-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 25.10.2023. |
То, что происходит с нарушением Заповедей, без молитвы, против совести не ведет ко Благу.
Подобным состояниям (водовороту мыслей) обычно что-то предшествует. Человек, возможно, долгое время находится в разговорах, обсуждениях, впечатлениях бытового плана, а душа при этом лишается связи с высшими смыслами и погружается в хаос. Не в том дело, что нельзя обсуждать земные вопросы – можно и нужно. Одна паломница предлагала решать земные дела по принципу зебры, то есть нарезать полосками. Вопросы рабочие необходимо решать, но с молитвой, не отрываясь от духовного ядра личности, а рассеянное внимание собирать воедино, например, чтением духовным. У укорененного более или менее в духовной жизни человека запас прочности (заряд внутренней батарейки) увеличивается. Он может без перерыва работать достаточно длительное время, но периоды для восстановления связи с Богом нужным и ему.
При избытке впечатлений, еды, душа ослабевает и на этом фоне начинается кризисы. В одной из бесед приводил историю нашей паломницы. Она художница. Лето на Соловках. Много впечатлений. Разговоры. Видимо, душа ослабела и на этом фоне началась жалость к себе. Она засела дома. Появился в жизни алкоголь, нецеломудренные фильмы.
Нужно четко прочувствовать грань и стараться за нее не переступать. Для меня первый признак потери собранности – слова утрачивают связь с мыслями. Душа находится в хаосе. Человека буквально несет. Его язык действует отдельно от тела и это признак – следом будет срыв. Конечно, бывают разные ситуации. Иногда мы совершаем некие действия неожиданно для самих себя, и это не значит, что мы распылены. Например, разговор с человеком, на которого не хочется тратить время. Ты сам при этом находишься в эгоистическом ключе, но вдруг просыпается сострадание. Возможно, нечто нашей душе указывает на то, что мы не уловили на первый взгляд и неожиданно для себя задаем вопрос, который даже не успели обдумать. При этом мы не входим в состояние хаоса.
Один человек рассказывал о своем визите к родственникам. Большой дом. Кто-то приходит, кто-то уходит. Возникает постоянное движение – завтрак переходит в обед, обед в полдник, тот в свою очередь в ужин. Он как-то сидел в трапезной части дома и ждал момента, чтобы уйти, но так и не дождался. С родственниками, конечно, хорошо, но разговоры почти всегда носят хаотичный характер. В этом пребывать постоянно невозможно. Он вышел в туалет, так как другого места не было, и начал молиться, как учил духовник – Господи, прости меня, что довел себя до такого состояния, что попустил такие мысли, чувства и дела (то есть состояние рассеяния, когда ум просто в разные стороны раскачивается). Если вовремя не остановиться, то на этом фоне вполне вероятно рождение некоей тяжелой идеи, с которой будет сложно бороться.
Кстати, духовник прп. Паисия Святогорца в таких моментах советовал читать 134 Псалом. Можно прочесть что-то из духовной книги. Сам прп. Паисий Святогорец перед тем, как молиться читал страницу из Отечника, чтобы внутренне собраться.
Нам не придется всю жизнь внутренне собираться через чтение, но требуется сформировать сам навык – приучать свою душу в такие минуты обращаться к Богу. Затем душа будет сама конденсироваться в подобных случаях.
Кстати, тот человек, гостивший у родственников, разработал стратегию поведения. Если удается помолиться – слава Богу. Если же нет, то утром во время водных процедур читает правило прп. Серафима Саровского на память. Во время завтрака происходит общение, но потом он идет к себе. И вот когда будет готов обед, приходит вновь. Он не отделяется от коллектива.
Так же, когда мы выезжаем, например, на природу с компанией, важно не погружаться на 100% во все, чем живет этот коллектив. Необходимо оставить за собой что-то свое, личное (в хорошем смысле слова). Например, когда люди собирают дрова для костра и разбредаются по лесу, очень удобно посидеть на полянке и почитать что-то из Правила. Может быть, потом возможности уже и не будет. Чуть задержишься, чуть меньше дров принесешь, но это не страшно. Когда начнут звать, то идешь по дороге, собирая дрова. Потом от того, что ты внутренне устойчив и самому будет хорошо, и людям можешь пользу принести. Так можно и до вечера у костра просидеть, потому что опора была найдена.
