-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 30.09.2023. |
Этикет. Правда ли, что этикет – это нечто мертвое?
Я не имел в виду, что всё в этикете мертво. Какие-то культурные моменты нужны. Имелись в виду ситуации, когда отношения между людьми холодные, отчуждённые, и происходит некая имитация жизни, за счет внешней холодной вежливости отдаленно напоминающая этикет.
Если художник или музыкант утрачивает харизму, он может за счёт оставшейся технологии выпустить новый альбом или нарисовать картину. Даже если внутри всё мертво. Но он лишь компонует элементы, так как достиг в этом деле определенного мастерства, само же вдохновение при этом отсутствует.
Люди, внутри которых есть жизнь, ведут себя так, что им хочется подражать. У них есть внутренний такт, они не задевают других, подбирают нужные темы для разговоров. Нечто такое есть у одного духовника. Он не изучал этикет, но этикет у него очень развит – настолько он чувствует человека. Хотя сейчас он и меньше общается (в силу возраста), в сравнении с прошлым.
Наблюдая за человеком, у которого есть такая черта, сами не имея этого внутри, мы можем только регистрировать механику процесса, можем подражать механике, не имея понятия, что человеком движет изнутри.
Нормы нужны, нужно чему-то учить людей, иначе человечество скатится в доисторическое существование. Так что нет, этикет – это не плохо.
Раньше в школе девочек учили шить, раскладывать приборы, готовить. Мальчиков приглашали на урок, на чаепития. Для некоторых это были единственные проявления этикета, что они знали в жизни, потому что дома у них так было не принято.
Я проводил беседу в одном молодежном центре, в котором состоит много спортсменов. На стенах этого центра множество надписей. На кухне, например, была надпись, смысл которой примерно таков: пища осуществляется только посредством посуды, еда из пластиковых пакетов и контейнеров должна быть выложена в посуду и сервирована, иначе она будет выброшена в мусорное ведро «в тот момент, когда вы её едите». Руководитель центра, заметив, как кто-то ест из пластикового контейнера, просто забирал еду и выбрасывал. Были предупреждения насчёт телефонов: тех, кто строчил смс-ки, зависал в телефоне [во время еды и, – в целом], выгоняли из центра. На территории центра нужно было учиться общаться по-человечески.
Учить людей хоть какой-то культуре – очень важно.
Это было хорошо показано в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Когда уровень культуры людей стал повышаться, они стали иначе вести себя в таверне, заказывать другое, по-другому сидеть.
Я не имею ввиду, что путь от внешнего к внутреннему плох. Но бывает ситуация мёртвая, когда люди внутренне друг от друга так отчуждены, что только внешне соблюдается порядок, может быть, даже подчеркивающий эту холодность. Если же есть искреннее желание человека меняться – иногда можно начать этот путь и от внешнего к внутреннему, учиться держаться в обществе.
Монах Иоанн (Адливанкин) говорил: если человек не меняет своё поведение – он не сможет преодолеть свои трудности. Есть девушки, которые ездили в Перу, приобщались к аяуаске, после этих ритуалов их понесло. Когда они приходят в Центр, где надеются получить исцеление, вновь обрести цельность, о. Иоанн в первую очередь говорит об их внешнем виде. Если они полуодеты – он призывает их, в первую очередь, привести себя в более благообразный вид.
Также если человек воцерковляется, а в прошлом у него были криминальные интересы, откуда остались привычки в поведении – пока он не изменит своё поведение, пока не выработает благоговение, он не сможет преодолеть и мысленные «загоны».
Был хороший пример в житии святителя Василия Великого, который был известным ритором своего времени, имел великолепное образование, почитался одним из мудрейших людей. Его товарищ, философ, пригласил свт. Василия в школу для юношей, чтобы тот сказал им наставление. Святитель в качестве наставления дал им ориентиры для внешнего поведения. Как говорил и свт. Игнатий (Брянчанинов), если есть благообразие во внешнем поведении – постепенно оно перейдёт и во внутреннее.
У самого свт. Игнатия в книге «Приношение современному монашеству» есть раздел «Правила наружного поведения для новоначальных иноков». Этот раздел подчинён такому же принципу: через соблюдение внешних правил поведения человек постепенно может перейти и к упорядочиванию внутреннего. Если же его внешний уровень жизни не упорядочен – он вряд ли сможет упорядочить и свою внутреннюю жизнь.
[здесь в конце, вероятно, следовало бы добавить вновь акцент на том, что это возможно только при глубоком желании человека измениться в целом, иначе всё это может превратиться в формализм].