-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 28.06.2023. |
Кожаные ризы (наша телесность) – преграда между человеком и миром падших духов. Если инфернальные силы нашли подход к человеку, эту возможность он предоставил (создал) сам. Божественная Благодать защищает, но человеку необходимо и самому потрудиться. Речь идет о построении определенного образа жизни, системы мировоззрения, определенных навыков, ориентированных на связь со Христом. До тех пор, пока система мышления искажена, исцеление невозможно.
Часто возникает вопрос о грани между психическим и духовным, особенно если речь идет о человеческом здоровье. Но решение бывает зачастую односторонним. Например, последователь бихевиористического толка (бихевиоризм – направление, воспринимающее человека скорее как животное, как сумму рефлексов) отрицает явления духовного порядка, отрицает даже наличие в человеке сознания. Современная концепция постмодернизма человека рассматривает, как «нечто», помещенное в исторический контекст и реагирующее на этот исторический контекст вследствие внедренных в него языковых конструкций. С точки зрения постмодернизма как такового человека трудно ухватить, его трудно найти.
Чтобы что-то понять, в том числе и человека, нужно к познанию стремиться, проверять свои гипотезы. Если человек изначально отрицает духовную область, то, соответственно, не думает и не развивается в этом направлении. Появляется стойкое непонимание возможных проявлений духовного порядка в нашей жизни. С другой стороны концепция чуть ли не 100% перевеса в сторону явлений духовного порядка. Так некоторые авторы объявляют все психические аномалии человека реалиями инфернального мира. Отсюда вытекает ряд проблемных ситуаций, потому что человек, вставший на эту точку зрения, может категорически отказаться от психофармакологии (как в отношении себя, так и в отношении пасомых, если речь о священнике). В этом вопросе тоже существует некоторые перекосы – с одной стороны неоправданное назначение там, где препараты некритически важны, с другой стороны отказ в ситуации, где они могут оказать существенную пользу. Вторая проблемная ситуация, вытекающая из перевеса в сторону духовного фактора, состоит в том, что остается непонятным как человеку выздоравливать. Если вся проблематика в инфернальном влиянии, следовательно, логичной может показаться мысль, что демонов нужно изгнать. Демоны существуют – это факт. Но опыт показывает – отчитки не помогают. На отчитках люди кричат, верещат, проявляют различные «свойства», которые не вписываются в какую бы то ни было научную парадигму. Но! Если демон подошел к человеку и получил над ним власть, произошло это по какой-то причине, вследствие определенных поступков.
Существуют определенные законы мироздания, положенные Творцом в основание мира. Законы эти, кстати, запечатлены в совести. Правда сознание человека может быть затемнено поведенческими паттернами, что доминируют в его культуре. Есть этносы, в которых нападение на человека, являющегося твоим гостем, является низостью и преступлением. Но напасть на человека, если он идет по дороге, подвиг. Тогда и голос совести может быть искажен специфическим для данного этноса воззрением. Тот, кто соблюдает законы мироздания, находится под защитой Божественной благодати, даже если не знает истинного Бога. Тем, кто Бога знает из откровения, участвует в Таинствах, Господь дает обильную благодать. Тем, кто живет по совести, Господь тоже помогает. В книге деяний апостольских в отношении сотника Корнилия сказано «но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10. 35). Как сотник понимал, так и чтил Бога. Если же человек отступает от духовных законов, творит беззаконие, то выпадает из поля охраняющей его Божественной благодати и становится открытым для внешнего воздействия. Допустим, кто-то попытается изгнать из него падшего духа. При этом комплекс привычек, навыков, установок, заблуждений, на основании которых человек избрал такую форму поведения, приведшую его к катастрофе, остается. До тех пор, пока система его мышления остается в искаженном виде, исцеление не возможно.
