-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 11.12.2023. |
Принять решение только из состояния покоя. Пройти весь путь с человеком. И лишь тогда совесть останется мирной.
См. ответы по теме:
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 1
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 2
Зависимость. Зависимость. Жене деспотичного зависимого мужа. Ч. 3
Когда заходит речь о теории так называемой созависимости, надо быть очень аккуратным, чтобы не стать механистическим придатком к теории. Специалисты руководят, утверждая, что ты созависимостью губишь другого человека. Выдают готовые предписания. Но! В человеке должна появиться субъектность, должен появиться тот, кто принимает решения. Необходимо поднять духовный и культурный уровень. Подобные решения должны быть приняты, исходя не из страха и испуга. Здесь разумный взгляд уже усматривает некоторую грань.
Одно дело, если у нашего родственника есть зависимые моменты, но положительные стороны перевешивают. Он кается. Он старается исправляться. Может и не надо усугублять ситуацию и «бомбить» его. Да, человек срывается, но видно, что вектор его жизни направлен на Истину. Другое дело, когда человек принял решение – он будет жить так, как живет, пить, употреблять наркотики, а окружающие низведены им до уровня обслуживающего персонала. Особенно, если он, не стесняясь, изменяет, водит даже домой кого-то, то, как бы он это не называл (супругу люблю, а это просто мужские утехи), человек переступает некую этическую грань. Становится очевидным «неполезность» такого к нему отношения. Доброта становится потаканием. Тогда с любовью, с сожалением, но необходимо сказать – так дальше продолжаться не может. Если процедура сепарации будет произведена автоматически, то зависимый родственник может и вовсе не проникнуться этим. Он видит перед собой «автомат», который говорит заученные слова. Он спорит и гневается. Если зависимый видит разумного человека, который говорит адекватные вещи, то волей или неволей соглашается с его правотой. В словах человека со взвешенной позицией присутствует некая сила. Как ученик, который не просто вызубрил текст, а понимает его смысл. Он может ошибиться, но если его остановить и задать дополнительный вопрос, спокойно продолжит текст с нужного места. При отсутствии понимания человек запоминает лишь последовательность звуков.
В теории созависимости женщина теряет индивидуальность (в хорошем смысле слова, а не в западном «индивид»). Мы же скорее говорим о личности. А личность – это сокровенный корень бытия, говорил епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский). Личность невозможно утратить в прямом смысле. Женщина, раньше подчинившаяся мужу, теперь механистически переключается на программу. А что в целом в ее жизни поменялось? Одной сепарацией себя не выстроишь. Да, отделилась от мужа, потому что с ним больно, но так никуда и не выросла. Отсепарировалась от начальника и перешла на другую работу. Дальше что? Сам принцип неверен. Данная идея появилась в западной культуре, где утрачена смысловая вертикаль. Выход наверх (если так можно сказать), когда человека растет, развивается, заблокирован.
Вырабатывается положительная доминанта. Тот покой, что раньше люди тщетно искали в сепарации, обретен. Положительная доминанта тормозит все негативное, все страхи. Человек спокойно, взвешенно, разумно объясняет свою позицию. За человеком ощущается Истина и сила. Этого никакой сепарацией не выработать.
Здесь необходимо смотреть на этическую грань. Если человек ее перешел, но готов бороться, значит не надо включать все эти теории сейчас. Как, например, в монастырях. В нашей Обители жесткий сухой закон. Если один пить начнет, то пойдет по цепочке. Или, к примеру, человек гневливый. Брат, пришедший в монастырь со своими сформированными недостатками, просто так от них не избавится. Если же он настроен бороться, исповедуется, пытается мириться с братиями, сокрушается, тогда, так как мы все находимся в монастыре, как в духовной лечебнице, и этот брат, требующий духовного врачевания, остается. Он готов вливаться в жизнь братства несмотря на все недостатки. Мы не можем автоматически его исключить, отсепарироваться, дать ему пасть на дно. Это не по-христиански. Отец Андрей Лемешонок рассказывал про общину на Лысой горе, куда входили и бывшие заключенные, и алкоголики, и наркоманы. Ему говорили, что нужно больше порядка. Можно и идеальный порядок сделать, но тогда это будет не христианская община, а некая организация. Другая ситуация – человек, жестко нацеленный на собственную стратегию. Он пришел в Обитель со своими планами. Может быть, переждать, пока нет работы. Подобный вариант неприемлем. Свой режим. Пренебрежением порядком. Если твой нравственный настрой не соответствует духу места, он будет негативно воздействовать на других. Если ты борешься с собой, то другие готовы потерпеть, но не иначе. Конечно, человек изгоняется не сразу. Происходит беседа. Нежелательно, чтобы это произошло сухо и бездушно. В идеале все по-человечески и по-христиански. Господь сказал «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь» (Мф. 18:15-17)
Надо понимать, что мышление человека пьющего и принимающего наркотики специфично. Тот, кто перешагнул с первой на вторую стадию алкоголизма, свои лихие выходки воспринимает, как норму. Он не видит в них проблемы. У него и по поводу женщин может быть своя версия. Надо понимать только, что идея эта возникла в воспаленном мозгу. Женщина податливая может поверить. Абьюз так и совершается. С тебя шкурку сняли, толкнули в патологию и сказали, что это нормально. Прибавили к этому ласку, трезвое поведение и ты думаешь – может это и, действительно, нормально? Потом еще сняли шкурку, еще и еще. Ты уже живешь в полной аномалии, но кажется, что все не так уж и плохо – не бьет хотя бы, кого-то ведь и бьют.
