-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 18.10.2023. |
Ты говоришь, что твой сын украл дорогие наушники, и ты очень по этому поводу переживаешь и не знаешь, что сказать – тебя переполняют эмоции.
Первым делом предостерег бы тебя от разговора во время охваченностью эмоциями. Ты человек творческий, и если во время избытка чувств попытаешься начать разговор с сыном, – то, может быть, он ничего из разговора не поймёт, а поймёт только, что мама очень расстроена. И из этого он может даже сделать неочевидный вывод, что надо стараться свои проблемы с мамой больше не обсуждать, если она так расстраивается. Особенно это проявляется, когда возникают ситуации, где начинаются оскорбления и какие-то телесные наказания. Все это является неким триггером, который вообще провоцирует отчуждение.
К вопросу о телесном наказании и о словесном внушении
Что бы ни говорили сейчас всякие общественные деятели – наказание, конечно, необходимо, потому что ребенок иногда не понимает проблематики совершённого, а каким-то образом он должен это запомнить. Конечно, когда у ребенка есть куча гувернеров (воспитателей), – то в семьях, которые могут оплатить их, иначе выстраивают воспитательный процесс, считая, что неуместны никакие наказания. Но опять же, имеется ли статистика или исследования, которые бы показывали эффективность воспитания, которое бы исключало любой такой воспитательный момент? На рациональном уровне ребенок ещё многие вещи усвоить не может, и только какими-то воздействиями можно уберечь его от того, что его разрушит.
См. материалы о воспитании и об общении с детьми – «”Родители – Дети – Воспитание”. Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия)».
Конечно, это не должно превращаться в ежедневные истязания, какие-то экзекуции, но, тем не менее, какая-то рефлексия должна быть. В частности, священник Анатолий Правдолюбов рассказывал про своего дедушку, священника Филиппа Правдолюбова. Один из родственников его, маленький мальчик, для дедушки специально делал блины, зная, что ему их нельзя есть, и кормил его этими блинами. А дедушка уже был пожилой и некоторые моменты уже не фиксировал, из восприятия каких-то жизненных событий немножко выпадал. И когда дедушка наестся этих блинов, мальчик Коленька бегал и возглашал что-то типа «Смерть Титаника». Речь шла о том самом «Титанике», который потонул. И о. Анатолий Правдолюбов говорит, что, конечно, такие вещи надо останавливать. Жизнь этого мальчика, Николая Правдолюбова сложилась несчастливо. Действительно, если человек с детства воспитан при полном попустительстве, – он просто не чувствует грань, где нужно, если сказать по-современному, тормознуться. Естественно, если в машине тормозов нет – на каком-то повороте она врежется.
Был один молодой человек из состоятельной семьи. Папа никогда его особо не наказывал, но после смерти папы он сразу сел в тюрьму, еще даже не будучи совершеннолетним. Не имея водительских прав, он достаточно хорошо умел ездить, садился за руль и в нетрезвом виде, зная, что папа его выкупит (папа с помощью своих финансовых связей решал вопросы, если сын попадался сотрудникам правоохранительных органов). И вот это ощущение безнаказанности привело к тому, что у него сформировался принцип «всё сойдет с рук». И естественно, сходило с рук, пока папа не умер. Причём ему друзья пытались объяснить, что так будет не всегда, и он обижался.
Произошло следующее. Это к теме воровства. Он лето проводил на даче, а напротив дачи был магазинчик, и так как он уже активно выпивал, он познакомился с продавцом из этого магазинчика, и они вместе стали заниматься какими-то махинациями. Например, подавалось какое-то дорогое пиво в бутылках, где на крышках проволока – проволоку отжимаешь, крышка открывается. Они стали покупать дешевое пиво, переливать его в это дорогое. В общем, началось все с малого, с каких-то махинаций, плюс пьянство и разврат присутствовали. Потом они решили ограбить. У этой фирмы, которая владела магазином, была еще другая точка. Они ограбили, если так можно сказать, центральный офис, положили сейф в багажник. А так как ребята были молодые, опыта никакого не было, то они из пригорода ехали в город с сейфом в багажнике. А когда люди заявили об ограблении, был объявлен план перехвата, и на контрольно-пропускном пункте, машину попросили предъявить к досмотру, обнаружили сейф, завели уголовное дело. Папа и в этом случае покрыл…
О чём же думать ребенку, у которого много денег, и которого во всех его правонарушениях покрывают? Естественно, он идёт по пути усугубления правонарушений. Это ложная гипотеза, что если человеку дать реализовывать свою агрессию, он когда-то насытится, хотя некоторые люди в психотерапии и пользуются этой ошибочной идеей. Нет. Он не насытится. Нейрофизиология и закон доминанты, открытый академиком Ухтомским, показывают, что действие, совершенное в русле определенной доминанты, эту доминанту усиливают и укрепляют в нейроцентрах.
