-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 22.09.2023. |
«Да будет воля Твоя»… Иначе наше желание (даже если это желание, чтобы наш ближний жил) лишь эгоистические проявления. Выйти из тупика после ухода близкого человека можно только через молитву и деятельную любовь.
«Страх. Ч. 5: Страх, что близкие люди умрут».
«Страх. Ч. 4: Страх, что близкие люди умрут. Смотрит ночью, дышит ли супруг».
Также еще ответы про страх:
«Страх. Ч.3: Страх поездки за рулём (выходить из дома и пр.)».
«Страх. Ч.2: Дополнение к ответу про страх. Отсутствие страха патологическое и нормальное».
«Страх. Ч. 1: Страх потерять, что имеешь. Прочие страхи».
Страх смерти близких лучше переводить в молитву. Можно читать Псалтирь. Псалтирь делится на 20 Кафизм. Каждая Кафизма на три Славы. Можно прочитывать хотя бы одну Славу (одну треть кафизмы). Это занимает семь минут. Каждый человек, обладающий опытом чтения Псалтири, наверняка переживал нечто подобное тому, о чем будет сказано далее. Возникает состояние, когда все ходит ходуном. Никакого покоя. Никакого утешения. Все кажется ужасным. Начинаешь читать Псалтирь. Слова непонятные. Мысли растекаются. Кажется, что попусту тратишь время. Но что-то побуждает читать дальше. И вот Божественное слово коснулось души, и она (душа) откликнулась. Оковы мрака спадают. Успокаиваешься. Примиряешься с обстоятельствами. Не в том смысле, что сдаешься. Нет! Признаешь, что они есть. Начинаешь видеть законы мироздания, которые не можешь отменить сейчас судорожными движениями собственной воли. В закономерностях этих есть определенный смысл. Смерть полагает пределы распространению зла на земле. Мы так устроены, что уходим в вечность. Иначе зло могло бы распространяться и дальше. Человек знает, что ему предстоит рано или поздно умереть, он подводит итог жизни, дает себе отчет в совершенном. Перед лицом смерти перегорают вопросы, которые казались важными. Человек задумывается о главном.
С тем, кто с верой читает Псалтирь, молится, бывает, что происходят чудеса. В Евангелие сказано о сотнике. Это римский воин. Начальник. Он попросил Христа исцелить слугу, который был ему дорог. Сотник обладал такой Верой, что попросил Христа даже не заходить в его дом, а лишь сказать слово – и по слову Христа слуга выздоровеет. Что-то подобное по молитвам верующих происходит и в наши дни. Одна врач рассказывала, как однажды в больницу поступил пациент (кажется, это была женщина) с симптоматикой инсульта в крайне тяжелом состоянии. Но на утро признаков поражения мозга не было обнаружено. Приехавшие родственники рассказали, что, узнав о госпитализации, они попросили знакомого священника на ночь пустить их в Храм и молились.
Конечно, когда мы молимся, когда мы читаем молитву «Отче наш», то говорим – «да будет воля Твоя». Мы понимаем, что у Бога может быть другой взгляд на происходящее. Пророк Исаия говорил от имени Бога – «Как Небо отстоит от земли, так суды Мои отстоят от судов человеческих» (Ис 55. 9).
Мы не знаем будущего. Возможно, человеку нужно уходить именно сейчас, а если он будет жить дальше, то развратится, станет неготовым к Царствию Божию. По учению духовных авторов человек берет в вечность тот багаж, который наработал в своей душе при жизни. Некоторые неверующие люди иронизируют на тему котлов, сковородок и огня под ними. Возникает и вопрос о дровах для костров. Но духовные авторы отмечали (в частности, Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти»), что речь идет о метафорах, которые помогают человеку, пропитанному земными представлениями, дать намек на то, что ждет его в вечности. Человеку с грубыми, приземленными представлениями трудно объяснить, что есть душа, добродетели, душевные переживания и страдания. Какие-то вещи начинают быть понятными только с возрастом, по мере накопления мудрости. Например, человек, охваченный безумной мыслью, говорит, что его мозг горит. Кто подбрасывает в его мозг дрова? Или человек, которого сжигает ярость или испепеляет блуд. Вот и огонь. Если человек со страстью переходит в вечность, он разгоняется в этом навыке и душа его входит в состояние бесконечного страдания, ведь она (страсть) приносит страдание еще при жизни.
