-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 15.06.2023. |
См. начало ответа:
«Социальная деятельность. Девушке, желавшей помогать детям из детских домов (Часть 1)».
В работе, требующей большой затраты сил, необходима духовная основа. Каждому человеку в определённый момент жизни становится необходим некий источник энергии, перезаряд, но даже если его невозможно получить сиюминутно, тем не менее, можно хотя бы сохранить внутренний мир через связь со Христом, ту самую основу, которая наполняет и держит, что бы не произошло.
Ещё хотел сделать несколько дополнений по поводу твоей деятельности благотворительного характера, в отношении тех социальных проектов, в которых ты принимаешь участие. Когда речь шла в разговоре с тобой о том, что была всё-таки какая-то духовная основа, ты эту мысль поняла в следующем ключе: ты говорила, что понимаешь, что нужно молиться, но времени у тебя особо на это нет. Как раз в этом твоём ответе видно непонимание сути вопроса. То есть ты духовную жизнь воспринимаешь только на уровне того, чтобы сесть в красный уголок, раскрыть книгу и что-то такое читать, причём максимально долго. Но это разделение жизни на два сектора, один – в котором человек просто мечется, (здесь можно вспомнить достаточно избитый образ белки в колесе), а второй – он пытается каким-то образом совладать со своим разорванным сознанием, читая по книжкам молитвы. Духовные авторы видят идею духовной жизни совершенно в другом. Даже если человек находится в гуще каких-то дел, то он не теряет этой внутренней опоры, а опора проистекает через связь со Христом. Он сохраняет эту связь, через что и внешние дела его начинают гармонизироваться.
Одна девушка принимает участие в подготовке чемпионата мира в Катаре. Она на Соловках заново духовно родилась. В детстве она была крещена, потом ушла в эзотерику, потом прошла присоединение к церкви, через очередное помазание. И сейчас старается жить в полном смысле слова по-христиански. Она написала несколько сообщений о своей работе. Международный проект, очень много участников, но, когда стараешься этот огонёк молитвенной связи со Христом хранить, когда стремишься к этому внутреннему миру, тогда и те шаги, которые ты делаешь в реальности, они в ней как бы закрепляются. То есть они не становятся песчаным рельефом, который смывается водой. Сделанное закрепляется в реальности, и дело это начинает развиваться, приносить плоды. Особенно в общении с другими людьми. В проекте участвуют люди из разных стран мира, не знаешь даже как к кому подойти, потому что у человека свой менталитет, своя культура, не знаешь, какой реакции от него ожидать. Когда подходишь к людям исходя из внутреннего мира, который достигается в том числе через молитву, тогда и с ними можно какой-то контакт установить. Ты слушаешь их, они слушают тебя. И как-то всё начинает само по себе складываться. Внутренний мир тебе подсказывает, куда делать следующий шаг.
Вообще есть такое ощущение, что твоё мышление как-то пытается познавать мир путём разделения на какие-то сектора. Духовная жизнь у тебя разделена на два сектора: первый – просто присутствовать в водовороте, а второй – это присутствовать в водовороте и иногда из него выныривать. Но понять проблему нужно на другом уровне. Где-то перестроить свой образ жизни так, чтобы сохранение внутреннего мира стало возможным. И потом стараться все свои дела и слова реализовывать исходя из этого внутреннего мира.
Это разделение характерно и в твоём вопросе про общение с людьми. Ты говоришь, что, когда едешь в детский дом, ты едешь не абстрактно к людям, а конкретно к кому-то. Здесь складывается такое впечатление, как будто не видно правды в этих словах. То есть ты пытаешься на уровне интеллекта нащупать какую-то опору, но не совсем понимая, может быть, сути явления. Конечно в этом есть определённая доля смысла. Академик Ухтомский как раз говорил, что его всегда смущали слова абстрактной любви к человечеству, если при этом рядом находится униженное человеческое лицо. Эзотерики, кстати, очень любят много говорить о любви к человечеству, о том, чтобы дарить счастье, но при этом к своим близким иногда относятся достаточно жёстко.
С другой стороны, здесь надо вспомнить слова духовников, они говорили: старайся никого не выделять. Очень важно любить людей равной любовью, не по пристрастию. Конечно, всё равно есть люди, которые наиболее к нам расположены, естественно мы как-то в их сторону начинаем чаще смотреть. Но надо помнить, что есть такой соблазн, как фиксация на одном каком-то человеке и подмена духовного душевным. То есть то дело, которое человек начал реализовывать, исходя из духовных соображений, становится таким местечковым, спускается на уровень ниже и заканчивается, и превращается просто в банальную привязанность к кому-то. Конечно, мы не роботы, человеческие отношения тоже есть, но в отношении детей, например, надо понимать, что особое отношение к кому-то может сопровождаться игнорированием других детей, что может ранить и может вызывать среди них зависть. Поэтому здесь надо быть очень аккуратным.