Это я чему: какая-то рефлексия должна быть. Но опять же, эта рефлексия не должна проявляться в таком эмоциональном шквале, когда мама что-то там кричит. Хотя и это иногда работает. В частности, была одна девочка, мама которой рассказывала, что дома лежала крупная сумма денег – и вдруг её не оказалось. Мама всех спрашивала, в том числе и девочку: мало ли, случайно взяла, переложила или играла с ними… Но потом, когда все говорили, что никто не брал, все-таки что-то у нее екнуло, и она внезапно подошла к девочке и в лицо сказала: «Ты брала?». Девочка сказала: «Я». Девочке, конечно, попало. Всё было очень эмоционально. Попало даже и папе, который попытался маму остановить. Просто девочка нашла эту сумму и решила с подругой покататься на каруселях. Весь день катались на каруселях, и всю эту немаленькую сумму они потратили на карусели. Потом, правда, был уже и спокойный разговор. Мама объяснила, что эти деньги могли ведь быть отложены кому-то на лечение, кто-то мог нуждаться в операции, а если эти деньги потрачены, – как быть человеку, который ждет лечения?
Как бы там ни было, разговор всегда необходим. Может быть, если человек молится, может и ты, если будешь молиться, – твои эмоции как-то помогут, запомнятся. Но все-таки, как можно предположить, – очень хорошо, когда люди разбирают ситуацию.
Можно рассказать еще про одного молодого человека, который в детстве занимался рукопашным боем, был очень физически развит, был мужественный и решительный. Естественно, человек с такими характеристиками, пока не станет взрослым, может попадать в разные неприятные истории. Его супруга даже рассказывала, что когда они были молоды, она говорила, что никуда с ним больше ходить не будет. Потому что куда бы он ни пришел – везде начиналась драка. Пошли в театр – начинается драка. Это я к чему – он не боялся рассказывать папе, что что-то произошло. И папа спокойно говорил: «Да, сынок. Конечно, тут ты задал задачку, но будем как-то решать». И вследствие того, что не было элемента отвержения, сын не боялся рассказывать. Когда ребенок боится рассказать, он начинает проблемы решать по-своему, на том уровне, на котором он понимает. Естественно, ему не хватает опыта, знаний. Если в проблему включены взрослые люди, а он пытается решить проблему из своего понимания, – это особенно чревато, он запутывается. В частности, может начаться история с органами правопорядка. Ну, а если он знает, что с ним эту ситуацию родители разбирать не будут конструктивно, что будут только эмоции, крики, наказания, – то, естественно, он будет пытаться делать всё втайне. А это может привести к неожиданным и печальным последствиям. Может, например, что-то случайно подписать. Иногда бывают ситуации: видят, что человек неопытный, поймав его на чём-нибудь и предлагают: «Вот подпиши бумагу – и можешь идти домой». И он, сам не понимая того, возьмёт на себя то, чего он и не делал.
Заканчивая тему с наказаниями. Конечно, это ужасно, когда в семьях начинается избиение детей, – это одна крайность. Но с другой стороны, когда различные люди из органов опеки или правозащитники категорически выступают против любого наказания, – такое ощущение, что в этом наблюдается другая крайность. Ведь физиологически у человека орган, который мы называем «разум» – префронтальная кора, формируется все-таки годам к десяти. Задача префронтальной коры – это целеполагание, планирование и выбор наиболее актуального действия из альтернативных вариантов. Например, твоя ситуация: понравившиеся наушники, с одной стороны, и будущая жизнь, которая может быть сломана в случае раскрытия правонарушения, – с другой. Т.е. иногда такой выбор между двумя позициями является непосильной ношей для подростка. Он не может определить. Еще пока не совсем развит орган, который занимается такими функциями. На чаше весов перевесить может желание иметь наушники.
Подростков, имеющих случайные сексуальные связи (не совсем к теме относится, но аналогия понятна – тот же принцип), не останавливает даже страх заразиться ВИЧ. В момент возбуждения возможные риски в их сознании отступают даже не на второй план, а куда-то вообще далеко.
Естественно, какие-то общественные механизмы все-таки должны помогать людям компенсировать несформированность определённых отделов мозга. Как-то же надо им принимать решения в подростковом периоде. И где более человеколюбия – пускать ребенка катиться по наклонной, либо каким-то образом его притормозить, может даже с какими-то неприятными для него ощущениями, но дать ему шанс потом все-таки выйти в люди, построить какой-то жизненный путь?
