Магия. Магия. Если найден магический предмет в квартире. Ч. 1
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.09.2023.



Бояться колдовства христианину не стоит. Это удел язычников и людей, не знающих Бога. Благодать Божия защищает верующих в Него. Наша задача остаться под кровом Его Благодати. 

См. также ответ насчет того, что у христианина, если он не ушел в магическое мышление, не должно быть панического страха перед колдовством: «Колдовство. Женщине, которая считает, что на нее кто-то постоянно наводит порчу».

Не думаю, что стоит серьезно воспринимать эти вещи. Да, безусловно, магия существует и способна оказывать серьёзное воздействие. В исключительных случаях она влияет даже на людей верующих. По каким-то причинам Господь попускает. В частности, случай с учеником Василия Нового – Григорием, которому явилась блаженная Феодора и поведала о своей посмертной участи. Он рассказал (повествование этот приводится в житии Василия Нового), как однажды его к интимному взаимодействию привлекала девушка, занимающаяся магией. Григорий ей понравился. Она поджидала его. Говорила сладострастные речи. Уже чувствуя, что склоняется к предложению, Григорий собрался с силами и оттолкнул ее. Девушка дала ему понять, что отомстит. Он тяжело заболел. Заступлением Неба (кажется, Архистратига Божия Михаила) Григорий был избавлен от такой беды. Магия подействовала на него, а ведь он был учеником святого. Возможно, на людей облагодатствованных магия действует потому, что Господь, зная о их духовной силе, попускает через это пройти, чтобы они еще более очистились, стали более мудрыми и опытными, то есть прошли через нечто такое, что дало бы им понимание и возможность помогать другим.

В частности, в полном житии святой Матроны Московской приведены описания нападок, которые ей довелось претерпеть. По телу пошли волдыри. И она считала, что эта болезнь была связана с магическим воздействием. Попросила водой полить металлическое распятие Христа, а стекающую с распятия воду собрать. Этой водой блаженная Матрона омылась и язвы сошли. Были страшные эпизоды. Даже по стенам текла кровь. Святая Матрона, видимо, выдерживала битву с темными силами, которые действовали через  людей, давших на себя право инфернальному миру.

Христианин магии не должен бояться. В книге игумена N «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны» говорится – пусть страх останется язычникам и людям, далеким от Бога. Исцеление от обострённой боязни колдовского воздействия предполагает некое отречение. Человеку задаётся вопрос: признаёт ли он, что придает магии и своей боязни магии излишне большое значение, уничижая тем самым Крест Христов и дело Христово? Господь сам говорил, что пришел «разрушить дела дьявола» (1 Ин 3. 8). Гротескный страх перед колдовством характерен для людей, склонных к так называемому магическому мышлению. Даже если они и ходят в Храм, то их картина мира скорее напоминает индуистскую, картину восточного мистицизма, где добро и зло воспринимается, как равновесные силы, находящиеся в борьбе. Но сатана не равен Богу и не является равновесной Его противоположностью. Он был самым совершенным из сотворенных существ – Ангелом.

В Христианстве идея единства и борьбы противоположностей дает осечку. На добро и зло нельзя смотреть с позиции марксисткой идеологемы. Бог и дьявол не противоположны друг другу. Можно лишь сделать осторожные предположения, почему же тогда христианам, участвующим в Таинствах, живущим по Заповедям, Господь попускает претерпеть магическое воздействие. Да, скорее всего, это не вариант найденных, подброшенных предметов. Это ощущение прямого воздействия. В частности, в книге Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего» описано, как священник с супругой приехали в некий населенный пункт. Жители предупредили, чтобы они не брали еды от одной женщины. Но продукты выглядели аппетитно и супруги всё же покупали их. Потом неожиданно для себя обнаружили, что стали беспричинно ругаться. Тогда вспомнили предупреждение односельчан и перестали у нее что-либо брать.

Такое случается. Человек у себя находит непонятный предмет. Казалось бы, он участвует в Таинствах, молится, но словно ни с того ни с него вступает в конфликт, начинает кричать. При этом сильного гнева может даже и не испытывать. Был такой случай. Однажды духовный сын накричал на своего духовного отца. Выяснилось, что до этого ему (сыну) некая женщина подарила сверток. Она сказала, что выбрасывать его нельзя, так как это христианский символ – рыба. Духовник посоветовал своему духовному чаду этот «подарок» сжечь.

