-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 22.07.2023. |
Ты спрашивала, как относиться к ситуации, когда в годы юности приходилось вращаться в не очень здоровой и благоприятной семейной обстановке, когда кто-то из родственников выпивал и, естественно, возникал эффект психологического давления, от которого хотелось уйти? Теперь ты замужем, и нередко возникает обида на мужа, тебе кажется, что он хочет нанести тебе вред, хотя ничего особо опасного для тебя он делает. Ты «зажимаешь», «замыкаешься», хотя понимаешь, что объективных условий для такого поведения нет, в семье тебя никто не третирует.
Если рассмотреть ситуацию, при которой живут рядом с зависимым человеком, то какое поведение можно предположить? Как обычно, уходят – зажимаются, прекращают разговор, удаляются в свою комнату, если она есть, если ее нет – уходят в себя или срываются в эмоциях, кричат, что больше ничего не хотят слушать, уходят из дома, хлопая дверью. Кто-то – напивается. И получается, что у человека формируется определенная модель поведения и определенная реакция на ситуацию, которая закрепляется в нервных центрах на уровне привычки. Человек эту ситуацию воспринимает как свою естественную, природную, как например реакция на голод – хочется есть, реакция на жажду – хочется пить.
Позже, когда обстоятельства меняются, девушка выходит замуж, и, например, муж к ней обращается, и просит что-то сделать (при этом муж не продуцирует насилия, но может быть где-то разговаривает на повышенных тонах), – возникает недопонимание, может даже конфликт. Надо понимать, что всякое бывает в семье, бывает рабочая атмосфера и супруги, любящие друг друга и не желающие ругаться, все равно невольно попадают во всякие неприятные ситуации.
В монастыре есть хорошая традиция: когда на вечернем богослужении собираются монахи – все друг у друга просят прощения, потому что в течение дня возникают разные рабочие моменты, даже когда люди не хотят ругаться и ссориться.
В случае, о котором мы говорим, такое обращение мужа запускает комплекс механизмов, которые были выработаны у супруги в годы юности. Этот механизм подробно описан в работе «Преодоление травматического опыта. Христианские и психологические аспекты», часть 4.3 и 4.2.
Часть 4.2. «Посттравматический рост и преодоление моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта»
Часть 4.3. «Посттравматический рост. Примеры преодоления моделей поведения, сформированных под воздействием травматического опыта. Трудное детство и прощение родителей»
В части 4.2, в главе «Воспроизведение выработанной ранее реакции» (см. сноску) приводил пример Эрика Ломакса, который написал книгу «Возмездие». Когда он находился в плену у японцев и они его пытали, требуя, чтобы он рассказал им о шпионской сети. Он ничего об этом не знал, поскольку не был шпионом – просто у него нашли план дороги, которую он зарисовывал, а японцы посчитали, что он хотел передать это план. Радиоприемник, по которому он слушал новости также вызвал их подозрения. Эрик не смог их убедить в том, что по приемнику можно только получать радиосигнал, но не передавать. В плену его пытали, во время пыток он зажимался, и когда после войны он вернулся домой – у него было непроницаемое лицо. В книге он описывает, как, например, в момент, когда его жена обращается к нему с каким-то вопросом, внутри него происходит весь комплекс переживаний, которые он испытывал во время пыток. Он зажимался и не мог ответить на вопрос жены.
Также приводился пример из другой книги – где девушка некоторое время пробыла в немецком концентрационном лагере и потом, когда она переехала в США, как-то в автобусе кондуктор попросил у нее билет. Когда он к ней обратился – у неё включился комплекс механизмов, она упала на пол, у нее случился приступ ужаса, сопоставимого с тем, как когда автоматчик на тебя направляет автомат (см. сноску там же).