Один молодой человек рассказывал, что даже был благодарен папе, за то, что папа его несколько раз наказал. Он в ранние свои годы в школе и в дошкольное время совершил три кражи: деньги у дедушки, броневичок, машинку у друга. Два раза папа наказал, а один раз, когда он принес украденную машинку и сказал, что нашел на улице, папа ему сказал: «Пойдем, покажешь то место, где ты ее нашел». И потом сказал: «Вот положи сюда». Но наказания были проведены очень спокойно, серьезно и без эмоций. И поэтому смысл наказаний был понятен. Папа сказал, что он должен наказать (не говорю, что ты должна так делать).
Конечно, кто-то, читая эти строки придёт в ужас, но пусть он прочтёт далее, что может произойти, когда человек совершает воровство в зрелом возрасте.
К тому же, папа в этой ситуации сказал, чтобы ребенок сам выбирал ремень
(эта ситуация прокомментирована в ответе «Воспитание. Стоит ли наказывать детей?»):
есть более узкий – им удары будут больнее, но количество ударов будет меньше, а есть широкий – им ударов будет побольше, но он мягче. Опять же, это было сказано без эмоций, без унижения. Это был мужской разговор, спокойный, серьезный: что была совершена вот такая ошибка. И после разговора не было эмоций, отвержения. Сын был наказан, потом они пошли кушать. Любовь папы утрачена не была – вот что самое важное. Не было криков и фраз «я тебя больше знать не хочу».
Потом, кстати, он, когда уже стал наркоманом, начал воровать у родителей, это происходило где-то на втором курсе института. Но школьные годы он продержался.
Последствия
Почему я говорил о неприятных историях с правозащитниками? Парень этот видел, как в школе человек попадает в состояние изоляции и отвержения. В классе что-то стало пропадать, школьники стали следить за своими вещами и была поймана с поличным одна девочка, она и попала в такую ситуацию отвержения. Но это еще было в годы, в которые только-только началась перестройка, можно сказать, в советские ещё годы. Сейчас принято ругать советский режим, но все-таки было много хорошего, по крайней мере, в советских школах следили, чтобы крепла дружба, чтобы какое-то социальное общение в коллективе поддерживалось на должном уровне. И хотя какой-то элемент отвержения был, но достаточно быстро все забылось, девочку снова приняли в коллектив. А сейчас при том уровне атомизации, который есть, легко попасть вообще в число отверженных.
Этот же мальчик рассказывал, что когда он уже учился в институте, с другим парнем, который приехал в этот город и жил в общежитии, произошла трагедия. Во время того, как в общежитии проходила вечеринка, он из кошелька одного из пришедших ребят вытащил деньги и был пойман с поличным. Дело было уже в 2000-ые, очень была популярна бандитская тема, и тут же, выражаясь сленговым языком, на этого парня «повесили денег». Хоть он деньги из кошелька и не присвоил себе, но уже оказался должен. И ситуация зашла настолько далеко, что папа этого мальчика пытался вступиться за него, я подробностей уже не помню, может быть даже он приехал в этот город издалека. Но он ничего не смог сделать, потому что местная ватага ребят уже организованно, конечно не в ОПГ, но все равно речь шла о достаточно сплоченных мотивированных ребятах, которые приехали из разных городов и имели опыт прохождения жёстких ситуаций. Рассказчик не знает, что было с этим мальчиком дальше, но если наложить его ситуацию на современность, когда развиты средства связи, и все узнается мгновенно, то можно представить, насколько тяжело ему будет в дальнейшем.
Кстати, один очень серьезный бизнесмен говорил, что в бизнесе залог успеха – это абсолютная честность. Потому что если ты хоть раз кого-то обманешь – об этом узнают сразу все и с тобой просто иметь дело никто не будет. И не знаю, знаешь ты или нет, откуда пошло выражение «стереть в порошок». В дореволюционной России купцы записывали долги на доске мелом. Не было как сейчас юридически проработанных договоров, все держалось на слове, и это не значит, что договоренность была какой-то несерьезной – последствия, в случае нарушения слова были очень серьезные. Если человек оказывался некредитоспособным, с доски стирался его долг, который он был должен другим, но для всего купеческого сообщества это значило, что с этим человеком дело иметь не стоит. Так и поступали. А как жить купцу, когда с ним никто не хочет иметь дела?
