-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 23.06.2023. |
См. также ответы:
«Рак. Просившей молитв о раковой больной, которая после лечения поправилась»
«О дочери, заболевшей раком»
Конечно, о раке сложно говорить, и, наверное, моральное право говорить об этом имеет тот, кто это пережил. Поэтому я скажу не от себя, а сошлюсь на опыт людей, которые это пережили.
Для начала можем поговорить об опыте преодоления других скорбных обстоятельств.
Хотя впрямую во всей полноте об этом нигде не прописано, но можно предположить, что человеку дается в жизни несколько лет чтобы пройти какое-то испытание, через которое никак обычными человеческими средствами пройти не сможешь. Хоть головой об стенку бейся, хоть кричи, хоть делай что хочешь. Главное свойство такого испытания состоит в том, что ты не можешь выйти из него человеческими средствами.
Но пока ты находишься в этом горниле – что-то такое в тебе перегорает, и ты как будто научаешься «видеть ушами» (это, конечно, метафора; другими словами, появляется ощущение, будто в тебе открываются новые органы чувств). Ты начинаешь ощущать Волю Божию, Промысел Божий, какую-то Божественную логику, потому что это протестное, человеческое – оно перегорает, и, если испытание будет пройдено – перед человеком раскрывается глубина мироздания, его красота. Он начинает видеть свет Творца в своей жизни, в жизни всего мира. И рождается чувство благодарности, которое перекрывает память о скорбных обстоятельствах, и человек понимает воистину, для чего это было ему дано.
Иногда, кажется, что небо тебя не слышит, вокруг тебя, как говорят в народе, какая-то «засада», ты молишься, а тебя никто не слышит. Отец Софроний (Сахаров) (в 1 части книги – его размышления о житии прп. Силуана Афонского) пишет, что поначалу, когда человек только начинает жить с Богом, – понимает, что Бог для него всё делает и как бы носит на руках. Но проходит какое-то время, и Бог как будто отдаляется, и становится дальше самых далёких звезд, и человек ощущает эту «оставленность». Плюс у него в социальной жизни начинаются какие-то проблемы, что-то рушится. И он вопиет, но небо как будто не отвечает. Но когда человек проходит этот этап и познает любовь Божию, он познает, что все это время, когда он переживал эту оставленность, Бог был рядом, но Он давал человеку пройти тем путем, которым пройти мог только именно этот человек.
У многих духовных авторов есть эта идея, что человек должен пройти борьбу со злом, потому что, если он не пройдет эту борьбу– он остаётся неспособным к жизни в вечности. У Адама был опыт разносторонний, но не было опыта оставленности, и поэтому он так легко пал.
Нечто такое, о чем говорил отец Софроний (Сахаров), пережил старец Силуан – он пришел на Афон и со временем вошел в очень тяжелое искушение – он молился, и ему казалось, что Бог неумолим. У него начались тяжелые искушения, он даже видел демонов живьем, ощущал себя способным умереть на всю вечность. Потом уже он познал Бога – что Бог есть Любовь.
Один молодой человек жил без Бога и у него было только два удовольствия: спорт и эротические моменты. На каком-то этапе он перестал ощущать уже удовольствие и от этого. Погрузился в депрессию, никуда не выходил из дома, перечитал все, что мог найти. Говорил, что разные писатели под разными углами ставят вопрос что делать, но никто на него не отвечает. И только когда он читал творения преподобного Силуана, он как-то почувствовал, что Бог есть Любовь. Ему что-то такое открылось что вывело его из этой депрессии, и он вышел из комнаты верующим человеком. И потом у него началась новая жизнь, которую он уже строил на других принципах, стал помогать другим людям. Его история приведена во второй части работы о депрессии.
Старец Паисий писал, что рак – это аналог блудной страсти, мы не видим этого глазами того, что блудная страсть делает с душой, но глазами можно увидеть, как рак пожирает человека.
Я знаю одну медсестру, которая рассказывала, что ее родственница пошла к экстрасенсу за помощью из-за какой-то проблемы с челюстью, хотя сестра отговаривала ее это делать. После посещения экстрасенса сестра с гордостью говорила, что проблема решена, и ей даже не было больно. Но через какое-то время на этом месте потом началась онкология, часть головы была съедена раком, и все началось именно с этого места. Как говорят сами врачи – никто достоверно не знает причин возникновения рака, рак называют «безумием» клеток.
Если посмотреть на общество, есть люди, которые сами напоминают раковые клетки. Раковые клетки ничего не вкладывают в организм, живут по своей программе. Я знаю нескольких людей, которые полностью исцелились от рака, когда изменили свою жизнь. Например, у нас на Архангельском подворье работал мужчина, ему поставили диагноз 4 степень рака и прописали уже постельный режим. Он не смирился, а наоборот, стал менять свою жизнь: встал на ролики, перестал ругаться матом. И через какое-то время на очередном обследовании ему не подтвердили этот диагноз. Он продолжал получать пенсию по инвалидности, потому что диагноз этот отменить уже не могут, если его поставили.
