Помыслы. Помыслы. Ч. 1. Голоса (инфернальное ли или психика), в прошлом ПАВ и хаотичный интим
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  30.07.2023.



Человек, усвоивший идею – не входить в контакт с помыслами, может освободиться от их действия. Выстраивая определенный образ мысли, образ жизни, систему представлений, мировоззрение, ориентированное на связь со Христом, человек имеет возможность прийти к приемлемой ситуации. Конечно, Христос помогает, но необходимо участие и самого человека.

Ты испытываешь давление голосов. Одно духовное лицо после разговора с тобой повел речь о психическом расстройстве, не усмотрев в данном состоянии инфернальной составляющей. Тебя направили на Исповедь. В период потребления ПАВ (психоактивных веществ) было так же увлечение эротоманией и всем, что с этим вопросом связано. Ты спрашиваешь – Стоит ли исповедоваться, если это было давно и ты так больше не живешь?

По поводу голосов. Чем в данном случае руководствовалось духовное лицо? Зная его образ мыслей, предполагаю, что рассматривалась твоя жизнь. Если ты, действительно, не принимала участия в оккультных инициациях, то ты не дала на себя масштабного права инфернальным силам. Я знал человека, который после того, как убили его отца (подростки били его ногами по голове, а отец, не приходя в сознание, скончался), пылая жаждой мести, призвал сатану и пообещал ему служить, если тот поможет ему удовлетворить чувство мести. Этот человек предупредил, что если виновные не будут арестованы, он их убьет. Стало развиваться уголовное дело. У него была идея – дождаться их освобождения и реализовать свое желание. Начались кошмары по ночам, скрипы зубами. Пусть психиатры скажут, что это самовнушение. Но от самовнушения человек не может взлететь на верхний ярус двухъярусной кровати. Со слов этого человека, однажды рядом с ним показался «тот самый» и буквально подбросил его на второй этаж кровати. Человек, который увидел это, был не на шутку испуган. Он ушел в лес (жить там больше было негде). Скептически настроенные психиатры могли бы объяснить, что первый сам себе внушил, а второй пережил галлюцинацию. Когда ситуация стала совсем невыносимой, он решил двигаться к Церкви. Дальше жить в подобном состоянии было невозможно. Враг толкает к погибели. Он отрекся от связи с сатаной. Принял участие в Чине, по которому в Церковь принимают приходящих от сатанизма и оккультизма. Крещеный человек, глубоко отпавший от Церкви, может быть принят через повторное таинство Миропомазания. В данном случае голоса (и не только голоса) были связаны с конкретным обращением человека к миру падших духов. Человек по определенному соглашению (подписанному кровью – буквально) с инфернальным миром дал право на свою душу. Тогда духи вторгаются в эту душу и мучают ее. Все равно, что заключить соглашение с маньяком. Говорят, есть компенсированные психопаты и компенсированные социопаты, которые могут работать детскими хирургами, например. У них есть духовно-нравственно-ценностно-смысловой уровень. Есть разные градации этого расстройства. Они могут, не испытывая в полной мере человеческих эмоций, прооперировать, например, ребенка, тело которого раздроблено грузовиком. Другие в обморок упадут, увидев такое, а эти спокойно работают. Но есть тяжелые случаи. Они мучают членов своей семьи. Простое общение с таким человеком изматывает. Здесь же проявления увеличиваются во много крат. Многие отрицают мир падших духов. Им непонятна логика. Но мы не понимаем и логику маньяков. Для чего они расчленяют трупы? Почему наслаждаются болью других? Возможно, это люди, психика которых настроилась на волну инфернального мира. Есть мнение, что и колдуны не всегда хотели совершать зло. Но так как они дали право на свою душу, зло толкает их на совершение пакостей. Иначе колдун будет испытывать мучения сам.