Поэтому, когда вопрос стоит о всеобщей гуманизации общества, надо поставить вопрос: «Будет ли это человеколюбиво заниматься полным попустительством, а потом дать ребенку войти в жёсткий мир, который действует по очень жёстким законам?» Ведь получается, если сказать по-современному, полная «подстава». До совершеннолетия ребёнок живет так, что ему никто и ничего не говорит: ни в школе, ни в семье нельзя ничего говорить ему – и он привыкает жить так, как будто он центр земли. Но он заканчивает школу и вдруг попадает в мир, который живет по очень суровым правилам, и оказывается никак не приспособленным к этим правилам. И, что самое главное – здесь любая ошибка может оказаться фатальной.
Конечно, мы верим, что если есть Промысел Божий, и если человек молится Богу, ищет Божественного заступления, – то Господь может исправить его ошибку, допущенную в социальном пространстве.
Кстати, если ты когда-то была в Израиле, в Иерусалиме, то, может быть, ты видела небольшую такую каменную тумбу, на которой публично рубили руки тем, кто что-то украл. И сейчас такие видео можно найти в странах, которые живут по определенным правилам, по всей видимости, речь идет об исламе. Причём было одно видео, когда человеку не только отрезали пальцы, но отрезали и язык. Трудно сказать, о чём там речь шла, вникать в это видео желания не было, потому что смотреть на такое не каждый желает. Может быть, человек похулил, может быть, он пытался солгать, что не крал. Можно взять эти две версии, но дело в том, что до сих пор есть места, где очень жёсткие последствия постигают за определённого рода простпки.
Если не брать даже исламский мир, то можно сказать про Мезень. Мезень – это Архангельская область, там жили поморы, и до сих пор там очень суровое отношение к воровству. Север. Условия жизни тяжелые. Люди ставят сети, капканы в лесу. Естественно, если в их сообществе будут те, кто опустошают сети, капканы, то люди попросту не выживут. Там, кстати, в Мезени, хотя и трудно туда добраться, до сих пор двери не закрываются, потому что люди, занимающиеся воровством, просто пропадают. Мезень – это река, которая во время прилива поднимается в русле на несколько метров. И если человек рыбачил на этой реке не на лодке и пропустил время прилива – он может погибнуть. И как-то в этой области появился человек, освободившийся из мест заключения, и он стал ходить по погребам, т.е. красть. Его нашли в этой Мезени с вывернутыми руками.
Однажды на Мезень отправились в поход социальные педагоги и воспитанники Центра им. святителя Василия Великого. В этом Центре проходят реабилитацию подростки, которые находятся в конфликте с законом, и им перед колонией дают последний шанс. Они не едут в колонию, они идут в Центр, и, если они успешно проходят реабилитацию, – с них снимается судимость. В экстремальный поход они отправляются потому, что многие из них употребляли наркотики и, соответственно, их воля находится в размягченном состоянии. Конечно, они могут быть опасными, агрессивными, но там, где нужно проявлять целеустремленность, у них не всегда хватает выдержки и собранности. А походы, в которых нужно проявлять решимость, упорство, мужественность, формируют характер и помогают человеку научиться достигать каких-то целей. Конечно, не только с помощью походов, но у человека потихоньку формируются те качества, которые помогают ему, выгрести из этого криминального русла и начать строить конструктивную жизнь. И директор Центра рассказывала, что когда они с экскурсией путешествовали по Мезени, то увидели сеть с рыбой. Директор хотела взять одну рыбину и оставить за нее деньги. Экскурсовод, увидев, что она хочет взять из сети рыбу, очень испугался и стал кричать, что брать запрещено, потому что если кто-то увидит, то последствия будут очень серьезные.
С учётом того, что сейчас везде стоят камеры, и история человека пишется уже с самого рождения, попадает в какие-то архивы, из которых она, кстати, уже, наверное, не может быть удалена, то любой поступок приобретает очень важное значение. Еще до эпохи компьютеризации личные дела, которые велись на бумаге, могли быть потеряны, утрачены. А сейчас человеку придётся нести последствия своего поступка многие и многие годы. Это как раз к вопросу: где больше человеколюбия? Молча смотреть, как человек катится по наклонной, а потом видеть, как человек совершает серию поступков, которые искалечат ему жизнь, и сделают ему больно? Он ведь может попасть в тюрьму, где его будут избивать другие заключенные, где он будет голодать, страдать от того, что он, например, свой талант так и не раскрыл, не реализовал профессии, к которой стремился. Смогут ли ему помочь те люди, которые были против того, чтобы взрослые с ним поговорили серьёзно о воровстве? Смогут ли ему помочь те бесконечные комиссии, когда он уже будет за решёткой?
