Любовная зависимость. Любовная зависимость. Ч. 3: О чувстве вины и связи со странным человеком
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  01.12.2023.



См. подробнее – в цикле бесед «Любовная зависимость»

Ответы:
«Любовная зависимость. Девушке по поводу депрессии после расставания с человеком, который высасывал и поедал ее. Ч. 1»;
«Любовная зависимость. Ч. 2».

Третий ответ на твою ситуацию, где подведу итоги, хотя итогов и так было много, но, в частности, здесь хотелось бы обратить внимание на чувство вины, которое сейчас тебя гложет. Ты сообщаешь, что чувство вины тебя просто угнетает, что ты чувствуешь себя виноватой в том, что бросила человека, который одной тебе поверил, одной тебе открылся, а ты оказалась бесчувственной, неблагодарной, прекратила общаться с ним. 

Как раз совсем недавно отвечал молодому человеку, который прекратил общаться с девушкой, общение с которой его разрушало. Они вместе жили, хотя он христианин и понимал, что это неправильно. Но неправильным он видел многое из того, что происходило: их общение она документировала, фото выкладывала в сеть, при нем вспоминала своих бывших любовников, и возникало ощущение, что она продолжает с ними общение. И на каком-то этапе он понял, что не может так продолжать жить, что он разрушается, и ушел. Она стала взывать к нему, убеждать, что готова исправиться. Ему был дан такой ответ, что, если его подруга является уже сформированным человеком, то ее очень тяжело изменить. Одно дело, если бы он был большим молитвенником и готов за нее молиться, претерпевать какие-то возникающие болезненные ситуации во взаимообщении. Но вряд ли человек, который к тому же еще далек от веры, имеет какие-то ресурсы измениться. Возможно, она взывала, только чтобы вернуть его, выйти за него замуж, а затем стала бы каким-то образом помыкать им. И он тоже испытывает чувство вины, что разорвал отношения, что она страдает, и все, как ему кажется, произошло по его вине. Вот эту ситуацию хотелось бы прокомментировать. 

Ты говорила, что иногда в человеке, с которым ты общалась, ты словно наблюдала две личности. Случалось, что он говорил что-то аномальное, унижающее тебя, противоречивое, а когда ты хотела выяснить эту ситуацию, он искренне отвечал, что ничего такого не говорил. Возможно, он тебе и не врал, а в тот момент, когда его уста говорили тебе противоречивые, смущающие вещи, его сознание было выключено, а действовала альтернирующая личность. Подобное хорошо было показано в фильме «Бойцовский клуб». Роман на самом деле гораздо страшнее, чем фильм. В фильме рассказчик и девушка соединяются, вместе наблюдают, как рушатся небоскребы, а в романе показано, как Тайлер, альтернирующая личность, по сути демон, который овладел рассказчиком, берет его на крышу небоскреба, чтобы рассказчик застрелился, иначе они вместе пойдут убивать Марлу. То есть Тайлер изнутри управлял телом рассказчика, поэтому тот и не помнил многие моменты. И многие вещи, которые он приписывал своему товарищу Тайлеру, совершал сам рассказчик в состоянии выключенного сознания.

Подобная же ситуация показана в фильме «Сердце Ангела» с Микки Рурком. Конечно, если не вникать в тонкости фильма и не делать его пособием по каким-то духовным моментам, а рассматривать как комментарий к подобной амнезии, то всё-таки в фильме показана идея альтернирующего сознания. Микки Рурк расследует преступления, а потом оказывается, что он эти преступления и совершал. То есть в нем начинала действовать иная личность, а его сознание выключалось. 

И действительно, человек может быть искренне удивлен, когда ты ему сообщают, что он делал какие-то радикальные вещи, и даже поверить не может, что он мог что-то подобное сказать. И то, что с тобой происходит сейчас – навязчивые мысли о нём, о встрече с ним – как раз то, что происходило с мученицей Иустиной, некое усиленной воздействие, чтобы доконать тебя, заставить тебя позвонить ему и начать с ним общаться.

