-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 25.11.2023. |
Ты вспомнила, что срыву предшествовало время болезни, когда ты бесцельно много времени провела в телефоне, морально разлагаясь. Да, на фоне проседания человек становится неспособен творчески среагировать на ситуацию. Творчески – не на уровне грубых инстинктов. В работе «Преодоление игрового механизма. Ч. 4. Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность» упоминал, что некие переживания, свойственны и человеку, и животным. Об этом говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Но! Человека от животного отличает высшая инстанция – область духа, то есть переживания духовного порядка, такие как покаяние, умиление, благодарение Бога. Тогда, если сказать современным языком, низшие переживания тормозятся. Если же человек забывает об этой надстройке и живет чисто на биологическом уровне существования, то в конфликтной ситуации он кричит, кидается, кусается. Либо, если не может «загрызть» соперника, скулит и уходит в апатию.
Есть те, кто при виде врага (не ты его так воспринимаешь, а он себя позиционирует, как враг) способен отнестись к нему иначе. Не в русле программы «бей или беги». Можно привести пример из жизнеописания старца Виталия Тбилисского (Сидоренко). Он жил в горах северного Кавказа, когда была негласно объявлена «охота» на пустынников. То есть лесники могли застрелить отшельника, и такой шаг оставался без последствий со стороны властей. Конечно, Божественное возмездие идет своим чередом. Власти же земные смотрели на ситуацию сквозь пальцы. Дело было в годы гонений на Веру. Однажды он шел и услышал осечку. Вышел лесник. Навел ствол на отца Виталия. Снова осечка. Ствол направил вверх – выстрел. И ушел. Отец Виталий потом встретил этого лесника в магазине и купил ему конфет. Так они стали друзьями.
Но среагировать вне русла «бей или беги» можно только, когда есть высшая надстройка, отличающая нас от животного. Но чтобы она была активна нужна не только молитва, необходима направленность жизни на связь со Христом. Во многих работах была отмечена мысль святителя Феофана Затворника. Он ответил на вопрос о постоянной молитве Апостолов – они дела свои посвящали Богу. Память о Боге присутствует не только в те минуты, когда молишься, крестишься или входишь в Храм. Кстати, именно так память о Боге и представляют люди, настроенные против Церкви.
Есть неплохая книжечка «Побег из бездны». Автор боролся с алкоголизмом, в том числе стал участником семейных клубов трезвости (об этом в первой части ответа). Он говорил, что у опьянения есть три стадии. Первая – стадия орла, когда море по колено. Вторая – стадия волка или собаки (кажется так, могу ошибаться в деталях). Первичная эйфория после опьянения проходит, человек становится угрюмым. Автор делает оговорку – в прочем, это не в оскорбление животных. Третья стадия – свинская. Автор снова делает приписку – этим сравнением мы оскорбляем животных. Книга написана трезво. Можно прочитать. Не в том смысле, что автор пропагандирует трезвость. Трезво – то есть правдиво. Несколько месяцев человек держится, а потом нарастает напряжение, с которым нет сил справиться. Здесь достаточно мельчайшего замечания в его адрес. Причем, оно (замечание) не является оскорбительным. Человек хватается за эту фразу и напивается в отместку при всем понимании абсурдности его аргументации.
Связь с Богом – это не только сказать слова правды, но суметь отвлечься от своих дел и поговорить с человеком. Память о Боге – это ласковое слово ребенку.
Как-то побывали в Абхазии. Кафе в горах. Абхазские дети – дети в хорошем смысле слова. Играют. Чистые и открытые. Не сидят угрюмо в телефонах. В данном заведении были маленькие девочки. Видимо, это дети работников. Они начали выглядывали. Было видно, что хотят познакомиться и поиграть, ведь в нашей компании тоже были детки. Понятно, сейчас на законодательном уровне зафиксировано, что ребенка нельзя обнять. А если кто-то малознакомый посадит ребенка на колени, в этом могут увидеть признак педофилии. Но ведь можно просто кивнуть, сказать что-то доброе. И вот это будет уже творческая реакция. Когда человеком руководят не инстинкты, когда он волен «управлять» (не люблю это слово, на мой взгляд оно носит некий американизированный оттенок) собой. Авва Эмилиан (Вафидис) говорил, что найти себя – значит управлять собой.
В материалах, упомянутых в первом ответе, озвучена мысль современных авторов об аддиктивном континууме, что соответствует мыслям Святых отцов о страстях – если ты покорился одной страсти, то против воли подчинишься и другой. Формируется некая склонность к вхождению в измененное состояние сознания. Если ты разлагаешься, смотришь примитивные ролики и водишь пальцем по экрану телефона, собирая шары, то на этом фоне будет легче ругнуться матом, крикнуть. Душа становится пассивной.
В беседах циклов «Преодоление игрового механизма» и «Любовная зависимость» часто привожу слова Марка Подвижника, что главная страсть – это неведение, разленение, небрежение. Понятно, речь о возникновении в человеке автоматической реакции. Увидел женщину – возникла похоть. Вспомнил о веществе – захотелось принять. Поэтому-то ум и должен быть насыщен.
