Болезни. Монаху, сетующему на то, что его никто не навещал во время болезни
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  13.10.2014.



Не победив зло в своем сердце, не испытаем покоя. Любить всех одинаково, а не выборочно двух-трех. Пока не научились любви, требуем ее от других. Победить в себе эгоизм.

     Ты говоришь, что почти всем доволен в монастыре, только одно тебя обескуражило: в то время, когда ты заболел, почти никто не навещал тебя. Ты говоришь, что лишь несколько друзей приходили и проведывали тебя. Духовнику ты ставишь в некую укоризну то, что он не приходил к тебе. Бедный духовник! После службы ему нужно принимать братий, до самого вечера он беседует с ними, с некоторыми из них он беседует даже около часа. У него просто не остаётся времени на то, чтобы кого-либо проведывать. А если даже он  и пошел бы проведывать, то те, кто хотели с ним побеседовать, поставили бы ему в укоризну, что он по вечерам не сидит в келье и не дожидается их. Тебе не нужно сетовать, брат, иначе ты рискуешь страдать всю жизнь, ты можешь так и не испытать, что такое покой. Внешнего мира изменить ты не можешь. В.П. Лосский сказал замечательные слова: «Тот, кто считает, что источник зла находится вне его – тот лишает себя возможности освободиться от зла».

     Если ты, дорогой брат, посчитаешь, что источник зла находится в твоём сердце, то ты получаешь реальную возможность освободиться от этого зла. Если же ты будешь искать причину своего смущения вовне, то ты всегда будешь смущен: сегодня тебя никто не навестит, а завтра солнце будет не такое светлое. Завтра будет дождливо, прибавь к этому пересоленный суп – и ты получаешь ежедневное смущение. Побеждай зло добром. В Евангелии нет слов «будьте любимы», а есть слова «любите». В одной древней молитве есть прошение, в котором человек просит, не чтобы его любили, но чтобы он любил.

     Да и на что тебе сетовать: ты рассказывал о том, что мечтал о безмолвии, – вот, Господь предоставляет тебе возможность. Тебя никто не беспокоит, ты один в келье, посреди монастыря ты оказался словно в пустыне. В жизни старца Паисия Святогорца был один эпизод, чем-то напоминающий твою ситуацию. Одна женщина сказала старцу Паисию, что она не знает как ей быть: ей хотелось выйти замуж и в то же время хотелось принять монашество. Через какое-то время она всё-таки вышла замуж. Она приехала к старцу Паисию и говорила, что ей очень тяжело и неспокойно на душе. Дело было в том, что она вышла замуж за моряка: он 6 месяцев был дома, а на 6 месяцев уходил в плавание. Старец Паисий сказал ей, что зря она сетует, она мечтала, и о замужестве и о монашестве, и Бог даровал ей и то и другое. Шесть месяцев она живет как замужняя и шесть месяцев как монахиня.

     Поэтому лучше не сетуй, а употреби время своей болезни на приобретение духовных даров. Если тебе что-то будет надо – проси, и к этому ты должен привыкнуть. Тебе не стоит осуждать людей за то, что они не угадали твои желания. Некоторые люди во время болезни теряют аппетит и совсем не могут есть. Когда им приносят что-нибудь покушать, они просят унести еду обратно и более не приносить никакой еды, если они сами не попросят. Вокруг тебя находится много братьев, которые могут тебе помочь, просто ты должен сказать об этом. То, что ты считаешь, что у них нет любви по отношению к тебе, скорее всего происходит от того, что ты сам не имеешь любви. Однажды ученик преподобного Льва Оптинского сказал великому старцу, что не видит в братии любви. Преподобный Лев ответил: это происходит от того, что ученик сам не имеет в себе любви, если бы он имел её, то непременно бы увидел любовь между братьями. Ты должен любить всех одинаково, а не выборочно двух-трёх людей. Слава Богу, что у тебя с ними отношения напоминают духовные. Беда происходит тогда, когда люди в монастыре разбиваются в стайки и вместо совместного чтения правила начинают осуждать кого-нибудь. Советую тебе любить не только тех, кого ты называешь друзьями, но и всех настолько сильно, насколько ты можешь.

     Пока же мы не научились любви, мы только требуем её от других: от духовника, от братьев. Но это пахнет эгоизмом. Если ты поддашься своему эгоизму, то все время своей болезни ты будешь проводить без внутреннего покоя. Победи в себе эгоизм. Даже на одре болезни ты можешь испытать радость и покой, а если Бог даст, то и блаженство.