Если человек не понимает, что в данный момент у него действует определенная модель поведения, он мучает и себя и других. Например, муж ничего плохого не хочет, а супруга – если у нее был пьющий папа и она жила в неблагоприятной обстановке, когда у нее включается механизм комплексов, сформированных в юности – она продуцирует в эту ситуацию всё то, что переживала тогда, в прошлом. Этот механизм в моих работах объясняется с позиции учения академика Ухтомского о доминанте, и предлагается определенный выход. Мы учимся тому, что святые отцы назвали трезвением.
Трезвение – это выстраивание определенного образа жизни, мышления, когда человек понимает, что происходит с ним, что происходит во вне, чувствует, как в него заходит страстный помысел, а страстный помысел это и есть некая пусковая кнопка, которая приводит в движение весь сформированный негативный механизм. То есть практика трезвения помогает человеку освободиться от насилия страстей.
Один из проповедников идеи трезвения – это Исихий пресвитер Иерусалимский, его сочинение содержится во втором томе книги «Добротолюбие». Конечно, может быть это где-то и тяжело усваивать, но попробовать прочитать можно.
Еще очень хорошее наставление о трезвении дается уже доступным языком в предисловии к книге «На горах Кавказа». Эта книга была создана на основе записок схимонаха Илариона и эти записки были отредактированы схиигуменом Гавриилом (Виноградовым-Лакербая), пишущим под псевдонимом игумен N. В предисловии к 6 изданию содержится в сжатой форме учение духовных авторов об Иисусовой молитве. Речь идет не только о молитве, а о таком образе жизни, ведя который, человек замечает то, что происходит у него в голове, даёт себе отчёт о причинах этого. То есть, надо так настроить себя, чтобы жить уже не под управлением хаоса. Тогда появится возможность фиксировать те изменения, которые происходят внутри.
Эта модель поведения может быть описана и с позиции учения святых отцов о страстях. Страсть – это, по сути, сформированная реакция на ситуацию. Святые отцы так видят учение о страстях (прп. Нил Сорский и другие авторы): вначале приходит страстный помысел. Он не всегда демонический, иногда он возникает из-за того, что мы увидели что-то, что вызывает у нас определенные эмоции и переживания и, если мы имеем контакт с этим образом – нам уже хочется протянуть к нему руку. Когда человек этот помысел держит в сознании – постепенно его ум начинает перемешиваться с этим помыслом, и уже не человек думает мыслью, а мысль «думает» человеком. Затем у человека рождается желание последовать этой идее и происходит пленение – человек уже не может выбросить от себя этот образ и как бы срастается с ним. И когда эта цепочка повторяется многократно – появляется устойчивая реакция человека.
Комментируя учение прп. Нила Сорского. Поначалу у человека появляется какой-то помысел и он колеблется, сомневается, борется – а стоит ли мне в ответ на слова муж ругаться? Потом человек совершает череду выборов. Раз – поругался, два – поругался… Этот путь от точки А до точки Б – точки пленения – сокращается, и человек этот путь от помысла к исполнению страсти проходит за какие-то доли секунды.
Что значит – греховный навык? Родилась какая-то идея – и мгновенно человек выстрелил поступком. И потом он уже и сам не рад, потому что этот поступок воспринимается как естественный. То есть, в момент охваченности гневом у нас, как нам кажется, нет альтернативы, мы думаем, что накричать на другого – это самая правильная и естественная реакция, что она справедлива. «Мы не какие-то там слюнтяи, и нами помыкать нельзя, мы себя в обиду не дадим, всем покажем какие мы такие!»
И все эти мысли кажутся нам очень логичными, но, когда человек уже разругается, увидит развалины на месте прежних отношений, – он ужаснется и поймет, что он был охвачен какой-то горячкой ума, что им овладел какой-то бред. Но в момент самого возбуждения страсти этот бред кажется логичным. Поэтом одни люди в ответ на какую-то форс-мажорную ситуацию реагируют гневом, другие напиваются, третьи впадают в уныние. Кто-то начинает плакать, ему кажется, что это правильная реакция на ситуацию. Каждому действие его страсти кажется обоснованным и логичным явлением. И поэтому в отношении твоего вопроса уместно все то, что духовные авторы писали о страстях.