По слову одного духовника необходимо разделять нормальные повороты мыслей от параноидальных. Бывают вещи объективные, когда необходимо что-то сделать или переделать. Если помысл говорит усовершенствовать какую-то вещь – усовершенствуй. Но это движение конечно и должно приносить результат. Мысли конструктивны и понятны. Нормальная ситуация, когда ты сделал 2-3 поправки и видишь результат, на котором можно остановиться. Но если началось искушение, то, как раз, результат и отсутствует. Помысл уводит в бездну. Он требует 200-300 движений (шагов) с неясным результатом. Никакую мысль не удается ухватить и довести до конца. Ты напоминаешь человека, который пытается в воде руками ловить рыбу, а она постоянно из пальцев выскальзывает. Необходимо выработать навык – почувствовал подобную ситуацию, значит пора остановиться. Возможно, через какое-то время будет возможность вернуться к этому делу, когда ум будет очищен (после молитвенного Правила, например).
Если что-то не получается, если ситуация нам кажется катастрофой – в этом нет промысла Божия. Мы понимаем, что промысл Божий, если мы стараемся молиться и жить по Заповедям, покрывает наши ошибки и выправляет ситуацию к лучшему.
Некоторые люди говорят – все к лучшему. Эта так, но только в том случае, если человек молится. Ситуация иная, если человек живет против совести. В конечном итоге все к лучшему все равно. Катастрофа порой способна отрезвить, но отрезвляются далеко не все. Кто-то ожесточается. Как сказано в книге Апокалипсис – те бедствия, которые будут находить на людей, уклонившихся в страсти, не приведут их к покаянию, они и дальше будут хулить Бога. При отсутствии понимания промыла Божия, человеку мерещатся варианты, ответы на все жизненные вопросы, а следом возникает ощущение, что он проходит мимо чего-то очень важного. Это не может быть правдой. Если есть что-то очень нужное для нас, Господь поможет нам с этим встретиться. Кстати, анализ жизни показывает, что происходили и с нами нереальные ситуации, которые нельзя было прогнозировать и как чудным образом все складывалось. Когда знание о промысле Божием угасает, человек начинает метаться. Если все путается (конечно, везде возможны корректировки), то не стоит слушать помыслов и белого шума, скорее нужно придерживаться плана, который был нами принят в более или менее адекватном состоянии, то есть в состоянии внутреннего мира, после молитвы.
Бывает, сознание рисует нам упущенные выгоды и возможности. Здесь уместно вспомнить аналогию святых отцов – демона и фокусника. Враг рода человеческого, как иллюзионист, который перед изумленными детьми (мысль выражена своими словами и современным языком) извлекает кролика из шляпы. Демон в сознании человека рисует образы, фантастическую выгоду. В рамках цикла «Игра и не-игра» прошли беседы «Игра и не-игра: Иллюзии. Реальность. Тревога- тревога и иллюзии», где приведена мысль одного духовного автора об Иуде. Видимо, демон ему представил ситуацию в таком свете, что предатель Христа (то есть Иуда) получит некий профит. Враг, толкая человека на грех, представляет в его уме 100% беспроигрышную ситуацию, но реальность совсем иная.
Бегство от реалий. Интернет-зависимость. Жак Лакан, постмодерн. Самопрезентация в соцсетях | 5.4
Фильм «Исчезнувшая». Вера в свою версию. Аддикция, неразвитость. Изменённые сост. сознания | 5.5
Взглянуть на жизнь иначе. Страсти и кризис познания. Жак Лакан с точки зрения святых отцов | 5.6
Прп. Марку Подвижнику принадлежит мысль – «Когда увидишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, то знай верно, что он готовит тебе стыд». Речь не о бизнес-плане и трезвых расчетах, показывающих возможность прибыли и успеха. Речь о тех моментах, когда как такового плана еще нет, нет и материальной базы, но у человека рой мыслей о фантастических прибылях. В этом состоянии очарованности иллюзиями человек не замечает, как ввергает себя в нелепые ситуации (вызывая лишь смех и презрение окружающих), охватывается бредовыми идеями. Прп. Паисий приводил следующий пример – один человек, будучи болен сахарным диабетом, продолжал употреблять сладкое и имел, как ему казалось, оправдание. Прием сладкого вызывал повышение температуры, отчего ему было не так холодно.
