переживание (например, в Таинстве Причащения). Если злоба не будет осознана человеком, то будет его и дальше пожирать. В чем опасность страсти? Человек начинает страсть считать своей законной, даже правильной реакцией. То есть унылому кажется, что уныние – нормальная реакция на происходящее. Пьющий считает, что выпить – логичное решение. Хотя надо бы рассмотреть ситуацию, подвести итоги, мобилизоваться.

У тебя все эти пункты были и, по всей видимости, никуда не ушли. Категоричное отрицание всего, что не совпадает с твоей точкой зрения. Злость по отношению к людям. В Священном Писании сказано, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4. 6). Бывает, что уходят многие годы, чтобы победить гордыню. Она мучает. Человек не может испытать радости жизни (хотя бы социального общения, если уж не благодатного переживания). Весь мир кажется злым и плохим. По учению нейрофизиолога Ухтомского (на него часто ссылаюсь в беседах) общий колорит, под которым человек видит мир, определяется текущей доминантой. Если сам индивид несет злобу, то и весь мир окрашивается в эти тона. Таким специфическим образом ум интерпретирует деятельность человека вообще и в социальном отношении в частности.

Ты отмечаешь, что твои знакомые остаются в Церкви, занимаясь эзотерикой и у них все хорошо. Но в это поверить сложно. Я был знаком с эзотериками. Их можно узнать по неестественной веселости. Создается впечатление, что все у человека прекрасно. Шутки. Смех. Счастье через край. Но стоит заглянуть за этот внешний покров, а там тихий ужас, а может и не тихий. Депрессия. Рубцы на сознании. Тем более, если речь идет о женщинах. Не знаю можно ли так сказать, но одной женщине перед другой трудно признать, что у нее дела идут плохо. Рассказать правду трудно. Человек готов к правде, когда понимает, что нужно что-то менять в жизни, а прежние стратегии не работают. Если твои друзья продолжают заниматься эзотерикой, находясь в Церкви, им нельзя Причащаться. А ссылка на других людей, когда речь идет о себе самом – скорее типичный уход от темы, нежели адекватный ответ. Речь о тебе, а не о других людях.

Впрочем, есть еще один случай, когда человек вроде бы в Церкви, но продолжает заниматься эзотерикой. Наверное, это самый тяжелый случай. У него возникает некая эйфория. Один миссионер сказал, что это полная гормональность (не гармония). Признак того, что подобное состояние НЕ основано на Истине – отсутствие адекватного взгляда на происходящее. То есть возникает ощущение, что человек весьма специфическим образом все переинтерпретирует внутри себя. До него не достучаться. Не только в отношении недопустимости эзотерики для православного христианина, а по поводу даже просто житейских вопросов.

С чего начать? Очень хороши лекции отца Иоанна (Адливанкина). Он несет служение в Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, что находится в Люблино. У центра два сайта. Сайт в темных тонах – новый. В разделе «Проблемы оккультизма» и расположены лекции отца Иоанна в трех частях. Очень интересно.

Пытался описать проблему в следующих текстах

БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания
БРЕШЬ В СТЕНЕ. Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний (Ч. 2/2)
БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): о преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия

Самое тяжелое – перевоспитать в себе отклики ума. Если человек привык функционировать исходя из гордыни, то любой совет, данный со стороны, он начнет яростно отрицать. Потихоньку надо себя учить. Понятно, не стоит слушать все, что говорят. Но если речь идет о значимых советах, особенно если они исходят от людей, разбирающихся в происходящем и тех, кого ты сама спрашиваешь, необходимо приучать себя не отрицать сходу, а рассмотреть. Хотя бы допустить – вдруг в словах этого человека есть хотя бы доля справедливости.

Особое внимание следует обратить на человеконенавистничество. Один опытный миссионер, который помогал людям, поврежденным в результате оккультизма, отмечал, что беспричинная злоба является признаком одержания человека. Много крови придется пролить, прежде чем научишь свое сердце любви. И как следствие мы начинаем видеть в людях хорошее. Так появляется радость жизни. Каждый человек представляет собой целый мир. Если мы раньше видели только одни недостатки (один другого ненавистнее), то теперь мы видим много хорошего. Начинает действовать утешение сердца. Хочется жить.