Этот принцип реален не только для данной темы, но и для исцеления после войны, например. Человек вернулся с ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством). На основании чего ПТСР возникло? В частности, в одной книге был описан случай ветерана Вьетнама. Он страдал, но выяснилось, что ему нравилось убивать. Он упивался чувством безнаказанности, всемогущества, которое имел, когда решал – кому жить, а кому умирать. До тех пора его внутренняя психическая организация не будет перестроена, ни о каком исцелении от боевой психической травмы речи быть не может. Что-то подобное происходит и в отношении исцелений от так называемых духовных заболеваний. Чтобы освободиться от демонического влияния, вопрос должен стоять не просто об изгнании его из человека. В Евангелие Христом объясняется: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф 12. 43–45). Что это значит? Например, девушка, активно принимающая наркотики, вступающая в хаотизированные интимные контакты. Начались некие неврологические проблемы, за ними последовали проблемы духовные. Пытаясь их решить, она обратилась к экстрасенсам. Стало только хуже. Пошла к космоэнергетам, чтобы те разрушили воздействие, полученное от экстрасенсов. Ее состояние еще усугубилось. В итоге началась психиатрия. С ее слов на нее словно надели голографический образ мужчины. Про себя она знает, что женщина. Изнутри ее что-то выжигает. При этом психиатрическое лечение не особенно помогает. Чем ей поможет отчитка? Возможно, в этих страданиях перегорит то отношение к миру, на основании которого она вошла в эту катастрофу. Духовная болезнь, возможно, окажет даже благотворное влияние (женщина начнет вести целомудренный образ жизни, так как с ней никто не захочет иметь дела).
«Ибо страдающий плотию перестает грешить» (1 Пет 4. 1). То есть болезнь может иметь даже некий положительный момент – человек перестает грешить.
Когда у человека возникает проблема, он перебирает с духовником (если такового нет, то ответы стоит искать в книгах) весь круг жизни в течение 3–4 лет. И не только главный свой вопрос. Как он относится к детям, к родине? Какие книги читает? А какие книги не читает и почему не читает? Постепенно вырабатывается комплекс здоровых взглядов на жизнь, целостное восприятие себя, мира и себя, вписанного в этот мир. Появляется ресурс для выхода из колеи духовных проблем. Духовная проблема – это комплекс. Подробнее данный вопрос рассмотрен в работах «Внешняя жизнь и мир мыслей – 4.1. Срыв, психоз, главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира» и «Преодоление игрового механизма. Ч. 4. Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность». Во втором тексте речь идет о боевике, который стал испытывать проблемы инфернального характера. После того как изменил своей супруге, он начал страдать от насилия определенного состояния. Время от времени на него накатывал позыв вступить в интимную переписку с женщинами. Оказать сопротивление этому позыву он был не в силах. Когда он смотрел переписку, то понимал – писал не он. Он простой человек, а слова принадлежали опытному ловеласу. После срывов, после следования этим позывам он испытывал состояния гнетущее. Если на эту ситуацию смотреть целостно, то для исцеления ему предстоит решить несколько задач. Во-первых, перестать осуждать. Работает в мужском коллективе. Осуждает. Во-вторых, научиться общаться с супругой. Она чувствует, что его сердце ей не принадлежит. Сигнализирует ему. Вербализировать свою тревогу она, вероятно, не может. Не каждая женщина на это способна. Скорее скажет ему (супругу), что ей не нравится что-то в нем, в его поведении. Мужчина же воспринимает заявление с позиции логики. Пытается исправить. Но и этот вариант супругу не удовлетворяет. А дело совсем в другом. Она беспокоится, что семья распадается. Если бы у него получилось жену успокоить, конфликтов было бы меньше. Ведь во время конфликтной ситуации у него рождается тревожность. Заедает. Когда он расстроен, объелся, то не может сопротивляться наваливающемуся приступу. Требуется поочередное решение этих задач. Необходимо разобрался в прошлом. Раньше он увлекался фанатским болением. А некоторые фанаты как раз и ходят на матч, чтобы их захватило состояние гипервозбуждения. Привычка подчиняться этому состоянию может послужить основой для формирования компульсивного расстройства. Получается, что человек сам прокладывал дорогу к аномальному состоянию. Отчасти, конечно источником могли послужить и инфернальные силы. Но саму возможность проникновения в себя дает им человек.
Кстати, термин «грех» (в переводе с греческого) – мимо цели. Человек совершает некие поступки вопреки законам, что лежат в основе мироздания. Он лишается Божественной благодати. Вырабатывает в себе склонности идти на поводу у состояния возбуждения. Омрачает свой ум употреблением психоактивных веществ. Соответственно, становится беззащитным перед атакой со стороны инфернальных сил.
