-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 15.11.2023. |
Отвечу не только вам, а сразу и некоторым также людям, кто задавал подобный вопрос.
Некоторые ответы, которые давал по поводу поста и прочего с этим явлением связано, размещены в подборке «Великий пост: Быть человеком».
Не принижать планку поста ради самооправдания
В отношении того, что человек не может поститься, или ему что-то нужно вне поста, по поводу каких-то послаблений – очень хорошо ответил преподобный Паисий Святогорец. Своими словами его мысль можно выразить так: если тебе что-то нужно съесть – съешь, но не забудь попросить прощения у Бога. Также он советует не снижать саму планку поста, то есть, не разрушать в своём сознании того идеала, к которому стоит стремиться.
Лично ты, например, не можешь поститься. Но откуда тебе знать – вдруг те поколения, которые придут за тобой, смогут? И вот сейчас, чтобы оправдать то, что ты не можешь поститься, чтобы выставить свое поведение как норму, ты начинаешь разрушать сам принцип.
Принцип поста – это дать человеку возможность обуздать свои хаотизированные стремления. Поэтому человек, который говорит «я не могу поститься, по той-то по или иной причине, дайте мне послабление»… Имеется в виду не послабление конкретное, скоро я до этого дойду, а в принципе – «дайте мне разрешение не поститься», – такой человек как бы говорит: «дайте мне разрешение оставаться в депрессии, дайте мне разрешение жить дальше в хаосе…»
Конечно, если человек выбирает этот путь – кто ему запретит жить в этом, так сказать, состоянии отказа от идеала?
Для чего нам нужен пост?
Как говорил один духовник о людях определенной направленности: у них нет ни праздников, ни постов – всё серое. Определённому человеку кажется, что это некая свобода – съесть свой кусок мяса, несмотря ни на какие дни: вот захотел – и съел. Но, с другой стороны, этот человек несчастен, потому что у него в жизни не остаётся ничего, кроме этого куска мяса: ни какого-то смысла, ни праздника…
Ведь пост – это время, когда мы вспоминаем о чём-то высшем, мы вспоминаем о том, что мы люди. Человек, отвергающий всё это, сталкивается с тем, что на каком-то этапе жизнь его становится полностью материалистична и он полностью как бы перенастраивается на ритмы окружающей природы.
Но в этом нет никакой радости, которую приписывают язычникам, что, мол, язычники – дети природы и т.п. Так, наверное, могут говорить люди, которые в условиях дикой природы не жили. Такими образами могут загореться, скорее, современные люди, которые на язычество смотрят сквозь призму каких-то фильмов.
Окружающий мир, несмотря на то, что несёт на себе печать мудрости Создателя, – является, тем не менее миром, который, появился в результате грехопадения первых людей. Он носит на себе уже последствия того нарушения, к которому первые люди толкнули этот мир. Как говорил апостол Павел, «вся тварь вместе стонет и вместе мучается доныне» (Рим 8. 22–27). И человек, который лишился высших смыслов и перенастроил себя только на окружающую природу, на её ритмы, – он точно так же становится зависим от тех процессов, которые происходят совне.
И когда человек теряет высший смысл – он теряется в этом круговороте веществ: воды, крови – когда один съел другого, остался и ценой жизни другого продлил свою жизнь…
Один священник рассказал, что ему как-то довелось в больнице видеть одного очень накаченного мужчину, который, увидев чёрные монашеские одежды, стал смеяться: что вы, мол, духовные что ли? типа мяса не едите?? И, смеясь, говорил, что вот он-то – ест мясо! Вначале он производил впечатление такого жизнерадостного человека. Может это и был этот идеал языческого мира: человек есть мясо, радуется жизни… Привезли его на «Скорой помощи» и поместили в палату. Когда же врачи объявили ему о том, что его сейчас ожидает, – не страшная, небольшая операция на челюсти (может немножко она, конечно, страшновата психологически: нужно лечь на стол, увидеть инструменты, но, в принципе, – ничего экстраординарного), – то, услышав об этом, человек стал рассыпаться просто на глазах. От этого здорового, вёселого мужчины ничего не осталось. Хотя ему еще никто не сделал больно. Он просто стал даже не кричать, а причитать: почему его не предупредили?! Он был просто деморализован из-за одного известия.
Ещё пример. В другой больнице был брутальный мужчина, который застал время, когда ещё жили по понятиям. Он был физически крепок. И вот его попросили чуть-чуть подождать с завтраком. У него стояла уже тарелочка с кашей на тумбочке. Ему нужно было просто дождаться медсестру, чтобы она взяла у него кровь натощак. И этот брутальный мужчина стал материться, стал говорить, каким казням он сейчас подвергнет тут всех. Хотя его никто не мучил, никто не пытал. Ему просто нужно было пару десятков минут подождать.
