Семья. Семья. По поводу развода, когда тяжело. К разговору о так называемой созависимости
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.12.2023.



Взвешенное решение, принятое сердцем, направленным к Богу и Истине. Но не шаблонный и автоматизированный подход к ситуации. Иначе и до трагедии недалеко…

Зачастую приходится сталкиваться с подходом формализованным. Не очень понятно мнение, что при венчаном браке разводиться нельзя. А если брак невенчанный? Можно? Необходимо понимание вопроса без суеверий. В первые века христианства Чина венчания не было. Люди вступали в брак по законам Римской империи и перед общиной объявляли себя мужем и женой. Они вместе Причащались. В четвертом веке, когда Православие стало официальной религией Византийской империи, в Церковь вошло множество людей, которые не были христианами по сути (то есть принимали Христианство в корыстных целях, так как нехристианин не мог получить государственной должности). Выяснилось, что номинальных христиан Причащать нельзя. Был составлен Чин венчания, чтобы люди, не принимавшие участие в Таинствах по тем или иным причинам, могли таким образом засвидетельствовать перед общиной свое семейное положение. Первые христиане если жили мужем и женой по государственным законам, то они были супругами при церковной общине. При отсутствии данного понимания рождаются некие перекосы. Люди панически боятся венчаться. Якобы венчанным развестись нельзя. А ведь венчание дано, как благодатная помощь в деле супружества. Главная цель брака – единство супругов. Не рождение детей. Дети – это плод. Бывает, что детей в паре нет, но все равно супруги должны быть вместе, любить друг друга. Отец Владимир Воробьев в статье «Православное учение о браке» говорит и о тех случаях, когда единство супругов распадается. Кстати, никакого Чина развенчания нет. В «Основах социальной концепции РПЦ» описаны некие причины, по которым может быть произведен развод. Например, избиение. Пострадавшей стороне нет необходимости ничего доказывать. Церковь – не судебный орган. В свое время я интересовался данным вопросом и читал лекции для жен зависимых. Столкнулся с таким феноменом – женщин избивают, над ними издеваются, они просят защиты и помощи, а люди, не особенно вникая в ситуацию, призывают сохранять семью. Хорошая фраза – Бог терпел и нам велел. Правда, данный постулат звучит, как Истина в устах лишь того человека, кто сам через это прошел.

На сайте Обители опубликованы ответы, адресованные жене деспотичного мужа с зависимым поведением:

Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 1
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 2
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 3

Там приведен трагический случай. Один священник имел несколько послушаний. Приходская жизнь, преподавательская деятельность и не только. Батюшка сигнализировал архиерею, что уже не грани, что не может больше тянуть этот воз. И получил ответ – с Креста не сходят, с Креста снимают. В итоге произошла трагедия. Священник этот вывез матушку в лес и зарубил топором. Конечно, это по немощи человеческой и дьявольским козням. Такова слабость человеческой природы. Рассказ Чехова «Спать хочется»[1] о подобной трагедии. Нянька сидит с плачущим ребенком. Она не может заснуть и доведена до отчаяния. Очень хочется спать. «Убить ребенка, а потом спать, спать, спать… Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая…» Этот же прием описывает Ефросиния Керсновская в книге «Сколько стоит человек». В годы репрессий в Советском Союзе подобный метод пыток практиковался. Человеку не давали спать. Заключенный доходил до такого морального истощения, что был готов подписать все, что угодно. Тогда никаких доказательств уже не нужно. Подписал – едешь в лагеря.

Один духовник рассказывал, что если у женщины есть великая Вера (прямо – великая), что она спасет своего мужа, в том числе своими страданиями, она, возможно, и последует словам, приведенным выше. Но и ей необходимо воодушевление, чтобы не сломаться. Ради таких жен происходят чудеса. Я читал, что после смерти одной женщины, ее муж (горький пьяница, как говорят в народе) полностью изменил свою жизнь. Стал жить по-христиански. Хотя, по сути, он ее в гроб и вогнал. Уже после смерти она изменила своего мужа силой молитвы. Но это исключительный случай.

Бывают другие варианты. Происходит трагедия. Много по тюрьмам сидит таких женщин, которые просто однажды не выдержали и взяли топор. Конечно, есть и случаи, когда жены уничтожали мужей по другим мотивам. Не стоит смотреть на ситуацию односторонне. Статистика доказывает, что женского насилия все же больше. Просто оно в другой форме выражается. Женщина не полезет с кулаками. Она будет уничтожать мужа руками своего любовника, например. Но бывают случаи, когда супруга доведена до предела. Например, пьяный муж, требующий физического контакта. Если здесь настаивать на сохранении брака, то женщина может просто сломаться и даже покончить с собой…

Я знал одну женщину. Слава Богу, ее муж не бил. Выпивал. Работал в силовых ведомствах. Если человек служит в таких структурах, то при отсутствии духовной жизни и покаяния, нет ни единой возможности облегчить совесть. Даже тому, кто старается действовать в рамках должностных инструкций и специально никакого насилия не продуцирует, все равно очень трудно остаться с чистой совестью. Все это ложится грузом. Кто-то начинает выпивать. И то насилие, в котором человек этот «варится», разрушает его. Выход есть. Об этом эфиры про боевые действия, тревогу и ПТСР. «Боевые действия. Осмысление. Преодоление тревоги, ПТСР. Чувство вины».