Но каким образом тогда человеку решать проблемы духовного плана? Одного Причастия здесь мало. Конечно, Причастие дает человеку защиту Божественной благодати. Но! Наш образ жизни, привычки, мировоззрение не соответствуют тому, о чем говорит Евангелие. Поэтому Божественную благодать мы сохранить в себе не можем. Потихоньку накапливаем, но удержать сможем, только изменив образ жизни. Примечательно, что в книге «Добротолюбие», где собраны аскетические творения глубочайших авторов Православия, говорится только о том, что может сделать человек, ну, конечно, с помощью Божией. В основном речь идет об анализе своих поступков, о борьбе со страстями. Конечно, Божественная благодать, которой мы приобщаемся в Таинствах, нам помогает. Но и усилия человека нужны. Если человек Причащается, но внутри остается прежним, то не факт, что таким образом он освободится от своего расстройства.
Следует отметить, что у некоторых проблем, которые с виду напоминают одержимость, могут быть вполне физиологические корни. Об этом писал богослов Жан-Клод Ларше в книге «Исцеление психических болезней». Он приводит следующую аналогию, описывающую взгляд духовных авторов на человека. Есть некий музыкант. Но если инструмент сломан, то музыка не получится гармоничной.
К вопросу телесности. Добавлю один комментарий, объединяющий вопросы телесности и воздействия инфернальных сил. По учению духовных авторов (учение это изложено в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о чувственном и духовном видении духов») тело является преградой, отделяющей человека от мира падших духов. Когда первые люди Адам и Ева находились в раю, они видели Бога лицом к лицу. Стоит отметить, что повествование о блаженном пребывании первых людей в раю ученые находят у многих народов мира (даже у тех, кто исторически не был связаны друг с другом). Это привело ученых к мысли, что речь идет о некоей исторической памяти. Комментируя эти данные можно сказать, что один народ мог создать миф, но если у разных народов речь идет практически об одном и том же (суть одна, но вариации несколько разные), значит, действительно, событие имело место быть. Размышление на этот счет приведено в книге протоиерея Тимофея Буткевича «Зло, его сущность и происхождение». Когда первые люди отвернулись от Бога, выбрали иной путь развития (не тот, который предлагал им Господь), они исказились. Утратили способность к общению с Богом. Если бы они имели возможность видеть духовный мир при этом, то падшие духи их окончательно развратили бы. Ведь люди видели бы их воочию. Закрывая людей от падших духов, Господь дал им «кожаные ризы», то есть нашу телесность. Таким образом, падшие духи могут воздействовать на людей лишь через мысли. Эта тема подробнее разобрана в статье «БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания».
Какие выводы применительно к нашей теме из этого следуют? Во-первых, можно сказать, что с помощью медитативных практик человек может этот барьер разрушать. В указанной работе описано, что символом шавасаны является змей, лежащий на море молока. Как говорят йоги, в шавасане практикующий может спускаться в самые глубины себя, чтобы услышать голос подсознания. Здесь же можно вспомнить и прп. Макария Великого. Аскет, который говорил, что древняя злоба после грехопадения вошла в человека и встала при душе, как вторая душа (то есть теперь находится под самым умом). Можно предположить, что человек в шавасане соединяется с тем, от чего Господь нас огородил телесностью.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) использовал термин «отверзение чувств». Человек начинает слышать то, что раньше не слышал. Отверзение чувств может произойти в результате болезни, развращения и так далее. Святые люди духовными очами зрели духовный мир, и Господь давал им такую способность в связи с некоей важной причиной, например, чтобы помогать людям. Приобщенность Благодати Святого Духа помогала различать те явления, которые им открывались при созерцании духовного мира. Когда же подобная способность открывается не вследствие аскетической жизни, а в результате иных причин (медитативной практики или болезни), то созерцая явления духовного мира, человек не понимает того, что рискует подвергнуться обману, как подверглись ему первые люди. Демоны не связаны с конкретной материальной оболочкой. Они могут являться к человеку в любых образах. В том числе, как говорил апостол Павел, способны предстать в виде ангела света. Хотя человек может начать видеть и некие устрашающие видения.
По всей видимости, пробить брешь в этих кожаных ризах можно и с помощью психоактивных веществ. В книге Марлин Добкин «Растительные галлюциногены» описан опыт изучения практик вхождения в измененное состояние сознания у разных народов мира. Одна из главных причин – соединение с духом. Известно, что язычники боготворили демонов. Так как человек отделен от демонов определенной перегородкой, то с помощью галлюциногенов человек пробивал эту стену и соединялся с духом. По книге трудно сказать является ли Марлин Добкин неверующим исследователем. Скорее она скептически настроена к Вере. Если учесть, что Марлин с религией знакома только по деятельности конкистадоров и инквизиции, ее скепсис может быть отчасти понят. Она, возможно, и не знает, в чем состоит подлинное проявление религии. Ведь религия – связь человека с Богом. Но важно, что автор указывает на цель, ради которой различные народы использовали галлюциногены – соединение с миром духов.