В жизнеописании святителя Николая Чудотворца описан следующий случай. Однажды паломники отправились в путь, чтобы поклониться его мощам. На пристани оказался человек, который передал паломникам сосуд якобы с елеем и попросил этот елей вылить в лампаду у мощей святителя Николая. На море поднялась большая буря. Путешественникам явился сам святитель Николай и призвал вылить содержимое сосуда за борт. Оказалось, что к путешественникам приходил не человек, а материализовавшийся демон. Кстати, они при определенных условиях могут материализовываться. Говорят даже, что в ведьмином шабаше участвуют, в том числе, и падшие духи. Они могут принимать, как объяснял один духовник, тонкую материальную оболочку вплоть до вида ангела света (по слову Апостола Павла). Например, принимая форму женщины, он вступает в интимную связь с магом, колдуном. Принимает его семя. Затем падший дух «обращается» в мужчину и семя транслирует в ведьму. В результате подобных взаимодействий рождаются дети особые. Этот же духовник отмечал, что, будучи ребенком, еще в советские годы увидел в институте Тимирязева заспиртованного человека (как в Кунсткамере хранятся трупы людей с особенностями тела) с рогами. Когда у ребенка появляется хвост, говорят что это атавизм, ведь человек, дескать, раньше был обезьяной. А если у человека рога? Он что, был когда-то бараном?

Похожий случай отражен в жизнеописании святой Иустины. Язычник Аглаид воспылал страстью к девице Иустине. Он склонял ее к супружеству, преследовал ее, но девица отказала, решив сохранить девство и посвятить себя Богу. Когда других способов не осталось, Аглаид обратился за помощью к волхву Киприану, который обещал разжечь страсть в девушке магическим образом и послал к ней демона. Соблазнить Иустину не удавалось, хотя она ощутила бурление крови. Девушка поняла, что все это связано с действием падшего духа. Тогда демон решил прийти к Аглаиду в образе Иустины и вступить с ним плотское совокупление, чтобы юноша удовлетворил свою похоть, а демонское сословие не было посрамлено. Иустина, ограждаемая твердой верой во Христа, молитвой и крестным знамением разрушила все козни диавола и его слуги Киприана.

Но в некоторых людях данное воздействие закрепляется и здесь следует задать вопросы. Что этому способствовало? За что обличает совесть? Страсть, имеющаяся в человеке, делает человека открытым для воздействия падшего духа. Возможно, это гневливость, обидчивость, эгоизм, гордость, желание навязать другим свою волю. Мы входим в некое состояние, при котором уже не столь плотно усваиваем Божественную благодать и, соответственно, теряем ее защиту.

У святых другое. Им Господь дал возможность сразиться со злом и через эту битву стать еще ближе к Богу, приобрести опытность, которая понадобится для помощи людям.

Одна из духовных дочерей схиигумена Саввы (Остапенко) рассказывала, как однажды сидя за столом, опустила руку вниз и почувствовала шерсть. Она за мгновение поседела. 

Апостолу Павлу принадлежат слова «Гневайтеся и не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем и не давайте места диаволу» (Еф 4. 26–27). По объяснению одного современного миссионера, прогневаться в течение дня может каждый. Это рабочий момент. Мы делаем совместное дело и кто-то, например, выполняет его недостаточно быстро или точно, как нам бы хотелось. Мы можем прикрикнуть. Но, когда эмоции пройдут, просим друг у друга прощения и гнев проходит. Если человек в ночь входит с гневом и обидой, значит, он сознательно соглашается, что он выше другого. Человек, у которого первоначальные эмоции прошли, но он затаил обиду, не способен глубоко усваивать Божественную благодать и становится открытым для внешнего воздействия. Но и тот, кто исповедуется, причащается, читает псалтирь и пытается молиться может стать объектом воздействия, если допускает в себе страсть. Надо пересмотреть отношения с ближними – нет ли такого, в чем мы согрешаем против них? Против Бога мы стараемся не грешить. Исповедуемся. Не дозволяем (стараемся) себе явных падений, еретических отклонений. А в отношении ближних бывает всякое… Иногда мы движимы чувством ложно понятой справедливости. Бывает, нам кажется собственное мнение правильным и мы стараемся его распространить на всех. Это движение вступает в противоречие с сутью Православия и поэтому человек становится открытым для воздействия. Это с каждым случается. Это трудно в себе заметить. Даже если мы пытаемся следить за собой, то нет-нет, да и увлечешься некоей идеей. И мысль кажется правильной. И раздражает, что другие не приходят к тому, к чему пришел ты либо не хотят принять твою позицию.