Задумывалась ли ты о том, что гордость – это основание такой твоей реакции?
Если перефразировать что такое гордость – то можно сказать, что это когда человек руководствуется только собственной точкой зрения. В этом случае, когда на поверхность восприятия попадает какая-то аномальная несправедливая идея, человек, который привык руководствоваться только своим рассудком, эту аномальную идею воспринимает некритично, он не видит ее аномальности, и начинает ей следовать. Может быть, совесть ему и говорит, что он где-то не прав, другие люди ему сигнализируют о том, что он творит какую-то «дичь»… Но здесь уже, если этот человек хочет и дальше держаться этой идеи – он начинает подавлять свою совесть, начинает конфликтовать с окружающими, которые хотят ему открыть глаза, и начинает перевирать все что ему скажут, выворачивая наизнанку все их слова.
Следуя учению о доминанте, когда очаг возбуждения включается – активируется несколько позиций – все импульсы притягиваются к текущему очагу. То есть, то, что человек видит, слышит, он интерпретирует в призму руководящей идеи, прочие отделы параллельно начинают тормозиться и это состояние нервной системы становится маховым колесом, с помощью которого отдельные факторы собираются в единую картину и то, каким человек видит окружающий мир, определяется этой доминирующей идеей.
В практическом значении это выражается так. Например в отношении девушки, которая в детстве пережила трудные времена. Дома все на неё кричали, она закрывалась, у неё сформировалось особое состояние нервной системы, которое включает разные опции – закрыться в комнате, прекратить разговоры, заткнуть уши. Эта доминанта включается во время похожих обстоятельств, как например у человека, побывавшего на фронте, формировался комплекс определенных переживаний, и звук хлопушки или фейерверка на улице может запустить весь комплекс переживаний, который сформировался на войне.
Так и у девушки простой вопрос мужа, без криков или какого-то унижения может оказаться кнопкой, запускающей процессы которые были выработаны и закрепились еще в детстве. И она на этот простой вопрос может среагировать очень бурно: расплакаться, закрыться. И здесь очень важно усвоить мысль, которую высказал Владимир Воробьёв в своей работе «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство». Он говорил это в отношении людей у которых есть психическое заболевание, но здесь эта мысль также применима, хотя сейчас мы не говорим о психической болезни. Человек может выздороветь в Церкви или, по крайней мере адаптироваться к своей проблеме, – если не будет навязывать это состояние другим. Если он будет обогащаться теми смыслами, которые несет ему духовная жизнь, которые он постигает в церкви или в общении с прихожанами. Беда начнется если он станет навязывать свое состояние другим, если он считает себя правым, а всех других – находящимися в заблуждении.
Такому человеку будет крайне тяжело. Как говорил прп. Иоанн Лествичник, блудных могут исправлять люди, лукавых – Ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог, потому что для людей эта язва неисцельна. То есть горделивый человек, горделиво считая других неправыми – разве кто-то ему что-то может объяснить?
Для решения этой проблемы здесь можно предложить несколько ступеней. Эти ступени подробно описаны в текстах и беседах на тему о зависимости. В некоторых случаях есть зависимость от ПАВ (психоактивные вещества), алкоголя и наркотиков, а также бывают зависимости и от каких-то состояний (например, от измененного состояния сознания). В данном случае речь идет о зависимости от состояния вследствие определенной модели поведения.
Вначале эту модель поведения нужно хотя бы заметить – 5-10-15 минут нужно разбирать, как прошел день. И со временем человек начинает замечать, как эта доминанта начинает действовать, какие признаки её выхода наружу.