Через молитву мы сами приобщаемся к миру Божественных идей. Сквозь призму открывшихся нам Логосов начинаем иначе смотреть на собственную жизнь и жизнь наших близких. Духовные авторы отмечали – человек, отступивший от страстей уныния, гнева (эту мысль высказывал в книге «Тоска, уныние, депрессия» схиархимандрит Гавриил (Бунге)) способен созерцать Логосы, духовные смыслы, на основании которых развивается действительность. Одна из причин уныния – невозможность достичь цели. Например, хочется, чтобы близкий человек жил, а он уходит в вечность. Человек задыхается, он словно парализован. Порой кто-то пытается совершить бегство от уныния через суицид. Отец Гавриил отмечал, что выход в молитве. Человек пробивает стену отчуждения, стену самозамкнутости либо в молитве, либо принося себя в дар Ближнему. Тогда человек способен воспринять Логосы. Многое становится понятным (относительно себя и жизни других). Потом мы снова ввергаемся в страсти и знание утрачиваем. Но память о том, что было однажды понято остается с человеком и дальше по жизни.
Если человек испытывает запредельные по уровню переживания, стоит поставить вопрос – почему они столь интенсивны? Скорби и переживания того, кто старается жить по Заповедям, носят терпимый характер. В частности, прп. Авва Дорофей отмечал, что душа человека, живущего без греха, со временем приобретает силу переносить искушения. Прп. Исаак Сирин в Слове 79 писал, что человек, охваченный гордостью, сталкивается с переживаниями, превышающими его возможности. Даже более – у него отнимаются силы терпения, и он впадает в малодушие. По Слову прп. Исаака Сирина, когда человек недугует гордостью, он впутывается в обстоятельства, от которых не может освободиться. Человек сталкивается не только с желанием настаивать на своей воле (понятно, здесь речь не о пробивной силе, напористости, инициативности, а о том, что разрушает), но и с лютым ражжением блудной страсти. В Слове 22 он пишет, что человек, отрицающий промысл Божий на земле, двигающийся по жизни с опорой только на собственный рассудок, сталкивается со страхом, унынием, тревогой, которые не может преодолеть. Стоит отметить, что Слово Исаака Сирина обращено к врагам Божиим. Если человек занимается эзотерикой, магией, то рано или поздно встречается с последствиями – жесткая депрессия, гипертрофия страстей. Страсти есть у каждого человека, но все же у них (страстей) есть какая-то мера. Если у обычного человека может быть тяга к хаотизированному интиму, то здесь просто сексуальное безумие. Если у кого-то просто тяга к алкоголю, то здесь желание напиваться без удержу, идя во все тяжкие.
Бывает, что человек охватывается страхом – как он будет один. У пьющих людей бывает такое парадоксальное явление. Например, пьющий мужчина живет с мамой и издевается над ней, но при этом очень боится, что ее не станет. Ведь если она умрет, то больше его никто не будет слушать, никто не будет всерьез воспринимать его как человека. В фильме «Бабуся» был такой эпизод – один пьющий человек ломится в дом, где его мама со своей подружкой забаррикадировались. Мама сломала ногу и была госпитализирована. Этот мужчина, протрезвев, с ужасом спрашивает – Как же будет он?
Фредерика де Грааф в книге «Разлуки не будет» описывает, как помогала людям перейти в вечность, а их родственникам пережить уход близкого человека. Человек уходящий, нуждается в поддержке, любви и заботе, а его родственники, охваченные болью, страхом, печалью этой поддержки дать ему не могут. Сложно сказать является ли это вариантом эгоизма, когда человек более сосредоточен на своих страхах, чем на личности ближнего.
Рано или поздно человек приходит к полноте развития тех процессов, в русле которых он решил следовать. Если жить по Заповедям, то человек приходит, не смотря на гущу скорбных обстоятельств, к внутреннему миру. Если человек решил идти другим путем, то приходит к гипертревожности, а повод, в связи с которым она возникает, уже не всегда первичен.
Кстати, давал ответ двум людям, у которых была выявлена онкология. Появилась перспектива смерти, только уже своей.
Рак. Женщине, болеющей раком четыре года
Болезни. Болезнь. Человеку, приунывшему вследствие того, что заболел раком
Есть еще ответы про онкологию. Но ответы адресованы не пациентам.
Рак. Просившей молитв о раковой больной, которая после лечения поправилась
Болезни. О дочери, заболевшей раком.