Только через понимание промысла Божия, через жизнь по совести мы накапливаем мудрость. Да, ошибаемся. Да, выбор бывает тяжел. Но на промахах не стоит замыкаться. Необходимо вынести урок и на будущее принять к сведению. Тогда чувствуется внутреннее утешение (особенно в Исповеди и в частной молитве). У каждого верующего человека есть ощущение, когда попав в пульс промысла Божиего, не испытываешь страха. Приходит понимание – то, что сейчас происходит, действительно, происходит по промыслу Божию. Господь может попустить трудности, но это не те трудности, когда ты окажешься в паровозной топке и все двери закрыты. И даже если случится так, если Господь призовет к кончине, Он даст тебе терпение с Верой и молитвой встретить смерть.
Человек, выпавший из Божиего луча, погружается в страх и метания. К книге игумена N «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны» можно добавить мысли проф. С.Г. Кара-Мурза. Он писал, что эпоха просвещения призвала человека отказаться от Бога. Человек ожидал, что будет чувствовать себя свободнее, так как откажется от принципов, которые воспринимал, как ограничения. Но! Раньше человек обладал картиной мира, в которой он был чадом Божиим. Пусть он вступал в Завет (договор) с Богом – человек исполняет Заповеди, а Господь помогает. Как прп. Паисий говорил – послушание за послушание. Но вот человек вышел из этой картины, а что он обрел? Результатом эпохи просвещения стало глубокое чувство внутреннего неблагополучия и постоянные страхи, в том числе страх колдовского воздействия. Человек Бога отверг и теперь живей в той картине мира, где не от кого ждать защиты.
Если мы вошли в состояние внутреннего хаоса, без молитвы, на основании какого-то сомнительного действия, то есть не основали свои поступки на фундаментальных вечных принципах, то это как раз время остановиться, обратиться к молитве, пересмотреть ситуацию. Если ситуация нами не диагностируется, как патологическая, явно греховная, то, может быть, удастся вернуться в состояние устойчивости и продолжить движение. Так в «Руководстве к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» преподобные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка описан такой эпизод – человек начал говорить, а потом вспомнил, что перед тем не помолился и отсекся. Ответ был таков – если в том, что ты сейчас говоришь, нет явного греха – продолжай.
В озвученных выше беседах (про иллюзию) рассмотрены три принципа, которые помогают избавиться от иллюзии – внимание к ближнему, опора на вечные принципы и внутренняя духовная жизнь. Человек, прикрепляясь к молитве, освобождает таким образом ум от покрова иллюзий. Вечные принципы позволяют сложную ситуацию оценить сразу – то, что не основано на Истине не приведет ни к чему хорошему. Конечно, можно проверить, потерять время, финансы, ресурсы, нервы, чтобы в итоге убедиться, что и в это раз ни к чему хорошему ты не пришел.
Можно, кстати, посмотреть современный фильм «Пиноккио». В нем очень много метафор. Лис и Базилио действовали по дьявольскому принципу – в сознании Пиноккио они поселили грезы о дереве, на котором растут золотые монеты. А ведь мудрый Сверчок (голос совести?) предупреждал – не ходи. Но слова Сверчка вступили в противоречия с иллюзиями, которыми был отравлен Пиноккио. Ему даже казалось, что Сверчок лишает его блага. Нужно терпеливо учиться в школе, а тут такая перспектива – поехать в страну вечных каникул. Хотя Пиноккио уже заканчивает школу, и после завершения обучения его превратят в живого мальчика. Он соблазняется иллюзорной перспективой. Утром все те, кто приехал в этот замок (именно так выглядела страна развлечений) превращаются в ослов. Милый дедушка, который доставил детей на повозке в сказочную и столь желанную страну, оказывается маньяком, который их же и продает. Пиноккио думал, что будет вечно развлекаться, а в итоге становится ослом, которого выставили на продажу.
Прочие материалы:
«Помыслы. Ч. 1. Голоса (инфернальное ли или психика), в прошлом хаотичный интим»
«Помыслы. Ч. 2. Голоса, которые уничтожают изнутри»
«Помыслы. Голоса (Ч. 3). Девушке, которую хотели затянуть в аномальные отношения. О секте “Нексиам” и взломе психики»
«Помыслы. Голоса (ч. 4). Голоса, которые уничтожают изнутри»
– Что делать, когда человек испытывает насилие негативной мысли?
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8