Евагрий Понтийский писал, что тот, кто не хочет смиряться днем, тот будет вынужден смириться ночью. Возможно, эти тяжело переживаемые ночи (из-за кошмаров) притормозят человека на пути развития страстей. Сам человек может не осознавать, что развивает в себе страсти. Собственная позиция может казаться справедливой. Но если человек мучается, что-то не то есть в его жизни.  Только через искушения мы иногда останавливаемся в развитии страстей. За собой мы многого не замечаем. Критические ситуации выявляют наше нутро. Мы получаем реальную возможность освободиться от страстей, потому что заметили их. Тогда и внешнее воздействие теряет свою силу.

Еще одна мысль. Она не проверена. На уровне догадки. Но, может быть, происходит попущение Божие – то, что ты в сердцах от себя отрезал, оно и отрезается. Человек лишь подумал о чем-то. Конечно, он и не предполагал, что будут такие серьезные последствия. Все казалось просто игрой. Но вдруг сталкивается с реальной возможностью потерять навсегда то, что в интеллектуальной игре планировал лишиться, но в реальности утратить бы не хотел. Искушение мобилизует и возвращает на землю. Не хочешь – не будет. Искушение приучает нас быть очень чуткими и внимательными к собственным желаниям.

Да, в Православии нет учения, что мысль материальна. Но мы знаем, что Господь исцеляет наши страсти через внешние события. Господь может попустить произойти тому, что мы избираем. Митрополит Тихон (Шевкунов) писал в книге «Несвятые Святые», что Господь промыслом Своим отворачивает человека от чего-то, но если он (человек) упорно продолжает развивать страсть, то Господь отступает и дает совершиться тому, что избирает падшая человеческая воля. Естественно, возникают и определенные последствия, которые учат быть более аккуратным.

По поводу найденных предметов. Как с ними поступить? Можно окропить Святой водой Крещенской. Мы их не освящаем, не в этом смысле следует понимать данное действие. Мы призывает Божественную силу, чтобы та нейтрализовала магическое действие. В молитве Чина малого освящения воды есть прошение, чтобы вода была в исцеление души и тела и во отгнание всякой сопротивной силы[1]. Предмет можно сжечь. По поводу пепла нет особого мнения. От духовников слышал, что его можно сжечь в печке. Тогда на пепел можно внимания не обращать, ведь он неотделим от того, что был в печи изначально. Можно его (пепел) опустить в воду или закопать в землю. Один духовник был спрошен: Как быть с найденными иголками? Девушка одна как-то рассказала, что в ее свекровь обращалась к магам и колдунам. И это не какие-то подозрения. Муж приносил из дома мамы тетрадь, где она фиксировал поводы и даты  подобных визитов. Девушка обнаружила и в своем доме воткнутые в стены иглы. Духовник сказал, что обычно предметы, используемые в ритуалах, хорошо горят. Иглы сгорели, как бенгальские огни.

Безусловно, есть предметы, которые явно попали в дом не просто так. Видно, что они были специально изготовлены (их форма, например, не та, что встречается в быту). Но бывают моменты, что человек обнаруживает обычные случайные предметы и им приписывает статус подброшенных. Один миссионер, помогавший людям, страдавших от сект и оккультизма, рассказывал, как однажды к нему пришел человек, который утверждал, что его сосед по коммунальной квартире колдует. Во время беседы стало понятно: никакого колдовства нет. Просто этот человек интерпретирует действия соседа весьма специфическим образом. Миссионер предложил купить цветы и поставить их на общей кухне. И когда мужчина услышал эти слова, на лицо его набежала усмешка. Ехидно и зло он сказал: «принесу я им цветочков…» Он по-своему понял слова миссионера, и это специфическое восприятие показало, что зло жило в нём самом.