Помочь разобраться
Поэтому, конечно, ситуация однозначно должна быть разобрана. Сыну надо объяснить, какова сейчас раскрываемость преступлений. В городах, где речь идет о высокой степени компьютеризации, где очень много стоит камер, раскрывается огромное количество преступлений благодаря возможности отследить ситуацию по камерам.
Может быть, если он так хочет наушники, – предложить ему какой-то другой вариант, либо вместе с ним заказать не такие дорогие наушники, есть же аналоги, просто на них не будет эмблемы какой-то престижной фирмы. Можно предложить ему на лето устроиться на работу, но опять же помочь ему найти эту работу, порыться вместе с ним в Интернет.
Ведь то, что было сказано про недостаточную функцию планирования и целеполагания можно применить и в отношении работы. Для человека взрослого что-то кажется элементарным: например, хочешь сделать дело – узнай, как его сделать и сделай первый шаг. Даже такая банальная цепочка действий для подростка не всегда кажется очевидной. Он может хотеть что-то сделать, но не всегда способен выполнить два-три последовательных действия, если это не связано с тем, чтобы послушать музыку в Интернет или поиграть в какую-то игру.
Кстати, были исследования в отношении наркозависимых. Нужно было подбирать синонимы. Если синонимы нужно было подбирать к понятиям, связанным с наркотиками, мозг работал быстро. Но когда синонимы нужно было подбирать к словам, не связанным с наркотической темой – скорость работы мозга уже замедлялась. Может быть, устроиться куда-нибудь поработать и потом на заработанные деньги купить то, что ему хочется. Опять же в этом варианте у человека выработается последовательность каких-то действий – по пунктам, что нужно сделать, чтобы достичь какой-то цели.
Антисоциальное расстройство личности
И последнее. В книге Фримана и Бека «Когнитивная психотерапия расстройств личности» есть глава о антисоциальном расстройстве личности. Антисоциальное расстройство личности – это такой склад ума, при котором человек видит только свою цель, которую хочет достичь, и при этом игнорирует мнение других людей и вообще существующие условия. То есть прёт как танк к своей цели. На этом пути он может попадать в очень неприятные для себя истории, потому что если он начинает хамить другим людям, совершать агрессивные действия, – он, например, потеряет работу, попадёт в места лишения свободы и т.д. Среди рекомендаций при общении с людьми с таким расстройством как раз сказано, что они не всегда способны усваивать нравственные категории. То есть, если говорить такому человеку, что это безнравственно, что это неправильно, он может не понять – о чём вообще идет речь, потому что у него еще не сформирована иерархия ценностей, шкала координат «хорошо-плохо». Если бы у него иерархия ценностей и шкала координат были сформированы – он, может быть, и не страдал бы от антисоциального расстройства личности.
Понятно, как это связано с воровством? Человек видит предмет, который хочет получить, – и он берет его силой, хитростью, не задумываясь о последствиях. И на первых порах, пока у человека не сформируются конструктивные понятия о жизни, можно ему объяснять проблематику его поступков через его цель. Здесь можно даже вспомнить слова Священного Писания о том, что ленивый, если обличается, не срамляется. Ленивому, если говоришь: «ты ленивый», – ему не стыдно. Поэтому можно рассмотреть ситуацию в таком ключе: если ты будешь делать это противоправное действие – то последствия будут таковы, что ты не сможешь учиться там, где хочешь, не сможешь работать там, где хочешь. Возникнут какие-то важные препятствия на пути реализации твоих желаний (если речь идёт, конечно, о каких-то конструктивных желаниях).
На эту тему можно говорить очень много, но для твоего частного случая, наверное, можно остановиться.
Молитва и Промысел Божий
Конечно, ты как христианка все-таки свои разговоры должна сопровождать не только какими-то аргументами, но и молиться за сына. Тогда Господь может своим промыслом его вразумить и со всей очевидностью ему показать различные варианты. Живёшь так – такой вариант развития. А живешь вот эдак, с воровством, – вот такой вариант развития событий. Может быть, Господь покажет ему ситуацию, при которой происходит катастрофа, а может быть, наоборот, покажет ситуацию, при которой человек удержался от соблазна воровства и получил больше того, что предполагал через это воровство приобрести.