Прежде чем перейти к чувству вины, прошу тебя задуматься над причиной попадания в такую ситуацию, то есть некоторое время назад ты была в точно такой же ситуации. Ты работала педагогом в неком состоятельном семействе, а потом поняла, что они хотят сделать из тебя домашнюю зверюшку и уже определили тебе место в доме, чтобы ты там поселилась, и ты поняла, что пора оттуда бежать. Ты попала в какую-то аномальную ситуацию, но потом всё-таки осознала, что захват твоего сознания начался через лесть: «какая ты красивая», «какой у тебя голос». 

В предыдущих ответах я упоминал о книге Роберта Хаэра «Лишенные совести: пугающий мир психопатов». Автор говорит о том, что такие люди обладают феноменальным пониманием человеческой природы, и защититься от них практически невозможно, но он советую знать о своих слабых местах. И когда на эти слабые места начинают давить, лучше мобилизоваться. Когда мы знаем, что подвержены тщеславию, самолюбию, честолюбию, и когда в нашем окружении появляется человек, который начинает на эти кнопки давить, мы должны не в глупой улыбке расплываться, а у нас должна включиться красная лампочка, сигнализирующая, что нас пытаются уловить.

 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Когда в человеке развивается гордость, от него отступает благодать. И соответственно такой человек становится объектом для инфернального воздействия. Ставка на гордыню – это то, что активно продвигается в сектах. Когда человек взращивает гордыню, ему говорят, что он крут. Использование рычага гордыни показано и в фильме «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда». Мы не разбираем идею магов. Грин-де-Вальд хочет уничтожить одного мага и для этой цели находит молодого и сильного и начинает ему внушать, что он уникален и гениален. И, взращивая в нем гордыню, Грин-де-Вальд потихоньку пытается направить его на своего давнишнего оппонента. 

Так же происходит и в эзотерических практиках. Есть книжечка «История одного “апостольства”», рассказ о «целительнице», порвавшей с экстрасенсорикой и вернувшейся в Церковь. Она попадает на некое собрание, где рассказывают о потомках апостолов, которые растерялись по всему миру, а теперь собираются воедино для предстоящей борьбы с темными силами, и лидеру группы вдруг открывает, что эта девушка несёт в себя апостольскую кровь. И так как она потеряла критику, стала безоговорочно доверять, эта идея полностью ей завладела. Они взрастили в ней ощущение того, что в этой группе у нее есть некий особый статус, поэтому уходить ей не хотелось. 

Прошлый раз тебя подловили, расхваливая твою красоту, и, возможно, прошлый раз мы не до конца разобрали эту историю, и теперь снова подловили твою душу. 

По поводу чувства вины, есть одно отличие, которое подсказал один опытный духовник. Чувство вины – творческое чувство, которое нам дано, чтобы мы познавали свои ошибки и их исправляли. Чувство вины конструктивно. Когда мы видим, что нарушили Закон Божий, поддались каким-то страстям, уклонились от заповедей, у нас есть покаяние, и мы можем себя выправить, изменить свое поведение и становимся вновь способны переживать радость общения. 

Но когда речь идет о патологической вине, человек и не вспоминает о Законе Божием, он считает себя виноватым перед теми нормами и правилами поведения, которые внушил тот или иной человек, то или иное сообщество. И здесь существует большая разница. Ты в данном случае испытываешь чувство вины перед человеком. 

Так существуют различные сектантские формирования или квазирелигиозные структуры, когда на место Бога ставится какое-то государство, и в такой секте читаются молитвы этому государству, члены организации дают клятвы, что они готовы пойти на преступления ради славы этого государства. Здесь происходит некое искажение, если человек ради какой-то земной цели готов пойти на нарушение заповедей Божиих, значит, в его мировоззрении наступило искажение. Когда мы сверяем свою совесть с Законом Божием, тогда мы имеем иммунитет против таких манипулятивных схем.

Хорошо был показан такой момент в рассказе Стефана Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Этот рассказ разбирался в цикле любовная зависимость. Героине рассказа казалось, что она спасла молодого человека, который страдал от игровой зависимости, проигрывая в казино, ей казалось, что она своей любовью может вытащить его из этой бездны порока. И когда она заставила его в храме дать обет, что он не притронется к картам, ей хотелось, чтобы заиграл орган при созерцании этого чуда, которое, как ей казалось, сотворила она….

