-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 21.11.2023. |
Поведу разговор скорее в отношении общих принципов (не только о срыве). Один человек рассказывал о тяжелом периоде своей жизни. Ничего не получалось. Возникало отчаяние в прямом смысле этого слова. Прежняя жизнь перестала удовлетворять. Было стойкое ощущение – надо что-то менять. Но как? Отчасти он был чадом своей эпохи. Переломные годы 90х. Ложно понятая свобода. Первые соблазны, которые обрушились на молодых людей его возраста. Можно сказать словами А. Данте – «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу». Несмотря на молодые годы было ощущение тупика, полной черноты. Прошлая жизнь подошла к своему логическому завершению. Примитивно понятые удовольствия более не насыщали. Начался кризис. Ранее усвоенные привычки отныне работали против человека. Мрак всеобъемлющий. Но! Ему было с кем посоветоваться. Человек этот говорил много вещей и конкретных, и по делу, и полезных (с точки зрения рационального мышления), что разворачивало зарождающуюся систему понятий. Это не были позиции упрощенного позитивного мышления. Но при всем старании обоих, при всех потугах отсутствие видимого результата порождало уныние. Но этот человек (тот, с кем держали совет) говорил одни и те же слова – Надо продолжать. Свернуть с этого пути опасно.
Возможна такая аналогия. Один человек как-то решил сдавать жилье в наем и для этого затеял ремонт квартиры. Бизнес этот двойственный. Люди, живущие в избытке и сдающие жилье, получают деньги не трудясь, что способствует их деградации. В некоторых случаях (многодетные семьи или человек, кто не хочет бросать свою работу, любит ее, но работа не приносит достаточно средств) подобный бизнес, возможно, и приемлем. Этот человек затеял ремонт, чтобы подготовить квартиру под съем и взял Благословение Священника. Речь не идет о жизни чужой головой. Нет. Он все продумал сам. Просто хотел, чтобы Господь поучаствовал в жизни посредством этого Батюшки. Он имел личные отношения с Богом и не искал посредника. Просто решил посоветоваться. И на самом деле не стоит жить чужой головой – все изучи, все взвесь, но перед тем, как принять окончательное решение посоветуйся. Священник дал Благословение. Начался ремонт. Подорожали стройматериалы в результате кризисных явлений. Неоднократно возникало желание все бросить. Но полученное Благословение удерживало от этого шага. К тому же квартира в таком состоянии не пригодна ни для жилья, ни для съема. Были мысли о закрытии имеющейся у этого человека фирмы. Но Священник сказал мудрые слова – собрать коллектив тяжело, а распустить легко. Через некоторое время стали появляться клиенты, заказы. Так и с ремонтом, остановить его просто, но вот возобновить… С Божией помощью ремонт был завершен.
Вернемся в первоначальной линии повествования. Иногда этому человеку казалось, что его просто утешают, и депрессия не закончится никогда. За сутки бывало только несколько спокойных минут перед сном. Такое чувство, что Господь свидетельствовал в этом состоянии покоя, что день был прожит не зря. Что-то познано. Что-то воспринято. А потом снова начиналась борьба. Борьба ежедневная. И если не до слез, то точно до отчаяния. Но! Советы приводили к видимому результату. Проблемные ситуации разрешались. Стала потихоньку рождаться вера – возможно, ситуация доминирующего отчаяния разрешится так же, как решаются и другие проблемы. Эта надежда появлялась постепенно. Поначалу ее не было. Мрак стал рассеиваться. Тем временем формировались навыки, душевные качества, новый тип взаимоотношений с людьми. Родилось иное отношение ко всему вокруг. Постепенно, как с наступлением утра, тьма стала таять. А когда темнота уходит, кажется, что ее и не было никогда.
Срыв – не повод для отчаяния. Мы зачастую имеем не совсем верный образ себя, как успешных, уже все решивших и тут происходит падение. А нужно со смирением сказать – Господи, прости меня.
Так и герой данной истории. Поначалу не получалось. Он снова уклонялся в прежние ошибки. Но это не оправдание! Надо снова возвращаться в колею. Постепенно этот навык по падении вставать стал развиваться. Если пал, не сиди в луже – вставай и иди дальше.
Один человек обратился к Святым отцам с вопросом – Что делать, если пал? В аскетической традиции под словом падение подразумевается тяжкое согрешение. На что Святой скал – встань. Если снова падешь – снова встань. Так до каких пор падать и вставать? И так падая вставай, пока не будешь взял из этой жизни.
Была похожая история. К одному духовному мужу обратился человек со словами, что он старался всю жизнь и у него нечего не получилось. Он получил ответ – попробуй еще раз. Он пытался снова и снова, но успеха не достиг. Ответ остался прежним – попробуй еще раз. Через некоторое время человек этот вернулся вновь. Он старался изо всех сил, но ничего не вышло и в этот раз. И был ответ – начни заново. Господь дает нам великую возможность начать еще раз. Если человек с покаянием сообщает Господу об ошибке, то Он дает ему возможность войти в следующий день.