В твоем случае ничего подобного не было. Есть один нюанс. В книге игумена N (под этим псевдонимом пишет игумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)) «Тайны экстрасенсорики и паранормальных явлений» или другое название книги “От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги” упомянуто, что подобным атакам могут быть подвержены и пациенты психиатрических клиник. О чем речь? Люди, у которых по каким-либо причинам расшатана психика, не так целостно и эффективно могут отражать мысленные атаки, мысленное давление. У них могут начаться навязчивые помыслы инфернального происхождения. Известно, что человек, у которого вследствие пережитого посттравматического расстройства и перенесенной травмы мозга, разорваны межполушарные связи (эти данные приводились в документальном фильме «Осторожно! Вербовка!») становится более внушаемым. Он, может быть, отлично выполняет рабочие функции, но в плане оказываемого давления проявляет внушаемость. Такой человек способен настроиться на некую волну с вербовщиком. Известно, что у людей, переживших потерю матери (депривация материнской любви), блокируется выработка новых нейронов[1]. Поведение и развитие в конструктивном ключе запускает их выработку. На этом построен эффект посттравматического расстройства. Человек, побывавший в аномальной среде, настраивается на нее и считает ее единственно возможной, транслирует ее. Вследствие определенных ситуаций заблокировано развитие новых нейронных сетей. Чтобы снизить стресс, человек «глушит» себя ПАВ, что еще более снижает барьер критического мышления. Если даже такой человек не дал право на свою душу, то уже одно то, что его мозг находится в подобном состоянии, создает возможность падшим духам одолевать его тяжелыми мыслями. Банальный пример – не выспавшийся человек. Каждый может понять. Обычная ситуация в не выспавшемся состоянии становится проблемой. Ефрем Сирин говорил, что ночью он преуспевает в бдении, а потом борется с раздражительностью против братии. По этой причине святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что человек, занимающийся молитвой, должен высыпаться (спать 6 часов). Священник Антоний Голынский считал, что можно спать 7 и даже 8 часов при слабости здоровья. Если человек, привыкший внимательно относиться к своим мыслям, не будет высыпаться, ему будет трудно совладать с хаосом в голове.

По учению духовных авторов тело является преградой от мира падших духов. Эту мысль подробно развивал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Слово о чувственном и духовном видении духов». Эта идея приведена в ответах про грань между духовной проблемой и психическим заболеванием.

 «Психология. Где грань между психическим и духовным. О психических и неврологических проблемах, инфернальном воздействии. Ч. 1».

«Психология. Где грань между психическим и духовным. О психических и неврологических проблемах, инфернальном воздействии. Ч. 2». «Болезни. Духовное, психическое, инфернальное – где грань».

Например, по болезни и не обязательно психической, человек может быть просто измотан. Кстати, поэтому в сектах людей изматывают физически. Нехватка сна. Многозадачность. Поток дел. Все для того, чтобы человек не мог осмыслить то, что с ним происходит и заблокировать его способность критически думать. Святитель Игнатий писал об отвердение чувств. По свойству своему человек более склонен к общению с миром падших духом, чем к общению с Богом. По учению духовных авторов, человек, стяжавший Божественную благодать, находится под ее защитой. Тогда ему становится понятно внутреннее состояние окружающих людей (по мановению Божию). Но если человек насильно пытается это вызвать в себе (посредством медитативных практик, заболевания, или травмы), то становится более восприимчивым к тем импульсам, которые поступают из мира падших духов.

Возможен и третий вариант. Даже люди, которые не имели связи с оккультным миром, все равно могут испытывать некую форму инфернального воздействия, но при этом ситуация не перерастает в клинический случай. Есть те, кто понимает это и оказывает сопротивление, но есть и те, кто поддаются внушению. Стоит расслабиться и внутри появляется помысл, который начинает убеждать, что мама злодейка, например. По сути, учение святых отцов направлено на понимание борьбы с помыслами. Тот, кто понимает, как устроена внутренняя брань, соответственно, может защищаться даже от человеческого внешнего воздействия (технология НЛП, манипулятивных практик и другое).

Любой христианин, даже тот, кто никогда не имел дело с демонами, по своему свойству, по самому положению вещей (грехопадение людей) открыт для инфернального воздействия и может стать объектом внушения. Необходимо осваивать практику защиты. Недавно был опубликованы посты о мыслях, подавляющих мозг.

См. «Что делать, когда человек испытывает насилие негативной мысли?»
Часть 1Часть 2Часть 3Часть 4Часть 5Часть 6Часть 7Часть 8.