Этот мужчина стал весь негатив нести в семью. Он не давал супруге отдыха. Предъявлял выдуманные обвинения. Выяснял отношения с женой при детях. До поры, до времени еще была надежда. Он выпивал, но раскаивался. И было непонятно – куда склонится чаша весов. Он решил продолжить жизнь в выбранном ключе. И тут перспектива исчезла. Эта женщина посоветовалась со священником, и тот дал совет – попытайся еще раз. Она попробовала. Но когда не получилось, ушла. Да и у Батюшки не «поднялась рука» сказать, что она была неправа. Уход супруги его встряхнул. По крайней мере, он задумался над тем, чтобы сохранить отношения с детьми. Начал двигаться к Вере. Человеческие черты вновь стали вырисовываться в нем.

Главное, чтобы решение о разводе не было принято автоматически. Одна современная исследовательница считает, что женщине, пережившей травматический опыт, нужно вернуть автономию. Отмечу лишь, что, к сожалению, автор понимает «автономию» по-своему. Есть некая ложная теория, которая причиной большинства расстройств видит вытесненные травмы, полученные вследствие сексуального опыта. Женщины в состоянии гипноза что-то «вспоминали» и даже подавали в суд на своих родителей. Создан Фонд ложной памяти, призванный защитить жертв подобных исследований. Была показана ненаучность и несостоятельность метода. Мозг имеет такое свойство – идея, усвоенная абстрактно в виде мысли, в состоянии глубокого погружения может быть изображена в виде истории. То есть если женщину вводят в состояние гипноза, предварительно объяснив, что все ее проблемы от забытого ей детского сексуального опыта, то мозг это «вспомнит». Есть примеры в психиатрии. Конфабуляция – ложное воспоминание, то есть воспоминание о событии, которого никогда не было. Известная история одной феминистки. Она якобы вспомнила о насилии со стороны папы. Подала на него в суд. Согласно этой идее женщина должна (именно должна) подать в суд. Доказать насильнику, что не боится его. Что в итоге? Папа умер, возможно, в том числе и из-за переживаний. Ее память стабилизировалась и тогда она поняла, что воспоминания были ложными. Этого на самом деле не было!

Что такое автономия в конструктивном ключе? Женщина должна быть участницей реабилитационного процесса. Зачастую женщину, перенесшую травматический опыт, в программе реабилитации воспринимают, как робота, который должен выполнить инструкции, принять таблетки, развестись с мужем. То есть она была придатком к деспотичному мужу, но и теперь, войдя в реабилитационный процесс, остается роботом, автоматом, вещью. Она так и не обретает автономии.

Очень важно человека духовно и культурно обогатить. Объяснить смысл христианского брака, венчания. Да, апостол Павел писал «жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,– и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор 7. 10–11). Необходимо учитывать, что послание данное обращено тем христианам, которые ради Христа готовы были на смерть. Самого апостола Павла отправили на съедение львам. Его избивали палками. Его побивали камнями. Все это за то, что тот был Христианином. В те времена быть христианином означало страшный риск для земной жизни. Христианство могло быть принято только по великой любви ко Христу. Люди такой высокой нравственности и в брак просто так не вступали. В наше же время мальчика никто не готовит, чтобы стать отцом и мужем. Об этом говорила монахиня Нина (Крыгина). И девочек не готовят для материнства и супружества. К сожалению, современные люди только ко второму – третьему браку начинают понимать, что к чему. Не говорю, что это правильно. Говорю так, как есть. Зачастую в первый брак молодежь вступает и вовсе по непонятным причинам. Как правило, телесные предрасположенности (не у всех). Телесность достаточно быстро проходит. Если глубокой любви нет, обычно не хватает терпения на немощи ближнего. По идее, люди, живущие в христианской культуре, получали эти знания с детства. Тогда человек был зрелой личностью годам к двадцати. Для многих этот путь сейчас только начинается в двадцать лет (а то и позже). Лет 5-7 уходит на переосмысление и только годам к сорока человек что-то начинает понимать.

Отец Андрей Ткачев рассуждал о парнях, вернувшихся из рядов армии. Женить его на себе не так сложно. Он только начал жить. Никакого жизненного опыта нет. Он вынужден жениться, особенно если уже случилась близость. А любви не было. И что ему делать? Можно сказать – вперед, но он запьет.