Можно предположить, что брешь в кожаных ризах может появиться и вследствие повреждений определенных отделов мозга или психических функций. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что отверзение чувств может происходить вследствие болезни. Уместно здесь вспомнить про «белую горячку». Что наблюдает в видениях тот, чей мозг отравлен алкоголем? Что о них говорят? Напился до чертиков, до зеленого змия. Эти явления видят люди, как верующие, так и неверующие, в различные исторические эпохи, на разных континентах. Можно сказать, что поражение мозга в каком-то смысле открывает человека для контакта с миром падших духов.
Примечательно, что в различных сектах используются практики, нацеленные на торможение коры головного мозга. Этой теме посвящена глава «Достоверны ли источники оккультного познания?» из книги Льва Александровича Тихомирова «Религиозно-философские основы истории». Автор пишет, что позы йоги нацелены на замедление циркуляции крови и введение человека в транс. В этом состоянии человек погружается в некие видения. Есть практики, тормозящие работу коры головного мозга, а есть практики, которые вводят человека в состояние гипервозбуждения, экстаза. Но человек достигает почти того же самого. В состоянии гипервозбуждения снимается контроль с сознания. Человек становится открытым для воздействия. Происходит подключение к инфернальному миру.
Вопрос о кожаных ризах можно связать и с медициной. В некоторых случаях контакт с инфернальным миром открывается через блокировку коры головного мозга, а это значит, возможно, помочь человеку эту брешь закрыть. Конечно, речь идет не о тех ситуациях, когда брешь появилась в результате сознательного движения человека к страстям, греху, оккультным практикам.
В качестве некоего примера рассмотрим сон. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что сон должен быть достаточным – 6, при необходимости 7 и даже 8 часов. Пишет он о тех, кто углубленно занимается молитвой. При нехватке сна человеку трудно сопротивляться нелепым мыслям, которые могут быть продуцированы инфернальными силами. Чтобы человек имел возможность содержать свой ум в чистоте, бороться с негативными мыслями, он должен иметь крепость. Этот пример тоже показывает связь материального и духовного. Возможно, какие-то поломки подобного плана могут быть отчасти купированы с помощью медицины. Препаратами психика стабилизируется, а тем временем человек постарается разобраться со своими внутренними проблемами, аномалиями образа жизни. Понятно, вопрос о постоянном приеме препаратов спорен. Ведь какая-то доля негативных впечатлений необходима. Например, человек оделся неряшливо. Что-то ему подсказывает, что его внешний вид не вписывается в окружающую обстановку. Чувство дискомфорта призывает почистить свою одежду. А тот, у кого негативные самоощущения отключены с помощью фармакологии, может и не замечать, что становится все более и более неопрятным.
Конечно, в данном ответе не затронуты все аспекты психического и духовного. Наверное, это нормально. Почему? Вопрос столь сложен, что и книги не хватит. Если бы человек был прост и примитивен, то уже давно кто-то научился им управлять. Но так как человек непостижим, несмотря на старания науки до сих пор в нем остается много неизученного. Свобода человека неподвластна для внешнего давления. Конечно, есть манипулятивные практики.
Если человек приходит к Вере, к пониманию, что в том состоянии, которое он формирует в себе при жизни, он перейдет в жизнь вечную, то сознательно начинает удаляться от страстей. Чтобы раскрыть в себе способность усваивать Божественную благодать, необходимо научиться борьбе с гневом, обжорством, завистью, раздражительностью, нужно стремиться пребывать в состоянии внутреннего мира. Причем это внутренний мир нельзя ассоциировать с состоянием анабиоза. Человек при этом понимает, что происходит вокруг, не отделяется от мира стеной, не уходит в измененное состояние сознания, все понимает, все осознает. Само стремление к миру – то необходимое напряжение, с помощью которого происходит перестройка образа жизни, образа восприятия действительности, система переживаний. Человек начинает движение к здоровью.