Кстати, в этом смысле можно с сыном посмотреть фильм «Серебряные коньки». Юноша по имени Матфей, о котором рассказывается в этом фильме, чтобы заработать папе на лечение, стал воровать. Но папа, христианин, даже болея серьезной болезнью, от которой он и умер, сказал, что ворованные деньги счастья не принесут. И сын избавился от ворованных денег: часть отдал подельникам, с которыми он воровал, а часть заплатил доктору за лечение отца, а когда отец умер, положил эти деньги доктору в карман. И Промыслом Божиим он получил гораздо больше. Во-первых, он остался в живых. Когда была облава, он сумел от этой облавы уйти. Он воссоединился с любимой девушкой. А когда в него выстреляли, пуля попала в пару серебряных коньков, которые он держал под одеждой. Он послушался папу – избавился от ворованного, и Господь дал ему путь. Понятно, что он не только избавился от ворованных денег, но и внутренне решил отныне идти по жизни другим путём. Может быть, с сыном этот фильм посмотрите, обсудите его.
Не захватываться эмоциями, идеями, пусть и творческими
Тебе также желаю не захватываться этими эмоциями, потому что ты человек творческий, и, наверное, обладаешь особенностью, которой обладают многие творческие люди: когда они занимаются каким-то творческим проектом – они загораются идеей и охватываются этой идеей. Но когда в их сознание входит какая-то негативная идея – они и ею так же охватываются, целиком и полностью. И поэтому творческим людям нужно обогащаться какими-то личностными качествами, добродетелями. В отношении работы, может быть, это и нормально в некотором смысле, что они охватываются своей идеей. Но в отношении жизни все-таки потихоньку должны вырабатываться другие навыки. И даже в отношении работы – не сутками быть увлеченной своими занятиями, мыслями, а брать и прерывать свою деятельность, чтобы почитать Евангелие, Псалтирь, помолиться. Чтобы не идти весь день в русле какой-то идеи, пусть даже которая и даёт горение, потому что последствия тоже могут быть тяжелыми.
Можешь почитать статью священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня. О гордости». Тебя захватывает желание творить в русле текущей идеи, а сына, может быть, так же захватывает идея, что он идет с этими наушниками по улице, а все им любуются. Подростковые мечты, они такие. Помнишь, как в фильме «Девчата» главная героиня мечтала, что она будет идти вся такая красивая, а молодые люди будут на неё смотреть, падать и штабелями складываться у её ног. Его охватывает, может быть, и эта идея.
Кстати, академик Ухтомский говорил, что прерывать занятие – это более конструктивно, потому что, возвращаясь к занятию после какого-то перерыва, у человека освежается взгляд. Человек, который горит какой-то идеей, может незаметно для себя попасть в какое-то неверное русло, пойти неверным путем. А когда он отвлечется, освежит свой ум молитвой, чтением Священного Писания, святых отцов, вернувшись к своим занятиям, он увидит, что, оказывается, он отклонился от первоначальной линии, и может заметить свою ошибку.
Кстати, та же история может быть и у сына. Люди идут-идут к своей цели, но за счет того, что они ум свой не укрепляют Истиной, постепенно ум их омрачается, приходит ложное понимание, что благую цель можно достичь и не благими средствами, например, ворованными деньгами. Но что происходит: когда человек начинает использовать не благие средства, постепенно его ум начинает искажаться и этот искаженный ум забывает о первоначальной благой цели. И когда вроде у человека, например, появились ворованные деньги, которые были нужны якобы на какое-то благое, как ему тогда казалось, дело, ему уже нет никакого дела до этого благого дела.
Разделять излишнюю чувствительность и рациональные моменты. Поступок и человека
Ещё одно предупреждение по поводу избыточной эмоциональности. Сейчас не разбираем, кто лучше: мужчины или женщины. В идеале, мы знаем, что мужчины и женщины составляют одно целое в браке. Нужна, конечно, и женская эмоциональность. Но где-то нужна и мужская четкость. Часто, где необходимо что-то объяснить ребенку, бывает так, что за мамиными переживаниями ребенок не всегда может понять суть происшедшего. Т.е. мама переживает, посылает эмоциональный сигнал насчет того, что она расстроена, что произошло что-то ужасное, а конкретные инструкции, как исправить происшедшее и как его осмыслить, не всегда прилагаются к этому эмоциональному посылу. Здесь очень важно разделять грех и личность.