И когда встаёт вопрос: в чём нам помогает пост? – отвечаем: пост нам помогает оставаться в равновесии, даже когда всё вокруг колеблется. В итоге, пост помогает оставаться человеку радостным, уравновешенным, свободным. Потому что когда человек говорит, что «я ем мясо, когда хочу, я в этом свободен», – это не свобода. На каком-то этапе, когда человек увидит кусок мяса, – он не сможет сдержаться, не сможет удержать себя от желания его съесть. И потом это желание проложит дорожку к другим страстям. Могут проложить в нём дорогу желания гневаться, выпить, употребить наркотики и так далее.
Не преувеличивать вред поста. Советоваться
Люди, которые говорят, что они повредились, постясь, всё-таки не говорят чего-то такого, что могло бы отменить пост.
Кто-то, например, пил из родника – и простудил горло. Кто-то купался в море – и утонул. Кто-то ел обычную еду – и подавился, умер. Мы понимаем, что есть ситуации разные. Но если в целом само дело, процесс или явление, – нормальные, если они ведут конструктиву, – то если у кого-то и возникли проблемы, это не является сигналом для всех остальных выйти из этого, дела, явления или процесса. Поэтому духовные люди и говорят, что рассуждение является высшей добродетелью.
Поэтому, если у человека возникли какие-то проблемы с постом – нужно обсудить со знающим человеком, что дело, мол, обстоит так-то и так-то. Но не в таком ключе, что, мол, разрешите мне вообще не поститься (уже вышло было сказано об этом). А ответственно изучить проблемы своего здоровья: что можно, что нельзя – и вот с таких позиций обсудить со знающим человеком. Получить какое-то благословение не то чтобы не поститься, а, например, в определенные дни делать или не делать то-то и то-то.
Очень хорошие слова сказал один священник, который до принятия сана занимался точными науками, кажется, физикой. Он говорил, что любая неконкретность безблагодатна. Человек должен конкретно обсудить свою ситуацию.
Это уже зависит от каждого. Кто-то принимает решение и страдать телесно, чтобы не отступить поста. Такого человека можно понять. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что если бы он ещё попил молочка – то пожил бы подольше. Но мама ему не разрешила.
Есть другие люди. Святитель Феофан Затворник, когда у него были проблемы с сердечным пульсом, пил молоко. Он считал, что если это делать в целях здоровья, – это не является нарушением поста.
Здесь можно вспомнить слова апостола Павла: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим 14. 3).
Каждый человек подходит к посту, исходя из своего мировоззрения, из своих возможностей…
О соотношениях поста духовного с телесным
Также можно сказать, что трудно разграничить пост на телесный и духовный. Хотя, конечно, такая идея есть, но в каком ключе она предложена духовными авторами? – Надо не зацикливаться только на телесном посте, а помнить, что есть и духовный. Но идея того, что есть пост духовный, – например, воздержание органов чувств, – она не означает того, что можно телесный пост взять и отменить.
Если пост телесный был установлен Церковью для чего-то – то, значит, отказываясь от поста телесного, мы теряем пользу. Если кто-то считает что ему некомфортно, когда совне ему что-то навязывают, поэтому он для себя выбирает, путь духовный, – никто не навязывает! Церковь не навязывает, Церковь предупреждает. Да и, в целом, духовные законы не навязывают, а предупреждают: живёшь так-то и так-то – развиваешься; а делаешь то-то и то-то – тебе становится хуже.
Поэтому каждый сам принимает решение и живёт с последствиями всего выбора.
«По слабости здоровья…»
В отношении, например, слабости здоровья. Один священник хорошо сказал, когда его спрашивали о воздержании перед Причастием, в ответ на то, что у кого-то гастрит. Он сказал, что у всех присутствующих там, наверное, почти гастрит.
Господь нам дал разум: исследовать причины своих проблем, советоваться. Какому-то человеку нужно что-то одно, иному – другое. Всё это обсуждаемо.
Кому-то, действительно, необходимо мясное. Это как есть таблетки маленькие, а есть – большие [мясо, молочные продукты и т.п.], можно принимать определенную пищу как таблетку, но чтобы совесть человека его при этом не обличала. Если совесть его не обличает – значит, наверное, он правильно делает. Если совесть обличает – лучше всё-таки посоветоваться, но, опять же, с опытным человеком, который прошёл духовный путь хотя и не целиком, но какую-то часть пути, и на своём примере может дать разумный совет… Но не из разряда, как Господь говорил про учителей израильских – что они наложили бремена на людей и пальцами хотят двинуть, чтобы помочь им (Лк 11. 46). То есть, легко другому сказать: «выполни всё на 100 процентов»…
Пост в условиях, не способствующих посту. Отношения с близкими
В отношении поста, когда мы живем с нашими ближними, и они недовольны, что мы постимся, – здесь надо соблюсти какую-то золотую середину. Очень важно сохранить мир с людьми. Даже если они не верующие, – они могут ведь и беспокоиться о нашем здоровье, когда предлагают не постные блюда, переживают… Может, это нас раздражает или нам кажется, что это вторжение в наши дела.