Хотя, безусловно, наряду с определенной фантазией на тему колдовства (человеку кажется, что в его сторону кто-то колдует) присутствует и реальная магия. Конечно, искать самих колдунов не нужно. В средневековой Европе колдунов разыскивали не только из-за происков инквизиции. Возможно, инквизиция, имея определенные инструменты влияния, решала таким образом свои вопросы. Один духовник объяснил данную ситуацию следующим образом. В средневековой Европе был расцвет каббалы (иудейская магия, в сравнении с которой магия вуду – детские игры). Литургия в католицизме уже была искажена. Из нее исключён был момент призывания Святого Духа. Таинство Евхаристии (если сказать очень грубо) перестало «работать».  Люди потеряли возможность приобщаться к Благодати посредством Таинства Евхаристии. Страдая от колдовского воздействия, они не могли его нейтрализовать через приобщение в Таинствах. И иного варианта, как физическое уничтожение, не оставалось.

Если же речь о православном христианине, стоит понимать, что колдуны могут быть везде. Бывают, конечно, и исключительные случаи. Например, родственники занимаются колдовством, и человек чувствует вред от нахождения рядом с ними. Он уходит из дома. Но если что-то подбросили или человеку показалось, что коллега занимается оккультизмом, стоит ли уходить? Эдак можно всю жизнь пробегать. Не факт, что на новом месте с учетом того размаха, который принял оккультизм, не будет уже двух оккультистов. Фиксация на теме колдовства и магии приводит к гипертревожности. Человек начинает замечать следы колдовства там, где его нет. Боится всего и всех. Испытывает тяжелое внутреннее состояние. Его даже не обязательно классифицировать. Что это? Бред? Психоз? Если человек начнет ездить из города в город – высока вероятность, что он нигде не найдет покоя.

На эту тему был подготовлен текст. И данный ответ можно считать его продолжением.

«БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия».

В заключение приведу историю. Один человек пришел в медицинский центр, который посоветовал знакомый врач. Примечательно, что на ресепшене висел плакат с кроликом (к слову, тот год был годом кролика). Но кролик этот был странный, совершенно недетский. В общем, кролик был больным. Болтливость трудно назвать хорошим качеством, но здесь разговорчивость помогла разобраться. Женщина на ресепшене сказала, что в этом медицинском центре работает ясновидящий. Человек понял, что попал не туда. Он подошел к врачу и объяснил, что для него, как для православного христианина не приемлемо посещение специалистов эзотерической направленности. Выяснилось, что врач этот лишь арендует в данном центре помещение, а сам он христианин и эзотерические учения не поддерживает. Приём состоялся. Сотрудница ресепшена дала посетителю карточку с указанием даты и времени следующего приёма. Он отправился в больницу, где и был госпитализирован. Ближе к вечеру с ним стало происходить нечто странное. Огонь внутри. Безотчетная тревога. Человек этот был в курсе, что такое инфернальное воздействие. Обычно, гневаясь на кого-то, мы и ощущаем, как в нашу психику вторгается нечто извне. Тут он знал, что в этот день не совершал ничего против совести. Никаких мыслей злых против ближних не имел. Ни на кого не гневался. Ни на кого не обижался. Причин для такого состояния не было. Все передумал и остановился на словах прп. Паисия Святогорца, который говорил, что от людей эзотерической направленности не стоит принимать ничего, даже икон. Пришел к выводу, что причина в этой карточке. Вышел на лестничную площадку. Намочил свою футболку и на ней сжег карточку. А потом, когда из больницы он поехал причащаться в Храм, взял с собой футболку, завернул в нее камушек и кинул в реку. Возможно, его состояние никак не было связано с карточкой, но после того, как он окропил святой водой и сжёг этот предмет, – почувствовал себя спокойно.

Впрочем, последствия контакта с магией могут быть серьезными. Даже при условии сказанного выше – человек, защищенный благодатью, может не бояться магического воздействия.