Ты ставишь следующий вопрос – Теперь всю жизнь надо держать себя в руках? Нужно стать роботом, который сам анализирует и актуализирует? В работе «ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения. Ч. 2: Образ жизни, противостоящий зависимому поведению. Через любовь вырваться из замкнутости» показано, становление личности – это и есть путь формирования иммунитета перед зависимостью. Приводится мысль прп. Иоанна Кассиана Римлянина, что человек не может оторваться от земных страстей, если не полюбит Небесные блага. По слову прп. Исаака Сирина, человек освобождается от страстей не столько в силу убеждения, сколько вследствие насыщения ума дивными созерцаниями.
Но! Здесь следует помнить – Центр во Христе. Одна последовательница сайентологии тоже говорила, что нужно держать себя в приподнятом состоянии и тогда не будет хотеться употреблять ПАВ. Одно дело, когда человек себя искусственно эмоционально взвинчивает – он крут, его дело значимо. Но иллюзия же рассыпается со временем. Чем отличается сектантская радость от нашей, от православной? Один миссионер дал ответ на этот вопрос. Наша радость от переживания связи со Христом. Можно вспомнить учение прп. Нила Синайского, представленного в «Добротолюбии». Уныние побеждается радостью, но, чтобы к радости прийти, человек должен на столько это возможно в рамках земного существования победить страсти и приобрести добродетели. Прп. Макарий Великий говорил, что и в совершенных людях есть нечто горделивое (поэтому и приписка – на столько, на сколько это возможно).
Например, Ты стала понимать, что тобой обладают зависть, тщеславие, объедение, гнев и персонально для каждой из страстей нашла противоядие. Потихоньку начала просыпаться любовь к ближним и молитве. Даже поститься не очень сложно. В душу стал приходить мир. А в этом состоянии мы способны усваивать Божественную Благодать. Тебе просто нравится жить. Сам факт, что ты живешь, радует. Понятно, не факт биологического существования, а жизнь в связи со Христом. Кончено, радость иногда помрачается. Мы страстные. Обижаемся. Гневаемся. И тут необходимо понять, что это за облачко, которое сокрыло от нас луч Света, и принять меры, противоположные греху.
Твоя жизнь не станет ежедневным уговариванием себя. Некоторые программы, кстати, так и построены. Там, где нет в основе Православия, все основано на завинчивании гаек. Не хочу никого оскорблять. Это просто некий факт. Кто считает, что можно делать иначе – пожалуйста. Просто жизнь подскажет, что в Православии идея соединения с Богом дается во взвешенном ключе. Уже ни раз в беседах отмечал, что Святые отцы умирали за Христианские догматы. Кто-то скажет, что это (догматы) просто слова. Дело в том, что в первых веках, когда выяснялось каким образом в образе Христа Бог соединился с человеческой личностью, то Святые отцы говорили не только о Христе. По сути, описана та модель, которая присутствует и в нашей жизни, когда мы соединяемся с Богом. Например, была ересь монофизитов. Сейчас не погружаемся в богословие. Суть в чем? Божественная природа, согласно этой ереси, расщепила человеческую, то есть человеческая природа исчезла. В практическом ключе (если богословие спустить в область реальной жизни), это некий ультрааскетизм – все только в ритуализированном контексте, где человеческое умалено до минимума. С другой стороны, было несторианство, где Христос понимался, как человек, на которого нашло вдохновение. Это некий европейский протестантизм. Человек живет, как хочет. На него снизошло вдохновение, и он, например, помолился. Связь со Христом не предполагает полного умаления личности. Скорее преображение. Прп. Максим Исповедник говорил, что ум Христов – не подавление ума, а скорее приобретение новых качеств (мысль передана своими словами). Ум остается, но становится иным. Так разогретый в печи клинок не только режет, но и прожигает. Конечно, понуждение себя на первом этапе нужно, но потом человек испытывает радость, цельность и отныне грех воспринимает, как страдание. Движение направлено к внутренней свободе. Внутренняя свобода во Христе не означает вседозволенности. Внутренняя свобода – свобода от программы «бей или беги». Выпад из этого луча – страдание. И человек старается вернуться на этот путь понимания Веры, как целостного видения мира, а не только религии на уровне интеллекта и самопонуждения.
Беседы «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения» посвящены этой теме:
5.1. Базовые принципы преодоления зависимости: Тревога, мир души, свойства личности, жизнь без греха;
5.2. Базовые принципы преодоления зависимости. Борьба ради большего. Равновесие, если не получается;
5.3. Базовые принципы преодоления зависимости: Скачки эмоций, полярные состояния, психическое нездоровье.
Человек должен искать не столько преодоления зависимого поведения. Планка должна быть выше. Необходимо понимание, что войдет он в Вечность со всем своим содержанием, которое воспитал при жизни. Страсть мешает связи со Христом, к Которому ты идешь. Это некая болячка, которая не дает тебе жить полноценно. Тогда ты, естественно, выплевываешь ее из себя. При отсутствии этого высшего содержания человек не может расстаться с зависимостью. Зависимость его разрушает. Но, с другой стороны, покурить, поиграть – единственное, что у него есть, что помогает ему заглушить в себе депрессию, тоску.