Даже светские авторы пришли к тому, о чем говорят авторы духовные. Самое главное не входить в рассмотрение аномальных мыслей, пришедших в голову. Тогда они пройдут мимо. Человек, слышавший хоть что-то про психоанализ, способен начать рассматривать подробно данные мысли, их излагать, описывать. Через это они все больше обретают власть над ним. Усилится контакт с помыслами. Человек, освоивший идею – не входить в контакт с подобными мыслями, может освободиться от их действия.

На этот счет дан ответ «Питание. По поводу тяги к сладкому и аномальных скачков в отношении пищи вообще» (пункт 329). В этом ответе упомянут цикл бесед «Зазеркалье», где рассмотрен вопрос – что противопоставить мыслям и патологическим состояниям. Приведены выдержки из книги «Когнитивно-поведенческая психотерапия расстройств личности» Фримена и Бэка. При шизотипическом расстройстве может регистрироваться приток аномальных мыслей. Дополняя эти источники можно сказать, что подобные мысли часто пугающие. Авторы, по сути, описали то, чему учат святые отцы. Важно не только не входить в поток тревожных мыслей, но в момент их активации даже не пытаться их исследовать. Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно описал это в двух статься «Первый образ борьбы с падшими духами» и «Второй образ борьбы с падшими духами» в книге «Приношение современному монашеству». Первый образ – если речь идет об опытном аскете, он дает аномальным мыслям войти в себя, со всех сторон их исследует, вырабатывает некое противоядие и потом выбрасывает их из своего ума, становясь более опытным. Но для большинства людей такой подход запрещен. Впустив в себя аномальную мысль, не факт, что человек сможет от нее избавиться. Для нас, людей не являющимися аскетами такого уровня, более актуален второй образ борьбы (способ) – не вступать в полемику, в ближний бой с мыслями, а сразу с помощью молитвы уклоняться от собеседования с ними.

Надо понимать, это могут быть не просто мысли. Возможно, за ними стоят инфернальные силы, то есть существа, которые живут тысячи лет и изучили психологию человека «от и до». Они в любом случае переспорят и сведут с ума. Этот святоотеческий опыт подтверждается и с помощью светских источников. Конечно, иногда нужно исследовать ситуацию, причину, по которой помысл пришел, но уже после, не в сам момент бури. Я знал одного профессора, по наблюдениям которой после терапии случались самоубийства. Начинаются аномальные мысли. Вместо того чтобы человека увести с этого поля, психолог напротив фиксирует. В итоге мысль, что мимолетно проходила на периферии ума, постепенно заполоняет сознание. Кстати, свойство инфернальных мыслей в том и заключается, что начинаются они с одного, а переходят на другое. Как сверло – буравят мозг. Отцом Эмилием Вафидисом использована аналогия со шприцем. Дьявольская мысль, как укол шприца – не больно, но таким путем в организм может попасть яд. Чтобы первоначально пробить брешь в сознании человека (своими словами высказана мысль святителя Игнатия (Брянчанинова)) инфернальные силы могут дать вначале мысль неопасную с целью заставить думать в определенном направлении. Войдя в поток, человек часто бывает не способен заметить, что движется уже в некоем патологическом направлении. Например, вначале появилась обида. А когда человек кипятится, перевозбужден, тогда «подкидывают» мыль о самоубийстве, словно выхода другого нет.