Также ты рассказывала, когда ты испытываешь усталость, ты ничего не говоришь. Мог неверно твои слова истолковать, но я понял так: чтобы не лицемерить, не выдавливать из себя то, чего в тебе в данный момент нет, (улыбки, положительных слов), ты молчишь. Один духовник говорил священнику, если я правильно понял его слова, если уже тяжело, то хотя бы оставайся в рамках вежливости. Этот священник, который выслушал совет, рассказывал, что, когда он очень устаёт, когда много исповедников и уже покинута та зона непосредственности, когда при беседе с человеком чувствуешь себя спокойно и легко, когда уже есть усталость, когда приходится бороться с раздражением, но, что поделать, все мы люди, он говорит, что в эти минуты он старается остаться хотя бы в рамках вежливости, хотя бы не сказать никому поспешного грубого необдуманного слова. Если ты чувствуешь, что устала, не пытайся изобразить то, чего нет, хотя бы пытайся остаться в рамках вежливости, чтобы никого не ранить тем хаосом, который может быть внутри. И у священников бывают такие минуты, и очень важно научиться их проходить, потому что если поддаться им, выплеснуть на кого-то свой внутренний хаос, то тогда то, что внутри, закрепляется где-то в нервных центрах и начинает властвовать. Христос сказал, что исходящее изнутри оскверняет человека. Пока только мысль присутствует гневная, это просто мысль, а если её реализовать в поступке или деле, то она уже имеет шансы при повторяемости её реализации стать навыком, то есть типом реагирования на реальность.
В заключении думал рассказать об одном священнике. Когда он ездил в колонию, будучи студентом в семинарии, он рассказывал, что заключённые – народ особый. Если в колонии целый день провести, то ощущаешь себя просто высосанным. Он ездил туда со священниками, и, если удавалось причаститься перед выездом, он, проведя в колонии день, домой возвращался что называется более или менее в себе. А если причаститься не удавалось, то он приезжал домой уже в подавленном состоянии. То есть причастие держит. Как это происходит – трудно понять, но оно держит, незримо, непостижимо. Конечно невозможно причащаться каждый раз, когда ты выезжаешь в детский дом, но можно из этого примера вынести ту мысль, что нужно тянуть ниточку от причастия к причастию. Когда мы причащаемся, то как бы в нашу чашу наливается благовонная миро, а когда мы скачем по ухабам жизни, мы это миро расплёскиваем. И через некоторое время в нашей чаше уже ничего не остаётся. А если стараться от причастия к причастию тянуть ниточку, чтобы к следующему причастию в нашей чаше ещё что-то оставалось, тогда, получается, тот запас благодати, которую мы не растеряли, начинает нам помогать. То есть у нас есть определённый иммунитет. Когда мы оказываемся к каких-то ситуациях, при которых кто-то в нашу сторону выдвигает агрессивные посылы, если в нас благодать присутствует, то эти посылы не раскалывают нас. Словно какой-то экран нас защищает.
Это очень важно быть изнутри стоящим на какой-то духовной основе, потому что особенно дети с диагнозом забирают очень много сил. Женщина, которая работала с детьми, у которых были проблемы вроде аутизма, говорила, что это такое дело, которое требует очень много сил. Её мысль перескажу своими словами: если дети чувствуют в тебе какую-то эмоцию, если они видят в тебе какую-то «торчащую нитку», то они за неё дёрнут. Она пыталась идти путём формирования в себе непроницаемости, но не знаю, насколько этот путь конструктивен. Из этой истории можно взять саму проблему, а пытаться идти путём всё-таки ориентации на соединение со Христом, в следствие чего у нас рождается благодатное переживание. Тогда нас на эмоциональном уровне уже труднее раскачать со стороны.
И, наконец, хотелось сказать, что эта скачкообразность мысли возможно связана с тем эзотерическим опытом, который в твоей жизни был. Поэтому нужно, разобраться, чем конкретно ты была увлечена. Потому что это только людям кажется, что какие-то обращения в прошлом никак не влияют на жизнь. Влияют, и ещё как! Особенно, если речь шла о каких-то практиках, об участии человека в каких-то мероприятиях, нацеленных на вхождение в трансовое состояние, то уже познавательная способность ума может меняться, причём, – не в лучшую сторону. И через чин отречения, как рассказывается в «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни» –заложить начало новой жизни. Можно это поражение как-то уврачевать.
О чинах отречения и Присоединения см. в книге иеромонаха Прокопия «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни» в главах «Несколько слов бывшим оккультистам, а также тем, кто обращался к ним за помощью», «Чин отречения от занятий оккультизмом. Исповедь обращавшихся к услугам оккультистов».
Также – беседа «Слово перед Чином отречения от занятий оккультизмом, связи с оккультистами».
Эту беседу проводил перед чином отречения с паломниками (беседа выложена в рамках цикла «Зазеркалье»).
Заметно, что, несмотря на то, что ты училась на «отлично», и знания, связанные с научным сектором жизни ты усвоила, какие-то представления о моментах, касающихся жизни, у тебя развиваются в хаотическом ключе. Такое ощущение, что тебе не хватает выхода на какой-то уровень, где все эти разорванные части собираются воедино. Возникает какая-то нужда в цельности.