Приведу несколько примеров о связи духовного и психического. Уточню только, что духовное воспринимается некоторыми людьми, как не имеющее отношения к материальному, социальному аспекту бытия. Да, на основании наших мировоззренческих представлений мы совершаем те или иные поступки – воруем или отказываемся от воровства, подаем милостыню или наоборот захватываем имущество другого. Лишь на первый взгляд мировоззрение человека – нечто нематериальное. При ближайшем рассмотрении оно очень даже материально и очень даже ощутимо – его можно потрогать руками. Человек с одним мировоззрением строит один быт, создает определенную атмосферу в семье. И атмосферу эту можно видеть, почувствовать. Например, в данном случае быт получается приемлемым. Люди, попав в эту атмосферу, расцветают, успокаиваются. В другом доме – попадают в некое подобие ада.
Искаженное мировоззрение может привести человека и к психиатрическому диагнозу. Диагноз – одно, а внутренняя жизнь – другое. Расскажу истории трех паломников. Они были раньше здоровы. Один из них работал полицейским. Превышал служебные полномочия. Пользуясь служебным положением, насиловал женщин, торгующих своим телом. Избивал. Увлекался просмотром боев. Выпивал. Однажды вечером у него началось то, что можно назвать неврологической проблемой. Вызвали скорую. А через некоторое время появились психиатрические симптомы. Второй паломник долгое время культивировал в себе обиду на отца. У него тоже началась неврологическая симптоматика, а потом перешла в проблемы психиатрические. На момент беседы он не мог работать. Стал инвалидом. Случай третий. Здоровая когда-то женщина. Однажды она сидела у окна и услышала необычный свист. Прислушалась. В ее голове стали перемешиваться мысли. С тех пор они и находятся в таком патологическом состоянии. Кстати, указанные здесь неврологические симптомы выражались в подергивании. Немного про тремор в статье «БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): о преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия», где приведена история человека, которому помог старец Даниил Катунакский. У него при определенных обстоятельствах начинало дрожать тело.
В помощь людям была написана книга «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни». Человеку, столкнувшемуся с проблемой подобного плана, предлагается попытаться рассмотреть свою жизнь, нащупать ту точку, в которой его жизненная траектория перешла в патологическое русло. В книге приводятся примеры, заимствованные из жизни прп. Иллариона Оптинского. Он пришел к выводу, что проблемы людей коренятся в забытых и неисповеданных грехах. Когда к нему обращались люди с тяжелыми проблемами, он давал им время подготовиться к полной Исповеди (за всю жизнь). Например, одному человеку казалось, словно за ним охотятся с целью лишить его жизни. Начались приступы страха. Вплоть до суицидальных тенденций. Во время общения прп. Илларион нашел у него затаенную обиду, например, на отца. У другого человека обнаружил мысли против матери. Ему казалось, что мать хочет его отравить. Как только прп. Иллариону удалось убедить этого человека отказаться от подобных мыслей, как только он Исповедался и Причастился, тут же исчезло и все «здание», что было выстроено на основе греха.
Конечно, стоит сказать, что бывают случаи тяжелые. И не всегда удается помочь человеку быстро. Речь идет об определенной шкале ниспадения в область патологии. Человек, обладающий супернормой (есть в науке такое понятие), легко справляется с негативными мыслями. Если возникла обида, которая начала его разрушать, он в скором времени ее преодолевает. Шкала здоровья проходит определенные ступени и достигает уровня невроза. В этом состоянии человеку трудно освободиться от негативной мысли. Из состояния психоза, потока негативных, разрушающих мыслей без посторонней помощи выйти крайне тяжело. Здесь речь должна идти (вернусь к началу ответа) о построении определенного образа жизни, системы мировоззрения, определенных навыков, ориентированных на связь с Богом (но не только в умозрительном ключе). В страданиях перегорает страстность. Более подробно вопрос рассмотрен в цикле бесед «Зазеркалье».
В книге «Победить свое прошлое» есть раздел о душевных болезнях, где приводятся слова протоиерея Владимира Воробьева – всем хочется исцелиться, но бывает человеку попускается и такое испытание. Приходится смиряться. Не следует ожидать освобождения от всех (!) трудностей только потому, что человек Исповедался и Причастился. Но Таинства (Исповедь и Причастие) помогают, даже в том случае если трудности не снимаются. Почему они не снимаются – тайна. Бывает годы уходят, чтобы в человеке перегорели страстные отклики. Почему Господь попускает страдание психиатрического плана – еще одна тайна. Но проблемы подобные не являются свидетельством, что человек погибающий. У святителя Иоанна Златоуста есть послание к подвижнику Стагирию, одержимому демоном. В своем послании он убеждает подвижника не поддаваться помыслам отчаяния и самоубийства. Речь шла о человеке, избравшем путь соединения со Христом. Он страдал от воздействия инфернальных сил. Автор объясняет – если человек с мудростью, мужеством и терпением, не оставляя духовного делания отнесется к тому, что произошло, то будет возрастать в добродетели. Сам факт этого страдания не свидетельствует о том, что он отвержен Богом. Наказание на славянском языке – научение.
