-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 25.07.2023. |
По поводу того, что в храме носят поднос для сбора пожертвований, могу ответить следующее. В Священном Писании есть слова о добровольном жертвователе: «Доброхотного даятеля любит Бог» (2 Кор 9. 7). Общая идея такова: каждый подаёт по собственным силам и возможности, и если такой возможности нет, то вы не должны испытывать при этом смущение.
Люди по-разному воспринимают сбор милостыни в храме, но стоит учесть, что в большинстве случаев храм должен выплачивать аренду, потому что земля принадлежит государству. В некоторых случаях, если речь идёт об исторически значимых местах, братия монастыря арендуют у государства и сами помещения. Может, мнение населения такое, что Церковь полностью владеет и землёй, и зданием, но на практике приходится оплачивать аренду, а также воду, свет и прочее. Нужно платить зарплату певчим, тем, кто как-то участвует в жизни религиозной общины: сторожам, бухгалтерам, поварам. Учитывая все эти моменты, надо понимать, что для существования прихода требуется определённая сумма. Даже для совершения Евхаристии нужны хлеб и вино, которые также нужно приобретать.
В древности христиане приносили в храм многое из необходимого сами. Теперь они заменяют свои приношения денежным эквивалентом, который накапливается на всё необходимое. В зарубежных приходах РПЦ вывешивается объявление с информацией, какую сумму приход должен выплатить за аренду, сколько нужно на текущие расходы. В некоторых приходах есть социальные проекты, например, бесплатные обеды для малоимущих. Вместе с объявлением висит памятка: если человек считает себя прихожанином, хочет принимать регулярное участие в Исповеди и Причастии, то он вносит определённую сумму. Речь идёт о констатации факта: если определённая сумма не набирается, то количество служб сокращается. Священнику нужно кормить свою семью.
Есть статья о священнике Православной Церкви из Франции. Он работает в системе здравоохранения Франции. Естественно, если священник, чтобы как-то кормить свою семью, начинает работать на какой-то светской работе, количество богослужений резко сокращается. Поэтому чтобы священник постоянно служил, необходимо обеспечить ему уровень существования. Конечно, есть разговоры о богатых священниках на дорогих машинах, но это не тотальное явление. В крупных городах такое встречается, но если брать в общем и целом, малые города, деревни, - то картина совершенно противоположная: священники часто вынуждены просто выживать.
В одном селе жители своими силами восстановили храм и стали просить епископа, чтобы им прислали священника, который бы служил в этом селе на постоянной основе. Епископ ответил, что готов прислать им священника, но в таком случае они должны быть готовы обеспечивать этого священника всем необходимым. Он приедет с семьёй, с детьми. Народ воспринял такой ответ как нежелание епископа откликаться на их запрос.
Но если человек не имеет ничего подать – не нужно смущаться. Если тебя просят дать то, что является чем-то необходимым для тебя – не нужно давать. Можно сказать: «Прости, мне нечего подать тебе», – и это не будет ложью. Один духовник говорил о том, что святые могли отдавать всё, потому что у них была великая вера. Они могли отдать даже одежду, в которую были одеты, всё последнее, но у них была вера, что Господь их не оставит – и Господь не оставлял. У нас нет такой веры, и если мы отдадим последнее, что у нас есть – то будем унывать и роптать.
Поэтому, если у Вас есть именно та сумма, которая необходима Вам, количество продуктов, чтобы не голодать, – не надо их раздавать. Может, Вы ещё не готовы лишить себя необходимого и встретить это лишение с благодарностью. Поэтому, не смущаясь, можно сказать: «Простите, мне нечего подать», – и не превращать свой ответ в трагедию, вокруг которой будут строиться мрачные мысли о собственной несостоятельности.
Ты смущаешься, что не можешь дать «десятину»? Во-первых, – если только у тебя есть такая возможность, если такой возможности нет, то смущаться не надо.
Во-вторых, если ты хочешь навестить кого-то в больнице и покупаешь торт, ты уже жертвуешь часть «десятины». Отдать Богу – не значить отдать только на храм. Дела Божии – помочь кому-то из твоего окружения или еще кому. Дела милосердия.
Возможно, ранее действительно более жертвовали именно на храмы, так как из истории мы знаем, что дела благотворительности: приюты, больницы, школы, образовательные проекты – были на Руси в ведении Церкви. Затем многие из этих проектов стали связываться с государственными и частными инициативами. Поэтому какие-то проекты люди стали поддерживать напрямую. Если ты поддерживаешь подобные проекты – ты тоже принимаешь участие в «десятине».