В книге Нормана Дойжда «Пластичность мозга» приводится глава про ОКР (обцессивно-компульсивное расстройство). Человек испытывает большую тревожность, и стремиться ее унять навязчивыми действиями. Не будем сейчас вдаваться в нейробиологию, но одними ссылками об активации определенных зон мозга происходящее не объяснить. Один нейрохирург, с которым я обсуждал этот вопрос, говорит, что приборы могут регистрировать повышение уровень метаболизма в каком-либо отделе мозга, но что именно там происходит остаётся непонятным. Одни и те же нейроны могут вступать во взаимодействие в разных конфигурациях, только вот приборы этого не покажут. Поэтому на основе результатов исследования томографа делать далеко идущие выводы о механизмах когнитивных процессов может оказаться весьма опрометчивым шагом. В книге есть практический вывод – не вникать в тревожную мысль. Приводился следующий пример. Небольшой городок. Ночь. Человек лежит одетый. Он прислушивается и если слышит звуки аварии, то берет специально подготовленные вещи, выезжает на место, дожидается, пока полиция уедет и начинает специальной щеткой тереть асфальт. У него была идея – во время аварии из машины вытекает токсин. Почему он ехал? Что-то буквально поднимало с кровати. Он просто не мог лежать дальше, потому что испытывал тревожность. Часто в подобной ситуации всплывет идея переключения внимания. Людям советуют тренировать способность не идти в русле мысли. Кто-то, прочитав страницу, возвращается, потому что мысль говорит, что предыдущая осталась непрочитанной. Человек знает, что прочел, но страницу переворачивает назад, не будучи в силах справиться с тревогой. Здесь очевидно ограничение светского подхода. Конечно, это правильно, не входить с тревожной мыслью в диалог, но что этому человеку делать, если мысль буквально подбрасывает его с кровати. Здесь и помогает молитва. Иисусова молитва. В цикле бесед «Зазеркалье» было несколько бесед о том, как с помощью Иисусовой молитвы можно сопротивляться навязчивым состояниям.

«Зазеркалье. 57. Если противоречить помыслам, то ничего не будет. О молитве Иисусовой»

«Зазеркалье. 58a. О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли»

«Зазеркалье. 58b. О молитве Иисусовой (окончание)»

В книге игумена N есть глава «Оккультные тропинки к контактам». Приведен рассказ человека, который в 90гг состоял в эзотерическом кружке. Они практиковали шавасану – позу трупа. Йоги считают, что в этой позе вступают в контакт с подсознанием. Люди, которые не занимались ранее рукопашным боем, стали устраивать спарринг (и вполне профессионально). Кто-то начал играть на музыкальном инструменте, никогда до этого не держа инструмент в руках. Что-то словно управляло телом. Он пришел домой. Вошел в подобное состояние. Тело его стало танцевать и рисовать. Он словно со стороны наблюдал этот процесс. Для медитации характерно состояние деперсонализации, когда человек чувствует отчуждение собственного тела. Потом он начал отслеживать, что происходит с членами кружка. Кто-то покончил с собой. У кого-то начались перверсии сексуальные. С ним самим (рассказчиком) стало невозможно разговаривать, проявлялась безмерная гордыня. Он понял, что пора из этой ситуации выбираться и начал практиковать Иисусову молитву. Однажды, когда он творил молитву, услышал, что у него изнутри доносится рычание. Он удивился, потому что сам этих звуков не производил. Через Иисусову молитву он освободился от того, что через практики вошло.

Ты, как и любой человек не этой Земле, открыта для воздействия духовных сил. Важно этих сил не бояться. Человека, который не понимает с чем столкнулся и как этой силе можно противодействовать, напугать очень легко. Человек все (любую внушаемую демоном мысль) воспринимает за чистую монету. Требуется переключиться на молитву. Тогда мысль ослабеет и потеряет власть над человеком. Старец Паисий говорил, что демон (не сказано был он в визуальном виде или в виде помысла) не давал ему спать, внушая мысль – вставай и молись за мир. Старец пришел к истощению. Потом он понял, что это искушение. Тогда старец Паисий стал отвечать – я сам знаю, когда мне молиться и переворачивался на другой бок. Вот если бы человек так поступал. Если бы была вера в Промысл Божий.