Подобный сдвиг приводит людей к катастрофе. И, соответственно, враг рода человеческого или люди, которые заманивают людей в секты, используют чувство вины как оружие. Сначала человека затаскивают в аномальные отношения, в которых понятие дружбы извращено, потом зовут на совершение какого-то преступление, и когда в нем начинает говорить инстинкт самосохранения, голос совести, человек начинает отказываться от этого преступления, его начинают нагружать чувством вины. Как же ты смеешь предавать нашу дружбу? И те, кто так говорят, им манипулируют. Потому что ради человека, и ради каких-то ограниченных земных предприятий, не совсем чистых с нравственной точки зрения, он не должен нарушать закон Божий. И никакого чувства вина испытывать не должно, и надо понимать, что все, кто в таком случае пытаются нагрузить тебя чувством вины, тобой пытаются манипулировать. И как опытный духовник объяснял, что в данном случае, с помощью чувства вины враг пытается человека добить, раскачать психику, чтобы заставить позвонить тому человеку, а он уже начнет дальше его обрабатывать. 

Еще этот же этот духовник очень хорошо сказал о чувстве вины с другой стороны. Есть некоторые приемы, которыми социопаты и психопаты, как пишется в одной статье, пытаются заткнуть вам рот. Речь идет о приемах, которые постоянно держат человека в чувстве вины. Например, пьющий мужчина может говорить, что его вынудила супруга. Он может, совершая ошибку, обвинять другого человека, убеждая, что его ошибка – следствие неправильной информации, которую ему дали. Одна девушка рассказывала, что создавалось ощущение, будто муж реализовывал на ней какую-то сектантскую технологию. Он постоянно комментировал любое ее действие в негативном ключе. И из-за того, что это происходило постоянно, у нее сформировалась чувство, что она без него совершенно ни на что не способна. При таких условиях люди чувствуют, что они все делают неправильно, неумело, что они без другого человека не справятся. 

Есть замечательная лекция Антония Сурожского о венчании, о браке, где он разъясняет, что некоторые мужчины неправильно понимают слова апостольского послания о том, что муж – глава семьи. Муж – глава семьи только тогда, когда для него глава – Христос, когда он готов пожертвовать жизнью ради семьи и ради супруги, тогда его можно считать главой. Но если для него Христос не является главой, если он сам не живет по заповедям Божьим, то никто не обязан ему уважением и почтением только по той причине, что он мужчина. Но некоторые мужчины могут считать, что они теперь главные только потому, что являются мужчинами. И случается, что женщина, которая претерпевает какие-то нападки от мужа и ищет помощи, получает ответ, что, дескать, муж – глава, и нужно нести свой крест. Да, нужно нести свой крест, когда ситуация нормальная. Но всё-таки следуют различать ситуацию, когда человек психопатизирован и начинает морально разрушать специально. Одно дело, когда речь идет о таких бытовых столкновениях, от которых не одна семья не свободна, а другое дело – намеренное разрушение человека и доведение его до состояния инвалидности или безумия. Хорошо, если у женщины есть духовник и она действительно выносит на его размышления подобные ситуации в деталях, с его помощью пытаясь понять, действительно ли была ее вина в том, что он напился или ушёл из дома. Здесь бывает трудно разобраться без помощи другого человека, когда кипят эмоции, перемешано и чувство вины, и боли, и сожаления от того, что человек, который любил, ушёл. Очень трудно бывает объективно разграничить, где фантазии, где реальность, где эмоции, а где что-то объективное. 