Могу привести историю, которая была в Центре свт. Василия Великого. Ребята, которые проходили реабилитацию в Центре, с помощью одного волонтёра подготовили такой творческий вечер, где в белых футболках читали стихи о любви, очень было трогательно. Но у одного мальчика произошло ЧП, он был замечен, кажется, не только даже в употреблении, но и в торговле наркотиками. Естественно, этот факт подразумевал какую-то историю. Не помню, чем всё закончилось, отчислением ли из Центра, но в Центре есть такой принцип, что ситуации не замалчиваются. Если произошло какое-то ЧП, эта цепочка начинает раскручиваться – доводится до сведения правоохранительных органов, и т.д. И на этот творческий вечер собрались родители ребят, в том числе пришла мама в этого воспитанника, и директор Центра предлагала как раз разделить грех и личность. Она не говорила «разделим грех и личность», потому что это скорее могут понять люди верующие, но говорила теми словами, которые могут быть поняты человеком. То есть: сегодня особый день, ребята выучили стихи, и пусть этот творческий вечер останется творческим вечером. Не будем в этот день обсуждать дела, связанные с упомянутой проблемой. И вроде бы мама согласилась, но после творческого вечера на лестнице были слышны ее высказывания на повышенных тонах о том, что сын её подставляет, что ей стыдно и всё в таком духе.
Опять же, бывает, что акцент родители делают на себе. Конечно, есть всякие психологические методики, которые говорят: «Не говорите человеку, что он что-то сделал плохо. Сигнализируйте о своих чувствах – «мне неловко», «я переживаю». В этих методиках смысл такой, что не надо нагружать человека чувством вины. Мы сейчас не обсуждаем эти методики. Но в некоторых случаях снаружи это выглядит так, что человек беспокоится о себе, о том, что он не знает, как смотреть в глаза другим, а то, что произошло с парнем, как бы отступает на второй план. Мама не справилась с эмоциями. Не знаю, получилось ли что-то хорошее из ее разговора с сыном, но, наверное, лучше было прислушаться к директору Центра и эти разговоры перенести. Потому что такие разговоры обычно происходят на педсовете, где присутствуют социальные педагоги, родители, воспитанник. Всё очень взвешено, четко, задокументировано. Кстати, у воспитанника есть возможность высказаться каким-то образом. В случае его адекватного понимания происшедшего, ситуации может быть дан обратный ход, в том смысле, что ему может быть дан какой-то шанс. А когда человека запирают где-то на лестнице в углу, начинают на него кричать, – то у него возможности высказаться как будто бы и нет. Либо он должен обладать великим терпением и дождаться, пока этот поток эмоций пройдёт, и уже тогда сказать маме, как было дело. А кто-то просто закрывает уши, замыкается в себя, перестает слышать, что ему говорят. Либо начинает дерзко перебивать.
Также и ты разделяй эмоции и рационализм. Обсудили вот эту проблему – и всё, точка. Если вы потом садитесь ужинать – ужинайте. Без всяких кислых мин, взглядов полных скорби, и так далее. Потому что всему своё время. Время собирать камни, время разбрасывать камни, как сказано в Священном Писании, время обнимать, время уклоняться от объятий (Еккл. 3:5). И все-таки надо разделять проступок и человека. Всё, с ним этот поступок обсудили, он все понял, возможно, будут какие-то последствия, уже будем думать, как с этими последствиями справляться. Если колония, то колония, но вот сейчас мы обсуждаем стихи, например.
Запаса нашего авторитета не так много. Если мы говорим иногда и по делу – нас слушают, если мы говорим по любому поводу и много – нас не слушают. Здесь могу вспомнить еще одного молодого человека. Он с детства рос с мамой, папа погиб. Он был физически очень сильный, и мама, чтобы как-то его утихомирить, отдала его в дом-интернат, а там воспитанники изучали борьбу. Он говорит, что в этом доме-интернате он стал еще более дерзким. Но до этого мама пыталась его исправить наказаниями и наказывала физически, била, стегала чем-то. Может быть, и было за что, потому что он был на язык островат. Но вследствие того, что это было очень часто, он перестал понимать, из-за чего его наказывают. И поэтому у него включился такой механизм, что он перестал обращать внимание. Он выходил на улицу играть с ребятами, они, показывая на синяк, спрашивали, что это такое, а он отвечал: «Да, это мама ударила». У него даже не было желания вникать, по какому поводу его наказывают. Он просто стал игнорировать: перетерпел– и пошел гулять. В таком наказании смысла-то и нет. Он не получал никакого информационного посыла, ради которого его и пытались наказывать.
Эти два примера иллюстрируют тему другой крайности. Одна – попустительство, а другая – избыточная реакция.
Случай в общежитии ВУЗа и в детском лагере
В качестве постскриптума – случай в вузовском общежитии. Рассказчик не знает, чем дело закончилось, но слышал, что в тот же самый вечер в один из участников вечеринки сильно стучался в дверь, пытаясь добраться до молодого человека, уличённого в воровстве. Очень трудно предположить, какова была его дальнейшая жизнь в этом общежитии, возможно даже, он уехал. Точно не могу сказать за давностью лет. И таких случаев можно привести много.
Сыну надо объяснить, что если речь будет идти о мужском коллективе, очные ставки могут провести буквально тут же. В одном детском лагере были молодые люди и девушки из девятого-десятого класса. Тоже начали пропадать вещи. Когда один из ребят что-то искал у себя в чемодане, другой увидел в этом чемодане предмет, который считался пропавшим. И в одну из ночей был устроен импровизированный суд. Молодому человеку пришлось отвечать за все факты воровства. Принесли его чемодан, разложили, были найдены какие-то вещи. Когда его спрашивали о какой-то вещи, он пытался сказать, что ему её кто-то подарил из девочек. Тут же девочку будили посреди ночи, приводили в эту палату, просили рассказать, дарила ли она эту вещь или нет. Ну, и выявились случаи, что были совершены и какие-то акты воровства. Слава Богу, что за молодого человека заступился один из его товарищей, который просто предложил ограничиться не столь радикальными мерами. Но и то, нерадикальные меры были все равно не мягкими. Из полотенец были скручены так называемые «морковки», и этими морковками молодой человек получил по обнаженной спине определённое количество ударов.
Опять же, если оценивать по некой шкале жестокости, – в этом отряде люди были достаточно мягкими. Неизвестно, что было бы с ним, если бы речь шла о чисто мужском коллективе, какие формируются в профессиональных учебных заведениях. Здесь хотел подчеркнуть мгновенность проведенных расследований. Причём, надо обратить внимание, что ведь когда молодой человек обманывает, – он же обманывает на своём уровне и говорит, как ему кажется логично, но у него еще нет достаточно жизненного опыта, чтобы предположить, что его обман будет тут же вскрыт.
Также можно закончить историю про Мезень. К слову о том строгом отношению к воровству, которое там наблюдалось, причём речь идет не о дореволюционной России, а о наших днях. Поездка состоялась до 2020 года, кажется. Прямо во время службы у супруги руководителя данного региона один из воспитанников вытащил кошелек. Когда руководитель Центра, бывшая в то время в поездке с ребятами, узнала об этом, тут же вместе с челобитной этот кошелек был возвращён, были принесены извинения. Ситуацию удалось как-то в конструктивном ключе разрешить.
Если же у твоего сына сформируется навык – то непонятно, как с этим навыком ему дальше придется жить. Притом, что сейчас «понятия мира воровского» уже отходят. Хотя даже про воровской мир не надо, это уже совсем другая тема. Можно ограничиться в беседе с ним акцентами на тех последствиях, с которыми он может столкнуться, о серьезности которых он пока ещё даже не подозревает. А последствия таковы, что когда он с ними столкнётся, – изменить что-то будет уже очень-очень трудно.
По поводу воспитания волевой сферы и тренерства написано несколько в тексте «Родители и дети», часть 4.2 «Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого», там есть глава «Совместная деятельность».
В этой главе рассказывается о рукопашном бое. Приводятся мысли священника Фёдора Бородина о том, что ребенок, не имевший отцовского воспитания, может хотя бы прикоснуться к конструктивным моделям мужского поведения через хорошего тренера, но именно тренера такой советской школы. Не который просто преподаёт боевые искусства, а который старается прививать морально-волевые качества, объясняет что-то о том, как мужчина ведет себя в жизни. Воспитание таких навыков на тренировке может помочь человеку каким-то образом держать себя в руках, когда ему хочется что-то украсть. Человек учится преодолевать свои разрушительные импульсы хотя бы вначале на физическом уровне. Хочется упасть – ты бежишь дальше. Понятно, что нужна какая-то духовная жизнь, но в то же время есть какая-то, как говорят в педагогике, зона ближайшего развития. То есть мы не можем человеку объяснить какие-то вещи для него не сразу доступные, но мы можем помочь ему подняться на ступеньку, с этой ступеньки он увидит вторую ступеньку, со второй можно помочь перейти на третью. А человеку, в котором нет ничего, сразу сходу попытаться объяснить всё, – не всегда возможно. По крайней мере, у парня начнётся какая-то череда опытов, в которых ему нужно будет учиться выковывать какие-то собственные решения, выстраивать свои реакции. По крайней мере, какой-то процесс начнётся, идущий куда-то, если будет помощь Божия, в конструктивном направлении. А в нахождении дома с телефоном – не факт, что это конструктивное направление будет найдено.