Светские авторы пытаются научить людей переключаться с навязчивой мысли. Но очень трудно переключиться на листание книг или повседневные дела. У человека может начаться паника. Святоотеческое учение дает понимание, что это может быть инфернальная атака. Один духовник советовал людям, которые страдают от подобных мыслей, осваивать практику Иисусовой молитвы по книжечке священника Антония Голынского «О молитве Иисусовой и Божественной благодати». Труд был написан в середине XX века в годы гонений. Духовная литература под запретом, поэтому автор не ссылается на другие источники. Пишет так, как есть и советует практиковать Иисусову молитву. Не стоит обращать внимание на количество часов, которое автор рекомендует провести в молитве и число молитв. Внимание нужно обратить на суть – во время молитвы необходимо стараться не вникать ни в хорошие мысли, ни в плохие и этот навык поможет удержаться, когда сознание будет колеблемо штормом помыслов. Когда мы творим Иисусову молитву, Божественная Благодать непостижимым образом учит нас бороться с этим искушением. Как говорил Исаак Сирин – благодать Божия обучает человека, показывая от чего она его избавила и что было бы, если он был бы оставлен самому себе. Таинственным образом человек научается этой брани. Непостижимо, как это происходит. Из этого мы узнаем, что Господь есть.

Ты, как и любой человек на земле, не свободна от инфернального влияния (даже при отсутствии прямого контакта с миром падших духов). Другая ситуация, если была некая дисфункция. Причины могут быть разные – даже переутомление. Не зря во время сессий пополняются пациентами психиатрические клиники. Студенты не выдерживают нагрузки. Один человек рассказывал. Престижный вуз, где тройка – доказательство гениальности. Получить пятерку нереально. Одна девушка получила красный диплом. История страшная. Получив диплом, она забралась под стол и съела его. Психика надломилась. Другого моего знакомого папа заставлял спать во время сессии. Страшные перегрузки (ведь многое оставлено на последний день). Не всякая психика справится. Но нагрузки не должны служить самооправданием.

По поводу исповеди. Лучше исповедоваться. Исповедь – не психоанализ. Разные процессы накладывают различные отпечатки на нашу душу. Не обязательно даже речь идет о грехе. Просто впечатление. Бывает, человек рассказывает и освобождается. Прп. Порфирий Кавсокаливит говорил, что в исповеди нужно говорить не только о плохом, но и о хорошем, что имело отношение к твоей жизни. Благодать Божия непостижимым образом выправляет душу.

Тот священник, к которому тебя послали, известен. От него не надо ждать ничего плохого. Одно время ходила по рукам «методичка», в которой очень подробно перечислялись интимные моменты. Женщины даже стеснялись это читать. В ней описаны всевозможные варианты совокуплений и интимных взаимодействий (не все женщины знали, что такое вообще возможно). Кто читал, говорил, что одно ее прочтение уже загрязняло душу. Исповедь по этой «методичке» сомнительна. Исповедь должна быть личной.

В отношение блудных грехов – главное их осмыслить. По общей традиции блудные грехи не исповедуются подробно. Важно понять суть, основные причины и механизмы, которые человеком двигали. Перечислить можно в общих чертах. Если было соблазнение женатого мужчины. Естественные и противоестественные связи. Но по аналогии с этой «методичкой» подробно расписывать не стоит. Тот, кто исповедуется – живой человек. Центры нервные могут быть еще живы и одно перечисление интимных моментов способно возбудить человека прямо на самой Исповеди. И тот, кто принимает исповедь – живой человек. Если идет долгое, красочное перечисление интимных ситуаций, как он будет потом вычищать свой ум после этого. Важно передать суть, которая бы описывала совершенное. Но и не так – согрешила против заповеди «Не прелюбодействуй». Был опубликован ответ «Исповедь. Про полную (генеральную исповедь). Исповедовать ли подробно интимный хаос» (пункт 294).