На логическом уровне плод, родившийся в результате испытаний, не может быть верифицирован, то есть этот опыт трудно словесно передать другому человеку. Духовные авторы говорят, что наш ум способен воспринимать логосы – духовные смыслы, на основе которых развивается мироздание, только когда он не находится под воздействием страстей. Иногда, в высшей точке своей жизни мы поднимаемся к этому состоянию, например, когда прощаем другого человека. Потом мы из него снова выходим, потому что начинают действовать страсти: зависть, раздражительность и т.д. И поэтому бывает, что длительная болезнь до какого-то предела уменьшает насилие страстного над человеком.
Было известно, что преподобный Гавриил (Зырянов) стремился к этой любви Божией, но никак не мог ее достичь несмотря на то, что иногда раздавал всё, почти ничего себе не оставляя, но все равно чувствовал, как в нем бушуют страсти. И однажды он тяжело заболел, болел 5 лет: 2 года лежал на спине по 1,5 года на каждом боку. И за это время те страсти, которые не давали ему покоя перегорели, и перед ним раскрылась новая жизнь. Пока человек находится в протестном состоянии – ему невозможно объяснить суть духовных смыслов, на основе которых живет мироздание, потому что человек меряет все своей логикой. В рамках этой логики – если у него, например, не получилось с работой – он воспринимает это как зло, хотя это может быть промыслительно.
Есть такой священник – протоиерей Игорь Рябко – он сделал ролик в сети под названием «Я проснулся». Там он излагает то, что пережил на самом деле: работа, бизнес… Дела заставляли его двигаться всё быстрее, быстрее. И вот, когда он строил свой дом, вдруг, копая на участке, он удивился что у него сломалась рука, хотя нагрузки не было. Когда он сделал обследование оказалось, что это саркома на последней стадии. По началу, конечно, был шок, но потом у него стало меняться восприятие. Он слышал, что новорождённые дети пахнут по-особенному, но он никогда не чувствовал этого запаха, потому что он всегда куда-то спешил, что-то делал. Только тогда он впервые почувствовал запах своего ребенка. Он понял, что для того, чтобы быть счастливым – можно просто держать любимых людей за руку и больше ничего не надо.
Чтобы осознать суть бытия – нужно было подойти к самой этой точке, к конечной точке, из которой идёт обрыв в небытие. Конечно, человек умирая не уходит в небытие, мы понимаем, что переходим в вечную жизнь. Но для человека неверующего это как раз воспринимается не как переход в вечность, а как уход в небытие, или, как это называют – страх аннигиляции.
Действительно, люди, которые пережили большие потрясения – кто-то из них благодарит за то, что освободился от пут этого мира. То есть человека держали какие-то процессы и он никак не мог с ними развязаться, пока не пришло испытание. Да, оно разбило что-то в жизни, лишило того, что раньше человек почитал за благо, но в тоже время оно освободило от того, что лишало его внутренней свободы. Впоследствии приходит понимание, что потерянное и не было благом в полном смысле этого слова. Это было благом лишь с точки зрения тебя прежнего или с точки зрения людей, которые делятся своим мнением в соцсетях.
Хочу упомянуть священника Георгия Нейфаха, у него была уникальная жизнь. Это глубокий ученый, который работал в очень интересной области – на стыке физики и биологии, он защитил кандидатскую диссертацию, и готовил докторскую. Когда он пришел у Вере – бросил все. Перспективный учёный, в 90-е годы в полуразрушенном приходе сначала стал сторожем, работал истопником и после стал священником. Позже, в городе Курчатов отец Георгий построил храм. Он заболел раком, его друзья предлагали ему оплатить операцию в Америке в клинике самого высокого уровня. Георгий позвонил о. Иоанну (Крестьянкину), и тот ему ответил, что, если будешь делать операцию – пойдут метастазы. Этот ответ не нужно применять ко всем ситуациям. Одному человеку может быть дан один ответ, другому – совсем другая рекомендация. Отец Георгий отказался от операции, его посчитали сумасшедшим, кто-то даже от него отвернулся. Но действительно, он некоторое время еще жил, и перед смертью написал книгу. В конце жизни он уже не мог пользоваться какими-то справочниками, литературой, поэтому всю книгу он писал без ссылок, по памяти. Написав эту книгу, он отошел в вечность, поэтому можно сказать, что это было благословление отца Георгия. Когда этот человек уходил от рака в Вечность, он уходил очень светло, примиренным, на очень высоком уровне он мог осмыслять, синтезировать научное и духовное. Книга называется «Гармония Божественного творения». Когда человек проходит опыт раковой болезни – может быть, стоит попробовать почитать этот труд, он интересен тем, что открывается человеку, когда его ум созерцает те грани, за которыми открывается вечность.