Как уже было отмечено, в жизнеописании святой Матроны Московской упоминается, как однажды на ее теле открылись фурункулы. Старица попросила облить скульптурное изображение Креста водой и собрать ее. Этой водой она обмылась и исцелилась. Блаженная говорила, что фурункулы были следствием магического воздействия, исходящим со стороны женщины. В полном жизнеописании много подобных моментов. Святая Матрона вызывала на себя ярость колдовского мира. Мы не знаем, почему Господь попускал ей подобные страдания.

В книге прп. Аввф Дорофея «Душеполезные поучения» приведена мысль, что мы несем болезни, как бремя за свои грехи. Святым же Господь дает болезнь для усовершенствования их.

В упомянутой работе «БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия» приведена мысль, что христианин не должен бояться колдовства. Если человек подозревает соседей в колдовстве и хочет переехать, то рискует никогда не остановиться в своем беге. На новом месте что-то тоже будет происходить. Снова начнет казаться. Человек входит в состояние некоего психоза. Ему всегда и везде будут мерещиться колдуны. К тому же, если человек уходит с работы, где кто-то из его коллег (как ему казалось) практикует оккультизм, то где гарантия, что придя на новое место он не найдет того или тех, кто занимается оккультными практиками.

Еще пример. Один священник служил в храме в городе N. Испытывал тяжесть. Он обнаруживал предметы, явно связанные с магией и даже на огороде как-то нашел маленький гробик. Духовник говорил тогда, что здесь требуется рассуждение. Понятно, силы зла ополчились на этого священника. Если он, например, иеромонах (то есть одинокий) и выдерживает – может быть, есть смысл остаться. Если же священник уже не имеет сил сопротивляться, то, возможно, разумнее уехать. Силы у всех разные. Опять же следует понимать, что этот случай исключительный. Против него шла целенаправленная агрессия. В тоже время было мнение и другого духовника, который предполагал, что происходящее было дано не просто так. Возможно, внутри Батюшки было нечто, требующее пересмотра. Страсть, например. И Господь попускает события, которые подвели священника к конструктивному изменению жизни. Дополняя слова духовника: если пересмотр состоялся, выводы сделаны и покаяние принесено,с мертвой точки начинает сдвигаться и внешняя обстановка. А, может быть, ситуация попущена, чтобы он начал как-то духовно «шевелиться».

Знакомая рассказывала. Однажды на улице она увидела перед собой женщину со злыми глазами. Почувствовала угрозу. Рядом с ней находился внук. Она инстинктивно своей юбкой ребенка закрыла и таким образом обнажила ноги. А та встречная женщина со злыми глазами, словно что-то бросила ей под ноги. С тех пор по временам обострялось рожистое воспаление. Стало трудно ходить. Духовник предположил, что ситуация дана, чтобы она духовно пробудилась. Знакомая эта верила (как часто говорят – в душе), но исповедоваться и причащаться – нет. Были предубеждения. Как некоторые люди считают, что Причастие для них приемлемо только перед смертью.

Еще случай предубеждения и ошибочного понимания ситуации. Один священник посетил женский монастырь. Был он не один, со своей знакомой. После службы сёстры пригласили батюшку на трапезу. Тот согласился только при условии, что и его попутчица будет приглашена. Священники (служащие и приглашенные) трапезничали отдельно. После выяснилось, что знакомая батюшки на трапезе не была. Оказалось, что подобное приглашение она восприняла весьма специфически – её, мол, пригласили, потому что сочли, что у неё нет денег, а у неё средства есть. Священнику не удалось донести мысль, что приглашение на трапезу – уважение. Она же осталась при своем убеждении.

Скорбные обстоятельства, попущенные нам, призывают отбросить от себя ошибочные точки зрения.

[1] Из чина малого освящения воды: «Тебе ныне смиренно недостойнии раби Твои молим и мили ся деем, посли благодать Пресвятаго Духа на воду сию, и небесным Твоим благословением благослови, очисти и освяти ю, и даруй ей благодать и благословение Иорданово, и силу вся скверны очищающую, и всяк недуг исцеляющую, и бесов и всех наветов, и козней их прогонительную. И яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, быти всем от нея с верою пиющим, приемлющим же и кропящимся рабом Твоим, грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякаго зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домовом же и всякому месту освящение и благословение, губительных и всяких злотворных воздухов отгнание, и благодати Твоея присвоение».