Благодать Божия врачует раны. Ведь враг внедряется через какую-либо страсть в человека. Не только через блуд. Человек, может быть, жадным или завистливым. Вот попросили человека поделиться, а он возмутился. Он раскрывается и переходит к нелюбви. Первая заповедь – возлюби Господа Бога. Вторая – возлюби ближнего. И то, что человек согрешает против любви, не просто нарушает кем-то придуманный закон. Он идет против закона мироздания и становится неспособным усваивать Божественную Благодать, остается беззащитным перед воздействием инфернальных сил. У человека может начаться неконтролируемая ярость. Что значит контролируемый или неконтролируемый? Пришел помысл ненависти, и мы понимаем, что не надо идти в его русле, что он нас разрушит, что это губительно для души. Мы начинаем молиться и не подкармливаем мысль своим вниманием. Мысль уходит. Неконтролируемая ситуация – человека просто несет. Один рыбак рассказывал о ловле рыбы с корабля (кажется, речь шла о треске). Катер идет. К примеру, крючок зацепился за брюхо рыбы. Она не заглотила наживку. Ее просто зацепило. Ее тащит. Она ничего не может сделать. Так и человек. Враг вошел через зависть, получил доступ. Человек цельность потерял. И его тащит, пока он не покается. Один духовник говорил – если неконтролируемые вспышки происходят, значит, враг нашел доступ к человеку и через страсть его цепляет. Надо понять эти входные ворота и начать бороться. Один из методов борьбы – Исповедь. Если это доминирующая страсть, то исповедуемся не в общих чертах, а в чем конкретно она себя проявила. Самое главное – воспитывать в себе противоположные добродетели.

Кстати, был такой момент и у тебя. Ты услышала критику в сторону ЛГБТ и возмутилась – что здесь плохого? Не будем разбирать вопрос с либеральных позиций (каждый человек имеет право), а посмотрим по существу. Конечно, человек вправе делать то, что ему хочется. Но тогда он перестает быть хранимым Богом. Известно, например, движение F66. Среди их идей рождение детей не по Божественному замыслу, неестественным путем, то есть не от мамы и папы. Что такое F66? F – это шестая буква. То есть в итоге – 666. Не зря и прием в оккультные организации совершается через гомосексуальный акт. Иногда, кстати, на месте разрушенной святыни. Или не разрушенной. Человек отрекается от своего человеческого естества, отрекается от связи со святыней и становится открытым для действия падших духов.

На сайте «Дышу Православием» озвучена хорошая мысль – почему мы должны всех принимать такими, какие они есть, а самим необходимо постоянно меняться, потому что окружающим что-то не нравится. Если речь шла о свободе, то это было бы некое многостороннее явление. Но вот продвижение ЛГБТ сопровождается подавлением всех, кто с этим направлением не согласен. Есть документальный фильм. Речь в нем не о ЛГБТ. Во Франции сжигают храмы. Раньше эта информация появлялась хотя бы на региональных информационных площадках. Сейчас, даже там перестали проявляться подобные новости. В совете Европы есть представители по разным видам дискриминаций. Был задан вопрос о введении эксперта по дискриминации христиан. Сжигают храмы. Это реально. Регулярно уничтожается христианские центры. В этом было отказано. Ситуация, значит, не ведет к свободе. ЛГБТ – прикрытие тарана. Хотя сейчас на них ни кто не нападает. От чего их защищают? Но! Они модифицируют систему образования, общественную жизнь. Поэтому заявляя поддержку, ты не только поддерживаешь то, что не входило в замысел Божий, но. И агрессивный режим.

Есть фильм «Кто такая женщина?» Папу посадили в тюрьму, потому что он был против, чтобы его ребенок менял пол. Речь не о свободе. Для этого нет физиологической основы. Лобные доли ответственны за планирование и целеполагание и формируются они к 20 годам. Но если считают, что ребенок может принять такое решение (по смене пола), почему тогда для покупки алкоголя необходимо совершеннолетие? Под видом свободы мнения продвигается более чем странная история (не только с Божественных позиций, но и с позиции социологических). Она демонстрирует весьма агрессивные тенденции по отношению к населению – одна группа навязывает активно свои взгляды. Это уже не свобода. Поэтому поддерживая подобное движение (не знаю, поддерживаешь ты его телесно или только на уровне голоса), ты должна понимать, что за этим идут определённые последствия. Одно из них очевидно – веселие, с каким представители движения рассказывают о себе. Пытаются убедить окружающих, что у них все хорошо. Но если человек счастлив, ему не нужно никого убеждать. Он просто счастлив. И это видно. Ему хорошо. А вот для людей, склонных к депрессии, характерно желание всех убедить, что все отлично.

Подводя итог можно сказать – не столь важно какого характера твои мысли – заболевание или имеет место инфернальный контекст. Виктор Франкл приводил в пример человека с серьезным диагнозом (кажется, биполярное расстройство), который проявлял удивительное самообладание. Он говорил, что старается быть хорошим перед Богом. Вера помогала ему сохранять адекватность.