Есть еще другая книга – «Разлуки не будет», Фредерики Де Грааф. Она была духовной дочерью митрополита Антония (Сурожского), работала в хосписах, провожала людей в вечность, и помогала их родственникам пережить этот переход своих близких. В своей книге она пишет о том, что духовный мир существует, складывается такое ощущение, что у людей за какое-то время до смерти начинают как будто открываться какие-то органы восприятия, настроенные на нематериальную реальность, что они вступают с кем-то в общение, и все более и более настраиваются на это восприятие. Также и люди, находясь в состоянии комы, выходят из нее перед смертью и вступают в диалог с кем-то, кого мы не видим. Федерика писала, что приближение смерти можно узнать по печати неземной красоты, которая ложится на человеческое лицо. Это относится к тем людям, которые перед тем, как перейти в вечность, внутри себя стяжали ту любовь, которая является основой для блаженного пребывания в вечности. Если же человек жил в страстях, в хуле на Бога, злости на всех и вся – то ложится печать другая.
Остались воспоминания о Вольтере. Хотя Вольтер признавал Христа, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Наука и религия» пишет об этом и цитирует Вольтера, но многие так называемые «вольнодумцы» признавали Христа, а с Церковью боролись. Перед смертью Вольтер кричал и настолько это было ужасным зрелищем, что ухаживающая за ним монахиня (как бы сейчас сказали, оказывающая паллиативную помощь), когда уже после её просили побыть рядом с умирающим, спрашивала – верующий он или нет.
Одно дело – когда человек хулит всю Церковь, другое – можно говорить о том, что в Церкви есть люди, и нет людей без недостатков. Одно дело – когда человек конструктивно, с состраданием фиксирует эти недостатки, а другое – когда он все пытается разрушить. Когда человек начинает разрушать Церковь – уже очень трудно остаться в равновесном отношении ко Христу, потому что делом Христа было создание Церкви.
На Вольтера печать красоты не легла. Душа всё чувствует, и возможно, что если к постели умирающего уже приступают ангелы чтобы помочь этой праведной душе – общение с ними налагает свою печать, а если разлучение души от тела ожидают духи падшие, которым душа грешная ближе по своему устроению – то переживает этот адский ужас, содрогаясь и тяжело встречая смерть.
По учению духовных авторов, святых отцов, тот багаж, который человек формирует при жизни, берётся им и в вечность. Когда мы понимаем это, то осознаём и что с точки зрения божественного промысла скорби являются благом, потому что в этих скорбях перегорают человеческие страсти, злоба, раздражительность, гнев, обиды, которые можно назвать духовными раковыми опухолями в душе человека. И если он перейдет с ними в вечность – то будет развиваться в том направлении, в котором эти страсти подсказывают. В рамках земной жизни нас еще как-то «тормозит» тело – например, если мы долго злимся на кого-то, наша физиология устает от этой злости, социальная жизнь разрушается, и мы, может и вынужденно, стараемся искать способы примирения с этим человеком. А при переходе в вечность этих тормозов не будет, и человек может разгоняться в своей ярости пока ярость его окончательно не поглотит, и он не станет чистой яростью, и вот оно состояние – основание для вечных мук.
Человек, пришедший за время своей земной жизни к любви, к Богу, к людям, если он стяжал это милостивое сердце, если в нем перегорели страсти, и он становится способным к переходу и общению с Богом в вечности – это один вариант. Если же человек жил иначе – сомнительно, что на него перед смертью ляжет эта печать красоты и умиротворения, потому что человек к этой красоте никогда не стремился в жизни.
Если принять идею о том, что у человека перед лицом смерти (особенно когда эта смерть не внезапна, а наступает в результате длительной болезни) истончается тело и у него открываются некие духовные органы восприятия, нацеленные на другую реальность, на загробный мир – то можно предположить, что о. Георгий писал свою работу, уже сумев заглянуть за грань познания, которую нельзя было преодолеть, находясь в обычном состоянии. Листая книгу, может быть, нам удастся прикоснуться к тому, что видел он. Возможно, он не напишет об этом прямо, но, как говорил свт. Игнатий (Брянчанинов) – через чтение творений автора мы приобщаемся к его духу (поэтому, кстати, очень важно охранять себя от чтения книг, написанных лжеучителями; может быть, они и не будут напрямую со страниц своих книг пропагандировать ложь, но соприкасаясь с тем, что они написали, мы будем приобщаться к их духу). Соответственно, если человек перед переходом в вечность действительно приобщился к духу Божиему – может быть, читая эту книгу, удастся это сделать и нам.
P.S. Этот человек, которому диагностировали рак лёгких, просил святых молитв и молился усердно сам, пройдя повторные обследования через какое-то время и сделав эндоскопию легких и желудка – написал, что у него не нашли никаких очагов кровотечения. Как сказал врач – «если бы у тебя не было на руках обследования, где зафиксировано кровотечение – мы бы не поверили, что оно вообще было». Сделав КТ лёгких с контрастом, врачи диагностировали, что образование уменьшилось на 1 мм. Заявив, что такого не может быть – прошло 2 недели между одним и другим КТ, и что это образование не онкология, а какой-то узелок, возможно, после ковида. Врачи не знают, что это такое и как это можно объяснить.