Здесь уже, может быть, ответ на все вопросы не прописать. Важно наметить принцип. Священник Косма Смирнов окормлял людей в советские годы, годы давлений на веру, депрессии. Главное, на что он обращал внимание, – пробудить в человеке совесть.
Когда мы получаем то качество, которое сейчас в современном дискурсе называется субъектностью, – мы получаем человека, который сам уже найдет выход из создавшегося положения. Если проявить в человеке совесть, какое-то понимание жизни, стремление к духовной жизни, помочь ему нащупывать эту связь со Христом, – то когда он окажется в запутанных ситуациях, – он сам уже будет потихонечку прорывать путь к какому-то решению.
Поэтому, в каких-то случаях, если сейчас мы кушаем одни, – то питаться по своему режиму. Если мы сели за стол все вместе и нам родственники что-то положили, – наверное, лучше съесть, потом в этом как-то покаяться… Главное – не разрушать отношения с людьми.
Если читать жития святых – они любовь видели более всеобъемлющим принципом, чем пост. Опять же, некто из святых предупреждал, чтобы слова о любви не стали поводом для чревоугодия. Если пришли гости – это не значит, что теперь тебе надо объесться, упиться. Заповедь о любви призывает тебя принять их по любви, но не пользоваться случаем, чтобы нутро потешить.
Заключение
Подведя итог. Если у кого-то какие-то проблемы со здоровьем – им очень важно понять, что именно у них является проблемной точкой. Не бегать в панике: «ах, я не могу поститься совсем!»
Если слушать врачей – то нельзя поститься, надо жить в санатории, спать по 12 часов…
Понятно что, не у каждого священника есть образование диетолога. Надо изучить свою проблему. Конкретно понять, что в этой проблеме помогает. Например, у кого не в порядке лёгкие, – тому может помогать употребление по чайной ложечке топленого масла. Даже, может быть, в постные дни. Это можно воспринимать как лекарство. Это не упаковка зефира, не торт со взбитыми сливками, но необходимое подспорье для здоровья.
Кто-то, не пьёт сильно влияющие на организм препараты: в связи с онкологией или ещё с чем-то, которые очень агрессивно воздействуют на желудок. Эти препараты рекомендуется запивать молоком. Человек так действует не для услаждения.
По поводу продуктов, – которыми можно заменить непостную еду, вот, что знакомый написал, он изучал вопрос. Сам – в братии монастыря. И можно организовать какую-то консультацию, чтобы именно по вашим проблемам были какие-то рекомендации, какие именно продукты нужны.
P.S.– Ответ о монастырском питании в пост
В монастырях не всегда хорошо обстоят дела с питанием. Везде – по-разному. Бывает и так, что в обители не хватает средств или не хватает знаний тем, кто несёт послушание в трапезной. И у братии, бывает, развивается железодефицитная анемия и другие проблемы со здоровьем. Конечно, в любой ситуации могут помочь знания о том, как питаться правильно. Как-то во время беседы с братией нашего монастыря владыка Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, сказал: «В монастыре кто сам себе не лекарь, тот – не жилец!»🙂 Если постараться собрать положительный опыт, то вот что можно сказать.
Постное питание в монастыре мало отличается от питания в миру, разве что почти никогда на трапезе не бывает каких-то экзотических овощей, фруктов и ягод вроде авокадо, которые в последнее время стали более доступными и популярными. (Но это совсем не значит, конечно, что от них нужно отказываться.)
Когда во время поста мы отказываемся от мяса, молочного и яиц (а во время строгих постов – и от рыбы), мы значительно снижаем потребление белка. Белок –очень важный нутриент, поэтому во время поста нужно стараться ежедневно включать в свой рацион богатые белком растительные продукты. К ним относятся:
бобовые, разные виды фасоли, чечевица, горох, нут, соя и продукты, произведённые из сои, например тофу (все перечисленные в этом пункте продукты также являются источниками железа);
разные виды орехов (орехи особенно важно добавлять в свой рацион в дни строгого поста, когда не разрешается масло, так как кроме белка, пищевых волокон, витаминов, микроэлементов и минералов, орехи также содержат полезные жиры);
семена: семена конопли, чиа, тыквенные семечки, семена льна, подсолнечника (многие семена также являются источником железа);
крупы: киноа, гречка (является также источником железа), нешлифованный (бурый) рис (оболочка зерна богата полезными пищевыми волокнами, витаминами и минералами), дикий рис, овсянка (лучше отдавать предпочтение цельнозерновой овсяной крупе, а не хлопьям быстрого приготовления).