В беседах упоминал про двух молодых людей, с которыми мне довелось общаться. Они приехали в монастырь. У каждого за плечами был долгий опыт употребления. У одного из них 10 лет стажа. Это 2000 годы. Из рецептурных препаратов получали наркотическое вещество под названием «крокодил». От него образовывались тромбы в сосудах, а ткань без питания отмирала. Человек просто гнил заживо. Так вот этот человек (о котором идет повествование) колол вещество в шею. Как он выжил – непонятно. Но здоровье его стало восстанавливаться. Он был из верующей семьи. Разочаровался в Вере. Так бывает, когда родители приходят к Богу в зрелом возрасте и начинают властно и директивно продвигать Веру в жизнь ребенка. Где-то и не без лицемерия. При ребенке родители совершают декларируемые вещи и одновременно живут так, как привыкли. Нужно время, чтобы перестроить свою жизнь. Иногда Вера остается на уровне интеллекта, но сам человек живет по-прежнему. Дети, видя этот диссонанс, приходят к разочарованию. Этот молодой человек учился в духовном лицее. Участвовал в молодежном проекте и при этом грабил людей с пистолетом, вымогал деньги. Оружие было газовое, но кто будет разбираться, когда дуло пистолета смотрит на тебя в приоткрытое окно машины. У него не было планов на будущее. Вера в нем была убита. Протоиерей Владимир (Воробьев) рассказывал, что детей священников труднее исповедовать, чем закоренелого преступника. Преступник еще может обратиться к Вере искренно. А если человек научился зубоскалить, глядя на Святыню, значит это самое чувство Святыни в нем убито. По крайней мере, этот молодой человек сказал, что не вернется к наркотикам, грабежам. И был второй человек. Стаж его был меньше, но он весь буквально рассыпался. Он несколько загорелся новой жизнью, стал говорить благочестивые слова, но была в нем искусственная святость. Человек, только прикоснувшийся к Православию, вдруг начал вести себя, словно он многие годы в Вере. Значит чувство это шло не изнутри. Оно было усвоено интеллектом и продавливалось, как модель поведения. Он не особенно советовался. Православие понимал так, как мог (сам). Достаточно быстро охладел. Обычно в таком состоянии люди идут на воображении, на ажиотаже, но так как сути Православия не усвоили, то не могут найти сердцевину, струну, которая связывает человека с Божественной Благодатью. Он устроился на работу и жил при монастыре, как рабочий, получая зарплату. Через некоторое время он утонул. В его комнате нашли некие предметы, намекающие на внутривенное употребление. Со временем родилось понимание (оно может быть ошибочным) почему один выжил, а другой – нет. У первого была перспектива жизни. Он решил, что никогда не вернется. В его дальнейшей жизни был смысл. Второй попытался что-то изменить, но потом отказался, продолжил употребление (возможно). Конечно, не нам судить. Жизнь человеческая – тайна.
В качестве иллюстрации применимо аниме «Принцесса Мононоке». Хотя не все аниме данного режиссера безопасны. Например, аниме «Ходячий замок» страшно. Показана романтическая история, где один из элементов настораживает – дружба девочки с демоном. В аниме показано все весьма забавно. Демон позитивен. Но в реальной жизни обращение к демонической тематике (как говорил монах Иоанн (Адливанкин)) ведет к чувству безысходности и суицидальным мыслям. В чем смысл аниме «Принцесса Мононоке»? Упомяну лишь, что японцы были язычниками и боготворили природу. Нам необходимо смотреть на мультик с точки зрения Православия. Демон-вепрь вступает в схватку с юным воином. Ашитака (воин и принц) побеждает, но ранен. Таким образом он получает проклятие и свойства чудовища. Единственный шанс выжить – идти на запад (пуля, которой он ранен, сделана на западе) и разобраться в ситуации, глядя незамутненным оком. Он знакомится с девушкой, которая живет в лесу с волками и защищает лес от натиска людей (вырубка и вторжение во владения животных). Вся эта история происходит вокруг Духа Леса. Согласно преданию, если раненое животное появится на месте обитания Хозяина Леса, то он (дух) может исцелить, но может и выпить остатки жизни. Никто не знает какой из двух вариантов будет выбран. На это место пришли Ашитака и тяжело раненая гигантская волчица. Ашитака был исцелен. Почему так произошло? В жизни Ашитака была перспектива. Он хотел восстановить мир между людьми и животными, чтобы каждый существовал в своем ареале. В его жизни была любовь. Он хотел помочь принцессе Мононоке. Дарованная ему жизнь принесет много добра. Волчицей руководила лишь жажда убийства. В ее жизни не было смысла. Жизнь того, кто видит смысл только в разрушении, несет хаос. Поэтому она погибла. Конечно, это лишь определенная трактовка. Трудно сказать, что создатели фильма хотели сказать на самом деле.
Если жизнь человека имеет перспективу, имеет смысл, если она устремлена к Истине, то он пройдет через падения. Но если жизнь «тратится» только на потребление наркотиков и реализацию примитивного удовольствия, то может быть утерян смысл эту жизнь продолжать.
Знал человека, который употреблял невероятное количество алкоголя. Жил как эгоист. Вел себя так, что даже его дети не горели желанием с ним общаться. Он как-то сказал, что ничего не хочет менять в своей жизни. Но скорбные обстоятельства его встряхнули. Супруга ушла. Он задумался о Вере. Стал советоваться. Хотя мы не знаем в чем состоит Божие намерение, но возникло ощущение, что Господь знал – когда-то эта перспектива появится, и человек начнет задумываться, меняться. Поэтому Господь и дал ему жизнь.
Дай Бог, чтобы эта перспектива сохранилась, чтобы было куда стремиться, чтобы Искра жила. Тогда с Божией помощью человек пройдет все испытания.