Обычному священнику лучше уклониться от подобных вопросов. В Церкви издревле епископы уполномочены решать бракоразводные процессы. Ситуации бывают разные и требуют внимательного рассмотрения. Советоваться нужно с тем, кто способен ситуацию с разных сторон изучить.

Думаю, нужно еще помолиться. Почитать в день по главе Евангелия и Чин пения 12 избранных псалмов в течение 40 дней. Господь показывает выход через цепочку событий и обстоятельств. Можно после своего молитвенного Правила буквально из 5 предложений составить коротенькую молитовку – «Господи, Ты видишь… я не знаю, что мне делать. Покажи мне путь, которым идти». Эта молитва скорее нужна нам. Он и Сам все знает. В ответе «Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)» приведены некоторые размышления по данному вопросу, а так же молитовка для тех, кто ожидает Его решения - «Господи, я ничего не знаю сам, ничего не могу понять верно. Но я хочу лишь Твоей святой воли. И хочу узнать решение вопроса от Тебя Премудрого и Всеблагого. Открой мне Своими путями, которые Ты Сам ведаешь».

(Есть еще подобные слова в молитве, составленной прп. Ефремом Сириным: «Господи, дай мне знать Волю Твою. Научи меня молиться, Сам во мне молись. Не дай совершиться своеволию, но да будет на все Воля Твоя. Ежели есть, Владыко, Воля Твоя, чтобы состоялось сие, соверши и сделай успешным. Ежели нет на то Воли Твоей Святой, не предай меня совещанию и неразумию моему. Но, как Сам ведаешь, упаси меня по снисхождению Твоему»).

Мы не живем чужой головой, когда советуемся. Бывают неоднозначные ситуации или выбор столь сложен, что нашего интеллекта просто не хватает. И через цепочку обстоятельств Господь показывает. В этом ответе упомянут митрополит Вениамин (Федченков). Ему было необходимо в советские годы принять сложное решение – остаться верным Московскому патриархату или отделиться. Он молился и в его жизни началась определённая цепочка событий. Вроде бы мельчайшие, несвязанные друг с другом факты (сюда посмотри, об этом подумай) и в результате сформировалось четкое, взвешенное решение остаться верным Московскому патриархату.

Может быть, наступит момент истины. Тогда приходит некая внутренняя убежденность в адекватности принимаемого решения. Не всегда так получается. Я, например, стараюсь ответ диктовать, когда он (ответ) сформировался в душе. Иначе возникает большой риск ошибки. Когда решение принято в состоянии внутреннего мира, когда наступил момент Истины, даже если придется потерпеть, то не будет горечи, так принято оно взвешенно, сердцем, направленным к Богу.

Бывает, что человек себя определенным образом проявляет. Приведу одну такую историю. Отношения вне брака. В молодом человеке кипели страсти, но он старался держать себя в руках. Конечно, случалось всякое. Женщины. ПАВ. Он вступил с женщиной в физические отношения. Сошлись. Начался пост. Они решили на это время отношения прекратить и ходить в Храм. Он молился – «Если есть Твоя воля – укрепи, если нет – разведи». Настал момент истины. Разругались. Расстались. Бывает, и наоборот. Проявляются лучшие черты человека, и мы видим его с другой стороны.

Так, например, мыслитель Леонтьев (впоследствии монах Климент) был духовным чадом отца Иеронима (Соломенцева) на Афоне. После смерти отца Иеронима его духовником стал прп. Амвросий Оптинский. У старца было много посетителей. На свои вопросы Леонтьев получал ответ в виде простых изречений (как вопрошающий из простого народа). А Леонтьев ведь был мыслителем и с отцом Иеронимом он обсуждал вопросы не только сложные, но и философские. Он очень скорбел, что не имеет связи с духовником, что его не слушают и отвечают короткими фразами. Но молился, и Господь утешил его. Сердце прп. Амвросия расположилось к чаду. Он стал более внимателен.

Постскриптум.

Нельзя к ситуации подходить шаблонно. Мы не всегда можем понять глубину и высоту жизни людей. Нам свойственны разные уровни понимания. Собственный уровень лучше не считать идеальным. Кто-то не может понять и милостыни. Был такой протестантский врач, который по благословению святителя Филарета отпет, как православный. Доктор Гааз. Для кого-то цель его поступков так и останется загадкой. Зачем он помогал заключенным? Ведь будучи известным врачом, он мог сделать достойную карьеру, состояние и жить припеваючи.

[1] Из рассказа А.П. Чехова «Спасть хочется»: «Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:

Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою…

…Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать.

…А ребенок кричит и изнемогает от крика.

Наконец, измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить. Этот враг — ребенок. Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка?

…Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребенка, сковывающего ее по рукам и ногам… Убить ребенка, а потом спать, спать, спать… Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая…»