В беседах рассматривался опыт многих людей, которые встречались со смертью близких. И общий вывод – выйти можно только через любовь. Любовь, как деятельное внимание к ближнему. Именно реализация выведет человека из самозамкнутости, в которую он попадает вследствие потери близкого. Конечно, нужно бороться за здоровье близкого человека и делать все возможное. Но очень важно, чтобы не было здесь эгоистического момента. Один священник говорил, что иногда мы хотим, чтобы близкий был с нами, но так же хотим, чтобы был с нами забавный песик или любимые тапочки. Если речь о чистой любви, освобожденной от собственных эгоистических интересов, да будут благословенны эти усилия. Когда примешиваются эгоистические намерения, тогда получаются мучения и для самого человека, и для того родственника, которого он пытается спасти.
Несколько примеров. Исхожу из той мысли, что Истина освобождает, как сказано в Евангелие. Истина – естена, то есть то, что есть на самом деле, понимание духовных законов, на основании которых развивается реальность. Знакомство с ними уже успокаивает человека, дает ему понимание жизни. Одна женщина еще во времена Советского Союза привезла в один российский городок свою маму, которая жила в союзной республике. Да, мама болела. Да, она приближалась к исшествию из этой жизни. Рано или поздно момент перехода должен был совершиться, тем более что мама была уже в преклонных годах. В своем родном городке (пусть там была не очень сильно представлена медицинская служба) она была окружена близкими и родными. Это те места, с которыми она связана воспоминаниями, важными событиями жизни. Она чувствовала себя частью того целого, которое, как можно предположить, питало и грело ее. Ее перевезли в незнакомый город, где ей не с кем поговорить. Не факт, что дочка всегда может быть рядом. Вот мама лежит в больнице. Одна. Да, у нее есть все необходимое для питания, есть медикаменты, но она одинока. Оторвана от привычных корней. Суровые медицинские процедуры. На каком-то этапе, по всей видимости, героиня нашего повествования просто решила не мучить маму и отвезла на Родину.
Калиновский в книге «Переход» описывал, что переживают пожилые люди во время острого состояния. Конечно, эти мысли не следует рассматривать, как отказ от лечения, но какой-то смысл есть и в них. Раньше пожилой человек, когда наступало время перехода, уходил в окружение близких, родных. Тепло. Забота. Приглашали священника. Человек напутствовался Святыми Христовыми Тайнами. Уходил, облегчив свою душу в Таинстве исповеди, просвещённый светом Благодати. Времена изменились. Стали звать скорую помощь. Подчеркну, это не призыв к отказу от медицины. Пусть каждый сам решит, как ему относиться к этим данным. Человек поступает в медицинское учреждение, где отец семейства, любимые дедушка или бабушка превращаются в безликую статистическую единицу. Медицинские процедуры, реализуемые в обезличенном виде. Спрашивают только то, что относится к истории болезни. Но сам человек, как человек неинтересен. Свой переход, если он случается, он совершает в состоянии оставленности, а иногда мрака и отчаяния, тоски и подавленности, ощущении собственной ненужности и одиночества.
Один человек рассказывал о его протесте против Бога. Его мама умирала. Он наложил на себя пост. Молился 40 дней. Дело было Великим постом. Он постился строго. Мама умерла. Была обида на Бога и некий надрыв. Человек этот вошел в состояние депрессии. Священник спросил – спрашивал ли он маму? Согласна ли она была со всем тем, что он предпринял для продления ее жизни? Да, это было личное, эгоистическое желание человека. Знаком присутствия эгоизма и является состояние уныния, которое возникает, когда цель не достигается. Нечто подобное происходило в жизни схиигумена Иеронима (Соломенцова), как о том повествует книга «Великая стража». Он был духовником русского Пантелеймонова монастыря. Во времена расцвета монастыря, в Обители было несколько сот братии, кажется, число насельников даже превосходило тысячу. Приближение времени его перехода было ознаменовано ударом в било (доска, удар по которой возвещает, например, о начале богослужения). Братия собиралась на соборную молитву о здоровье духовника и болезнь отступала. Но однажды он сказал братии, что если бы они знали, как он страдает, то не молились бы за него. Происходило это в жизни святого праведного Алексия (Мечева), когда его супруга готовилась к переходу. Он молился, и время откладывалось. Она однажды обратилась к нему с просьбой перестать за нее молиться, потому что ей очень тяжело.