Когда человек более-менее смиряется, когда он более-менее находится в состоянии равновесия, он может успеть заметить, что сейчас в нем зарождается какая-то патологическая модель и есть внутренние силы, чтобы не пойти в русле этой модели подавленности, обеспокоенности, расстроенности. Например, он долгое время смотрел телевизор, или переел, на фоне всех таких явлений попытка сопротивляться собственным моделям реализуется крайне тяжело. Как например человек с обострением межпозвоночной грыжи – ему трудно даже держать пакетик с одной книжкой, этот пакетик кажется ему тяжестью невыносимой. Разбирая прошедший день, нужно не только отметить, как зарождалось и в чём выражалось действие этой модели, но и в связи с чем это действие вышло наружу. Может быть, человек с кем-то поругался и пришел в состояние раздрая… У каждого из нас ведь какая-то своя болячка – у одного алкоголь, у другого наркотики, у третьего гнев, у четвертого уныние, у кого-то детские усвоенные модели, которые постоянно пытаются взять контроль над поведением.
И, соответственно, уже в дальнейшем, мы учимся не столько сопротивляться действию этой модели, сколько начинаем следить за тем, чтобы не возникли сами предпосылки, на основании которых она проявляется. Стараться быть более-менее мирным со всеми. Если уже в чем-то мы чувствуем какой-то раздрай – значит обращаемся к Богу, просим простить нас за допущенный хаос, и Господь покрывает нас Своей благодатью, и нас этот хаос не разрушает, каким-то образом он выводится из души. Конечно, кроме молитвы нужно еще развиваться и в познании, пытаться разобраться, как действуют страсти, начитываться в этом вопросе, именно в святоотеческом понимании.
Если у человека есть база святоотеческого понимания и потом он вдруг решит заняться психологией, то у него будет какая-то сетка, с помощью которой он эти психологические знания сможет сортировать – что приемлемо, что не приемлемо. В противном случае существует вероятность, что он просто запутается, утонет в каких-то психологических штампах, ему придётся несколько лет пробовать на себе разные психологические практики чтобы потом убедиться, что его состояние мало изменилось.
Я не призываю к мнению, что вся психология плоха, в данном случае работает определенная логика что психология не является чем-то цельным, что это некое пространство, которое включает в себя десятки или даже сотни всяких учений, которые иногда весьма отличны друг от друга.
И человек, у которого нет ядра, нет базового представления о жизни – что такое хорошо и что такое плохо – плавая в этом пространстве, он не имеет возможности как-то это просеять, и он будет принимать все как есть, от и до. А с учетом усеченного характера многих современных концепций, человек станет смыслить тоже очень усеченно. Почему усеченно – здесь речь идет о том, что современная психология отвергает опыт, наработанный человечеством.
Речь в данном случае идет не о христианстве, вообще, и о Православии, в частности, а о той человеческой этике, которая была наработана тысячелетиями – как будто современная психология ее отбрасывает, заменяя какими-то психологическими школами, даже не столько школами, сколько психологическими инструментами. И человек уже не ставит перед собой вопрос развития собственной личности, возрастания человека в себе, а только использует эти инструменты. Как писал один современный автор – человек уже не ходит на прогулки, а «занимается самооздоровлением» или «борется с лишним весом». Не обнимает ребенка, а «реализует активный контакт».
Академик Ухтомский считал, что, когда действует какая-то патологическая доминанта – не перспективно штурмовать ее в лоб, а лучше строить новую бодрую доминанту, и, как только мы замечаем, по первым «отрыжкам», что вот-вот на арену выйдет старая страсть – тут же застилать пути, по которой она пойдет, доминантой новой. Что значит «по первым отрыжкам» – мы знаем, как мы начинаем ворчать, как начинается конфликт в семейном кругу, когда мы становимся чем-то недовольны, и, если мы в этом состоянии будем находиться, какой-то разговор обязательно приведет к конфликту. Поэтому мы должны застилать все пути, по которым может пойти патологическая доминанта – доминантой новой.
Если мы чувствуем, что кто-то из супругов находится в таком состоянии – нужно максимально уклониться от обсуждения каких-то вопросов, и попытаться что-то сделать для близких – налить чай супругу, обнять детей. Как говорил свт. Игнатий, когда у нас есть посыл на осуждение, но мы сделаем что-то доброе для человека, то наша энергия пойдет уже в другое русло, то есть мы эту доминанту переключим.