Чтобы совесть была мирна, ты должна знать, что прошла этот путь с человеком до конца. Было и по-хорошему, было и по-плохому, было по-всякому. Нам Господь в Евангелие дает градацию. Не сразу мы человека исключаем. Совершаем поступательное движение. Если настал момент Истины, если ситуация себя выявила, то ты останешься спокойной. Если же этот путь не пройден, и приняла решение ты согласно методичке или брошюрке, у тебя останутся колебания и сомнения – правильно ли?
Вспоминается мысль светского теоретика Дэвида Аллена. Он написал книгу «Как привести дела в порядок». Ему принадлежат хорошие слова – если Вы хотите жить спокойно, Вы должны знать, почему уволили своего работника. Необходимы критерии, система отбора. Если мы христиане, то человека нужно предупредить, объяснить весь расклад – при каких условиях он может остаться, при каких уходит.
Был такой момент. Одной женщине платили за работу. Она месяц не справилась. Второй не справилась. Увы, за несколько месяцев так ничего и не сделала. Сколько это может продолжаться? Никакой рефлексии при невозможности не признать правоту. И я не вижу антихристианской позиции в отказе. Человек должен данный опыт осмыслить, осознать ошибки и тогда уже по-христиански его можно принять. Ты прошел с ним некий путь. Ты, как человека его понимаешь и принимаешь, но как работника, объективно осознавая его компетенции, нанять не можешь. При хорошем личном отношении рабочие взаимодействия с ним закончены.
Принять такое решение нужно трезво. Без нервов. Без заимствованных автоматических реакций. Помолившись.
Что же касается этих брошюрок о созависимости. В этом аспекте человек, как актер, плохо выучивший свою роль, читает по бумажке. Важно, исходить из иного посыла. Может быть, чуть подождать. Не говорить впопыхах. Укрепиться в молитве и чтении духовной литературы. Может быть, даже пострадать лишнего. Но зато теперь со всей ответственностью, разумно, с любовью, но твердо сказать – дальше так мы жить не можем. И снова в качестве примера Обитель. Проводятся беседы. Дается возможность все исправить. Но если человек продолжает обманывать, тогда – мы тебя не знаем больше. И это не значит, что мы отвращаемся. Бывает, что для человека это изгнание является самым настоящим актом любви. Возможно, это последний шанс понять, что он неправ. Может быть, это сработает, заставит задуматься.
Святитель Григорий Богослов говорил о раскольниках «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас» («Слова», слово 41). В православной традиции диспуты с еретиками нацелены вовсе не на то, чтобы разломить, подавить, унизить, а на возвращение человека в Церковь. Конечно, это очень тяжело исполнить. Апостол Павел во втором послании к Тимофею говорил «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим 2. 25). Кротость не предполагает слюнтяйства. Тихо и спокойно, но твердо.
Люди обращаются к наркологам и психологам. Не утверждаю, что все специалисты данных направлений плохи, но если психолог заточен на идею созависимости, то женщина, изначально находившаяся под прессингом зависимого родственника, теперь оказывается под давлением специалиста – разводись. Сколько было трагедий. Одна женщина рассказала свою историю. Живет она в одной из западных стран. Сама русская. Сын стал курить марихуану. Впала в депрессию. Обратилась к психологу. От специалиста мама услышала – надо дать ему пасть на дно, отсепарироваться. Но это сын, которого она носила под сердцем. Я его не оправдываю. Но надо и градацию проводить. Одно дело у человека есть положительные качества – навык трудолюбия, любовь к людям, стремление получить профессию, то есть доминанты, что не позволяют ему сорваться. Да, он накренился, но пока еще не упал. В целом не надо жестить по отношению к нему.
«По плодам их узнаете их» (Мф 7. 16). В Германии появился уполномоченный по одиночеству. Люди столь разобщены, что при проблемах в семье, они ничего не могут предложить кроме сепарации и ампутации. Представь, что в больнице ничего нет, а развивается гангрена. Что делать? Только ампутация. Если же есть линейка препаратов, то можно за конечность и побороться. Смотрим по совокупности. В каком ты состоянии? В каком состоянии зависимый человек? Тянешь ты эту ситуацию? Чего больше в зависимом человеке доброго или злого?
Принимай решение только в состоянии равновесия, христианского достоинства. Что это такое? Не чопорность. Это способность не определяться внешними и внутренними сигналами. Часто привожу слова богослова Лосского – на нас влияет и климат, и наше внутреннее состояние. Христианское достоинство – способность подняться над всем этим. Личность в Христианском Богословии (статья Лосского «Богословское понятие личности») отвечает на вопрос – Кто? Тот, кто поднимается над природой. Когда благодать Святого духа касается человека, он может подняться над своей природой, преодолеть страхи, голод, то есть те движения души, которые раньше им владели и влекли к тому, чего он не хотел. Появляется состояние покоя, но не вследствие вхождения в анабиоз или отсечения себя от ситуации. Нет. Человек полностью погружен в происходящее, все видит, все чувствует, все понимает, но вследствие приобщенности к чему-то высшему не пропитывается страхом. Поэтому может в ситуации быть полноценным актором.
Вот в чем задача. Сделать человека полноценным актором, то есть субъектом. А не тем, кто по шпаргалке действует.