Я спрашивал одного духовника, как быть, когда человека затопляют аномальные мысли (спрашивал я про психоз), когда он не может провести грань между своими домыслами и тем, что происходит на самом деле. Совет был таков – нужно со своим духовником (если такового нет, есть и другие варианты) советоваться в течение 3-4 лет. Причем не только в отношении своей проблемы, а в целом разбирать жизнь человека. Так называемый парадигмальный подход. В центре святого праведного Иоанна Кронштадтского он как раз используется. Встречи раз в неделю. Чай. Особенно напряженно ничего не прорабатывали. А в чем тогда помощь? Люди высказываются. Вскрывается проблематика. А потом «ведущий» дает комментарии (но не на уровне групп АА). Это опытное знание. Подведен итог. Хаос человека немного упорядочивается. Ну сколько? Условно 200-300 мыслей, которые вызывают твое напряжение. Когда эти паттерны приходят одновременно в движение, ты теряешься. Тебя обидели. Не можешь справиться с гневом. Не выспалась. Все идет внахлест. Человек взрывается. А здесь прояснилась ситуация – как быть с обидой. Помолись за обидчика «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами». И обида дальше не развивается. Ты успокаиваешься. Из цепочки психоза одно звено извлечено. Постепенно, обсуждая жизнь в целом (отношения с родителями, с коллегами и так далее) ты получаешь конструктивный взгляд, который в ежедневных ситуациях помогает выйти за пределы болезненной капсулы. Постепенно человек обогащается конструктивными смыслами и у него появляется духовно-нравственно-смысловой уровень, который позволяет изменить отношение к болезни (не столь важно, что подразумевается под этим словом – болезнь чисто психического свойства или духовная проблема). Связь психического и духовного – отдельная тема (о ответах на эту тему – выше).

Что бы из себя не представляла твоя проблема, ты должна знать, что выстраивая определенный образ мысли, образ жизни, систему представлений, мировоззрение, ты имеешь полную возможность прийти к приемлемой ситуации. Конечно, это происходит не само самой, а при участии самого человека. Христос помогает, но и человек должен совершать шаги, меня себя изнутри, менять свой образ жизни и образ мыслей.

В работе «Преодоление игрового механизма. Ч. 4. Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность» приведен пример моряка, которого некая сила заставляла вступать в интимную переписку с женщинами. Это стало проявляться после измены супруге. Чтобы освободиться, нужно решить несколько задач. На работе осуждает. Домой приходит в состоянии потерянного равновесия. Конфликт с супругой. Она чувствует, что сердце мужа ей не принадлежит. Возникает беспокойство. Он пытается унять его едой. Объедается. И когда искушение наваливается, то он уже обессиливший и подчиняется ему. Соответственно, если бы научился не осуждать, то приходил бы домой в равновесном состоянии. С супругой по любви научился бы общаться – жена была бы спокойна. Если не поругался с супругой – не тянет объедаться. И если вечером накатит искушение, то человек в состоянии духовном бодром. Значит сможет в руки взять Псалтирь и сопротивляться искушению. Прежде, чем искушение находит на человека, тот сходит с рельсов еще в чем-то. Расслабился и не можешь сопротивляться помыслам. Поэтому очень важно выстроить образ жизни, ориентированный на связь со Христом. Тогда и радость у человека в жизни будет. Не надо воспринимать жизнь со Христом, как нечто скучное и безжизненное. Когда совесть спокойна, тогда и еда кажется вкусной и жизнь радостной. Тогда на душе нет страстей, паразитов. Душа способна к переживаниям.

Однажды я видел шмеля, который не мог взлететь. Присмотрелся. На нем десятки, если не сотни маленьких паучков. Он был просто ими покрыт. Таков человек, на котором паразитируют страсти – гнев, осуждение, обиды, зависть. Конечно, когда человек, как шмель, не может взлететь, его начинают давить помыслы.

[1] Тукаев Р.Д. Исследования нейрогенеза взрослого мозга: психиатрический и психотерапевтический аспекты.