В некоторых других беседах рассказывается история одного нашего паломника. Он занимался спортом. Хотел быть успешным. Посещал все тренинги, которые только мог посетить. Однажды он попал в руки «специалиста», который стал ориентировать его на непонятные мероприятия (искаженная сексуальность, употребление ПАВ) и называл это почему-то психотерапией. Произошло нечто инициации. Молодой человек вступил в связь с женщиной. Было обещано, что после этого он почувствует себя мужчиной. Ему объяснили – все проблемы от того, что он подавлен кастрирующей матерью. На некоторое время его посетило чувство всемогущества. Он казался себе всесильным. Но однажды, придя на работу, он понял, что его эмоции, его тело ему не подвластны. В такие минуты он наблюдал словно со стороны, как его тело кричало, рвало на себе волосы, но не мог вмешаться. Начался длительный период стойкой депрессии, сопровождающийся суицидальными состояниями. Психиатрическое лечение не помогало. Он прочел тексты, опубликованные на сайте Обители. Приехал на Соловки. Принес полную Исповедь. И ощутил словно в его раскаленное нутро бросили обезболивающую таблетку. Проблема осталась, но он хотя бы смог начать думать. Ему не хотелось жить. Не было сил даже на элементарные действия. В его жизни был момент, когда он отрекся от Христа, снял крест. Его мышление перепахано различными концепциями. Даже когда исповедовался, он еще не принял Христа, как Бога и Спасителя. Чтобы прийти сердцем ко Христу требуется время, но он заметил, что в те дни, когда приносит Исповедь, депрессия и суицидальные мысли отступают. Уходит апатия, обесточенность. У него есть 2-3 дня, чтобы думать, что-то делать. В это время ему даже хочется чем-то заниматься. Но он так же обратил внимание, что в его случае необходима и физическая нагрузка, то есть его вопрос требует комплексного лечения – и на уровне тела, и на уровне души, и на уровне духа. То напряжение, в которое он вошел, связано не только с отвержением Бога, но и с массой других проблем, в которые сейчас вовлечены мужчины – кризис мужской идентичности, сложившаяся экономическая ситуация, женская эмансипация, кризис сексуальности и все это в условиях тех вызовов, которые бросают современные города перед мужчинами. Плюс проблемы духовного характера, что в итоге выражается в поражении личности, с которым в его случае психиатрия справиться не могла. Он потихонечку после Соловков встал на истинный путь. Конечно, нужно возрастать на уровне познания мира, самого себя, на уровне поиска ответов на существенные вопросы, но нужно и про тело не забывать. То есть поддерживать его в здоровом состоянии.
В качестве постскриптума. Вопрос построения целостной культуры (культура не в смысле искусства) был поднят в работе «БРЕШЬ В СТЕНЕ. Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний (Ч. 2/2)». Помимо прочего в статье говорится об одном военнослужащем, который однажды сфотографировал своего товарища, попавшего в трудные обстоятельства. Дело в том, что подводная лодка, на которой он служил, то ли была повреждена, то ли была вынуждена совершить экстренное погружения (суть не в этом), в результате чего мозг моряка оказался в условиях кислородного голодания и был поврежден. Он начал слышать голоса. Однажды военнослужащий, военная специальность которого заключалась в обработке сигналов, получаемых с приборов, проанализировал фотографию поврежденного моряка на своем оборудовании (понятно, это не то оборудование, что стоит в комнатах у современных блогеров). На фотографии было видно, что сзади слева моряка находится существо с рогами. Можно по-разному отнестись к этой истории. Но тем не менее моряку это фото показали. Он исповедался и Причастился. Примечательно, что после Таинств голоса и нелепые мысли ушли. Этот случай становится понятным, если вспомнить концепцию кожаных риз. Можно предположить, что были сломаны те структуры, которые отделяют человека от мира падших духов. Возможно, в жизни этого моряка были некие предпосылки для того, чтобы эта возможность инфернальными силами была реализована.
Помимо озвученных материалов был подготовлен ответ «274.2 Психическое и духовное – где грань. О психических и неврологических проблемах, инфернальном воздействии (часть 2)». Он поможет расширить представление по данному вопросу.