И, конечно, надо понимать, что без молитвы это все не работает. Одновременно нужно молиться молитвой игумена Саввы «Господи, Крестом Твоим, удали от меня чувство неприязни, помоги мне полюбить моего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». И со временем мы все-таки можем доминанту свою перевоспитать.
Что значит перевоспитать? Побеждая свои страсти, напитываясь какими-то конструктивными смыслами, взращивая в себе любовь, способность слышать других, формируя в себе какие-то здоровые привычки. Пример здоровой привычки – если мы смущены – стараемся ничего не говорить. Обычно люди, когда они смущены, стараются это своё смущение выплескивать, но это неправильная точка зрения что, выплёскивая смущение, они от него будто бы освобождаются, нет, оно только усиливается. Смущение исцеляется при разговоре в том случае, когда мы, будучи чем-то смущены - со смирением и любовью к другому человеку вступаем с ним в диалог, будучи готовы пересмотреть свою точу зрения, если другой человек поделится с нами каким-то адекватным обоснованием, на основании которого мы сможем пересмотреть свои подходы. А человек, который просто смущен и начинает выкидывать свой смущение во вне – он не освобождается от своего смущения, он его усиливает. Это еще одно свойство доминанты – она аккумулирует импульс – то есть человек в состоянии гнева – если у него есть посыл на гнев – он прогневается, и в следующий раз он прогневается еще сильней.
Есть подборка на тему «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)». В ней собраны материалы, в которых разбиралось учение о доминанте, как у нас протекает такое явление как гнев, обида.
В тексте «Преодоление травматического опыта» части 4.3 приводятся примеры, как люди преодолевали обиды, сформированные в детстве, в части 4.2 – рассказывается как преодолеваются модели, о которых идет речь.
Очень хорошо было бы осваивать и Иисусову молитву. То есть, когда мы чувствуем, что нас уже эти нехорошие мысли стали дёргать, тут же надо их урезать в Иисусовой молитве. Как говорится в учении о помыслах – помысел приходит в сознание, он может приходить в сознание по разным причинам – может быть связан с предшествующим опытом, например, если мы гневались – в похожих ситуациях, или видя людей, на которых мы раньше гневались – мы вспоминаем о своем гневе; мысли могут развиваться и под воздействием инфернальных сил.
Человек вначале управляет своими мыслями, но если он с помощью молитвы не прогоняет плохую мысль – она закрепляется в нервных центрах, начинает подтягивать к себе чувства, эмоции, желания… Человек уже не может выкинуть эту мысль из головы и со временем у него рождается стремление эту мысль воплотить в деле.
По сути, это древнее учение святых отцов о молитве и трезвении по-новому пересказано в современной психологии – там есть представление о своего рода градации душевного здоровья.
Другими словами – если какая-то раздражительная мысль попала в сознание, не столь важно какими путями – вспомнили мы о чем-то, либо навеяло, или кто-то нам сказал какую-то гадость, или, может быть, враг рода человеческого пытается поссорить супругов – надо понимать, что этой мысли нельзя дать раскачаться. Если упустить этот момент – то в уме начнется настоящий пожар, который потушить будет очень тяжело, и поэтому нужно вырабатывать навык. Как есть духовная борьба – сразу, как только эта мысль попадает в сознание – тут же надо начать читать Иисусову молитву.
Если эта мысль была против супруга – заканчивать молитву со словами «помилуй нас», если же это была очень тяжелая мысль против супруга – обращаться к молитве схиигумена Саввы от неприязни, если вообще рвет на части – можно ещё сделать земные поклоны и продолжать читать молитву, пока эта гадость не отойдет от сердца.