Сегодня на полках магазинов можно встретить много вегетарианских заменителей мяса: постные сардельки, колбасы, отбивные и т. п. Это не лучший способ восполнить дефицит белка, так как такие продукты получаются в результате глубокой переработки и могут содержать неполезные добавки (красители, ароматизаторы, вкусовые добавки), большое количество соли, вредные жиры. Нутрициологи рекомендуют питаться цельными, минимально обработанными продуктами.
При необходимости ограничить калорийность рациона при вегетарианском или веганском питании для получения достаточного количества белка можно использовать экстракты белка (растительные протеины). Это может быть актуально, например, для человека, который пытается снизить вес, для людей среднего возраста и старше, когда обмен веществ замедляется, для людей, активно занимающихся спортом, когда потребность в белке увеличена. Дело в том, что в растительной пище белок связан либо с углеводами (как, например, в бобовых) либо с жирами (в орехах), и общая калорийность питания с достаточным количеством белка может получиться довольно высокой, в то время как нежирные мясо и рыба содержат главным образом белок. Экстракты белка (растительные протеины) содержат очищенный белок без примесей и это может помочь построить сбалансированный рацион. Конечно, в этих случаях нужно использовать протеин только как дополнение к обычной пище и выбирать качественные протеины (из качественного сырья, изготовленные по хорошей технологии и, желательно, без искусственных вкусовых добавок, подсластителей, ароматизаторов и т.п.).
Железо в растительных продуктах содержится в негемовой форме, которая является не такой доступной, как гемовая форма, в которой железо присутствует в животной пище. Тем не менее, из растительной пищи вполне можно получить достаточное количество железа. Сегодня даже среди спортсменов высокого класса можно найти вегетарианцев и даже веганов (отказываются не только от мяса и рыбы, но также от яиц и молочных продуктов). А в спорте уровень гемоглобина играет ключевую роль, так как от него зависит обеспечение мышц кислородом и, следовательно, работоспособность мышц. Некоторые растительные продукты с высоким содержанием железа уже были упомянуты выше, в этот список можно включить также шпинат и другую листовую зелень, свекольную ботву.
Усвоению железа способствуют витамин C, витамин B9 (фолиевая кислота), витамин А. Поэтому хорошо дополнять продукты с высоким содержанием железа продуктами, содержащими эти витамины. Можно принимать витаминный комплекс с пищей как добавку. Ухудшают усвоение железа содержащиеся в чае и кофе танины (дубильные вещества). Поэтому эти напитки лучше пить в перерывах между приёмами пищи, не запивать ими еду.
При полном отказе от животных продуктов, в том числе от яиц и молочных продуктов, необходимо дополнять рацион витамином B12 в виде добавки.
Если у Вас низкий уровень железа, желательно периодически контролировать его, сдавая анализы, при необходимости обращаться к врачу. Для коррекции по назначению врача может потребоваться прием препарата железа.
Если говорить о здоровом питании вообще, то можно упомянуть ещё несколько моментов.
Желательно, чтобы рацион был разнообразным. Нутрициологи советуют включать в свой рацион как можно больше разных растений (иногда говорят о правиле – употреблять 30 разных растений каждую неделю). Это способствует поддержанию здоровой, разнообразной кишечной микрофлоры.
Очень полезны ферментированные продукты. Например, квашеная капуста и другие овощи, мочёные яблоки. Но именно ферментированные, а не маринованные. В таких продуктах присутствует много полезных бактерий, это обогащает микрофлору кишечника. Нутрициологи советуют по возможности ежедневно включать ферментированные продукты в свой рацион. Это, кстати, соответствует нашим отечественным традициям. В непостные дни хорошо включать в свой рацион ферментированные молочные продукты: сыры, кефир, несладкий йогурт.
Очень полезно оливковое масло первого холодного отжима. Кроме полезных жиров оно содержит также витамины и полифенолы (природные биоактивные соединения, обладающие антиоксидантными свойствами и являющиеся средством борьбы с хроническим воспалением в организме). Также полезно льняное масло холодного отжима. Благодаря высокому содержанию жирных кислот омега-3 оно позволяет поддерживать правильный баланс жирных кислот омега-3-6-9 в организме.
Вот, пожалуй, основные моменты, о которых хотелось упомянуть.