Фредерика де Грааф в книге «Разлуки не будет» описывала трагедию ухода из жизни детей. Автор рассказывала, что дети на самом деле не так сильно боятся смерти. Они чувствуют духовный мир. Перед смертью человек настраивается на восприятие иного мира. Видно, как он вступает в невидимое для живущих общение. Дети, возможно, ближе, так как они чисты. Взрослые своими криками и страданиями заставляют детей дополнительно страдать. В частности, она описала историю одного ребенка. Он никак не мог уйти, потому что мама его убивалась. По всей видимости, ему тяжело было оставлять маму в таком неутешном состоянии. И остаться он не мог, и не мог уйти. На каком-то этапе что-то в маме изменилось. Трудно читать эти строки без слез. Мама легла на кроватку рядом с сыном, обняла его и сказала, что его отпускает. Он тихо ушел. Эти слова не означают отказа от продления жизнь человека. Здоровье – дар Божий. Писание говорит нам, что Господь создал врачество из земли и мудрый человек не будет им пренебрегать. Врач – слуга Божий. Конечно, врачи бывают разные. Бывают хорошие, но есть и такие, кому пациенты безразличны. Понятно, что нужно делать все, что в наших силах. Там, где достигнут предел, нужно быть готовым это осознать.
Человек вовсе не обязан проходить эти пять стадий принятия горя – депрессия, торг и так далее. Если человек смотрит глазами Священного Писания на действительность и понимает, как она устроена, то не возникает ни бунта, ни страха и это не стоит воспринимать, как пассивность. Мы знаем самоотверженных врачей с великой душой, к каким принадлежал, кстати, митрополит Антоний Сурожский. Таких людей нельзя назвать пассивными. Там, где нужно было бороться за жизнь пациента, они боролись. Там, где нужно было помочь пациенту совершить переход, они помогали. Известен случай, описанный митрополитом Антонием. Он сидел рядом с умирающим солдатом. Владыка Антоний пообещал, что тот не умрет в одиночестве. Владыка взял его руку и сказал, что через некоторое время он не сможет видеть и слышать, но будет чувствовать руку другого человека в своей руке. Солдат ушел утешенным. Так же он рассказывал о своей маме. Она была серьезно больна. Некоторое время митрополит Антоний и его мама пытались сделать вид, что ничего серьезного не происходит. Но оба устали от фальши. И оба решили использовать то время, что осталось до перехода для взаимной любви, для того, чтобы сказать друг другу то, что еще не было сказано.
Когда люди не хотят признавать факт того, что переход скоро совершится, эти нужные слова так и остаются невысказанными. Фредерика де Грааф описывала ситуацию. Умирал один мужчина. Его супруга делала вид, что ничего не происходит. В итоге он ушел, а она осталась с истерикой. Нерешенные имущественные вопросы – дело второстепенное. Самое главное, что два любящих человека не успели сказать на прощание друг другу что-то важное. Эти невысказанные слова остались комком горя.
Важно смотреть правде в глаза. Сериал «Это мы» в качестве примера. Речь идет о жизни одной семьи – родители, два брата и сестра. Женщина попала в роддом, нося тройню. Врач, который должен был принимать роды, пытался предупредить ее супруга об определенных проблемах. Муж, заточенный на американизированную систему позитивного мышления, перебил врача, не стал его слушать. Он был настроен вернуться домой с тремя малышами. Больше он ничего не хотел знать. В итоге опасения врача подтвердились. Один из детей погиб при родах. Пуповина обвила его шею. В это же время в роддом попал отказник. Темнокожего мальчика нашли возле пожарной части. Пожарник принес его в роддом. Новоиспеченные родители решили усыновить его. Конечно, вопрос усыновления очень сложен и его так просто решать нельзя (на основании кино). Надо понять промысл Божий о конкретной семье, о конкретном человек.
В беседах «Преодоление травматического опыта: психологические и христианские аспекты» в разделе «Переживание опыта смерти» приведены слова одного аскета. Он говорил – и мы плакали, когда уходили наши духовники. Но когда они уходили, мы старались следовать их советам, которые слышал от них при жизни. Получается, что мы продолжали жить с ними. Один священник в проповеди упоминал слова владыки Антония, что то лучшее, чем жил человек мы можем воплотить в своей жизни. Здесь речь должна идти о разумных вещах. Если, например, ушедший человек помогал кому-то, почему бы оставшимся не продолжить его дело. Мы можем приобщиться к тем лучшим качествам, что он развивал в себе. Неверующие персонажи сериала «Это мы» по-своему вышли из зарождающегося горя. Они решили поддержать жизнь в виде того проявления, как она пришла к ним – в виде малыша.