В тексте «Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека (часть 1)» (см. главу «Посмотреть на свою мысль со стороны») говорилось о значении духовника, и приводился пример, когда одна девушка хотела выбрать свадебное платье, но настолько была увлечена этой идеей, что даже не видела, что платье ей не подходит, потому что у нее на глаза уже упали шоры. Хорошо, что во время покупки приехала мама и сказала: «Ну, неужели ты не видишь, что это платье тебе не подходит» И часто бывает, когда человек оказывается в секте, он реально не видит, что им манипулируют, потому что ослеплен. Слава Богу, если он имеет доверие к близким людям, и они хотя бы могут ему раскрыть глаза. Так и воруют девушек на Ближний Восток, показывая виллу с фонтаном, где будет проходить супружеская жизнь. И только мама понимает, что речь идет об обмане. И поэтому манипулятор, чтобы выкрасть эту девочку и продать её боевикам, в первую очередь старается разрушить отношения этой девочки с мамой, чтобы она перестала ей доверять, потому что первая, кто начнет бить тревогу, будет мама.

А если духовника нет, то у каждого из нас есть совесть, и перед своей совестью в минуту какого-то внутреннего мира, помолившись, причастившись, можно рассудить, была ли моя вина в том, что произошло. И в заключении ещё можно рассказать о неком нюансе, о котором рассказывал миссионер, который принимает людей, пострадавших в результате оккультизмы и сатанизма. Среди подобных людей попадаются такие, которые, создается ощущение, знают всю твою подноготную. И несмотря на то, что он человек опытный, встречаются люди, которые обладают способностью вывести его из себя буквально за защитные минуты. Создается ощущение, что они знают про тебя все, и сходу начинают бить по больным местам, может быть, не осознавая, но тот, кто через них говорит, прекрасно осведомлён в немощах рассказчика. И как только он замечал, что начинало происходить подобное, он старался закруглять разговор (10, максимум 15 минут) и дальше уже не продолжать, а принести на следующий раз. Потому что 10-15 минут говорит человек, а потом через человека уже говорит другая альтернирующая личность, по сути демон. 

Мне попадалось даже в научной литературе, в книге Короленко Ц.П, и Дмитриевой Н.В. «Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире», информация о том, что у терапевта при общении с пациентами с определенным расстройством возникает ощущение, что они читают его мысли. Естественно, в книге никак не расшифровывается, откуда у пациента с некой повреждающей психической дисфункцией такое понимание личности терапевта, которого он видит впервые. 

Поэтому сейчас тебе не надо обращать внимание на чувство вины, один раз покаяться в этом, и не возвращаться. Похожие истории бывают и в монашеской жизни. Например, молодая девушка стала воцерковляться через молодого священника, а потом началось взаимно пристрастие, она стала ходить к нему на исповедь, не чтобы исповедоваться и спросить совета, а чтобы просто послушать его голос. И он уже ожидает её прихода, начиная прикипать сердцем. И если действительно у священника или иеромонаха начинается такая история, то всё-таки нужно рекомендовать, чтобы не произошло падение, прекратить общение. Тогда может начаться чувство вины, что, дескать, эта девушка стала через него воцерковляться, и если сейчас от нее отвернуться, то вдруг она отойдет от церкви. Возникает множество мыслей, как она воспримет, может, она обидится. Один духовник говорил, что на эти мысли не надо реагировать. Есть Промысел Божий, а в этом размышлении на тему вины есть и какая-то ошибка. Спасает не человек, а Промысел Божий, который печется об этой девушке, и Господь найдёт, как ей помочь. Как написано в книге преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, что мы не должны помогать людям с вредом для себя. И здесь уже надо спасать батюшку, если речь идет о белом священнике, или иеромонаха, если о монашествующем. И здесь уже чувство вины может быть неправильным, он должен уходить от греха, поставить выше всего заповедь Божию, свои монашеские обеты, а Господь уже найдёт, как помочь девушке. Возможно, у нее появится другой духовник. Один иеромонах, который оказался в подобной ситуации, по прошествие времени понял, что чувство вины было ложным, что в тайне сердца он хотел продолжить общение с исповедницей, к которой испытывал пристрастие. И его мозг или враг, действующий через ум, выискивали фиктивную причину, чтобы это общение продлить, хоть на каких-то основаниях. Поэтому чаще исповедуйся, причащайся, соборуйся больше одного раза в год, если будет такая возможность, и сосредоточься на той мысли, что то чувство вины, которое в тебе сейчас есть, оно не верно.


Теги: