-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 05.07.2023. |
Ты спрашиваешь насчёт того, чтобы тебе проверять тех, с кем ты общаешься. Ты считаешь, что если будешь их провоцировать, то будешь выявлять их реакцию, и тебе эта реакция даст понимание, как дальше вести себя с людьми.
Я бы предостерёг тебя от такого образа действия. Если ты начнёшь себя так вести, возможно, не будет никакого дальнейшего общения с людьми, с которыми ты только начинаешь это общение строить.
Если ты агент глубокого залегания в зарубежной стране, бдишь над безопасностью своего государства, или ты крупный чиновник, который должен заключить важный для своей страны контракт, например, в отношении газа или других ресурсов, если при заключении контракта нужно учесть позицию различных сторон, может быть, подобные действия обоснованы. Может, ты бы предпринял некоторые активности, чтобы выявить потенциальные риски или скрытые мотивы участников возможного договора.
Но так как ты общаешься с людьми на своём личном уровне, лучше придерживаться принципа укрепления отношения. Если ты будешь провоцировать людей, то те отношения, которые связаны тонкой нитью, разорвутся. Потом, глядя на разорванные отношения, ты скажешь: «Я был прав. Значит, этому человеку верить нельзя». Но если бы ты занял другую позицию, возможно, отношения бы укрепились, начался бы процесс взаимного доверия. Другие люди засвидетельствовали бы, что можно доверять друг другу. Это свидетельство могло бы возникнуть вследствие естественных обстоятельств, по промыслу Божьему. Твои поступки, связанные с возможной провокацией других, не основаны на серьёзном знании человеческой природы, на промысле Божьем. Если Господь каким-то образом показывает нам человека, его нутро, то мы можем войти в эту ситуацию и более-менее безопасно из неё выйти. А если Господь тебя не призывал так поступать, то все проблемы, которые возникнут вследствие этой ситуации, ты будешь нести сам. Как говорил один священник, это будут те проблемы, которые ты найдёшь себе сам.
К тому же, есть закон последствия факта, как о том говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Совершая какое-то действие, ты сталкиваешься с последствиями, о которых не предполагал. Спрогнозировать, как ситуация развернётся в отношении тебя, ты не можешь. Может случиться так, что она развернётся гораздо острее, чем ты думал.
У тебя может сформироваться некий навык провоцировать всех. Через некоторое время, возможно, ты начнёшь автоматически провоцировать окружающих, причём с каждым разом будешь вести себя всё жёстче и жёстче, рискуя даже утратить понимание той цели, ради которой начал эту историю. Ты рискуешь превратиться в человека, который всех провоцирует, и с которым никто не хочет иметь дело.
Приведёт ли тебя этот путь к укреплению дружеских отношений? Приведёт ли к тому, что другие люди будут доверять тебе, искать общения с тобой? Наверное, ты сам можешь ответить на этот вопрос.
Если когда-то где-то у кого-то невзначай некая критическая ситуация проявила скрытые мотивы участников общения, это не значит, что так будет всегда. Действительно, такое бывает по промыслу Божьему. Например, люди своей раздражительностью вскрывали гнойник памятозлобия, и давнишняя рана исцелялась. Люди носили в себе скрытую обиду, никак не могли её высказать, были взаимные претензии, а разговор никак не мог состояться. Но вследствие какой-то причины, слово за слово люди выявили всё, что каждый имел на другого в тайне своего сердца. В итоге они либо мирились, либо решали держаться друг от друга подальше. Но, так или иначе, это происходило естественным путём, по промыслу Божьему. А если ты начнёшь вмешиваться в эти процессы, можешь превратиться в несносного человека, в тягость всем окружающим и самому себе.
Даже если отношения были на грани разрыва, это не повод так поступать. В Евангелии сказано о Христе: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф 12. 20). Лампаду, которая вот-вот потухнет, не тушат.
Бывает, что отношения идут на спад, портятся и т.п. Их не рвут, их укрепляют, в них вкладывают заботу, внимание, терпение, любовь, молитву. Тогда они начинают улучшаться. Другой человек, видя доброе к нему отношение, начинает откликаться на эту любовь. А если у него даже и были посылы проявить любовь к тебе, то, видя тебя провоцирующего, какое он примет решение? Не спровоцируешь ли ты его на отказ от общения с тобой? И что потом? Будешь обижен и покинут всеми, будешь рассуждать, какие все люди злые, все взяли и бросили тебя? Или будешь обижаться, что никто не проявил столько великодушия, чтобы на твои бесконечные выпады всегда реагировать долготерпением и кротостью? Для начала сам прояви эти качества, а потом требуй от других.