Можно почитать трактат об Иисусовой молитве, который был написал священником Антонием Голынским. Можно прочитать этот трактат 2-3 раза с каким-то интервалом. Читая его, надо обратить внимание не на совет о том, сколько молитв нужно прочитать и сколько часов молиться, потому что мы не сможем следовать этому совету и прочитать столько тысяч молитв сколько там рекомендуется, а нужно обращать внимание на мысль о том, что с помощью Иисусовой молитвы мы избавляемся от умопомрачения.
Со временем формируется новая доминанта, её действия тормозят и перестраивают доминанту патологическую. То есть когда мы читаем, обретаем мудрость, узнаем различные стороны жизни, знакомимся с историями разных людей, видя, как в их жизни действует промысел Божий и как в их жизни происходили какие-то изменения – мы как-то иначе начинаем относиться к жизни. Мы понимаем, что люди, на которых мы злились, тоже несчастны. У нас вместо злости рождается сострадание и мы потихоньку начнем исцеляться. Если же не происходит внутреннего преображения человека, а он, стиснув зубы, пытается преодолеть нарастающий гнев (хотя и это тоже нужно, но на постоянной основе, без преображения, такая попытка исцеления малоперспективна), на каком-то этапе человек устает быть в напряжении и срывается – кто-то в скандал, кто-то в алкоголь, кто-то во что-то ещё.
Вконтакте есть подборки текстов, которые называются:
«“Женщине” – подборка ответов пастыря, объединённых общей темой»
«Женская тема» – дополнение.
Там, в ответах различным женщинам на основании принципов, приведенных выше, рассказывается о различных явлениях, и, хотя ответы даны по разным темам – они составляют некое одно смысловое пространство.
Также можно почитать историю Евфросинии Керсновской, её книгу «Сколько стоит человек». Это женщина, в жизни которой положительная конструктивная доминанта проявилась очень ярко.
Книга Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего» – она была женой священника, рассказывает о том, как воспитывала своих детей, как пережила войну в те непростые годы.
Очень хорошая книга «Мученики ленинградской блокады», которую написали две женщины которые пережили блокаду будучи двумя девочками. С точки зрения современных психологических представлений, они должны быть травмированы на всю жизнь, но тем не менее, хотя блокада и наложила на них определенную печать, они не были искалечены морально. В их жизни как раз активно проявилось действие этой конструктивной доминанты, у них была любовь, забота друг о друге, и поэтому патологические процессы не могли пустить глубоко свои корни.
Ещё раз подчеркну, как начинает осуществляется захват сознания патологической моделью. Может быть, женщина ощущает себя брошенной, нелюбимой мужем… Случается и так, что человек себе что-то придумывает, на самом деле муж её любит, ценит, но на основании страсти уныния женщина считает себя несчастной, и это чувство приносит ей даже некое наслаждение. Конечно, этой страсти подвержены и мужчины в том числе. Как только начинают проявляться первые признаки этого состояния – нужно тут же спохватываться. Иначе, если упустить этот момент – человека захватит жалость к себе, начнутся претензии к мужу, потом она запрётся в своей комнате, будет плакать о своей загубленной жизни. И в детстве, мол, было плохо, и сейчас всё плохо, и кажется, что ничего хорошего уже не произойдет и ситуация никогда не изменится. Это ложь. Здесь нужно осознанное ожидание Бога. Если мы с верой подходим к жизни, мы понимаем, что Бог может изменить обстоятельства внешней жизни.
P.S. Очень важно, чтобы ты поняла суть всех описанных процессов. Иначе есть риск, что ты будешь принимать действие своей модели (как говорят в народе, – свои «загоны») за самоё себя. И тогда ты будешь транслировать свою модель вовне, натыкаясь на непонимание и изоляцию. И отчуждение от тебя людей будешь также трактовать сквозь призму модели, усугубляя своей состояние. Или ты прорвешься сквозь свою модель к людям, к любви, к преодолению одиночества. Того, которое может быть – и в толпе. В беседах и текстах описывал одиночество как тип восприятия реальности.
«ОДИНОЧЕСТВО, ИЗОЛЯЦИЯ – беседы и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)»