Был советский филь о человеке, захватившем самолет с заложниками. Он использовал женщин, чтобы скрыться от преследования. Женщина, которая укрыла его у себя, сказала оперативнику на допросе, что связь с этим человеком (преступником) – все, что есть у нее. Она была одинока. Да, ее использовали, и она это прекрасно понимала…
В беседах как-то применял такой термин, как «удар с проносом». Один человек изучал разные стили единоборств. Японский подход предполагал, что при ударе противника в грудь твой кулак должен взорваться в точке соприкосновения. Проблема возникает, если противник на несколько сантиметров отклонится назад. Тогда кулак теряет свою пробивную силу. Удар с проносом предполагает, что цель ты видишь дальше. Если, условно, удар совершается в нос, то цель – затылок. Тогда все, что между затылком и рукой сокрушается. Так же и здесь. Цель не избавление от зависимостей, а мир (примирение) с Богом через очищение своего сердца.
Тогда становится понятным, о чем говорил прп. Варсонофий Оптинский – при всех тех явлениях, что порождают страдания, человек, стремящийся жить по Евангельским Заповедям, испытывает Блаженство. Очевидно, что ПАВ или компьютерные игрушки отрывают от той жизни, которая перед тобой открывается.
Упомяну здесь и «человека из ванной». Именно так его обозначал в беседах. Он зашел в тупик и через Соловки стал приходить к Вере. В детстве Вера в нем была, но со временем утрачена. Опыт детства помог прийти к Вере уже в зрелости. Именно поэтому и обсуждаем с родителями данную тему – если в детстве был опыт Веры, то человеку на дне некомфортно. Та Искра, к которой ребенок приобщился в детстве, показывает, что жизнь не здесь и нужно идти наверх. Человек, у которого нет этой Искры с детства, на дне привыкает. Хотя Господь призывает и его. Сейчас нюансы этой темы опустим. Человек этот (о ком веду разговор) сказал, что на Соловках он увидел новую жизнь. Оказалось, можно общаться без манипуляций, познавать Бога и людей. Мир открыт. Когда он вернулся домой, ему предложили выпить бокал вина за встречу. И вот ум затуманился алкоголем, и человек уже не чувствует полноты жизни.
Да и дело не только в одиночестве. Бывали времена, когда ты осознавала отсутствие второй половинки и не реагировала так остро. Но случалось, что эта мысль сводила тебя с ума. Дело не столько в одиночестве, сколько в духовном облике, духовном состоянии. Был ответ (аудио) «Состояние, когда работа валится из рук, схожу с ума». Один человек рассказал, как приобрел подобный опыт. Ворох дел. Бывает, что удается отреагировать творчески – через три дня у меня будет полтора часа, и я постараюсь эту кучу разгрести. Но иногда, когда приходишь на взводе, с напряжением аномальным, невольно возникают мысли – Почему начальство не вникает в мои нужды? Кто за это ответит? Начинается мандраж, что даже в освободившееся время не можешь работать, потому что находишься в ярости или апатии. Потом с помощью духовника стало понятно, что дело не в делах. Человек этот специально изучал методику, как справляться с таким объемом работы по книгам Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок». Немного об этом в беседе «Миссионер. Его личный путь и его отношение к другим» часть 1. Стало понятно, что многое зависит от состояния самого человека. Если ты имеешь обиду, если расслабился, нахохотался, объелся сладкого, то остро реагируешь на все. Радоваться можно. Радоваться нужно. Но ведь есть разница, когда ты бессмысленно хохочешь (при этом выходишь из своей личности, теряешь связь с самим собой – потеря осмысленности в речи, автоматизированное поведение) и радость осмысленная. В такое состояние мы входим, кстати, когда очень много говорим. Если ты понимаешь, что теряешь голову, необходимо проветриться в плане духовном. Один человек рассказывал. У него очень большая семья. Много разговоров. Избыток эмоций. Его любят и он любит. Но на каком-то этапе он понял, что при таком обилии общения он теряет пульс духовной жизни. Тогда он выходит в туалет (если нет другой возможности уединиться) и начинает молиться своими словами. Он просит у Бога прощения за то, что пребывает в «разобранном» состоянии, что нахохотался и наговорил бессмысленных вещей. И снова рождается биение пульса духовной жизни. Возвращается мир. И тогда он уже способен устоять на ногах и не поддаться потоку.
Если желаешь, можно посмотреть фильм «Русский крест». Иван Росток, осознавший, что он из древнего рода Ростовых, оказался у Храма и сказал – Боже, сколько можно за одно мгновение пережить. Стоя перед вечной святыней (не на уровне сектантских воззрений или западных конфессиональных моментов, когда человека завинчивают в структуру), душа человек разворачивается перед ее величием, а сердце способно за одно мгновение вмещать столько переживаний, что возникает ощущение полноты. Там и надежда, и раскаяние. Когда человек озабочен только собой, жизнь становится плоской.